В статье рассматриваются литературные источники анонимного Похвального слова Николаю Кочаному, новгородскому юродивому XIV в., написанного предположительно в Новгороде в середине XVI в. Немногочисленные исторические сведения о жизни святого автор во многих случаях передает словами заимствований из литературных источников. Установлены три из них: Поучение на память Василия Кесарийского Иоанна Глики, Похвальное слово Николаю Мирликийскому, атрибутируемое Клименту Охридскому, и анонимное Слово на перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. Во второй части статьи Похвальное слово сопоставляется с двумя поздними житиями Николая Кочанова. Проведенный анализ подтверждает вывод о том, что они восходят к Похвальному слову как своему источнику. Кроме того, на тексте Похвального слова Николаю Кочанову также основывается поздняя Похвала Ксенофонту Робейскому, другому новгородскому святому, основателю Ксенофонтова Робейского монастыря, и Житие этого же святого. В приложении публикуется текст Похвального слова по списку XVII в. ОЛДП F.48.
Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 288 ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО НОВГОРОДСКОМУ ЮРОДИВОМУ НИКОЛАЮ КОЧАНОВУ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ © 2023 г. Н.В. Пак Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург, Россия Дата поступления статьи: 19 июля 2022 г. Дата одобрения рецензентами: 15 октября 2022 г. Дата публикации: 25 июня 2023 г. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-288-315 Аннотация: В статье рассматриваются литературные источники анонимного Похвального слова Николаю Кочаному, новгородскому юродивому XIV в., написанного предположительно в Новгороде в середине XVI в. Немногочисленные исторические сведения о жизни святого автор во многих случаях передает словами заимствований из литературных источников. Установлены три из них: Поучение на память Василия Кесарийского Иоанна Глики, Похвальное слово Николаю Мирликийскому, атрибутируемое Клименту Охридскому, и анонимное Слово на перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. Во второй части статьи Похвальное слово сопоставляется с двумя поздними житиями Николая Кочанова. Проведенный анализ подтверждает вывод о том, что они восходят к Похвальному слову как своему источнику. Кроме того, на тексте Похвального слова Николаю Кочанову также основывается поздняя Похвала Ксенофонту Робейскому, другому новгородскому святому, основателю Ксенофонтова Робейского монастыря, и Житие этого же святого. В приложении публикуется текст Похвального слова по списку XVII в. ОЛДП F.48. Ключевые слова: восточнославянская агиография, древнерусская агиография, новгородская агиография, текстология, Василий Кесарийский, Николай Мирликийский, Николай (Кочанов), Иоанн XIII Глика Константинопольский, Климент Охридский, Ксенофонт Робейский. Информация об авторе: Наталья Викторовна Пак — кандидат филологических наук, специалист по учебно-методической работе, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, ул. Двинская, д. 5/7, 198035 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0307-2395 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Для цитирования: Пак Н.В. Похвальное слово новгородскому юродивому Николаю Кочанову: литературные источники // Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 2. С. 288–315. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-288-315 Научная статья / Research Article https://elibrary.ru/BMAKVX УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2Рос=Рус)4 Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 289 THE PANEGYRIC ON NICHOLAS KOCHANOV, A FOOL FOR CHRIST OF NOVGOROD: LITERARY SOURCES © 2023. Natalia V. Pak Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, St. Petersburg, Russia Received: July 19, 2022 Approved after reviewing: October 15, 2022 Date of publication: June 25, 2023 Abstract: The article examines the literary sources of the anonymous Panegyric on Nicholas, named Kochanov, a 14th-century Saint of Novgorod, presumably written in Novgorod in the middle of the 16th century. In numerous cases the author of the Panegyric conveys the few historical information about the life of the Saint by the borrowings from certain literary sources. Established ones are the Sermon on the memory of Basil of Caesarea by John XIII of Constantinople, the Panegyric of Nicholas of Myra attributed to Clement of Ohrid, and the anonymous Sermon on the transfer of the relics of Nicholas the Wonderworker from Myra of Lycia to Bari. The second part of the article privides a comparison of the Panegyric with two late lives of Nicholas Kochanov. The results of analysis confirm the conclusion that they go back to the Panegyric as their source. Moreover, the late Praise of Xenophon of Robeika, another Saint of Novgorod, the founder of the Monastery in honour of St. Nicholas, as well as the Life of Xenophon of Robeika are also based on the text of the Panegyric of Nicholas Kochanov. The appendix contains the text of the Panegyric of Nicholas Kochanov published in accordance with the manuscript of the 17th century OLDP F.48. Кeywords: East Slavic hagiography, Old Russian hagiography, Novgorod hagiography, textual criticism, Basil of Caesarea, Nicholas of Myra, Nicholas (Kochanov), John XIII of Constantinople, Clement of Ohrid, Xenophon of Robeika. Information about the author: Natalia V. Pak, PhD in Philology, Specialist in educational and methodical work, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Dvinskaya St. 5/7, 198035 St. Petersburg, Russia. ORCID ID: https://orcid. org/0000-0003-0307-2395 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. For citation: Pak, N.V. “The Panegyric on Nicholas Kochanov, a Fool for Christ of Novgorod: Literary Sources.” Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023, pp. 288–315. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-288-315 This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023 Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 290 То немногое, что известно о памятнике, которому посвящена настоя- щая статья, помещается всего в нескольких строках. По предположению В.О. Ключевского, Похвальное слово в честь новгородского блаженного Николая Кочанова, жившего, по преданию, в XIV в., принадлежит к числу произведений макарьевского времени и было написано в Новгороде в сере- дине XVI в. [6, с. 268]. Широкого распространения в рукописной традиции оно не имело и дошло до нас в немногочисленных рукописях XVI–XVIII вв. [19, с. 511; 17, с. 274–275]. О жизни святого сообщает «очень скудные и неопределенные черты, переплетая их общими местами» [6, с. 269]. В названии памятника используется слово «Салос» в его терминоло- гическом значении1, едва ли не единственный раз в агиографической тради- ции применительно к новгородскому юродивому Николаю2, в сопровожде- нии пояснения книжника, что это слово значит: «Слово похвално Николы Каллосу (sic!), сирчь Христа ради уроду, нарицаемому Кочанову» (РНБ. Ф. 536. Оп. 1. № F.48, л. 389; далее — ОЛДП F.48)3 [5, с. 54]. Как отмечает В.