Скачать:

PDF

Для цитирования:

Римонди Дж. О роли музыкального экфрасиса в повести А.Ф. Лосева «Трио Чайковского» // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 1. С. 22–41.

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-1-22-41

Автор: Дж. Римонди
Сведения об авторе:

Джорджия Римонди, PhD, Пармский государственный университет, via Università, 12, 43121 Parma, Италия.

ORCID ID:0000-0002-2310-6866

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 25 февраля 2019 г.
Дата публикации: 25 марта 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №1
Рубрика: Теория литературы
Страницы: 22-41
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-1-22-41

Индекс УДК: 82+821.161.1
Индекс ББК: 83+83.3(2Рос=Рус)6
Ключевые слова: философская проза А.Ф. Лосева, музыкальный миф, повесть «Трио Чайковского», музыкальный экфрасис, спациализация музыки.

Аннотация

В статье рассматривается понятие «музыкальный экфрасис» в литературе и его отражение в прозе А.Ф. Лосева. Хотя экфрасис обычно определяется как словесное описание визуального представления, в последнее время ученые утверждают, что существует также «музыкальный экфрасис». В то время как традиционный экфрасис основывается на онтологической двойственности вербального и визуального, представляемого и представленного, музыкальный экфрасис к этому добавляет третий промежуточный уровень: музыка выражается через ее визуализацию. Автором проанализированы описания музыкальных произведений в повести А.Ф. Лосева «Трио Чайковского» (1933), где музыкальная форма вскрывает визуальное или духовное содержание, символизирующее внутреннюю жизнь героя. В повести появляются различные ссылки на музыку, которой посвящена большая часть повествования. Экфрасис может проявляться в форме небольшого описания музыкального фрагмента, описания душевных движений (описательно-повествовательный топос романтическо-символистского происхождения), раскрытия смысловой сущности музыкального произведения, метафоризации действительности через музыку (параллель между «Трио» и отношениями героя и пианистки), или спациализации музыки. В своей повести через экфрасис Лосев изображает два противоположных мира, живущих бок о бок в гармонии: любовь и страдание (как в рахманиновской арии Франчески), хаос и порядок (в бетховенской сонате), или еще стремление человеческой личности к пониманию высшего замысла Бога и смысла жизни, антитезис воли и судьбы (в «Трио» Чайковского).

Список литературы

1 Блок А. Искусство и революция (По поводу творения Рихарда Вагнера) // Блок А. Собр. соч.: в 8 т. М.: Сов. писатель, 1962. Т. 6. С. 21–26.

2 Борисова И. Перевод и граница: перспективы интермедиальной поэтики // Toronto Slavic Quarterly. University of Toronto. 2004. № 7. URL: www.sites.utoronto. ca/tsq/07/borisova07.shtml (дата обращения: 20.08.2014).

3 Виншель А.В. Экфрасис музыки в художественной прозе Э.Т.А. Гофмана // Филологическая регионалистика. 2013. № 2 (10). С. 69–72.

4 Гамаюнов М.М. Союз музыки, философии, любви и монастыря // А.Ф. Лосев. Форма. Стиль. Выражение / сост. А.А. Тахо-Годи; общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. С. 907–925.

5 Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. С. 5–22.

6 Дунаев А.Г. Лосев и ГАХН // А.Ф. Лосев и культура ХХ века: Лосевские чтения / сост. Ю.Ф. Панасенко. М.: Наука, 1991. С. 197–220.

7 Жабинский К.В. Философия музыки и художественная проза А.Ф. Лосева: черты преемственности. Аудиозапись доклада, прочитанного 20 декабря 2016 г. в Доме А.Ф. Лосева. URL: http://www.losev-library.ru/afisha/event/186 (дата обращения: 20.03.2019).

8 Зенкин К.В. Мифология музыки по Лосеву // Зенкин К.В. Музыка — Эйдос — Время. А.Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. М.: Памятники исторической мысли, 2015. С. 389–393.

9 Кондаков И.В., Корж Ю.В. «Дух музыки» в философии русского символизма // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С. 152–162.

10 Лосев А.Ф. Два мироощущения // А.Ф. Лосев. Форма. Стиль. Выражение / сост. А.А. Тахо-Годи; общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. С. 623–636.

11 Лосев А.Ф. Очерк о музыке // А.Ф. Лосев. Форма. Стиль. Выражение / сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. С. 637–666.

12 Лосев А.Ф. Трио Чайковского // А.Ф. Лосев. Я сослан в ХХ век… / под ред. А.А. Тахо-Годи; сост. и коммент. А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. М.: Время, 2002. Т. 1. С. 106–230.

