Download:

PDF

For citation:

Pak, N.V. “The Panegyric on Nicholas Kochanov, a Fool for Christ of Novgorod: Literary Sources.” Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023, pp. 288–315. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-288-315 

Author: Natalia V. Pak
Information about the author:

Natalia V. Pak, PhD in Philology, Specialist in educational and methodical work, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Dvinskaya St. 5/7, 198035 St. Petersburg, Russia.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0307-2395 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

Received: July 19, 2022
Published: June 25, 2023
Issue: 2023 Vol. 8, №2
Department: Textology. Materials
Pages: 288–315
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-288-315 

EDN:

https://elibrary.ru/BMAKVX 

UDK: 821.161.1.0
BBK: 83.3(2Рос=Рус)4
Keywords: East Slavic hagiography, Old Russian hagiography, Novgorod hagiography, textual criticism, Basil of Caesarea, Nicholas of Myra, Nicholas (Kochanov), John XIII of Constantinople, Clement of Ohrid, Xenophon of Robeika.

Abstract:

The article examines the literary sources of the anonymous Panegyric on Nicholas, named Kochanov, a 14th-century Saint of Novgorod, presumably written in Novgorod in the middle of the 16th century. In numerous cases the author of the Panegyric conveys the few historical information about the life of the Saint by the borrowings from certain literary sources. Established ones are the Sermon on the memory of Basil of Caesarea by John XIII of Constantinople, the Panegyric of Nicholas of Myra attributed to Clement of Ohrid, and the anonymous Sermon on the transfer of the relics of Nicholas the Wonderworker from Myra of Lycia to Bari. The second part of the article privides a comparison of the Panegyric with two late lives of Nicholas Kochanov. The results of analysis confirm the conclusion that they go back to the Panegyric as their source. Moreover, the late Praise of Xenophon of Robeika, another Saint of Novgorod, the founder of the Monastery in honour of St. Nicholas, as well as the Life of Xenophon of Robeika are also based on the text of the Panegyric of Nicholas Kochanov. The appendix contains the text of the Panegyric of Nicholas Kochanov published in accordance with the manuscript of the 17th century OLDP F.48.

Full text (HTML)

 

 

Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 288 ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО НОВГОРОДСКОМУ ЮРОДИВОМУ НИКОЛАЮ КОЧАНОВУ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ © 2023 г. Н.В. Пак Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург, Россия Дата поступления статьи: 19 июля 2022 г. Дата одобрения рецензентами: 15 октября 2022 г. Дата публикации: 25 июня 2023 г. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-288-315 Аннотация: В статье рассматриваются литературные источники анонимного Похвального слова Николаю Кочаному, новгородскому юродивому XIV в., написанного предположительно в Новгороде в середине XVI в. Немногочисленные исторические сведения о жизни святого автор во многих случаях передает словами заимствований из литературных источников. Установлены три из них: Поучение на память Василия Кесарийского Иоанна Глики, Похвальное слово Николаю Мирликийскому, атрибутируемое Клименту Охридскому, и анонимное Слово на перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. Во второй части статьи Похвальное слово сопоставляется с двумя поздними житиями Николая Кочанова. Проведенный анализ подтверждает вывод о том, что они восходят к Похвальному слову как своему источнику. Кроме того, на тексте Похвального слова Николаю Кочанову также основывается поздняя Похвала Ксенофонту Робейскому, другому новгородскому святому, основателю Ксенофонтова Робейского монастыря, и Житие этого же святого. В приложении публикуется текст Похвального слова по списку XVII в. ОЛДП F.48. Ключевые слова: восточнославянская агиография, древнерусская агиография, новгородская агиография, текстология, Василий Кесарийский, Николай Мирликийский, Николай (Кочанов), Иоанн XIII Глика Константинопольский, Климент Охридский, Ксенофонт Робейский. Информация об авторе: Наталья Викторовна Пак — кандидат филологических наук, специалист по учебно-методической работе, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, ул. Двинская, д. 5/7, 198035 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0307-2395 E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Для цитирования: Пак Н.В. Похвальное слово новгородскому юродивому Николаю Кочанову: литературные источники // Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 2. С. 288–315. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-288-315 Научная статья / Research Article https://elibrary.ru/BMAKVX УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2Рос=Рус)4 Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 289 THE PANEGYRIC ON NICHOLAS KOCHANOV, A FOOL FOR CHRIST OF NOVGOROD: LITERARY SOURCES © 2023. Natalia V. Pak Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, St. Petersburg, Russia Received: July 19, 2022 Approved after reviewing: October 15, 2022 Date of publication: June 25, 2023 Abstract: The article examines the literary sources of the anonymous Panegyric on Nicholas, named Kochanov, a 14th-century Saint of Novgorod, presumably written in Novgorod in the middle of the 16th century. In numerous cases the author of the Panegyric conveys the few historical information about the life of the Saint by the borrowings from certain literary sources. Established ones are the Sermon on the memory of Basil of Caesarea by John XIII of Constantinople, the Panegyric of Nicholas of Myra attributed to Clement of Ohrid, and the anonymous Sermon on the transfer of the relics of Nicholas the Wonderworker from Myra of Lycia to Bari. The second part of the article privides a comparison of the Panegyric with two late lives of Nicholas Kochanov. The results of analysis confirm the conclusion that they go back to the Panegyric as their source. Moreover, the late Praise of Xenophon of Robeika, another Saint of Novgorod, the founder of the Monastery in honour of St. Nicholas, as well as the Life of Xenophon of Robeika are also based on the text of the Panegyric of Nicholas Kochanov. The appendix contains the text of the Panegyric of Nicholas Kochanov published in accordance with the manuscript of the 17th century OLDP F.48. Кeywords: East Slavic hagiography, Old Russian hagiography, Novgorod hagiography, textual criticism, Basil of Caesarea, Nicholas of Myra, Nicholas (Kochanov), John XIII of Constantinople, Clement of Ohrid, Xenophon of Robeika. Information about the author: Natalia V. Pak, PhD in Philology, Specialist in educational and methodical work, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Dvinskaya St. 5/7, 198035 St. Petersburg, Russia. ORCID ID: https://orcid. org/0000-0003-0307-2395 E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. For citation: Pak, N.V. “The Panegyric on Nicholas Kochanov, a Fool for Christ of Novgorod: Literary Sources.” Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023, pp. 288–315. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-288-315 This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023 Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 290 То немногое, что известно о памятнике, которому посвящена настоя- щая статья, помещается всего в нескольких строках. По предположению В.О. Ключевского, Похвальное слово в честь новгородского блаженного Николая Кочанова, жившего, по преданию, в XIV в., принадлежит к числу произведений макарьевского времени и было написано в Новгороде в сере- дине XVI в. [6, с. 268]. Широкого распространения в рукописной традиции оно не имело и дошло до нас в немногочисленных рукописях XVI–XVIII вв. [19, с. 511; 17, с. 274–275]. О жизни святого сообщает «очень скудные и неопределенные черты, переплетая их общими местами» [6, с. 269]. В названии памятника используется слово «Салос» в его терминоло- гическом значении1, едва ли не единственный раз в агиографической тради- ции применительно к новгородскому юродивому Николаю2, в сопровожде- нии пояснения книжника, что это слово значит: «Слово похвално Николы Каллосу (sic!), сирчь Христа ради уроду, нарицаемому Кочанову» (РНБ. Ф. 536. Оп. 1. № F.48, л. 389; далее — ОЛДП F.48)3 [5, с. 54]. Как отмечает В.И. Охотникова, Похвальное слово «полностью со- ответствует жанру славословия. Начинается оно рассуждением о том, что ни богатство, ни слава, ни сила, ни “сладость” не достойны “хвалы и удив- ления”, ибо все это “погибнет и разрушится... с привременным житием”, только “добродетель бессмертна есть”. Жизнь Николы для автора Слова — 1 О развитии терминологического значения у греческого слова σαλός ‘сумасшедший’ см.: [4, с. 40–44]. 2 Известен еще один юродивый с таким именем, живший в XVI в. во Пскове, за которым в церковной и научной традиции закрепилось определение «Салос», см., например, название посвященной этому святому статьи в «Православной энциклопедии»: [14]. 3 За указание на эту рукопись благодарю Т.Б. Карбасову. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 291 пример того, как человек оставил все соблазны этого мира, все временное во имя вечного. Как сообщает автор, Никола был сыном богатых родителей Максима и Ульяны, но пренебрег богатством, “оставил села и имения, и раб множество” и стал юродствовать. И далее в самых общих словах описыва- ется “чистое житие” Николы и его “юродственное шествие”. Заканчивается соч<инение> акафистной похвалой и молитвенным обращением к св<ято- му>. Слову похвальному нельзя отказать в стройности, логичности разви- тия мысли, ясности образов, языка» [13, с. 178]. Хотя известны по крайней мере два списка XVI в. и один из них отно- сится к середине XVI в. [18, с. 172–176; 17, с. 274], Похвальное слово не было включено в состав макарьевских Великих Миней Четьих. Этот факт обычно признается значимым для определения времени создания и установления автора того или иного памятника, однако никто из исследователей о нем не упоминает. Принято считать, что раннего Жития этого святого не существовало [19, с. 511]. На тексте Похвального слова основываются три попытки соста- вить Житие в более позднее время: повествование, озаглавленное «О свя- томъ блаженномъ Христа ради юродивомъ Николае Качанов. Изъ слова похвальнаго вкратц» (нач. «Святыи Христа ради юродивыи Николаи Ко- чанов родися въ великомъ Новград от добру и христиану родителю...»)4, «Сказание о святом Николае, Христа ради юродивом» (нач. «Святыи Хри- ста ради юродивыи Николаи, проименованием Кочанов, родися в четыре- надесятом веке...») из печатной службы 1831 г. и Житие, сохранившееся в единственном списке XIX в. (нач.: «Блаженныи Николаи Кочановъ родися въ Великомъ Новград от добрыхъ и христианскихъ родителеи...»)5 [17, с. 275]. Между тем само Похвальное слово, будучи одним из древнейших агиографических памятников, повествующих о святом, до сих пор не было издано. Перечисленные сведения из истории текста интересующего нас па- мятника можно дополнить указанием тех литературных источников, из ко- торых были заимствованы «общие места». Значительную часть риторического повествования Похвального сло- ва составляют пять заимствований разной длины из Поучения на 1 января, 4 Упоминается Л.В. Соколовой [19, с. 511]. Текст издан: [8, с. 84–87]. 