И. Охотникова, Похвальное слово «полностью со- ответствует жанру славословия. Начинается оно рассуждением о том, что ни богатство, ни слава, ни сила, ни “сладость” не достойны “хвалы и удив- ления”, ибо все это “погибнет и разрушится... с привременным житием”, только “добродетель бессмертна есть”. Жизнь Николы для автора Слова — 1 О развитии терминологического значения у греческого слова σαλός ‘сумасшедший’ см.: [4, с. 40–44]. 2 Известен еще один юродивый с таким именем, живший в XVI в. во Пскове, за которым в церковной и научной традиции закрепилось определение «Салос», см., например, название посвященной этому святому статьи в «Православной энциклопедии»: [14]. 3 За указание на эту рукопись благодарю Т.Б. Карбасову. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 291 пример того, как человек оставил все соблазны этого мира, все временное во имя вечного. Как сообщает автор, Никола был сыном богатых родителей Максима и Ульяны, но пренебрег богатством, “оставил села и имения, и раб множество” и стал юродствовать. И далее в самых общих словах описыва- ется “чистое житие” Николы и его “юродственное шествие”. Заканчивается соч<инение> акафистной похвалой и молитвенным обращением к св<ято- му>. Слову похвальному нельзя отказать в стройности, логичности разви- тия мысли, ясности образов, языка» [13, с. 178]. Хотя известны по крайней мере два списка XVI в. и один из них отно- сится к середине XVI в. [18, с. 172–176; 17, с. 274], Похвальное слово не было включено в состав макарьевских Великих Миней Четьих. Этот факт обычно признается значимым для определения времени создания и установления автора того или иного памятника, однако никто из исследователей о нем не упоминает. Принято считать, что раннего Жития этого святого не существовало [19, с. 511]. На тексте Похвального слова основываются три попытки соста- вить Житие в более позднее время: повествование, озаглавленное «О свя- томъ блаженномъ Христа ради юродивомъ Николае Качанов. Изъ слова похвальнаго вкратц» (нач. «Святыи Христа ради юродивыи Николаи Ко- чанов родися въ великомъ Новград от добру и христиану родителю...»)4, «Сказание о святом Николае, Христа ради юродивом» (нач. «Святыи Хри- ста ради юродивыи Николаи, проименованием Кочанов, родися в четыре- надесятом веке...») из печатной службы 1831 г. и Житие, сохранившееся в единственном списке XIX в. (нач.: «Блаженныи Николаи Кочановъ родися въ Великомъ Новград от добрыхъ и христианскихъ родителеи...»)5 [17, с. 275]. Между тем само Похвальное слово, будучи одним из древнейших агиографических памятников, повествующих о святом, до сих пор не было издано. Перечисленные сведения из истории текста интересующего нас па- мятника можно дополнить указанием тех литературных источников, из ко- торых были заимствованы «общие места». Значительную часть риторического повествования Похвального сло- ва составляют пять заимствований разной длины из Поучения на 1 января, 4 Упоминается Л.В. Соколовой [19, с. 511]. Текст издан: [8, с. 84–87]. 5 Упоминается В.И. Охотниковой [13, с. 178]. Текст издан: [7, с. 41–44]. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 292 память Василия Кесарийского, принадлежащего Иоанну XIII Глике, патри- арху Константинопольскому (1315–1320) (нач. «Мнозии от человкъ ови убо богатства и имниа хвалять и удивляються о нихъ...», BHG 262h). Текст По- хвального слова Николаю Кочанову цитируется по списку ОЛДП F.48, ссыл- ки на листы рукописи даются в квадратных скобках. Курсивом здесь и далее выделяются изменения, сделанные при адаптации заимствованного текста. Мнози от ч(е)л(ов)къ, (A) Якоже мнози от ч(е)л(ов)къ, ови убо богатество и имниа хвалят(ъ) и удивляются о них(ъ), ини же блажать славу и силу, друзии же пищю, инии же сладость. От сих же ни едино есть блажено, ниже овии убо богат(ь)ства имния хвалят(ъ) и удивляются о немъ, инии же блажят(ъ) славу и силу, друзии же пищу, инии же сладость. От сихъ же ни едино достоино похвалению, или слав, или удивлению, понеже бо не имать присное пребытие, но с вкомь симъ и привременнымь житиемь купно раздрушаеться и погыбаеть, многым же ч(е)л(ов)комь ни зд послужи, ниже пребысть с ними богатьство и слава, ни сладость, ни пищя, достоино похвалению или слав и удивлению, понеже бо не имать присное пребытие, но с вкомъ симъ и привременнымъ сим(ъ) житием(ъ) купно разрушается и погибаетъ, многим же ч(е)л(ов)комъ ни зд послужи, ниже пребысть с ними богат(ь)ство и слава, ни сладость, ни пища, но яко не явися. Подобно яко но, якоже соние, мимоидеть и остави съдръжащих(ъ) е, и абие бысть красныи и славныи уныль, и богатыи нищь, и благыя дни имя прииде в напасти. соние, мимоидетъ и оставитъ содержащихъ е, и абие бысть красныи и славныи унылъ, и богатыи нищ(ь), и благыя дни имя прииде в напасть. Едина же добродтель бесм(е)ртна есть и вчна вещь и блажена, и та убо есть едина достоина ублажению и похвалению и удивлению, понеже бо содръжащих(ъ) ю блаженех(ъ) и достоинх(ъ) похвалнию показаеть. Едина же добродтель бесм(е)ртна || есть и вчна вещь6 и блаженна, и та убо есть достоина ублажению и удивлению, понеже бо содержащихъ ю блаженных(ъ) и достоиных(ъ) похвалению показуетъ. 6 На тексте Похвального слова Николаю Кочанову основывается также Похвала Ксе- нофонту Робейскому (нач. «Присп намъ, возлюбленнiи христiане, пресвтлое торжество и память успнiя преподобнаго Ксенофонта...»), новгородскому святому, основателю Ксенофонтова Робейского монастыря, и Житие этого святого (нач. «Сеи преподобныи отец Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 293 Воспомянемь, братие, колиции силнии, и богатии, и пи||щницы от вка бышя, и ни единого ихъ память съ похвалениемь бысть: Воспомянемъ, братие, колицы силни, и богати, и пищницы от вка бышя, и ни единаго ихъ память с похвалениемъ бысть; добродтелных(ъ) же и святых(ъ) неугасаема есть похвала, добродтель же святыхъ неугасаема, и слава бесм(е)ртна, и вчно ублажение, и похваляющии сихь веселятся, и играють духовно, и слава бесм(е)ртна, и вчно ублажение, и похваляюще сих(ъ) веселятся и духовно играютъ. и радуются: Якоже рече Соломонъ, «Похваляему бо, рече, праведному, възвеселятся людие: бесм(е)ртие бо есть ему и благопохваление о причящении слова онх(ъ)». И се яв есть о нихже длаемь дн(е)сь, празднующе краснаго праздника еже въ святых(ъ) отца нашего Василиа Великаго: похваляему праведнику, возвеселятся людие: бесм(е)ртие бо есть ему и благохваление о причащении слова онх(ъ). И се яв есть от нихже длаем(ъ) днесь, празднующе прекраснаго праздника преблаженнаго Христа ради уродиваго Николы, нарицаемаго Кочанова: веселимся убо въистину, веселимся убо, братие, воистинну, и радуемся, и просвщаемся, радуемся и просвщаемся, ублажающе сего и прославляюще псньми, и похвалами, и похвалении, и пнии. Ктому же и по всему времени святых(ъ) памяти празднующе, ублажающе его и прославляюще псньми, и похвалами, и пнии, призывающе имя его. Ксенофонтъ, рода и коего града, или веси, откуду бе, не изобретено бысть...»). Похвала издана: [20, с. 311–315]; Житие издано: [3, с. 265–268; 1, с. 104–105]. Житие, согласно датировке А.