13 Небытова Г.Н. Экфрасис музыки в повести А.Ф. Лосева «Трио Чайковского» // Лосевский научный сборник. Вып. 1. М.: «Древнехранилище», 2019. С. 181–190.

14 Пастернак Б.Л. О Шопене и Скрябине // Советская музыка. 1967. № 1. С. 95–103.

15 Римонди Дж. Музыкальное восприятие мира в прозе А.Ф. Лосева // Соловьевские исследования. 2017. № 3 (55). С. 88–95.

16 Римонди Дж., Тахо-Годи Е.А. А.Ф. Лосев о задачах музыкальной эстетики (новые материалы из архива ГАХН) // Вопросы философии. 2017. № 11. С. 79–88.

17 Соловьева Е.Е. «Музыкальный код» и «музыкальный экфрасис» // Stephanos. 2016. № 2 (16). С. 119–128.

18 Тахо-Годи Е.А. «Очерк о музыке» А.Ф. Лосева — исчезнувший и обретенный текст // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 138–145.

19 Тахо-Годи Е.А. Данте в трудах, лекциях и прозе А.Ф. Лосева (подступы к теме) // Дантовские чтения. М.: Наука, 2002. С. 63–76.

20 Тахо-Годи Е.А. О возможности влияния дискуссий ГАХН на философско-музыкальную прозу А.Ф. Лосева // Русская литература и философия: пути взаимодействия / отв. ред. и сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Водолей, 2018. С. 450–459.

21 Тахо-Годи Е.А. Проблема символа в творчестве А.Ф. Лосева и концепция символизма В.Ф. Одоевского // Symbol w kulturze rosyjskiej / Red. naukowa K. Duda, T. Obolevitch. Kraków: Wydawnictwo WAM, 2010. С. 313–324.

22 Тахо-Годи Е.А. Творчество А. Ф. Лосева и литературно-философские искания В. Ф. Одоевского // Литературоведческий журнал. 2011. № 28. С. 113–121.

23 Тахо-Годи Е.А. Художественный мир прозы А.Ф. Лосева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. 399 с.

24 Титова Н.П. Музыкальный экфрасис. Проблема явления и понятия (на материале романа «Все утра мира» Паскаля Киньяра) // Язык: категории, функции, речевое действие. Материалы девятой конференции с международным участием: в 3 частях. Вып. 9, Ч. I. / под ред. М.Я. Блоха, А.М. Оганьян, Т.А. Фоменко, А.Н. Владимировой. М.: Изд-во: Московский педагогический гос. ун-т: Гос. социально- гуманитарный ун-т, 2016. С. 160–165.

25 Baroni M. Dalmonte R. Jacoboni C. Le regole della musica: indagine sui meccanismi della comunicazione. Torino: EDT, 1999. 440 p.

26 Brown C.S. Music and Literature. A Comparison of the Arts. Athens: University of Georgia Press, 1970. 288 p.

27 Bruhn S. Musical ekphrasis: composers responding to poetry and painting, Hillsdale NY; Pendragon, 2000. 669 p.

28 Clüver C. Ekphrasis Reconsidered. On Verbal Representations of Non-Verbal Texts. Interart Poetics. Essays on the Interrelations of the Arts and Media / U.-B. Lagerroth, H. Lund and E. Hedling. Eds. Amsterdam and New York: Rodopi, 1997. P. 19–33.

29 Kramer L. Dangerous Liasons: the Literary Text in Musical Criticism. 19th Century Music. 1989. № 13(2). P. 159–167.

30 Murray Schafer R. The Soundscape: our Sonic Environment and the Tuning of the World, Rochester: Destiny Books, 1994. 301 p.

31 Rallo C.L. Ut Musica Poesis: An Approach to the Dialogue between Literature and Music. Proceedings 31st AEDEAN Conference. Ed. A Coruña: Universidade, 2008. P. 65–73.

32 Stawiarski M. Existe-t-il des métaphores musicales en litterature?. I. Taillandier- Guittard (ed.) Métaphore et musique, Presses universitaires de Rennes, Rennes, 2015. P. 127–148.

33 Strada V. A. Blok e R. Wagner: musica e storiosofia nel simbolismo russo. G. Bevilacqua (a cura di) Parole e musica. L’esperienza wagneriana nella cultura tra romanticismo e decadentismo. Firenze: Leo S. Olschki editore, 1986. P. 249–260.