5 Упоминается В.И. Охотниковой [13, с. 178]. Текст издан: [7, с. 41–44]. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 292 память Василия Кесарийского, принадлежащего Иоанну XIII Глике, патри- арху Константинопольскому (1315–1320) (нач. «Мнозии от человкъ ови убо богатства и имниа хвалять и удивляються о нихъ...», BHG 262h). Текст По- хвального слова Николаю Кочанову цитируется по списку ОЛДП F.48, ссыл- ки на листы рукописи даются в квадратных скобках. Курсивом здесь и далее выделяются изменения, сделанные при адаптации заимствованного текста. Мнози от ч(е)л(ов)къ, (A) Якоже мнози от ч(е)л(ов)къ, ови убо богатество и имниа хвалят(ъ) и удивляются о них(ъ), ини же блажать славу и силу, друзии же пищю, инии же сладость. От сих же ни едино есть блажено, ниже овии убо богат(ь)ства имния хвалят(ъ) и удивляются о немъ, инии же блажят(ъ) славу и силу, друзии же пищу, инии же сладость. От сихъ же ни едино достоино похвалению, или слав, или удивлению, понеже бо не имать присное пребытие, но с вкомь симъ и привременнымь житиемь купно раздрушаеться и погыбаеть, многым же ч(е)л(ов)комь ни зд послужи, ниже пребысть с ними богатьство и слава, ни сладость, ни пищя, достоино похвалению или слав и удивлению, понеже бо не имать присное пребытие, но с вкомъ симъ и привременнымъ сим(ъ) житием(ъ) купно разрушается и погибаетъ, многим же ч(е)л(ов)комъ ни зд послужи, ниже пребысть с ними богат(ь)ство и слава, ни сладость, ни пища, но яко не явися. Подобно яко но, якоже соние, мимоидеть и остави съдръжащих(ъ) е, и абие бысть красныи и славныи уныль, и богатыи нищь, и благыя дни имя прииде в напасти. соние, мимоидетъ и оставитъ содержащихъ е, и абие бысть красныи и славныи унылъ, и богатыи нищ(ь), и благыя дни имя прииде в напасть. Едина же добродтель бесм(е)ртна есть и вчна вещь и блажена, и та убо есть едина достоина ублажению и похвалению и удивлению, понеже бо содръжащих(ъ) ю блаженех(ъ) и достоинх(ъ) похвалнию показаеть. Едина же добродтель бесм(е)ртна || есть и вчна вещь6 и блаженна, и та убо есть достоина ублажению и удивлению, понеже бо содержащихъ ю блаженных(ъ) и достоиных(ъ) похвалению показуетъ. 6 На тексте Похвального слова Николаю Кочанову основывается также Похвала Ксе- нофонту Робейскому (нач. «Присп намъ, возлюбленнiи христiане, пресвтлое торжество и память успнiя преподобнаго Ксенофонта...»), новгородскому святому, основателю Ксенофонтова Робейского монастыря, и Житие этого святого (нач. «Сеи преподобныи отец Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 293 Воспомянемь, братие, колиции силнии, и богатии, и пи||щницы от вка бышя, и ни единого ихъ память съ похвалениемь бысть: Воспомянемъ, братие, колицы силни, и богати, и пищницы от вка бышя, и ни единаго ихъ память с похвалениемъ бысть; добродтелных(ъ) же и святых(ъ) неугасаема есть похвала, добродтель же святыхъ неугасаема, и слава бесм(е)ртна, и вчно ублажение, и похваляющии сихь веселятся, и играють духовно, и слава бесм(е)ртна, и вчно ублажение, и похваляюще сих(ъ) веселятся и духовно играютъ. и радуются: Якоже рече Соломонъ, «Похваляему бо, рече, праведному, възвеселятся людие: бесм(е)ртие бо есть ему и благопохваление о причящении слова онх(ъ)». И се яв есть о нихже длаемь дн(е)сь, празднующе краснаго праздника еже въ святых(ъ) отца нашего Василиа Великаго: похваляему праведнику, возвеселятся людие: бесм(е)ртие бо есть ему и благохваление о причащении слова онх(ъ). И се яв есть от нихже длаем(ъ) днесь, празднующе прекраснаго праздника преблаженнаго Христа ради уродиваго Николы, нарицаемаго Кочанова: веселимся убо въистину, веселимся убо, братие, воистинну, и радуемся, и просвщаемся, радуемся и просвщаемся, ублажающе сего и прославляюще псньми, и похвалами, и похвалении, и пнии. Ктому же и по всему времени святых(ъ) памяти празднующе, ублажающе его и прославляюще псньми, и похвалами, и пнии, призывающе имя его. Ксенофонтъ, рода и коего града, или веси, откуду бе, не изобретено бысть...»). Похвала издана: [20, с. 311–315]; Житие издано: [3, с. 265–268; 1, с. 104–105]. Житие, согласно датировке А.Г. Боброва, было написано между серединой XVIII в. и 1830-ми гг. [3, с. 258]; относительно времени создания Похвального слова никаких предположений высказано не было. Однако в Житии фрагментарно читается заимствова- ние из Поучения на память Василия Кесарийского «уразуме мира сего настоящую жизнь, что весьма кратка, скоропреходящу и исполненна безъчисленныхъ и горестныхъ бедствии; другая жъ есть безъсмертная вечная, и всякихъ сладостеи и увеселении преисполненная» [3, с. 265–266], что может говорить об одновременном создании Жития и Похвалы и исполь- зовании общего литературного источника (Похвального слова Николаю Кочанову) или, что менее вероятно, о написании Жития после Похвалы. В связи с этим остается сожалеть, что Житие публикуется отдельно от Похвалы, являющейся его составной частью. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 294 якоже свтилникъ зримь ихь сияющихъ кождаго ихъ по памяти своеи Якоже || свтилникъ зримъ сияющь, такоже и память его, и просвщающих(ъ) душь наших(ъ), просвщающу душъ нашыхъ, и мракоту грховную отгоняющи, и исправляющих(ъ) о Боз стопь наших(ъ). и исправляющи о Боз стопы нашя (л. 389 об. – 390 об.). Истинно бо есть священное и божественое слово, глаголющее: (B) Истинно бо есть божественное слово, || глаголющее: «Яко ихже проувид Богъ, си реч(ь) исъпръва повел съединообразникы быти образу Сына Его, яко быти Ему перво||родну во многых(ъ) братиахъ. Ихже бо исперва повле, сихь и призва, ихже призва, сих(ъ) и прослави, ихже прослави, сих(ъ) и оправда, причястникы и наслдникы быти ц(а)р- ствию Его небесному и неизреченному и блаженному животу и наслаждению» [11, стб. 57–58]. «Якоже ихже проувид Богъ, сим(ъ) исперва повел соединообразным(ъ) быти образу Сына Его, яко быти Ему первородну во многыхъ братияхъ. Ихже бо исперва повел, сих(ъ) и призва, ихже призва, сихъ и прослави, ихже прослави, сихъ и оправда, и причастникы, и наслдникы быти ц(а)рьствию Его небесному, и неизреченному животу, и наслажению» (л. 390 об. – 391). Кто же исповдати возможеть многая и великая дарованиа, еже дароваеть съдръжащим(ъ) добродтель, и в ныншнмь вц, и в будущем(ъ)? (C) Никтоже исповдати и похвалити возможе многая и великая дарования Божия, еже даруетъ содержащымъ добродтелеи терпние, в ныншнемъ вце и в будущемъ. Кто ли възможет(ъ) изрещи блаженьство и славу ону, егда праведнии просиають, яко с(о)лнце, и блаженнои и нетлннои пищи наслаждение? Кто ли изрещи возможетъ блажен(ь)- ство и славу ону, егда праведнии просияютъ, яко с(о)лнце, блаженнои и нетлннои пищи наслаждение? (л. 393) Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 295 Глаголет бо Христос: «Отче, ихже дал Ми еси, хощу, идже есмь Азъ, и они будуть со Мною, даже зрять славу Мою, еяже дал Ми еси». Индже пакы глаголеть: «Приидте, благословении Отца Моего, наслдуите уготованное вамъ ц(а)рстьво небесное от искони мира». (D) Якоже глаголетъ, Въистину убо праведнии въ вкы живи суть, и память ихь пребываеть в род(ъ) || и род(ъ). праведнии в вки живутъ, и память их(ъ) пребывает(ъ) в род(ъ) и родъ. Блажени убо суть въистину добродтели причястницы и блазии длателие заповдемь Господним(ь), Блажени убо воистинну добродтели причастницы и блази длатели заповдем(ъ) Господнимъ, || см. ниже (E) даже и до см(е)рти соблюдая христоподобное житие, понеже тамо отходять, идже Христос есть, одесную Отца сдяи, [...]. (D) понеже тамо отходятъ, идже Христос есть, одесную Отца сдяи, Тамо бо и мы мало на послдокъ ити имамы, и елицы зд добр течение сьвершишя, възвеселятся тамо о Господи, владычествующимь силою своею въ вки, елици же уныниемъ и лностию пожишя, мукамь и томлениомь предани будуть, не тисущами или тмами лтомь, но вкы не имущимь конця. Сего ради молюся вамъ: утрезвимся и въспрянемь на всякъ д(е)нь и чяс(ъ)... [11, стб. 58–59]. и елицы зд добро течение совершышя, возвеселятся тамо о Господи, владычествующимъ силою своею вкы. Елицы же уныниемъ и лностию пожишя, мукамъ и томлению предани будутъ, не тысущями или тмами лтомъ, но во вкы не имуще кончины. Сего ради молюся вам(ъ), братие: утрезвитеся и бодри будите (л. 393–393 об.). …даже до см(е)рти соблюдати христоподобное житие... [11, стб. 60]. см. выше Другим литературным источником новгородского памятника яви- лось Похвальное слово Николаю Мирликийскому (нач. «Се наста, братие, Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 296 свтлое празднество...»), приписываемое Клименту, епископу Охридскому, одному из учеников Кирилла и Мефодия [12, с. 91–95], из которого было за- имствовано девять фрагментов разной длины. Исследователи неоднократ- но высказывали аргументы против предполагаемого авторства Климента Охридского [9; 12, с. 190–191, № 74], однако в недавней работе Д. Атанасова приводит новые данные в его пользу [2]. В отличие от Поучения на память Василия Кесарийского, обращение к которому не имеет видимой мотивации, выбор этого сочинения в качестве литературного источника Похвального слова Николаю Кочанову легко мо- жет быть объяснен тождеством имен прославляемых святых. Се наста, братие, свтлое празднество7 предивнаго отца нашего чюдотворца Николы, (a) Присп намъ, братие, свтлое празднество и памят(ь) || успения преблаженнаго, иже Христа ради уродиваго Николы, нарицаемаго Кочанова. Сеи убо блаженныи Никола еже во всемь мир, яко с(о)лнце, добротелми осиая, чюдесы удивляя весь миръ. в великомъ Новграде, якоже с(о)лнце, добродтелми просия и весь градъ удиви своимъ житием(ъ) (л. 389 об.). [...] Б бо от добру родителю прозяблъ, яко и маслина доброродна, от отца, нарицаемаго Феофана, и матери, нарицаемыа Ноны. (b) Сеи убо блаженныи Никола родися от добру родителю, отца, нареченнаго Максима, и матери, нареченныя Ульянии, Доброплодная же, купати хотяща, положи в ночвахъ, воста простъ, стоя 2 часа [10, стб. 789]. доброплодныя (л. 390 об.). 