Скачать:

PDF

Ключевые слова: классицизм, правдоподобие, правда, декорум, подражание, убеждение.
Для цитирования:

Махов А.Е. Категория правдоподобия в литературной теории французского классицизма // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 2. С. 10–33.

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-10-33

Автор: А.Е. Махов
Сведения об авторе:

Александр Евгеньевич Махов — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: 0000-0002-1675-5542

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 28 января 2020 г.
Дата публикации: 25 июня 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №2
Рубрика: Теория литературы
Страницы: 10-33
DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-10-33
Индекс УДК: 82
Индекс ББК: 83+83.3(4Фра)5

Аннотация

В статье дан анализ категории правдоподобия (vraisemblance), занимающей центральное место в поэтологической системе французского классицизма. Используя уже давно существующую (как в поэтике, так и в риторике), но периферийную категорию, поэтологи классицизма впервые превратили принцип правдоподобия в доминанту поэтологической системы: принцип распространяется на все крупные жанры и на основные составляющие поэтического материала — события, ситуации, поступки, характеры. Дефиниции правдоподобия в текстах французских теоретиков можно свести к трем основным идеям: правдоподобие представляет собой 1) некую универсальную модель, противопоставленную единичному, случайному, беспорядочному; 2) «должное» — то, что «должно быть»; 3) то, что согласуется с общим мнением. Все три определения предполагают различение правдоподобия и «правды» как таковой; однако это различение может принимать разные конфигурации. Правдоподобие может полностью замещать правду; может включать в себя правду, если эта правда правдоподобна; может смешиваться с правдой. Два первых определения связывают правдоподобие с принципом подражания, а третье — с принципом убеждения, что позволяет говорить о двух аспектах правдоподобия, миметическом и риторическом (рецептивном). Соотнесение правдоподобия с «мнениями» реципиентов в конечном итоге привело к рождению представления о его национально-исторической относительности: на смену идее единственно возможного правдоподобия, совпадающего с «мнением» современной французской публики, пришло представление о правомерности различных инокультурных «мнений» о правдоподобном.

Список литературы

1 Женетт Ж. Правдоподобие и мотивация / пер. И. Иткина // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 1. С. 299–321.

2 д’Обиньяк Ф. Практика театра / пер. М.С. Гринберга // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 320–360.

3 Пахсарьян Н.Т. Понятие «правдоподобие» во французской поэтике // Литературоведческий журнал. 2008. № 23. С. 77–83.

4 d’Aubignac F. La Pratique du Théâtre. Alger: Carbonel, 1927. XXX, 440 p.

5 d’Aubignac F. Troisième dissertation // Oedipe / Corneille et Voltaire. Saint-Étienne: Université de Saint-Étienne, 2004. P. 99–128.

6 Boileau N. Ars poétique // Boileau. OEuvres. T. 1–2. Paris: Garnier — Flammarion, 1969. T. 2. P. 87–115.

7 Bray R. La formation de la doctrine classique en France. Paris: Nizet, 1951. 389 p.

8 Bussy-Rabutin. Lettre du 26 juin 1678 à Mme de Sévigné // Sévigné M. Correspondance. 3 vol. Paris, 1972–1978. Vol. 2. P. 617.

9 Casals M.-N. La vérité comme indice dans trois poétiques du premier XVIIe siècle: Jean Vauquelin de La Fresnaye, Pierre de Deimier, Jean Chapelain // XVIIe siècle. Année 2001/1. № 210. P. 19–33.

10 Chapelain J. Dialogue de la lecture des vieux romans // Chapelain J. Opuscules critiques. Paris: Droz, 1936. P. 205–241.

11 Chapelain J. Discours de la poésie représentative // Chapelain J. Opuscules critiques. Paris: Droz, 1936. P. 127–131.

12 Chapelain J. La Préface à l’Adonis // Chapelain J. Opuscules critiques. Paris: Droz, 1936. P. 71–111.

13 Chapelain J. La Pucelle — livres XIII à XXIV — Préface // Chapelain J. Opuscules critiques. Genève: Droz, 2007. P. 454–470.