Г. Боброва, было написано между серединой XVIII в. и 1830-ми гг. [3, с. 258]; относительно времени создания Похвального слова никаких предположений высказано не было. Однако в Житии фрагментарно читается заимствова- ние из Поучения на память Василия Кесарийского «уразуме мира сего настоящую жизнь, что весьма кратка, скоропреходящу и исполненна безъчисленныхъ и горестныхъ бедствии; другая жъ есть безъсмертная вечная, и всякихъ сладостеи и увеселении преисполненная» [3, с. 265–266], что может говорить об одновременном создании Жития и Похвалы и исполь- зовании общего литературного источника (Похвального слова Николаю Кочанову) или, что менее вероятно, о написании Жития после Похвалы. В связи с этим остается сожалеть, что Житие публикуется отдельно от Похвалы, являющейся его составной частью. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 294 якоже свтилникъ зримь ихь сияющихъ кождаго ихъ по памяти своеи Якоже || свтилникъ зримъ сияющь, такоже и память его, и просвщающих(ъ) душь наших(ъ), просвщающу душъ нашыхъ, и мракоту грховную отгоняющи, и исправляющих(ъ) о Боз стопь наших(ъ). и исправляющи о Боз стопы нашя (л. 389 об. – 390 об.). Истинно бо есть священное и божественое слово, глаголющее: (B) Истинно бо есть божественное слово, || глаголющее: «Яко ихже проувид Богъ, си реч(ь) исъпръва повел съединообразникы быти образу Сына Его, яко быти Ему перво||родну во многых(ъ) братиахъ. Ихже бо исперва повле, сихь и призва, ихже призва, сих(ъ) и прослави, ихже прослави, сих(ъ) и оправда, причястникы и наслдникы быти ц(а)р- ствию Его небесному и неизреченному и блаженному животу и наслаждению» [11, стб. 57–58]. «Якоже ихже проувид Богъ, сим(ъ) исперва повел соединообразным(ъ) быти образу Сына Его, яко быти Ему первородну во многыхъ братияхъ. Ихже бо исперва повел, сих(ъ) и призва, ихже призва, сихъ и прослави, ихже прослави, сихъ и оправда, и причастникы, и наслдникы быти ц(а)рьствию Его небесному, и неизреченному животу, и наслажению» (л. 390 об. – 391). Кто же исповдати возможеть многая и великая дарованиа, еже дароваеть съдръжащим(ъ) добродтель, и в ныншнмь вц, и в будущем(ъ)? (C) Никтоже исповдати и похвалити возможе многая и великая дарования Божия, еже даруетъ содержащымъ добродтелеи терпние, в ныншнемъ вце и в будущемъ. Кто ли възможет(ъ) изрещи блаженьство и славу ону, егда праведнии просиають, яко с(о)лнце, и блаженнои и нетлннои пищи наслаждение? Кто ли изрещи возможетъ блажен(ь)- ство и славу ону, егда праведнии просияютъ, яко с(о)лнце, блаженнои и нетлннои пищи наслаждение? (л. 393) Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 295 Глаголет бо Христос: «Отче, ихже дал Ми еси, хощу, идже есмь Азъ, и они будуть со Мною, даже зрять славу Мою, еяже дал Ми еси». Индже пакы глаголеть: «Приидте, благословении Отца Моего, наслдуите уготованное вамъ ц(а)рстьво небесное от искони мира». (D) Якоже глаголетъ, Въистину убо праведнии въ вкы живи суть, и память ихь пребываеть в род(ъ) || и род(ъ). праведнии в вки живутъ, и память их(ъ) пребывает(ъ) в род(ъ) и родъ. Блажени убо суть въистину добродтели причястницы и блазии длателие заповдемь Господним(ь), Блажени убо воистинну добродтели причастницы и блази длатели заповдем(ъ) Господнимъ, || см. ниже (E) даже и до см(е)рти соблюдая христоподобное житие, понеже тамо отходять, идже Христос есть, одесную Отца сдяи, [...]. (D) понеже тамо отходятъ, идже Христос есть, одесную Отца сдяи, Тамо бо и мы мало на послдокъ ити имамы, и елицы зд добр течение сьвершишя, възвеселятся тамо о Господи, владычествующимь силою своею въ вки, елици же уныниемъ и лностию пожишя, мукамь и томлениомь предани будуть, не тисущами или тмами лтомь, но вкы не имущимь конця. Сего ради молюся вамъ: утрезвимся и въспрянемь на всякъ д(е)нь и чяс(ъ)... [11, стб. 58–59]. и елицы зд добро течение совершышя, возвеселятся тамо о Господи, владычествующимъ силою своею вкы. Елицы же уныниемъ и лностию пожишя, мукамъ и томлению предани будутъ, не тысущями или тмами лтомъ, но во вкы не имуще кончины. Сего ради молюся вам(ъ), братие: утрезвитеся и бодри будите (л. 393–393 об.). …даже до см(е)рти соблюдати христоподобное житие... [11, стб. 60]. см. выше Другим литературным источником новгородского памятника яви- лось Похвальное слово Николаю Мирликийскому (нач. «Се наста, братие, Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 296 свтлое празднество...»), приписываемое Клименту, епископу Охридскому, одному из учеников Кирилла и Мефодия [12, с. 91–95], из которого было за- имствовано девять фрагментов разной длины. Исследователи неоднократ- но высказывали аргументы против предполагаемого авторства Климента Охридского [9; 12, с. 190–191, № 74], однако в недавней работе Д. Атанасова приводит новые данные в его пользу [2]. В отличие от Поучения на память Василия Кесарийского, обращение к которому не имеет видимой мотивации, выбор этого сочинения в качестве литературного источника Похвального слова Николаю Кочанову легко мо- жет быть объяснен тождеством имен прославляемых святых. Се наста, братие, свтлое празднество7 предивнаго отца нашего чюдотворца Николы, (a) Присп намъ, братие, свтлое празднество и памят(ь) || успения преблаженнаго, иже Христа ради уродиваго Николы, нарицаемаго Кочанова. Сеи убо блаженныи Никола еже во всемь мир, яко с(о)лнце, добротелми осиая, чюдесы удивляя весь миръ. в великомъ Новграде, якоже с(о)лнце, добродтелми просия и весь градъ удиви своимъ житием(ъ) (л. 389 об.). [...] Б бо от добру родителю прозяблъ, яко и маслина доброродна, от отца, нарицаемаго Феофана, и матери, нарицаемыа Ноны. (b) Сеи убо блаженныи Никола родися от добру родителю, отца, нареченнаго Максима, и матери, нареченныя Ульянии, Доброплодная же, купати хотяща, положи в ночвахъ, воста простъ, стоя 2 часа [10, стб. 789]. доброплодныя (л. 390 об.). 7 В некоторых списках читается «Се присп, братие, свтлое празднество» [12, с. 91]. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 297 ...издтьска бо б искипила в немь по достоянию благодати Божия, (c) Издт(ь)ска бо нача велию вру к Богу держати, и явися на нем(ъ) Божия благодать, течаше бо изо устъ его сладко учение, яко кадило добровонно. течаше бо изъ устъ его молитва к Богу, яко кадило благовонно. И любяше чистоту, и постъ, и колнное поклонение. В тои же добродтели пребывающю, возвсти ему архиепископъ преподобныи Филипъ прити въ епископью... [10, стб. 790]. И в тои же добродтели ему пребывающу, и велможи же начашя его и людие блажити и славити (л. 390 об.). ...