7 В некоторых списках читается «Се присп, братие, свтлое празднество» [12, с. 91]. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 297 ...издтьска бо б искипила в немь по достоянию благодати Божия, (c) Издт(ь)ска бо нача велию вру к Богу держати, и явися на нем(ъ) Божия благодать, течаше бо изо устъ его сладко учение, яко кадило добровонно. течаше бо изъ устъ его молитва к Богу, яко кадило благовонно. И любяше чистоту, и постъ, и колнное поклонение. В тои же добродтели пребывающю, возвсти ему архиепископъ преподобныи Филипъ прити въ епископью... [10, стб. 790]. И в тои же добродтели ему пребывающу, и велможи же начашя его и людие блажити и славити (л. 390 об.). ...якоже рече достоин Христос: «Иже вруеть въ Мя, то ищрева его рки животныя истекуть». «Азъ бо, рече, дамъ ему уста и премудрость, еже не возмогуть противитися и отвщати вся противляющися вамъ». Пророкомъ Иолемъ глаголеть: «Излю от духа Моего, и дамъ чюдеса на небес гор, и знамения на земли низу, (d) Якоже рече Христос достоин: «Иже вруютъ в Мя, то из чрева его ркы животныя истекутъ», и благодати сугубъ даръ подамь». «и благодати сугубъ даръ подамъ вамъ». Того жадая, блаженныи отець нашь Николае презри маловременная сласти житиа сего, не ища земныхъ, но небесныхъ, не ища временныхъ, но вчныхъ, И сего жадая блаженныи уродивыи Никола, отрину маловременныя сласти || жития сего, не хотя земных(ъ), но небесныхъ, не ища временныхъ, но вчныхъ, мсто от мста придя, с мста на мсто преходя, и уродомъ ся творя, и образъ спасению всмъ являя своего жития, възиская заблужешихъ, терпнием(ъ) отвращая от заблужениа, Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 298 текыи к болным(ъ), недужныя исцляа, <и нын болныя и недужныя исцляя,> печалныя утшая, обидимымь помагая, от см(е)рти изимая [10, стб. 790]. и печалныя утшая, обидимым(ъ) помогая, и от страсти бсовскиа избавляя (л. 391–391 об.). Радуися, небопарныи орле, облиставъ весь миръ и наполнивъ вся сладкаго учения. Радуися, Николае, похвала апостольская, радуися, Николае, монастыремъ твердое и недвижимое основание [10, стб. 794]. (e) Радуися, небопарныи орле, обле||тавыи весь Новъград(ъ) и наполнивыи своего великаго крпкаго терпния. Радуися, Новуграду твердое основание недвижимо. Радуися, побднича бсомъ и ересемь прогонниче... [10, стб. 794]. (f) Радуися, побдивыи бсы своимъ терпниемъ (л. 392 об. – 393). Тмже, братие, того Сына Божиаго почитающа, (g) Поклоняемся Сыну Божию, заповди Его соблюдемь, иже рече: «Не убеи, не укради, лжи послухъ не буди, не прелюбоди, не восхити чюжего обидою, чти отца своего и матерь, возлюби ближнего своего, яко и самъ ся», и страхом(ъ) и трепетом(ъ) поч(е) сти Христа, якоже почте тя, от небытия въ бытие тя сотвори: и заповди Его соблюдем(ъ), иже рече: «Не убеи, не укради, лжы послухъ не буди, не прелюбоди, не восхити чюжаго обидою, чти отца своего и матерь, и возлюби ближняго своего, яко самъ себе». Страхомъ и трепетом(ъ) почти Христа, якоже тя почте, от небытия в бытие сотвори: тебе ради звздами небо украси, тебе ради с(о)лнце постави, тебе ради луну и звзды сотвори на просвщение твое, тебе ради постави времена и м()с(я)- ци, дни и часы, тебе ради море, и рки, источники излия, тебе ради зври, и птица, вся четвероногиа сотвори, да тя возведеть в первое раиское мсто. тебе ради небо звздами украси, тебе ради с(о)лнце постави, тебе || ради луну и звзды сотвори на просвщение твое, тебе ради постави времена, м()с(я)цы, и дни, и часы, тебе ради море, и ркы, и источникы излия, тебе ради птицы, и зври, и вся четвероногая сотвори, да тя возведет(ъ) в раиское мсто. Ты, того оставивъ, ркамъ, источникамъ требы полагаеши, жреши, яко Богу, бездушнеи твари. Ты, того оставивъ, рекамъ и источникамъ требы полагаеши, жреши, яко Богу, твари воздушнеи. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 299 Да того ради бываетъ небу затворение, бездождие, плодом пагуба, ово сланою, ово градом(ъ), ово язями различными, ихже да убжимъ, милос(е)рдие Божие укротяще. И того ради бываетъ небу затворение, и бездождие, и плодомъ пагуба, ово сланою, ово градомъ, ово язями различными, иже да убжимъ того, милос(е)рдие Божие кротяще. Ръци же ми, чимь я можемъ укротити? Не сим ли: не || воздаи же зла за зло, ни клеветы за клевету, убыстри же ноз свои на течение къ ц(е)ркви право, услышаная в неи скоро сотворяи, алчныя накормляи, жадныя напои, нагыа одваи, странныа приемли, болныа посщаи, нищая ввожа в домъ, сирымъ буди во отца мсто, вся, реченная ти преди, сотвори. И рцмъ, чимъ я можем(ъ) укротити? Не симъ ли: не воздаждь зла за зло, ни клеветы за клевету, и убыстри ноз твои на течение право к ц(е)ркви, и услышанная в неи скоро сътворяи, алчныя накорми, и жадныя напои, и нагыя одваи, и болныя посщаи, странныя приемли, || нищая введи в дом(ъ) свои, сиру буди во отца мсто, и вся си реченнаа соблюди. Тми бо тсными путьми разширять ти ся двери небесныя... [10, стб. 792–793]. Тми бо путьми разширятся двери небесныя (л. 393 об. – 394 об.). Да и мы, братие и отцы, (i) Да мы, братие и отцы, послушаемъ свят(а)го писания, и сотворим(ъ) тако, и останемся от злыхъ длъ, добронравию поревнуемь и память его честно творимъ, и поревнуимъ блаженному отцу Никол, и память ч(е)стнаго его преставлениа ч(е)стно творим(ъ) и празднуемъ. не на брашно токмо ся собираемъ, но и на послушание и на добрая дла подвигнемся, Не на брашно токмо ся збираем(ъ), но на послушание, и на добрая дла подвигнемся, воздержащеся не от брашна токмо, но и от пиянства, от зависти, от свара, от татбы, от клеветы, от лихоимания и от прелюбоданиа, от мертвечины, от кровоядения. воздержащеся не от брашна токмо, но и от пития, и от зависти, от свара, от татбы, от клеветы, и от лихоимания, и от прелюбодяния, и от кровоядения, и от всего зла. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 300 Такова бо дла творяща далече от Бога суть, аще не покаются покаяниемъ, еже бо есть приятно Богу, еже остатися от всякого зла и ктому не претворяти его, но слезами, и милостынею, и умилениемъ омыти вся соблазны, Таковая дла творяще далече от Бога суть, аще не покаются покаяниемъ, еже бо есть приятно Богу, еже остатися от всякого зла || и ктому не творити его, но слезами, и умилениемъ, и милостынею омыти вся соблазны... (л. 394 об. – 395). тако пребывающу, славити пресвятую Троицю, (j) Тако пребывающе, славимъ Святую Троицу, во единомъ Божеств, во единои держав сущи, Емуже лпо есть присно воздати честь и поклоняние единому Богу со безначалнымъ Сыномъ Исус Христомъ, Емуже слава въ вкы вкомъ, Отца и Сына и Святаго Духа, и нын и присно и во вки вком(ъ), аминь [10, стб. 794]. аминь (л. 395 об.). Из Слова на перенесение мощей Николая из Мир Ликийских в Бари (нач. «Присно убо должни есмы, братие...»), предположительно русского сочинения конца XI в. [16, с. 191–192, № 75] или первой четверти XII в., третьего источника анализируемого памятника, заимствована заключи- тельная молитва. Автора новгородского Похвального слова интересовал только эпизод поклонения мощам. Очевидно, что в почитании Николая Мирликийского он видел авторитетный образец, которому следовал в сво- ем описании. Нам же, о преподобныи угодниче Христовъ, (k) О преблаженне угодниче Христовъ уродивыи Никола, милостивъ буди зде и в будущемъ вц! На тя бо уповахомъ и молимся, милостив(ъ) буди намъ зд и в будущем(ъ) вце, на тя бо уповахомъ, и теб ся молимъ. ты бо всх видимых и невидимых честне явися. Ты бо всхъ видимыхъ и невидимыхъ врагъ избавляеши. Блаженыи по истин град Барьскыи, и церкви его освященна, въ неиже тя возвеличи Господь Богъ! Блаженъ есть поистинне Новъград(ъ), и мсто, на немже положено ч(е)стное тло твое. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 301 Освяти бо тя, угодника своего, Вышнии, Освяти бо тя Господь вышнии, своего угодника. ты бо еси Ты бо всмъ врующымъ во Отца и Сына и Свят(а)го Духа и приходящымъ ко гробу твоему буди молебникъ всмъ христьяномъ помощникъ и заступникъ, и помощникъ и заступникъ, всм(ъ) хр(и)стияномъ, не токмо зд в Новград, но и везд, во имя Христа Бога нашего призывающих(ъ) твое ч(е)стное имя, избавляа ны от всх напастии, от бд нашихъ. избавляеши насъ от всхъ напастеи и бдъ. И еще молим ти ся, святыи прблаженныи угодниче, святителю Христовъ Николае, И еще молим ти ся, || преблаженне угодниче Христовъ Никола, имаши дръзновение къ Владыц, молися о насъ, празднующимъ всегда память и творящихъ праздникъ принесение твоихъ мощеи, имаши дерзновение ко Владыц, и моли о насъ, празнующихъ выну и творящыхъ память твоего преставления, яко да спасени будемъ твоими молитвами, яко да спасени будемъ твоими молитвами (л. 395–395 об.). благодатию и человколюбиемъ Единароднаго Сына, с нимже благословенъ еси, съ Пресвятымъ, Благымъ и Животворящимъ ти Духомъ, и нын, и присно, и въ вкы вкомъ. Аминь [15, с. 242]. Выявленные литературные источники подтверждают вывод о том, что два житийных повествования о новгородском юродивом составлены на основе Похвального слова. Нагляднее всего это видно при сравнении первоначального чтения «течаше» (оно заимствовано из Похвального сло- ва Николаю Мирликийскому Климента Охридского) и вторичного чтения «исхождаше» в житийных повествованиях. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 302 Текст Жития, опубликованного Е.А. Рыжовой, восходит к повество- ванию «Изъ слова похвальнаго вкратц»: в нем пропущены слова «И пре- бывая во июродств», являющиеся заимствованием из Похвального слова Николаю Кочанову, и читается дополнение «богатствомъ изобилующихъ, имющихъ селъ и рабовъ множество». В Похвальном слове этого места нет, но ниже читается фраза «Тако и сеи блаженныи Никола Кочановъ, остави вся Господа ради, села, и имние, и рабъ множество», парафразом которой, по всей видимости, и является указание «Изъ слова похвальнаго вкратц». Полужирным шрифтом выделяются первоначальные чтения По- хвального слова и повествования «Изъ слова похвальнаго вкратц», курси- вом — вторичные чтения. b-Сеи убо блаженныи Никола родися Святыи Христа ради юродивыи Николаи Качанов родися въ Великомъ Новград Блаженныи Николаи Кочановъ родися въ Великомъ Новград от добру родителю, отца, нареченнаго Максима, и матери, нареченныя Ульянии, доброплодныя.-b от добру и христиану родителю, отца именемъ Максима, матере же Иулиании, от добрыхъ и христианскихъ родителеи — отца именемъ Максима и матере Иулиании, богатством изобилующихъ и имющихъ селъ и рабовъ множество, богатствомъ изобилующихъ, имющихъ селъ и рабовъ множество, с-Издт(ь)ска бо нача велию вру к Богу держати, и издтска нача велию вру къ Богу держати. и издтства нача велию вру къ Богу держати. и явися на нем(ъ) Божия благодать, течаше бо изъ устъ его молитва к Богу, яко кадило благовонно. И любяше чистоту, и постъ, и колнное поклонение. И явися на нем Божия благодать. Исхождаше бо изъ устъ его молитва къ Богу, яко кадило благовонно, и любяше чистоту и постъ и коленное преклонение. И явися на немъ Божия благодать: исхо||ждаше бо изо устъ молитва къ Богу, яко кадило благовонно, и любяше чистоту, и постъ, и колнное преклонение. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 303 И в тои же добродтели ему пребывающу,-с и велможи же начашя его и людие блажити и славити. Въ таковои добродтели ему пребывающу, начаша его вельможи и людие блажити и славити. Въ таковои добродтели ему пребывающу, начаша его вельможи и людие ублажати и славити. Сеи же блаженныи не хотя славы от ч(е)л(ов)- къ, [...] Сеи же не хотя славы от человекъ Онъ же, не хотя славы от человкъ И сего желая блаженныи Никола, и желая наслдникъ быти Царствия Небеснаго, и желая наслдникъ быти Царствия Небеснаго, и нача уродствовати Господа ради. нача юродствовати Господа ради. нача юродствовати Господа ради, И пребывая во уродств , И пребывая во июродстве, ходя по стогнам(ъ) града, похабъ ся творяше, во устх же молитву имя к Богу всегда. по стогнамъ града ходя, похаб творяше ся, во устхъ молитву имя къ Богу всгда. по стогнамъ града ходя, похаб творяше ся, во устхъ же молитву къ Богу имя всегда. И тогда промчеся доброта его, во всем(ъ) великомъ Новград, чистаго ради жития его. [...] и образъ спасению всмъ являя своего жития, терпнием(ъ) отвращая от заблужениа, [...]. Тогда промчеся доброта его во всемъ Великомъ Новград чистаго ради жития его. Ибо образъ всмъ являя спасения житиемъ своим и терпниемъ || Тогда промчеся доброта его во всемъ Великомъ Новград чистаго ради жития его, ибо житиемъ своимъ и терпниемъ являя всмъ образъ спасения. [...] Тако и сеи блаженныи Никола Кочановъ, остави вся Господа ради, села, и имние, и рабъ множество, и веселие, нестяжание стяжавъ, Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 304 и худостию ризною измлада к Богу прилпися, и во уродство претворися, и терпниемъ бо своимъ || и мужествомъ много пострада, много бо пострада, Много бо пострада, и мразы зимныя терпя, и худость ризную имя, худость ризную имя, худость ризную имя и нищету любляше. Мученицы бо во едино время страсти претерпшя, сеи же во и нищету любя. и нищету любя, вся дни живота своего муки терпя, и уничижение, Во вся дни живота своего муки терпя, уничижение во вся дни живота своего муки терпя, || уничижение и пхание от мирския чади приимаше, и пхание от мирския чади приимаше и посмяния от мирския чады приимаше и о ихже согршении Богу моляся. И сего ради чая прияти воздаяние вчныхъ благъ (л. 390 об., 391, 391 об., 392). и о ихъ согршении Богу моляся, чая прияти воздаяние вчных благъ [8, с. 84]. и о ихъ согршении Богу моляся, чаяше прияти воздаяние вчныхъ благъ [7, с. 41–42]. Таким образом, практически все сведения о жизни новгородско- го святого оказываются описанными при помощи заимствований из По- хвального слова одноименному более раннему и более известному святому. Только имена родителей юродивого Максим и Иулиания известны также из нежитийных источников — они упоминаются в городских синодиках [17, с. 274]. Литературный источник здесь, скорее всего, использован для вос- полнения недостатка сохранившихся биографических сведений. Косвен- ным образом это свидетельствует о том, что время жизни святого (XIV в.) и время написания Похвального слова в его честь (середина XVI в.) значи- тельно отдалены друг от друга. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 305 Литературные источники примерно четверти текста не определены, однако компилятивный характер памятника и способы использования за- имствованного текста заставляют предполагать, что и остальной текст ос- новывается на литературных источниках, которые пока не установлены. Для дальнейшего изучения Похвального слова и его литературной истории предлагается публикация текста по одному списку. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 306 Взаимоотношения упомянутых в статье памятников можно предста- вить в виде следующей схемы: Поучение на память Василия Кесарийского Иоанна Глики Похвальное слово Николаю Мирликийскому Климента Охридского Слово на перенесение мощей Николая Мирликийского из Мир в Бари Похвальное слово Николаю Кочанову «Из слова похвального вкратц» Николаю Кочанову («Святыи Христа ради юродивыи Николаи Кочанов...») Житие Николая Кочанова («Блаженныи Николаи Кочановъ...») Похвала Ксенофонту Робейскому, Житие Ксенфонта Робейского Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 307 Принципы публикации текста Рукописная традиция Похвального слова Николаю Кочанову не ис- следована. К сожалению, один из древнейших списков РНБ. Ф. 588. Оп. 2. № 851 в настоящее время находится на реставрации. При написании статьи к анализу были привлечены два списка XVII в. ОЛДП F.48 и РГБ. Ф. 310. № 344 (далее — Унд. 344). Эти списки близки друг другу (в частности, в обо- их в заглавии читается ошибка «Каллосу» вместо «Саллосу», но не исклю- чено, что эта ошибка содержалась в оригинале памятника) и имеют каждый по одной довольно значительной утрате. В ОЛДП F.48 после слов «терпни- ем(ъ) отвращая от заблужениа» пропущен текст «и нын болныя и недуж- ныя исцляя» (л. 391 об.); в Унд. 344 после слов «родися от добру родителю, отца» пропущен текст «нареченнаго Максима и матери» (л. 8 об.). Взаимоотношение списков можно представить в виде схемы: В основу публикации положен список ОЛДП F.48, для восстановле- ния пропуска используется список Унд. 344. Древнерусский текст передается в упрощенной орфографии, пункту- ация приближена к современной. Заимствования из Поучения на память Василия Кесарийского обо- значаются прописными латинскими литерами A–A, B–B, C–C, D–D, E–E; заимствования из Похвального слова Николаю Мирликийскому и Слова на перенесение его мощей — строчными латинскими литерами a–a, b–b, c–c, d–d, e–e, f–f, g–g, h–h, i–i, j–j, k–k. Издается впервые. оригинал ОЛДП F.48 Унд. 344 Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 308 М()с(я)ца июля въ 27 д(е)нь. Слово похвално Николы8 Каллосу (sic!), сирчь Христа ради уроду, нарицаемому Кочанову. Благослови, отче. a-Присп намъ, братие, свтлое празднество и памят(ь) (л. 389 об.) успения преблаженнаго иже Христа ради уродиваго Николы, нарицаемаго Кочанова. Сеи убо блаженныи Никола в великомъ Новграде, якоже с(о)лнце, добродтелми просия и весь градъ удиви-a своимъ житием(ъ). Якоже A-мно- зи от ч(е)л(ов)къ, овии убо богат(ь)ства имния хвалят(ъ) и удивляют- ся о немъ, инии же блажят(ъ) славу и силу, друзии же пищу, инии же сла- дость. От сихъ же ни едино достоино похвалению или слав и удивлению, понеже бо не имать присное пребытие, но с вкомъ симъ и привременнымъ сим(ъ) житием(ъ) купно разрушается и погибаетъ, многим же ч(е)л(ов)- комъ ни зд послужи, ниже пребысть с ними богат(ь)ство и слава, ни сла- дость, ни пища, но, якоже соние, мимоидетъ и оставитъ содержащихъ е, и абие бысть красныи и славныи унылъ, и богатыи нищ(ь), и благыя дни имя прииде в напасть. Едина же добродтель бесм(е)ртна (л. 390) есть и вчна вещь и блаженна, и та убо есть достоина ублажению и удивлению, понеже бо содержащихъ ю блаженных(ъ) и достоиных(ъ) похвалению по- казуетъ. Воспомянемъ, братие, колицы силни, и богати, и пищницы от вка бышя, и ни единаго ихъ память с похвалениемъ бысть; добродтель же свя- тыхъ неугасаема, и слава бесм(е)ртна, и вчно ублажение, и похваляюще сих(ъ) веселятся и духовно играютъ. Якоже рече Соломонъ, похваляему праведнику, возвеселятся людие: бесм(е)ртие бо есть ему и благохваление о причащении слова онх(ъ). И се яв есть от нихже длаем(ъ) днесь, празд- нующе прекраснаго праздника преблаженнаго Христа ради уродиваго Ни- колы, нарицаемаго Кочанова: веселимся убо, братие, воистинну, радуемся и просвщаемся, ублажающе его и прославляюще псньми, и похвалами, и пнии, призывающе имя его. Якоже (л. 390 об.) свтилникъ зримъ сияющь, такоже и память его, просвщающу душъ нашыхъ, и мракоту гр ховную от- гоняющи, и исправляющи о Боз стопы нашя.