14 Chapelain J. Les Sentiments de l’Académie française sur la tragi-comédie du Cid // La Querelle du Cid. Paris: Welter, 1898. P. 355–417.

15 Chapelain J. Lettre sur la régle des vingt quatre heures // Chapelain J. Opuscules critiques. Paris: Droz, 1936. P. 115–121.

16 Corneille P. Abrégé du martyre de saint Polyeucte // Corneille P. OEuvres complètes. T. 1. Paris: Firmin Didot, 1837. P. 323–324.

17 Dacier A. La Poetique D’Aristote. Amsterdam: Gallet, 1692. 527 p.

18 Garnier P. La notion de vraisemblance chez les théoriciens français du Classicisme // Annales de Bretagne et des pays de l’Ouest. 1976. T. 83, № 1. P. 45–70.

19 Génetiot A. Le classicisme. Paris: Quadrige, 2005. 475 p.

20 Kremer N. Vraisemblance et reconnaissance de la fiction. Pour une redéfinition de la vraisemblance dans le cadre d’une poétique romanesque // Fabula / Les colloques, Fictions classiques. Article publié le 29 avril 2006. URL: http://www.fabula.org/ colloques/document128.php (page consultée le 04 août 2019). 

21 La Mesnardière H. J. Pilet de. La Poёtique. Paris: Sommaville, 1640. 467 p.

22 Le Bossu R. Traité du poème épique. 6 éd. La Haye: Scheurleer, 1714. T. 1. 490 p.

23 Le Moyne P. Dissertation du poёme heroique // Le Moyne P. Oeuvres poetiques. Paris: Billaine, 1671. P. 1–236.

24 Marechal A. Préface à La Généreuse allemande // Temps des préfaces: le débat théâtral en France de Hardy à la querelle du Cid. Paris: Klincksieck, 1996. P. 218–225.

25 Mehtonen P. Old concepts and new poetics. Historia, argumentum, and fabula in the twelfth- and early thirteenth-century latin poetics of fiction. Dissertation. Helsinki: Societas Scientiarum Fennica, 1996. 173 p.

26 Morgan J. The Meanings of Vraisemblance in French Classical Theory // The Modern Language Review. 1986. Vol. 81, № 2. P. 293–304.

27 Phillips H. «Vraisemblance» and Moral Instruction in Seventeenth-Century Dramatic Theory // The Modern Language Review. 1978. Vol. 73, № 2. P. 267–277.

28 Racine J. Discours de réception à l’Académie française de Th. Corneille // Racine J. OEuvres complètes. Paris: Fortic, 1826. P. 565–568.

29 Rapin R. La comparaison d’Homère et de Virgile // Rapin R. Les oeuvres. Amsterdam: Mortier, 1709. T. 1. P. 97–178.

30 Rapin R. Les réflexions sur la poétique de ce temps. Genève: Droz, 1970. XXXVI, 204 p. 31 Rapin R. Réflexions sur la Poétique d’Aristote. Paris: Muguet, 1674. 257 p.

32 Saint-Evremond Ch. de. Dissertation sur le Grand Alexandre // Saint-Evremond Ch. de. OEuvres en prose. 4 vol. Paris: Didier, 1962–1969. Vol. 2. P. 84–102.

33 Scudéry G. de. Ibrahim ou L’illustre Bassa. Fasano: Schena; Paris: Presses de l’Université Paris — Sorbonne, 2003. Vol. 1–2. 1224 p.

34 Scudéry G. de. Observations sur le Cid // La Querelle du Cid. Paris: Welter, 1898. P. 71–111.

35 Scudéry M. de. De la manière d’inventer une fable // Scudéry M. de. «De l’air galant» et autres Conversations (1653–1684). Paris: Champion, 1998. P. 161–180.

36 Valincour J.B.H. de. Lettres à Madame la Marquise *** sur le sujet de la Princesse de Clèves. Paris: S. Mabre-Cramoisy, 1678. 371 p.

37 Vossius G.J. Poeticarum institutionum libri tres. Leiden: Brill, 2010. 2 vol. XII, VII, 2189 p.