якоже рече достоин Христос: «Иже вруеть въ Мя, то ищрева его рки животныя истекуть». «Азъ бо, рече, дамъ ему уста и премудрость, еже не возмогуть противитися и отвщати вся противляющися вамъ». Пророкомъ Иолемъ глаголеть: «Излю от духа Моего, и дамъ чюдеса на небес гор, и знамения на земли низу, (d) Якоже рече Христос достоин: «Иже вруютъ в Мя, то из чрева его ркы животныя истекутъ», и благодати сугубъ даръ подамь». «и благодати сугубъ даръ подамъ вамъ». Того жадая, блаженныи отець нашь Николае презри маловременная сласти житиа сего, не ища земныхъ, но небесныхъ, не ища временныхъ, но вчныхъ, И сего жадая блаженныи уродивыи Никола, отрину маловременныя сласти || жития сего, не хотя земных(ъ), но небесныхъ, не ища временныхъ, но вчныхъ, мсто от мста придя, с мста на мсто преходя, и уродомъ ся творя, и образъ спасению всмъ являя своего жития, възиская заблужешихъ, терпнием(ъ) отвращая от заблужениа, Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 298 текыи к болным(ъ), недужныя исцляа, <и нын болныя и недужныя исцляя,> печалныя утшая, обидимымь помагая, от см(е)рти изимая [10, стб. 790]. и печалныя утшая, обидимым(ъ) помогая, и от страсти бсовскиа избавляя (л. 391–391 об.). Радуися, небопарныи орле, облиставъ весь миръ и наполнивъ вся сладкаго учения. Радуися, Николае, похвала апостольская, радуися, Николае, монастыремъ твердое и недвижимое основание [10, стб. 794]. (e) Радуися, небопарныи орле, обле||тавыи весь Новъград(ъ) и наполнивыи своего великаго крпкаго терпния. Радуися, Новуграду твердое основание недвижимо. Радуися, побднича бсомъ и ересемь прогонниче... [10, стб. 794]. (f) Радуися, побдивыи бсы своимъ терпниемъ (л. 392 об. – 393). Тмже, братие, того Сына Божиаго почитающа, (g) Поклоняемся Сыну Божию, заповди Его соблюдемь, иже рече: «Не убеи, не укради, лжи послухъ не буди, не прелюбоди, не восхити чюжего обидою, чти отца своего и матерь, возлюби ближнего своего, яко и самъ ся», и страхом(ъ) и трепетом(ъ) поч(е) сти Христа, якоже почте тя, от небытия въ бытие тя сотвори: и заповди Его соблюдем(ъ), иже рече: «Не убеи, не укради, лжы послухъ не буди, не прелюбоди, не восхити чюжаго обидою, чти отца своего и матерь, и возлюби ближняго своего, яко самъ себе». Страхомъ и трепетом(ъ) почти Христа, якоже тя почте, от небытия в бытие сотвори: тебе ради звздами небо украси, тебе ради с(о)лнце постави, тебе ради луну и звзды сотвори на просвщение твое, тебе ради постави времена и м()с(я)- ци, дни и часы, тебе ради море, и рки, источники излия, тебе ради зври, и птица, вся четвероногиа сотвори, да тя возведеть в первое раиское мсто. тебе ради небо звздами украси, тебе ради с(о)лнце постави, тебе || ради луну и звзды сотвори на просвщение твое, тебе ради постави времена, м()с(я)цы, и дни, и часы, тебе ради море, и ркы, и источникы излия, тебе ради птицы, и зври, и вся четвероногая сотвори, да тя возведет(ъ) в раиское мсто. Ты, того оставивъ, ркамъ, источникамъ требы полагаеши, жреши, яко Богу, бездушнеи твари. Ты, того оставивъ, рекамъ и источникамъ требы полагаеши, жреши, яко Богу, твари воздушнеи. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 299 Да того ради бываетъ небу затворение, бездождие, плодом пагуба, ово сланою, ово градом(ъ), ово язями различными, ихже да убжимъ, милос(е)рдие Божие укротяще. И того ради бываетъ небу затворение, и бездождие, и плодомъ пагуба, ово сланою, ово градомъ, ово язями различными, иже да убжимъ того, милос(е)рдие Божие кротяще. Ръци же ми, чимь я можемъ укротити? Не сим ли: не || воздаи же зла за зло, ни клеветы за клевету, убыстри же ноз свои на течение къ ц(е)ркви право, услышаная в неи скоро сотворяи, алчныя накормляи, жадныя напои, нагыа одваи, странныа приемли, болныа посщаи, нищая ввожа в домъ, сирымъ буди во отца мсто, вся, реченная ти преди, сотвори. И рцмъ, чимъ я можем(ъ) укротити? Не симъ ли: не воздаждь зла за зло, ни клеветы за клевету, и убыстри ноз твои на течение право к ц(е)ркви, и услышанная в неи скоро сътворяи, алчныя накорми, и жадныя напои, и нагыя одваи, и болныя посщаи, странныя приемли, || нищая введи в дом(ъ) свои, сиру буди во отца мсто, и вся си реченнаа соблюди. Тми бо тсными путьми разширять ти ся двери небесныя... [10, стб. 792–793]. Тми бо путьми разширятся двери небесныя (л. 393 об. – 394 об.). Да и мы, братие и отцы, (i) Да мы, братие и отцы, послушаемъ свят(а)го писания, и сотворим(ъ) тако, и останемся от злыхъ длъ, добронравию поревнуемь и память его честно творимъ, и поревнуимъ блаженному отцу Никол, и память ч(е)стнаго его преставлениа ч(е)стно творим(ъ) и празднуемъ. не на брашно токмо ся собираемъ, но и на послушание и на добрая дла подвигнемся, Не на брашно токмо ся збираем(ъ), но на послушание, и на добрая дла подвигнемся, воздержащеся не от брашна токмо, но и от пиянства, от зависти, от свара, от татбы, от клеветы, от лихоимания и от прелюбоданиа, от мертвечины, от кровоядения. воздержащеся не от брашна токмо, но и от пития, и от зависти, от свара, от татбы, от клеветы, и от лихоимания, и от прелюбодяния, и от кровоядения, и от всего зла. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 300 Такова бо дла творяща далече от Бога суть, аще не покаются покаяниемъ, еже бо есть приятно Богу, еже остатися от всякого зла и ктому не претворяти его, но слезами, и милостынею, и умилениемъ омыти вся соблазны, Таковая дла творяще далече от Бога суть, аще не покаются покаяниемъ, еже бо есть приятно Богу, еже остатися от всякого зла || и ктому не творити его, но слезами, и умилениемъ, и милостынею омыти вся соблазны... (л. 394 об. – 395). тако пребывающу, славити пресвятую Троицю, (j) Тако пребывающе, славимъ Святую Троицу, во единомъ Божеств, во единои держав сущи, Емуже лпо есть присно воздати честь и поклоняние единому Богу со безначалнымъ Сыномъ Исус Христомъ, Емуже слава въ вкы вкомъ, Отца и Сына и Святаго Духа, и нын и присно и во вки вком(ъ), аминь [10, стб. 794]. аминь (л. 395 об.). Из Слова на перенесение мощей Николая из Мир Ликийских в Бари (нач. «Присно убо должни есмы, братие...»), предположительно русского сочинения конца XI в. [16, с. 191–192, № 75] или первой четверти XII в., третьего источника анализируемого памятника, заимствована заключи- тельная молитва. Автора новгородского Похвального слова интересовал только эпизод поклонения мощам. Очевидно, что в почитании Николая Мирликийского он видел авторитетный образец, которому следовал в сво- ем описании. Нам же, о преподобныи угодниче Христовъ, (k) О преблаженне угодниче Христовъ уродивыи Никола, милостивъ буди зде и в будущемъ вц! На тя бо уповахомъ и молимся, милостив(ъ) буди намъ зд и в будущем(ъ) вце, на тя бо уповахомъ, и теб ся молимъ. ты бо всх видимых и невидимых честне явися. Ты бо всхъ видимыхъ и невидимыхъ врагъ избавляеши. Блаженыи по истин град Барьскыи, и церкви его освященна, въ неиже тя возвеличи Господь Богъ! Блаженъ есть поистинне Новъград(ъ), и мсто, на немже положено ч(е)стное тло твое. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 301 Освяти бо тя, угодника своего, Вышнии, Освяти бо тя Господь вышнии, своего угодника. ты бо еси Ты бо всмъ врующымъ во Отца и Сына и Свят(а)го Духа и приходящымъ ко гробу твоему буди молебникъ всмъ христьяномъ помощникъ и заступникъ, и помощникъ и заступникъ, всм(ъ) хр(и)стияномъ, не токмо зд в Новград, но и везд, во имя Христа Бога нашего призывающих(ъ) твое ч(е)стное имя, избавляа ны от всх напастии, от бд нашихъ. избавляеши насъ от всхъ напастеи и бдъ. И еще молим ти ся, святыи прблаженныи угодниче, святителю Христовъ Николае, И еще молим ти ся, || преблаженне угодниче Христовъ Никола, имаши дръзновение къ Владыц, молися о насъ, празднующимъ всегда память и творящихъ праздникъ принесение твоихъ мощеи, имаши дерзновение ко Владыц, и моли о насъ, празнующихъ выну и творящыхъ память твоего преставления, яко да спасени будемъ твоими молитвами, яко да спасени будемъ твоими молитвами (л. 395–395 об.). благодатию и человколюбиемъ Единароднаго Сына, с нимже благословенъ еси, съ Пресвятымъ, Благымъ и Животворящимъ ти Духомъ, и нын, и присно, и въ вкы вкомъ. Аминь [15, с. 242]. Выявленные литературные источники подтверждают вывод о том, что два житийных повествования о новгородском юродивом составлены на основе Похвального слова. Нагляднее всего это видно при сравнении первоначального чтения «течаше» (оно заимствовано из Похвального сло- ва Николаю Мирликийскому Климента Охридского) и вторичного чтения «исхождаше» в житийных повествованиях. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 302 Текст Жития, опубликованного Е.А. Рыжовой, восходит к повество- ванию «Изъ слова похвальнаго вкратц»: в нем пропущены слова «И пре- бывая во июродств», являющиеся заимствованием из Похвального слова Николаю Кочанову, и читается дополнение «богатствомъ изобилующихъ, имющихъ селъ и рабовъ множество». В Похвальном слове этого места нет, но ниже читается фраза «Тако и сеи блаженныи Никола Кочановъ, остави вся Господа ради, села, и имние, и рабъ множество», парафразом которой, по всей видимости, и является указание «Изъ слова похвальнаго вкратц». Полужирным шрифтом выделяются первоначальные чтения По- хвального слова и повествования «Изъ слова похвальнаго вкратц», курси- вом — вторичные чтения. b-Сеи убо блаженныи Никола родися Святыи Христа ради юродивыи Николаи Качанов родися въ Великомъ Новград Блаженныи Николаи Кочановъ родися въ Великомъ Новград от добру родителю, отца, нареченнаго Максима, и матери, нареченныя Ульянии, доброплодныя.-b от добру и христиану родителю, отца именемъ Максима, матере же Иулиании, от добрыхъ и христианскихъ родителеи — отца именемъ Максима и матере Иулиании, богатством изобилующихъ и имющихъ селъ и рабовъ множество, богатствомъ изобилующихъ, имющихъ селъ и рабовъ множество, с-Издт(ь)ска бо нача велию вру к Богу держати, и издтска нача велию вру къ Богу держати. и издтства нача велию вру къ Богу держати. и явися на нем(ъ) Божия благодать, течаше бо изъ устъ его молитва к Богу, яко кадило благовонно. И любяше чистоту, и постъ, и колнное поклонение. И явися на нем Божия благодать. Исхождаше бо изъ устъ его молитва къ Богу, яко кадило благовонно, и любяше чистоту и постъ и коленное преклонение. И явися на немъ Божия благодать: исхо||ждаше бо изо устъ молитва къ Богу, яко кадило благовонно, и любяше чистоту, и постъ, и колнное преклонение. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 303 И в тои же добродтели ему пребывающу,-с и велможи же начашя его и людие блажити и славити. Въ таковои добродтели ему пребывающу, начаша его вельможи и людие блажити и славити. Въ таковои добродтели ему пребывающу, начаша его вельможи и людие ублажати и славити. Сеи же блаженныи не хотя славы от ч(е)л(ов)- къ, [...] Сеи же не хотя славы от человекъ Онъ же, не хотя славы от человкъ И сего желая блаженныи Никола, и желая наслдникъ быти Царствия Небеснаго, и желая наслдникъ быти Царствия Небеснаго, и нача уродствовати Господа ради. нача юродствовати Господа ради. нача юродствовати Господа ради, И пребывая во уродств , И пребывая во июродстве, ходя по стогнам(ъ) града, похабъ ся творяше, во устх же молитву имя к Богу всегда. по стогнамъ града ходя, похаб творяше ся, во устхъ молитву имя къ Богу всгда. по стогнамъ града ходя, похаб творяше ся, во устхъ же молитву къ Богу имя всегда. И тогда промчеся доброта его, во всем(ъ) великомъ Новград, чистаго ради жития его. [...] и образъ спасению всмъ являя своего жития, терпнием(ъ) отвращая от заблужениа, [...]. Тогда промчеся доброта его во всемъ Великомъ Новград чистаго ради жития его. Ибо образъ всмъ являя спасения житиемъ своим и терпниемъ || Тогда промчеся доброта его во всемъ Великомъ Новград чистаго ради жития его, ибо житиемъ своимъ и терпниемъ являя всмъ образъ спасения. [...] Тако и сеи блаженныи Никола Кочановъ, остави вся Господа ради, села, и имние, и рабъ множество, и веселие, нестяжание стяжавъ, Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 304 и худостию ризною измлада к Богу прилпися, и во уродство претворися, и терпниемъ бо своимъ || и мужествомъ много пострада, много бо пострада, Много бо пострада, и мразы зимныя терпя, и худость ризную имя, худость ризную имя, худость ризную имя и нищету любляше. Мученицы бо во едино время страсти претерпшя, сеи же во и нищету любя. и нищету любя, вся дни живота своего муки терпя, и уничижение, Во вся дни живота своего муки терпя, уничижение во вся дни живота своего муки терпя, || уничижение и пхание от мирския чади приимаше, и пхание от мирския чади приимаше и посмяния от мирския чады приимаше и о ихже согршении Богу моляся. И сего ради чая прияти воздаяние вчныхъ благъ (л. 390 об., 391, 391 об., 392). и о ихъ согршении Богу моляся, чая прияти воздаяние вчных благъ [8, с. 84]. и о ихъ согршении Богу моляся, чаяше прияти воздаяние вчныхъ благъ [7, с. 41–42]. Таким образом, практически все сведения о жизни новгородско- го святого оказываются описанными при помощи заимствований из По- хвального слова одноименному более раннему и более известному святому. Только имена родителей юродивого Максим и Иулиания известны также из нежитийных источников — они упоминаются в городских синодиках [17, с. 274]. Литературный источник здесь, скорее всего, использован для вос- полнения недостатка сохранившихся биографических сведений. Косвен- ным образом это свидетельствует о том, что время жизни святого (XIV в.) и время написания Похвального слова в его честь (середина XVI в.) значи- тельно отдалены друг от друга. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 305 Литературные источники примерно четверти текста не определены, однако компилятивный характер памятника и способы использования за- имствованного текста заставляют предполагать, что и остальной текст ос- новывается на литературных источниках, которые пока не установлены. Для дальнейшего изучения Похвального слова и его литературной истории предлагается публикация текста по одному списку. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 306 Взаимоотношения упомянутых в статье памятников можно предста- вить в виде следующей схемы: Поучение на память Василия Кесарийского Иоанна Глики Похвальное слово Николаю Мирликийскому Климента Охридского Слово на перенесение мощей Николая Мирликийского из Мир в Бари Похвальное слово Николаю Кочанову «Из слова похвального вкратц» Николаю Кочанову («Святыи Христа ради юродивыи Николаи Кочанов...») Житие Николая Кочанова («Блаженныи Николаи Кочановъ...») Похвала Ксенофонту Робейскому, Житие Ксенфонта Робейского Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 307 Принципы публикации текста Рукописная традиция Похвального слова Николаю Кочанову не ис- следована. К сожалению, один из древнейших списков РНБ. Ф. 588. Оп. 2. № 851 в настоящее время находится на реставрации. При написании статьи к анализу были привлечены два списка XVII в. ОЛДП F.48 и РГБ. Ф. 310. № 344 (далее — Унд. 344). Эти списки близки друг другу (в частности, в обо- их в заглавии читается ошибка «Каллосу» вместо «Саллосу», но не исклю- чено, что эта ошибка содержалась в оригинале памятника) и имеют каждый по одной довольно значительной утрате. В ОЛДП F.48 после слов «терпни- ем(ъ) отвращая от заблужениа» пропущен текст «и нын болныя и недуж- ныя исцляя» (л. 391 об.); в Унд. 344 после слов «родися от добру родителю, отца» пропущен текст «нареченнаго Максима и матери» (л. 8 об.). Взаимоотношение списков можно представить в виде схемы: В основу публикации положен список ОЛДП F.48, для восстановле- ния пропуска используется список Унд. 344. Древнерусский текст передается в упрощенной орфографии, пункту- ация приближена к современной. Заимствования из Поучения на память Василия Кесарийского обо- значаются прописными латинскими литерами A–A, B–B, C–C, D–D, E–E; заимствования из Похвального слова Николаю Мирликийскому и Слова на перенесение его мощей — строчными латинскими литерами a–a, b–b, c–c, d–d, e–e, f–f, g–g, h–h, i–i, j–j, k–k. Издается впервые. оригинал ОЛДП F.48 Унд. 344 Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 308 М()с(я)ца июля въ 27 д(е)нь. Слово похвално Николы8 Каллосу (sic!), сирчь Христа ради уроду, нарицаемому Кочанову. Благослови, отче. a-Присп намъ, братие, свтлое празднество и памят(ь) (л. 389 об.) успения преблаженнаго иже Христа ради уродиваго Николы, нарицаемаго Кочанова. Сеи убо блаженныи Никола в великомъ Новграде, якоже с(о)лнце, добродтелми просия и весь градъ удиви-a своимъ житием(ъ). Якоже A-мно- зи от ч(е)л(ов)къ, овии убо богат(ь)ства имния хвалят(ъ) и удивляют- ся о немъ, инии же блажят(ъ) славу и силу, друзии же пищу, инии же сла- дость. От сихъ же ни едино достоино похвалению или слав и удивлению, понеже бо не имать присное пребытие, но с вкомъ симъ и привременнымъ сим(ъ) житием(ъ) купно разрушается и погибаетъ, многим же ч(е)л(ов)- комъ ни зд послужи, ниже пребысть с ними богат(ь)ство и слава, ни сла- дость, ни пища, но, якоже соние, мимоидетъ и оставитъ содержащихъ е, и абие бысть красныи и славныи унылъ, и богатыи нищ(ь), и благыя дни имя прииде в напасть. Едина же добродтель бесм(е)ртна (л. 390) есть и вчна вещь и блаженна, и та убо есть достоина ублажению и удивлению, понеже бо содержащихъ ю блаженных(ъ) и достоиных(ъ) похвалению по- казуетъ. Воспомянемъ, братие, колицы силни, и богати, и пищницы от вка бышя, и ни единаго ихъ память с похвалениемъ бысть; добродтель же свя- тыхъ неугасаема, и слава бесм(е)ртна, и вчно ублажение, и похваляюще сих(ъ) веселятся и духовно играютъ. Якоже рече Соломонъ, похваляему праведнику, возвеселятся людие: бесм(е)ртие бо есть ему и благохваление о причащении слова онх(ъ). И се яв есть от нихже длаем(ъ) днесь, празд- нующе прекраснаго праздника преблаженнаго Христа ради уродиваго Ни- колы, нарицаемаго Кочанова: веселимся убо, братие, воистинну, радуемся и просвщаемся, ублажающе его и прославляюще псньми, и похвалами, и пнии, призывающе имя его. Якоже (л. 390 об.) свтилникъ зримъ сияющь, такоже и память его, просвщающу душъ нашыхъ, и мракоту гр ховную от- гоняющи, и исправляющи о Боз стопы нашя.-A И хощу вамъ исповдати начало добраго повдания о семъ блаженнемъ Никол, и како и откуду б. 8 Буква «ы» исправлена на «у». Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 309 b-Сеи убо блаженныи Никола родися от добру родителю, отца, наре- ченнаго Максима, и матери, нареченныя Ульянии, доброплодныя.-b c-Из- дт(ь)ска бо нача велию вру к Богу держати, и явися на нем(ъ) Божия благодать, течаше бо изъ устъ его молитва к Богу, яко кадило благовонно. И любяше чистоту, и постъ, и колнное поклонение. И в тои же добродте- ли ему пребывающу,-c и велможи же начашя его и людие блажити и сла- вити. Сеи же блаженныи не хотя славы от ч(е)л(ов)къ, по пророческому словеси: «Егда умножится слава дому его, не оставитъ ли вся» (Пс. 48: 17). B-Истинно бо есть божественное слово, (л. 391) глаголющее: «Якоже ихже проувид Богъ, сим(ъ) исперва повел соединообразным(ъ) быти образу Сына Его, яко быти Ему первородну во многыхъ братияхъ. Ихже бо испер- ва повел, сих(ъ) и призва, ихже призва, сихъ и прослави, ихже прослави, сихъ и оправда, и причастникы, и наслдникы быти ц(а)рьствию Его небес- ному, и неизреченному животу, и наслажению» (Рим. 8: 29–30).-B И сего желая блаженныи Никола, и нача уродствовати Господа ради. И пребывая во уродств, ходя по стогнам(ъ) града, похабъ ся творяше, во устх же молитву имя к Богу всегда. И тогда промчеся доброта его во всем(ъ) великомъ Новград, чистаго ради жития его. d-Якоже рече Христос достоин: «Иже вруютъ в Мя, то из чрева его ркы животныя истекутъ» (Ин. 7: 38), «и благодати сугубъ даръ подамъ вамъ» (Деян. 2: 18, 19; Ио- иль 2: 29, 30). И сего жадая блаженныи уродивыи Никола, отрину маловре- менныя сласти (л. 391 об.) жития сего, не хотя земных(ъ), но небесныхъ, не ища временныхъ, но вчныхъ, с мста на мсто преходя, и уродомъ ся творя, и образъ спасению всмъ являя своего жития, терпнием(ъ) отвра- щая от заблужениа, <и нын болныя и недужныя исцляя,>9 и печалныя утшая, обидимым(ъ) помогая, и от-d страсти бсовскиа избавляя. И се суть уродство блаженнаго Николы, и тако добрая его молитва к Богу, тако чисто житие его, якоже рече Господь во Евангелии: «Иже любитъ кто отца или матерь паче Мене, нсть Ми достоинъ. Иже не приимет(ъ) кр(е)ста свое- го и въслдъ Мене не грядет(ъ), нсть Ми достоинъ» (ср.: Лк. 14: 26–27). Тако и сеи блаженныи Никола Кочановъ, остави вся Господа ради, села, и имние, и рабъ множество, и веселие, нестяжание стяжавъ, и худостию риз- ною измлада к Богу прилпися, и во уродство претворися, и терпниемъ 9 В рукописи отсутствует. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 310 бо своимъ (л. 392) и мужествомъ много пострада, и мразы зимныя терпя, и худость ризную имя, и нищету любляше. Мученицы бо во едино время страсти претерпшя, сеи же во вся дни живота своего муки терпя10, и уни- чижение, и пхание от мирския чади приимаше, и о ихже согршении Богу моляся. И сего ради чая прияти воздаяние вчныхъ благъ. Кто не дивится, братие, терпнию его, или кто не ужасеся его нищет, видяше его в толиц смирении? Что ли реку, или что возглаголю? Блаженъ еси и преблаженъ великии Новъградъ, яко сподобися таковаго дара и та- коваго свтилника скрыти в себ, сего блаженнаго Николу. Блажен(ъ) еси и преблаженъ во всх(ъ) градх(ъ), яко таково скровище скрыся в теб, некрадомо и неиздаемо, и неоскудно подавающе здравие приходящымъ с врою к цлебному его гробу. Тмже воспою: радуися, (л. 392 об.) блаженне Никола, подражателю святыхъ ангелъ. Радуися, иже измлада к Богу при- лепися. Радуися, возлюбивыи постъ, и молитву, и колнное поклонение. Радуися, возлюбивыи чистоту. Радуися, стяжавыи смирение добродтел(ь). Радуися, сладоточныя молитвы, яко кадило благовонно, к Богу всылая. Ра- дуися, ревнителю блаженнаго Андря. Радуися, уродивыхъ похвала. Раду- ися, бывъ Христа ради уродъ. Радуися, уме, наслажаяся благыхъ мыслеи. Радуися, терпнию столпъ и нищет возлюблениче. Радуися, иже маловре- менныя сласти жития сего отвергъ. Радуися, яко удалился еси от всякия зло- бы. Радуися, Никола, иже претерпвыи до конца <от> мирския чади уничижение, и пхание, и наругания. Радуися, Никола, иже великии Новъград(ъ) житием(ъ) чистоты своея удивль. e-Радуися, небопарныи орле, обле(л. 393)- тавыи весь Новъград(ъ) и наполнивыи своего великаго крпкаго терпния. Радуися, Новуграду твердое основание недвижимо.