-A И хощу вамъ исповдати начало добраго повдания о семъ блаженнемъ Никол, и како и откуду б. 8 Буква «ы» исправлена на «у». Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 309 b-Сеи убо блаженныи Никола родися от добру родителю, отца, наре- ченнаго Максима, и матери, нареченныя Ульянии, доброплодныя.-b c-Из- дт(ь)ска бо нача велию вру к Богу держати, и явися на нем(ъ) Божия благодать, течаше бо изъ устъ его молитва к Богу, яко кадило благовонно. И любяше чистоту, и постъ, и колнное поклонение. И в тои же добродте- ли ему пребывающу,-c и велможи же начашя его и людие блажити и сла- вити. Сеи же блаженныи не хотя славы от ч(е)л(ов)къ, по пророческому словеси: «Егда умножится слава дому его, не оставитъ ли вся» (Пс. 48: 17). B-Истинно бо есть божественное слово, (л. 391) глаголющее: «Якоже ихже проувид Богъ, сим(ъ) исперва повел соединообразным(ъ) быти образу Сына Его, яко быти Ему первородну во многыхъ братияхъ. Ихже бо испер- ва повел, сих(ъ) и призва, ихже призва, сихъ и прослави, ихже прослави, сихъ и оправда, и причастникы, и наслдникы быти ц(а)рьствию Его небес- ному, и неизреченному животу, и наслажению» (Рим. 8: 29–30).-B И сего желая блаженныи Никола, и нача уродствовати Господа ради. И пребывая во уродств, ходя по стогнам(ъ) града, похабъ ся творяше, во устх же молитву имя к Богу всегда. И тогда промчеся доброта его во всем(ъ) великомъ Новград, чистаго ради жития его. d-Якоже рече Христос достоин: «Иже вруютъ в Мя, то из чрева его ркы животныя истекутъ» (Ин. 7: 38), «и благодати сугубъ даръ подамъ вамъ» (Деян. 2: 18, 19; Ио- иль 2: 29, 30). И сего жадая блаженныи уродивыи Никола, отрину маловре- менныя сласти (л. 391 об.) жития сего, не хотя земных(ъ), но небесныхъ, не ища временныхъ, но вчныхъ, с мста на мсто преходя, и уродомъ ся творя, и образъ спасению всмъ являя своего жития, терпнием(ъ) отвра- щая от заблужениа, <и нын болныя и недужныя исцляя,>9 и печалныя утшая, обидимым(ъ) помогая, и от-d страсти бсовскиа избавляя. И се суть уродство блаженнаго Николы, и тако добрая его молитва к Богу, тако чисто житие его, якоже рече Господь во Евангелии: «Иже любитъ кто отца или матерь паче Мене, нсть Ми достоинъ. Иже не приимет(ъ) кр(е)ста свое- го и въслдъ Мене не грядет(ъ), нсть Ми достоинъ» (ср.: Лк. 14: 26–27). Тако и сеи блаженныи Никола Кочановъ, остави вся Господа ради, села, и имние, и рабъ множество, и веселие, нестяжание стяжавъ, и худостию риз- ною измлада к Богу прилпися, и во уродство претворися, и терпниемъ 9 В рукописи отсутствует. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 310 бо своимъ (л. 392) и мужествомъ много пострада, и мразы зимныя терпя, и худость ризную имя, и нищету любляше. Мученицы бо во едино время страсти претерпшя, сеи же во вся дни живота своего муки терпя10, и уни- чижение, и пхание от мирския чади приимаше, и о ихже согршении Богу моляся. И сего ради чая прияти воздаяние вчныхъ благъ. Кто не дивится, братие, терпнию его, или кто не ужасеся его нищет, видяше его в толиц смирении? Что ли реку, или что возглаголю? Блаженъ еси и преблаженъ великии Новъградъ, яко сподобися таковаго дара и та- коваго свтилника скрыти в себ, сего блаженнаго Николу. Блажен(ъ) еси и преблаженъ во всх(ъ) градх(ъ), яко таково скровище скрыся в теб, некрадомо и неиздаемо, и неоскудно подавающе здравие приходящымъ с врою к цлебному его гробу. Тмже воспою: радуися, (л. 392 об.) блаженне Никола, подражателю святыхъ ангелъ. Радуися, иже измлада к Богу при- лепися. Радуися, возлюбивыи постъ, и молитву, и колнное поклонение. Радуися, возлюбивыи чистоту. Радуися, стяжавыи смирение добродтел(ь). Радуися, сладоточныя молитвы, яко кадило благовонно, к Богу всылая. Ра- дуися, ревнителю блаженнаго Андря. Радуися, уродивыхъ похвала. Раду- ися, бывъ Христа ради уродъ. Радуися, уме, наслажаяся благыхъ мыслеи. Радуися, терпнию столпъ и нищет возлюблениче. Радуися, иже маловре- менныя сласти жития сего отвергъ. Радуися, яко удалился еси от всякия зло- бы. Радуися, Никола, иже претерпвыи до конца <от> мирския чади уничижение, и пхание, и наругания. Радуися, Никола, иже великии Новъград(ъ) житием(ъ) чистоты своея удивль. e-Радуися, небопарныи орле, обле(л. 393)- тавыи весь Новъград(ъ) и наполнивыи своего великаго крпкаго терпния. Радуися, Новуграду твердое основание недвижимо.-e Радуися, яко пророче- скаго дара сподобися. Радуися, яко познавыи архиеря великаго во утроб матерни. f-Радуися, побдивыи бсы-f своимъ терпниемъ. Радуися, Никола, иже ко гробу твоему приходяще милости просимъ. C-Никтоже исповдати и похвалити возможе многая и великая дарования Божия, еже даруетъ содер- жащымъ добродтелеи терпние, в ныншнемъ вце и в будущемъ. Кто ли изрещи возможетъ блажен(ь)ство и славу ону, егда праведнии просияютъ, яко с(о)лнце, блаженнои и нетлннои пищи наслаждение?-C Якоже D-глаго- 10 В этом месте используются слова канона Андрею Юродивому, однако они могли быть заимствованы через посредство какого-либо другого текста (в частности, они вошли также в канон Николаю Кочанову). Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 311 летъ, праведнии в вки живутъ, и память их(ъ) пребывает(ъ) в род(ъ) и родъ. Блажени убо воистинну добродтели причастницы и блази длатели заповдем(ъ) Господнимъ, (л. 393 об.) E-даже и до см(е)рти соблюдая хри- стоподобное житие,-E понеже тамо отходятъ, идже Христос есть, одесную Отца сдяи, и елицы зд добро течение совершышя, возвеселятся тамо о Господи, владычествующимъ силою своею <в> вкы. Елицы же уныниемъ и лностию пожишя, мукамъ и томлению предани будутъ, не тысущями или тмами лтомъ, но во вкы не имуще кончины. Сего ради молюся вам(ъ), братие, утрезвитеся и-D бодри будите. Поклоняемся Сыну Божию, g-и заповди Его соблюдем(ъ), иже рече: «Не убеи, не укради, лжы послухъ не буди, не прелюбоди, не восхити чю- жаго обидою, чти отца своего и матерь, и возлюби ближняго своего, яко самъ себе» (Мф. 19: 18, 19). Страхомъ и трепетом(ъ) почти Христа, якоже тя почте, от небытия в бытие сотвори: тебе ради небо звздами украси, тебе ради с(о)лнце постави, тебе (л. 394) ради луну и звзды сотвори на просв щение твое, тебе ради постави времена, м()с(я)цы, и дни, и часы, тебе ради море, и ркы, и источникы излия, тебе ради птицы, и зври, и вся чет- вероногая сотвори, да тя возведет(ъ) в раиское мсто. Ты, того оставивъ, рекамъ и источникамъ требы полагаеши, жреши, яко Богу, твари воздуш- неи. И того ради бываетъ небу затворение, и бездождие, и плодомъ пагу- ба, ово сланою, ово градомъ, ово язями различными, иже да убжимъ того, милос(е)рдие Божие кротяще. И рцмъ, чимъ я можем(ъ) укротити? Не симъ ли: не воздаждь зла за зло, ни клеветы за клевету, и убыстри ноз твои на течение право к ц(е)ркви, и услышанная в неи скоро сътворяи, алчныя накорми, и жадныя напои, и нагыя одваи, и болныя посщаи, странныя приемли, (л. 394 об.) нищая введи в дом(ъ) свои, сиру буди во отца мсто, и вся си реченнаа соблюди. Тми бо путьми разширятся двери небесныя.