Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2017-2-3/Ignatieva_Oganisyan.pdf
Для цитирования:

Игнатьева (Оганисьян) М.Ю. Расин и Мандельштам // Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 3. С. 204–219. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-3-204-219

Автор: М.Ю. Игнатьева (Оганисьян)
Сведения об авторе:

Мария Юльевна Игнатьева (Оганисьян) — кандидат филологических наук, доцент, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный универси- тет, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2, 109651 Москва, Россия. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 9 марта 2017 г.
Дата публикации: 25 сентября 2017 г.
Номер журнала: 2017 Том 2, №3
Рубрика: Русская литература
Страницы: 204-219
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2017-2-3-204-219

Индекс УДК: 821.161.1+821.133.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)53+ 83.3(4Фра)51
Ключевые слова: Мандельштам, Расин, трагическое, трагедия, черное солнце, Скрябин.

Аннотация

Статья представляет собой фрагмент кандидатской диссертации «Философско-эстетические принципы трагедии Кальдерона и Расина», защищенной на кафедре истории зарубежной литературы МГУ в 1988 г. Автор стремился к тому, чтобы рассмотреть расиновскую тему у Мандельштама в контексте теории трагического. В статье, эссеистичной по форме, последовательно анализируются основные образы и ключевые понятия изучаемой темы: ниспадающая шаль как образ тяжести-легкости («Спадают с плеч классические шали»), слово-признание как выражение искупленного, очищенного страдания («Слово — чистое веселье, // Избавленье от тоски»), смерть через слово к освобождению («Зловещий голос — горький хмель — // Душа расковывает недра») и др. Особое внимание уделено образу «черного солнца», «запятнанного дня» расиновской Федры, этот образ полон различных коннотаций, он «не выбрасывает из себя готового смысла» («Разговор о Данте»). У Расина Солнце — сакральный символ, «Бог сокровенный» — Deus absconditus янсенизма: греховность Федры пятнает солнце, делает его черным. Предсмертные слова Федры утверждают искупительный смысл ее гибели. В статье «Пушкин и Скрябин» Мандельштам пишет о трагическом смысле гибели художника и сопоставляет ее с подвигом Федры. Взгляд на расиновское присутствие у Мандельштама с учетом исследований таких знатоков Расина, как Р. Барт, Л. Гольдманн, Ж. Пуле и др., позволяет лучше понять и прямые, и косвенные расиновские аллюзии у Мандельштама, а также его взгляд на трагедию и трагическое с 1914 по 1920 г., когда поэт читал и переводил великого французского трагика, и осмыслял те трагические события, свидетелем которых он стал.

Список литературы

1 Мандельштам О.Э. Собр. соч.: в 4 т. Вашингтон; Париж: Международное Литературное содружество, I967–I98I. 599 с. + 737 с. + 551 с. + 203 с.
2 Barthes R. Sur Racine. Paris: Seuil, 1963. 166 p.
3 Goldmann L. Le Dieu caché. Étude sur la vision tragique dans les “Pensées” de Pascal et dans le théâtre de Racine. Paris: Gallimard, 1959. 454 p.
4 Mauron Ch. L’Inconscient dans l’oeuvre et la vie de Racine. Gap: Ophrys, 1957. 350 p.
5 Poulet G. Notes sur le Temps racinien // Poulet G. Etudes sur le temps humain. P.: PIon, 1949. T. 1. P. 104–121.
6 Tinsley B. Christian theology and the frontiers of tragedy. Cambridge: Leeds univ. press, 1963. 25 p.