-e Радуися, яко пророче- скаго дара сподобися. Радуися, яко познавыи архиеря великаго во утроб матерни. f-Радуися, побдивыи бсы-f своимъ терпниемъ. Радуися, Никола, иже ко гробу твоему приходяще милости просимъ. C-Никтоже исповдати и похвалити возможе многая и великая дарования Божия, еже даруетъ содер- жащымъ добродтелеи терпние, в ныншнемъ вце и в будущемъ. Кто ли изрещи возможетъ блажен(ь)ство и славу ону, егда праведнии просияютъ, яко с(о)лнце, блаженнои и нетлннои пищи наслаждение?-C Якоже D-глаго- 10 В этом месте используются слова канона Андрею Юродивому, однако они могли быть заимствованы через посредство какого-либо другого текста (в частности, они вошли также в канон Николаю Кочанову). Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 311 летъ, праведнии в вки живутъ, и память их(ъ) пребывает(ъ) в род(ъ) и родъ. Блажени убо воистинну добродтели причастницы и блази длатели заповдем(ъ) Господнимъ, (л. 393 об.) E-даже и до см(е)рти соблюдая хри- стоподобное житие,-E понеже тамо отходятъ, идже Христос есть, одесную Отца сдяи, и елицы зд добро течение совершышя, возвеселятся тамо о Господи, владычествующимъ силою своею <в> вкы. Елицы же уныниемъ и лностию пожишя, мукамъ и томлению предани будутъ, не тысущями или тмами лтомъ, но во вкы не имуще кончины. Сего ради молюся вам(ъ), братие, утрезвитеся и-D бодри будите. Поклоняемся Сыну Божию, g-и заповди Его соблюдем(ъ), иже рече: «Не убеи, не укради, лжы послухъ не буди, не прелюбоди, не восхити чю- жаго обидою, чти отца своего и матерь, и возлюби ближняго своего, яко самъ себе» (Мф. 19: 18, 19). Страхомъ и трепетом(ъ) почти Христа, якоже тя почте, от небытия в бытие сотвори: тебе ради небо звздами украси, тебе ради с(о)лнце постави, тебе (л. 394) ради луну и звзды сотвори на просв щение твое, тебе ради постави времена, м()с(я)цы, и дни, и часы, тебе ради море, и ркы, и источникы излия, тебе ради птицы, и зври, и вся чет- вероногая сотвори, да тя возведет(ъ) в раиское мсто. Ты, того оставивъ, рекамъ и источникамъ требы полагаеши, жреши, яко Богу, твари воздуш- неи. И того ради бываетъ небу затворение, и бездождие, и плодомъ пагу- ба, ово сланою, ово градомъ, ово язями различными, иже да убжимъ того, милос(е)рдие Божие кротяще. И рцмъ, чимъ я можем(ъ) укротити? Не симъ ли: не воздаждь зла за зло, ни клеветы за клевету, и убыстри ноз твои на течение право к ц(е)ркви, и услышанная в неи скоро сътворяи, алчныя накорми, и жадныя напои, и нагыя одваи, и болныя посщаи, странныя приемли, (л. 394 об.) нищая введи в дом(ъ) свои, сиру буди во отца мсто, и вся си реченнаа соблюди. Тми бо путьми разширятся двери небесныя.-g И молимся Богу, и призываемъ святыя на помощь, и не послушают(ъ) насъ святии. h-Да мы, братие и отцы, послушаемъ свят(а)го писания, и сотворим(ъ) тако, и останемся от злыхъ длъ, и поревнуимъ блаженному отцу Никол, и память ч(е)стнаго его преставлениа ч(е)стно творим(ъ) и празднуемъ. Не на брашно токмо ся збираем(ъ), но на послушание, и на добрая дла подвигнемся, воздержащеся не от брашна токмо, но и от пития, и от зависти, от свара, от татбы, от клеветы, и от лихоимания, и от прелюбодяния, и от Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 312 кровоядения, и от всего зла. Таковая дла творяще далече от Бога суть, аще не покаются покаяниемъ, еже бо есть приятно Богу, еже остатися от всякого зла (л. 395) и ктому не творити его, но слезами, и умилениемъ, и милосты- нею омыти вся соблазны,-h и сего святаго Николу уродиваго призывати на помощъ. И молимся ему, сице глаголюще: k-«О преблаженне угодниче Хри- стовъ уродивыи Никола, милостив(ъ) буди намъ зд и в будущем(ъ) вце, на тя бо уповахомъ, и теб ся молимъ. Ты бо всхъ видимыхъ и невиди- мыхъ врагъ избавляеши. Блаженъ есть поистинне Новъград(ъ), и мсто, на немже положено ч(е)стное тло твое. Освяти бо тя Господь вышнии, свое- го угодника. Ты бо всмъ врующымъ во Отца и Сына и Свят(а)го Духа и приходящымъ ко гробу твоему буди молебникъ и помощникъ и заступникъ, всм(ъ) хр(и)стияномъ, не токмо зд в Новград, но и везд, во имя Хри- ста Бога нашего призывающих(ъ) твое ч(е)стное имя, избавляеши насъ от всхъ напастеи и бдъ. И еще молим ти ся, (л. 395 об.) преблаженне угодни- че Христовъ Никола, имаши дерзновение ко Владыц, и моли о насъ, праз- нующихъ выну и творящыхъ память твоего преставления, яко да спасени будемъ твоими молитвами.-k j-Тако пребывающе, славимъ Святую Троицу,-j Отца и Сына и Святаго Духа, и нын и присно и во вки вком(ъ), аминь. Сокращения РГБ — Российская государственная библиотека (Москва), Научно-исследовательский отдел рукописей РНБ — Российская Национальная библиотека (С.-Петербург), Отдел рукописей BHG — Halkin F. (ed.). Bibliotheca hagiographica graeca. Troisième édition (=Subsidia hagiographica. No. 8a). Bruxelles: Société des Bollandistes, 1957. Рукописи РГБ. Ф. 310 (собрание В.М. Ундольского). № 310. XVII в. Л. 7–14. Похвальное слово Николаю Кочанову. — Унд. 344 РНБ. Ф. 536 (собрание Общества любителей древней письменности). Оп. 1. № F.48. 20-е гг. XVII в. [5, с. 54]. Л. 389–395 об. Похвальное слово Николаю Кочанову. — ОЛДП F.48 РНБ. Ф. 588 (собрание М.П. Погодина). Оп. 2. № 851. Сер. XVI в. [12, с. 172–176]. Л. 111–116 об. Похвальное слово Николаю Кочанову. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 313 Список литературы Исследования 1 Анкудинов И.Ю. Ксенофонтов Робейский Николаевский монастырь // Новгород- ский архивный вестник. 2016. № 13. С. 83–141. 2 Атанасова Д. Разказът като реторически похват (Словата за св. Николай Мирли- кийски, приписвани на Климент Охридски) // Св. Климент Охридски в културата на Европа: Международна научна конференция, София, 25–27 ноември 2018. София: [б. и.], 2018. С. 513–524. 3 Бобров А.Г. Житие Ксенофонта Робейского в списке Пушкинского времени // Пушкин и другие: Сборник статей к 60-летию профессора Сергея Александрови- ча Фомичева. Новгород: [б. и.], 1997. С. 257–268. 4 Иванов С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М.: CORPUS, 2005. 464 с. 5 Карбасова Т.Б., Сергеев А.Г. Неизвестный годовой комплект житийно-учительных текстов 20-х годов XVII века // Шестые Лихачевские чтения: Международная научная конференция «Петербургская текстологическая школа: традиции и раз- витие». Тезисы докладов / ред.-сост. С.А. Семячко. СПб.: Пушкинский Дом, 2021. С. 53–54. 6 Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: К. Солдатенков, 1871. [4], IV, 466, IV, IV с. 7 Рыжова Е.