-g И молимся Богу, и призываемъ святыя на помощь, и не послушают(ъ) насъ святии. h-Да мы, братие и отцы, послушаемъ свят(а)го писания, и сотворим(ъ) тако, и останемся от злыхъ длъ, и поревнуимъ блаженному отцу Никол, и память ч(е)стнаго его преставлениа ч(е)стно творим(ъ) и празднуемъ. Не на брашно токмо ся збираем(ъ), но на послушание, и на добрая дла подвигнемся, воздержащеся не от брашна токмо, но и от пития, и от зависти, от свара, от татбы, от клеветы, и от лихоимания, и от прелюбодяния, и от Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 312 кровоядения, и от всего зла. Таковая дла творяще далече от Бога суть, аще не покаются покаяниемъ, еже бо есть приятно Богу, еже остатися от всякого зла (л. 395) и ктому не творити его, но слезами, и умилениемъ, и милосты- нею омыти вся соблазны,-h и сего святаго Николу уродиваго призывати на помощъ. И молимся ему, сице глаголюще: k-«О преблаженне угодниче Хри- стовъ уродивыи Никола, милостив(ъ) буди намъ зд и в будущем(ъ) вце, на тя бо уповахомъ, и теб ся молимъ. Ты бо всхъ видимыхъ и невиди- мыхъ врагъ избавляеши. Блаженъ есть поистинне Новъград(ъ), и мсто, на немже положено ч(е)стное тло твое. Освяти бо тя Господь вышнии, свое- го угодника. Ты бо всмъ врующымъ во Отца и Сына и Свят(а)го Духа и приходящымъ ко гробу твоему буди молебникъ и помощникъ и заступникъ, всм(ъ) хр(и)стияномъ, не токмо зд в Новград, но и везд, во имя Хри- ста Бога нашего призывающих(ъ) твое ч(е)стное имя, избавляеши насъ от всхъ напастеи и бдъ. И еще молим ти ся, (л. 395 об.) преблаженне угодни- че Христовъ Никола, имаши дерзновение ко Владыц, и моли о насъ, праз- нующихъ выну и творящыхъ память твоего преставления, яко да спасени будемъ твоими молитвами.-k j-Тако пребывающе, славимъ Святую Троицу,-j Отца и Сына и Святаго Духа, и нын и присно и во вки вком(ъ), аминь. Сокращения РГБ — Российская государственная библиотека (Москва), Научно-исследовательский отдел рукописей РНБ — Российская Национальная библиотека (С.-Петербург), Отдел рукописей BHG — Halkin F. (ed.). Bibliotheca hagiographica graeca. Troisième édition (=Subsidia hagiographica. No. 8a). Bruxelles: Société des Bollandistes, 1957. Рукописи РГБ. Ф. 310 (собрание В.М. Ундольского). № 310. XVII в. Л. 7–14. Похвальное слово Николаю Кочанову. — Унд. 344 РНБ. Ф. 536 (собрание Общества любителей древней письменности). Оп. 1. № F.48. 20-е гг. XVII в. [5, с. 54]. Л. 389–395 об. Похвальное слово Николаю Кочанову. — ОЛДП F.48 РНБ. Ф. 588 (собрание М.П. Погодина). Оп. 2. № 851. Сер. XVI в. [12, с. 172–176]. Л. 111–116 об. Похвальное слово Николаю Кочанову. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 313 Список литературы Исследования 1 Анкудинов И.Ю. Ксенофонтов Робейский Николаевский монастырь // Новгород- ский архивный вестник. 2016. № 13. С. 83–141. 2 Атанасова Д. Разказът като реторически похват (Словата за св. Николай Мирли- кийски, приписвани на Климент Охридски) // Св. Климент Охридски в културата на Европа: Международна научна конференция, София, 25–27 ноември 2018. София: [б. и.], 2018. С. 513–524. 3 Бобров А.Г. Житие Ксенофонта Робейского в списке Пушкинского времени // Пушкин и другие: Сборник статей к 60-летию профессора Сергея Александрови- ча Фомичева. Новгород: [б. и.], 1997. С. 257–268. 4 Иванов С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М.: CORPUS, 2005. 464 с. 5 Карбасова Т.Б., Сергеев А.Г. Неизвестный годовой комплект житийно-учительных текстов 20-х годов XVII века // Шестые Лихачевские чтения: Международная научная конференция «Петербургская текстологическая школа: традиции и раз- витие». Тезисы докладов / ред.-сост. С.А. Семячко. СПб.: Пушкинский Дом, 2021. С. 53–54. 6 Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: К. Солдатенков, 1871. [4], IV, 466, IV, IV с. 7 Рыжова Е.А. Мотив «хождение по воде» в житиях юродивых и устных преданиях // Юродивые в русской культуре: сб. науч. ст. / отв. ред. и сост. Е.М. Юхи- менко. М.: [Б. и.], 2013. С. 34–47. (Труды Государственного Исторического музея, вып. 197.) 8 Терешкина Д.Б. Новгородская житийная литература: учеб. пособие по спецкурсу. Великий Новгород: [Б. и.], 2006. 125 с. 9 Thomson Fr. The “Passio S. Johannis Baptistae” and the “Laudatio (Secunda) S. Nikolai Episcopi Myrensis” hitherto attributed to Clement of Ochrida // Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica Riccardo Picchio Dicata. Roma: Edizione dell’Ateneo, 1986. Vol. 2. P. 697–703. Источники 10 Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием / изд-е Археографической комиссии. Вып. 11. Декабрь. Дни 6–17. М.: Синодальная тип., 1904. [12] с., 581–1188 стб. 11 Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием / изд-е Археографической комиссии. Январь. Тетрадь 1. Дни 1–6. М.: Синодальная тип., 1910. [10] c., 320 стб. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 314 12 Климент Охридски. Събрани съчинения / обработили: Б.Ст. Ангелов, К.М. Куев, Хр. Кодов, Кл. Иванова. София: Издателство на Българската Академия на науки- те, 1977. Т. 2. 843, [3] с. 13 Охотникова В.И. Житие Николая Кочанова // Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков: Энциклопедический словарь / отв. ред. В.Л. Янин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 178–179. 14 Охотникова В.И. Николай (Никола, Микула) (Сал(л)ос), блж., Христа ради юро- дивый, Псковский // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. Т. L: Никодим – Никон / под ред. Патриар- ха Московского и всея Руси Кирилла. С. 289–291. 15 Перенесение мощей святого и преподобного отца Николы чудотворца архиепи- скопа Мирской Ликии в Бар град (Подготовка текста, перевод и комментарии Н.В. Савельевой) // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лиха- чева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 12: XVI в. СПб.: Наука, 2003. С. 236–243, 574–575. 16 Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный каталог-справочник / под ред. Я.Н. Щапова. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр, 2003. 384 с. 17 Романова А.А. Николай (Никола) Кочанов // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. Т. L: Нико- дим – Никон / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С. 274–276. 18 Рукописные книги собрания М.П. Погодина: Каталог. СПб.: Российская Нацио- нальная библиотека, 2010. Вып. 4 / отв. ред. Е.В. Крушельницкая. 448 с. 19 Соколова Л.В. Чудеса Николая Кочанова // Словарь книжников и книжности Древней Руси / отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1989. Вып. 2: (Вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 2: Л–Я. С. 511–512. 20 Цветков А., свящ. Преподобный Ксенофонт Робейский и основанная им оби- тель // Новгородские епархиальные ведомости. 1899. № 5. С. 304–315. References 1 Ankudinov, I.Iu. “Ksenofontov Robeiskii Nikolaevskii monastyr’” [“The Monastery of Xenophon of Robeika in Honour of St. Nicholas”]. Novgorodskii arkhivnyi vestnik, no. 13, 2016, pp. 83–141. (In Russ.) 2 Atanasova, D. “Razkaz”t kato retoricheski pokhvat (Slovata za sv. Nikolai Mirlikiiski, pripisvani na Kliment Okhridski)” [“The Narrative as a Rhetorical Device (The Slavonic Eulogies on St. Nicholas of Myra, Attributed to Clement of Ohrid)”]. Sv. Kliment Okhridski v kulturata na Evropa: Mezhdunarodna nauchna konferentsiia, Sofia, 25– 27 noemvri 2018 [St. Clement of Ohrid in the Culture of Europe: International Scientific Conference, Sofia, November 25–27, 2018]. Sofia, 2018, pp. 513–524. (In Bulgarian) Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 3 Bobrov, A.G. “Zhitie Ksenofonta Robeiskogo v spiske Pushkinskogo vremeni” [“The Life of Xenophon of Robeika in the Manuscript of Pushkin’s Time”]. Pushkin i drugie: Sbornik statei k 60-letiiu professora Sergeia Aleksandrovicha Fomicheva [Pushkin and Others: Collection of Articles on the 60th Anniversary of Professor Sergei Alexandrovich Fomichev]. Novgorod, 1997, pp. 257–268. (In Russ.) 4 Ivanov, S.A. Blazhennye pokhaby: Kul’turnaia istoriia iurodstva [Blessed Fools for Christ: Cultural History of God’s Foolishness]. Moscow, CORPUS Publ., 2005. 464 p. (In Russ.) 5 Karbasova, T.B., and A.G. Sergeev. “Neizvestnyi godovoi komplekt zhitiinouchitel’nykh tekstov 20-kh godov XVII veka” [“Unknown Annual Set of Hagiographic and Teaching Texts of the 20s of the 17th Century”]. Shestye Likhachevskie chteniia: Mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia “Peterburgskaia tekstologicheskaia shkola: traditsii i razvitie.” Tezisy dokladov [The 6th Likhachev Readings: International Scientific Conference “St. Petersburg Textual Criticism School: Tradition and Development.” Abstracts of Reports]. St. Petersburg, Pushkin House Publ., 2021, pp. 53–54. (In Russ.) 6 Kliuchevskii, V. Drevnerusskie zhitiia sviatykh kak istoricheskii istochnik [Ancient Russian Lives of the Saints as a Historical Source]. Moscow, K. Soldatenkov Publ., 1871. [4], IV, 466, IV, IV p. (In Russ.) 7 Ryzhova, E.A. “Motiv ʽkhozhdenie po vode’ v zhitiiakh iurodivykh i ustnykh predaniiakh” [“The Motif of ʽWalking on Water’ in the Lives of God’s Fools and Oral Tradition”]. Iukhimenko, E.M., editor. Iurodivye v russkoi kul’ture: Sbornik nauchnykh statei [Holy Fools in Russian Culture: Collection of Academic Articles]. Moscow, 2013, pp. 34–47. (Trudy Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeia [Proceedings of the State Historical Museum], issue 197.) (In Russ.) 8 Tereshkina, D.B. Novgorodskaia zhitiinaia literatura: uchebnoe posobie po spetskursu [Novgorod Hagiographic Literature: A Textbook for a Special Course]. Veliky Novgorod, 2006. 125 p. (In Russ.) 9 Thomson, Fransis. “The ʽPassio S. Johannis Baptistae’ and the ʽLaudatio (Secunda) S. Nicolai Episcopi Myrensis’ Hitherto Attributed to Clement of Ochrida.” Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica Riccardo Picchio Dicata, vol. 2. Roma, Edizione dell’Ateneo, 1986, pp. 697–703. (In English)