А. Мотив «хождение по воде» в житиях юродивых и устных преданиях // Юродивые в русской культуре: сб. науч. ст. / отв. ред. и сост. Е.М. Юхи- менко. М.: [Б. и.], 2013. С. 34–47. (Труды Государственного Исторического музея, вып. 197.) 8 Терешкина Д.Б. Новгородская житийная литература: учеб. пособие по спецкурсу. Великий Новгород: [Б. и.], 2006. 125 с. 9 Thomson Fr. The “Passio S. Johannis Baptistae” and the “Laudatio (Secunda) S. Nikolai Episcopi Myrensis” hitherto attributed to Clement of Ochrida // Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica Riccardo Picchio Dicata. Roma: Edizione dell’Ateneo, 1986. Vol. 2. P. 697–703. Источники 10 Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием / изд-е Археографической комиссии. Вып. 11. Декабрь. Дни 6–17. М.: Синодальная тип., 1904. [12] с., 581–1188 стб. 11 Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием / изд-е Археографической комиссии. Январь. Тетрадь 1. Дни 1–6. М.: Синодальная тип., 1910. [10] c., 320 стб. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 314 12 Климент Охридски. Събрани съчинения / обработили: Б.Ст. Ангелов, К.М. Куев, Хр. Кодов, Кл. Иванова. София: Издателство на Българската Академия на науки- те, 1977. Т. 2. 843, [3] с. 13 Охотникова В.И. Житие Николая Кочанова // Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков: Энциклопедический словарь / отв. ред. В.Л. Янин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 178–179. 14 Охотникова В.И. Николай (Никола, Микула) (Сал(л)ос), блж., Христа ради юро- дивый, Псковский // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. Т. L: Никодим – Никон / под ред. Патриар- ха Московского и всея Руси Кирилла. С. 289–291. 15 Перенесение мощей святого и преподобного отца Николы чудотворца архиепи- скопа Мирской Ликии в Бар град (Подготовка текста, перевод и комментарии Н.В. Савельевой) // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лиха- чева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 12: XVI в. СПб.: Наука, 2003. С. 236–243, 574–575. 16 Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный каталог-справочник / под ред. Я.Н. Щапова. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр, 2003. 384 с. 17 Романова А.А. Николай (Никола) Кочанов // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. Т. L: Нико- дим – Никон / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С. 274–276. 18 Рукописные книги собрания М.П. Погодина: Каталог. СПб.: Российская Нацио- нальная библиотека, 2010. Вып. 4 / отв. ред. Е.В. Крушельницкая. 448 с. 19 Соколова Л.В. Чудеса Николая Кочанова // Словарь книжников и книжности Древней Руси / отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1989. Вып. 2: (Вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 2: Л–Я. С. 511–512. 20 Цветков А., свящ. Преподобный Ксенофонт Робейский и основанная им оби- тель // Новгородские епархиальные ведомости. 1899. № 5. С. 304–315. References 1 Ankudinov, I.Iu. “Ksenofontov Robeiskii Nikolaevskii monastyr’” [“The Monastery of Xenophon of Robeika in Honour of St. Nicholas”]. Novgorodskii arkhivnyi vestnik, no. 13, 2016, pp. 83–141. (In Russ.) 2 Atanasova, D. “Razkaz”t kato retoricheski pokhvat (Slovata za sv. Nikolai Mirlikiiski, pripisvani na Kliment Okhridski)” [“The Narrative as a Rhetorical Device (The Slavonic Eulogies on St. Nicholas of Myra, Attributed to Clement of Ohrid)”]. Sv. Kliment Okhridski v kulturata na Evropa: Mezhdunarodna nauchna konferentsiia, Sofia, 25– 27 noemvri 2018 [St. Clement of Ohrid in the Culture of Europe: International Scientific Conference, Sofia, November 25–27, 2018]. Sofia, 2018, pp. 513–524. (In Bulgarian) Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 3 Bobrov, A.G. “Zhitie Ksenofonta Robeiskogo v spiske Pushkinskogo vremeni” [“The Life of Xenophon of Robeika in the Manuscript of Pushkin’s Time”]. Pushkin i drugie: Sbornik statei k 60-letiiu professora Sergeia Aleksandrovicha Fomicheva [Pushkin and Others: Collection of Articles on the 60th Anniversary of Professor Sergei Alexandrovich Fomichev]. Novgorod, 1997, pp. 257–268. (In Russ.) 4 Ivanov, S.A. Blazhennye pokhaby: Kul’turnaia istoriia iurodstva [Blessed Fools for Christ: Cultural History of God’s Foolishness]. Moscow, CORPUS Publ., 2005. 464 p. (In Russ.) 5 Karbasova, T.B., and A.G. Sergeev. “Neizvestnyi godovoi komplekt zhitiinouchitel’nykh tekstov 20-kh godov XVII veka” [“Unknown Annual Set of Hagiographic and Teaching Texts of the 20s of the 17th Century”]. Shestye Likhachevskie chteniia: Mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia “Peterburgskaia tekstologicheskaia shkola: traditsii i razvitie.” Tezisy dokladov [The 6th Likhachev Readings: International Scientific Conference “St. Petersburg Textual Criticism School: Tradition and Development.” Abstracts of Reports]. St. Petersburg, Pushkin House Publ., 2021, pp. 53–54. (In Russ.) 6 Kliuchevskii, V. Drevnerusskie zhitiia sviatykh kak istoricheskii istochnik [Ancient Russian Lives of the Saints as a Historical Source]. Moscow, K. Soldatenkov Publ., 1871. [4], IV, 466, IV, IV p. (In Russ.) 7 Ryzhova, E.A. “Motiv ʽkhozhdenie po vode’ v zhitiiakh iurodivykh i ustnykh predaniiakh” [“The Motif of ʽWalking on Water’ in the Lives of God’s Fools and Oral Tradition”]. Iukhimenko, E.M., editor. Iurodivye v russkoi kul’ture: Sbornik nauchnykh statei [Holy Fools in Russian Culture: Collection of Academic Articles]. Moscow, 2013, pp. 34–47. (Trudy Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeia [Proceedings of the State Historical Museum], issue 197.) (In Russ.) 8 Tereshkina, D.B. Novgorodskaia zhitiinaia literatura: uchebnoe posobie po spetskursu [Novgorod Hagiographic Literature: A Textbook for a Special Course]. Veliky Novgorod, 2006. 125 p. (In Russ.) 9 Thomson, Fransis. “The ʽPassio S. Johannis Baptistae’ and the ʽLaudatio (Secunda) S. Nicolai Episcopi Myrensis’ Hitherto Attributed to Clement of Ochrida.” Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica Riccardo Picchio Dicata, vol. 2. Roma, Edizione dell’Ateneo, 1986, pp. 697–703. (In English)
10 Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием / изд-е Археографической комиссии. Вып. 11. Декабрь. Дни 6–17. М.: Синодальная тип., 1904. [12] с., 581–1188 стб.
11 Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием / изд-е Археографической комиссии. Январь. Тетрадь 1. Дни 1–6. М.: Синодальная тип., 1910. [10] c., 320 стб.
15 Перенесение мощей святого и преподобного отца Николы чудотворца архиепископа Мирской Ликии в Бар град (Подготовка текста, перевод и комментарии Н.В. Савельевой) // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 12: XVI в. СПб.: Наука, 2003. С. 236–243, 574–575.
16 Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный каталог-справочник / под ред. Я.Н. Щапова. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр, 2003. 384 с.
18 Рукописные книги собрания М.П. Погодина: Каталог. СПб.: Российская Национальная библиотека, 2010. Вып. 4 / отв. ред. Е.В. Крушельницкая. 448 с.