References

1 Ankudinov, I.Iu. “Ksenofontov Robeiskii Nikolaevskii monastyr’” [“The Monastery of Xenophon of Robeika in Honour of St. Nicholas”]. Novgorodskii arkhivnyi vestnik, no. 13, 2016, pp. 83–141. (In Russ.)

2 Atanasova, D. “Razkaz”t kato retoricheski pokhvat (Slovata za sv. Nikolai Mirlikiiski, pripisvani na Kliment Okhridski)” [“The Narrative as a Rhetorical Device (The Slavonic Eulogies on St. Nicholas of Myra, Attributed to Clement of Ohrid)”]. Sv. Kliment Okhridski v kulturata na Evropa: Mezhdunarodna nauchna konferentsiia, Sofia, 25– 27 noemvri 2018 [St. Clement of Ohrid in the Culture of Europe: International Scientific Conference, Sofia, November 25–27, 2018]. Sofia, 2018, pp. 513–524. (In Bulgarian)

3 Bobrov, A.G. “Zhitie Ksenofonta Robeiskogo v spiske Pushkinskogo vremeni” [“The Life of Xenophon of Robeika in the Manuscript of Pushkin’s Time”]. Pushkin i drugie: Sbornik statei k 60-letiiu professora Sergeia Aleksandrovicha Fomicheva [Pushkin and Others: Collection of Articles on the 60th Anniversary of Professor Sergei Alexandrovich Fomichev]. Novgorod, 1997, pp. 257–268. (In Russ.)

4 Ivanov, S.A. Blazhennye pokhaby: Kul’turnaia istoriia iurodstva [Blessed Fools for Christ: Cultural History of God’s Foolishness]. Moscow, CORPUS Publ., 2005. 464 p. (In Russ.)

5 Karbasova, T.B., and A.G. Sergeev. “Neizvestnyi godovoi komplekt zhitiinouchitel’nykh tekstov 20-kh godov XVII veka” [“Unknown Annual Set of Hagiographic and Teaching Texts of the 20s of the 17th Century”]. Shestye Likhachevskie chteniia: Mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia “Peterburgskaia tekstologicheskaia shkola: traditsii i razvitie.” Tezisy dokladov [The 6th Likhachev Readings: International Scientific Conference “St. Petersburg Textual Criticism School: Tradition and Development.” Abstracts of Reports]. St. Petersburg, Pushkin House Publ., 2021, pp. 53–54. (In Russ.)

6 Kliuchevskii, V. Drevnerusskie zhitiia sviatykh kak istoricheskii istochnik [Ancient Russian Lives of the Saints as a Historical Source]. Moscow, K. Soldatenkov Publ., 1871. [4], IV, 466, IV, IV p. (In Russ.)

7 Ryzhova, E.A. “Motiv ʽkhozhdenie po vode’ v zhitiiakh iurodivykh i ustnykh predaniiakh” [“The Motif of ʽWalking on Water’ in the Lives of God’s Fools and Oral Tradition”]. Iukhimenko, E.M., editor. Iurodivye v russkoi kul’ture: Sbornik nauchnykh statei [Holy Fools in Russian Culture: Collection of Academic Articles]. Moscow, 2013, pp. 34–47. (Trudy Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeia [Proceedings of the State Historical Museum], issue 197.) (In Russ.)

8 Tereshkina, D.B. Novgorodskaia zhitiinaia literatura: uchebnoe posobie po spetskursu [Novgorod Hagiographic Literature: A Textbook for a Special Course]. Veliky Novgorod, 2006. 125 p. (In Russ.)

9 Thomson, Fransis. “The ʽPassio S. Johannis Baptistae’ and the ʽLaudatio (Secunda) S. Nicolai Episcopi Myrensis’ Hitherto Attributed to Clement of Ochrida.” Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica Riccardo Picchio Dicata, vol. 2. Roma, Edizione dell’Ateneo, 1986, pp. 697–703. (In English)