Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2019-4-2/Shervashidse.pdf
Ключевые слова: синкретизм, ритмическая проза, художественное познание, позитивизм, невыразимое, мистицизм, почва, культ предков, национализм, вибрация.
Для цитирования:

Шервашидзе В.В. Космизм Поля Клоделя и «эготизм» Мориса Барреса // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 2. С. 144–161.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-2-144-161

Автор: Шервашидзе В.В.
Сведения об авторе:

Вера Вахтанговна Шервашидзе — доктор филологических наук, профессор, Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198 г. Москва, Россия.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата поступления: 18 февраля 2019 г.
Дата публикации: 25 июня 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №2
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 144-161
DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-2-144-161
Индекс УДК: 821.133.1
Индекс ББК: 83.3(4Фра)51

Аннотация

В статье анализируется поэтика П. Клоделя и М. Барреса, сформированная в переходную эпоху и представляющая различные варианты порогового, трансгрессивного сознания. Создатель нового художественного языка, Клодель, взорвал каноны французской поэзии и драмы. Его называли «космическим» поэтом, передающим единство Вселенной и вибрацию космоса при помощи версета. Однако художественные открытия Клоделя, опередившие свое время, не вписывались в историко-культурный контекст belle époque. В отличие от Клоделя, Баррес после публикации своей первой трилогии «Культ “Я”», стал «властителем дум» своего поколения. Современники увидели в произведении Барреса захватывающую историю, воспроизводящую «драму европейского сознания». Заглавие демонстративно отсылало к романтической традиции. Пародируя романтический дискурс, Баррес разрушает пафос романтической и декадентской исключительности, осуществляя разрушение и завершение романтизма. Сопоставительный анализ поэтики М. Барреса и П. Клоделя позволяет выявить глубокие расхождения в их творческом методе. Ключевые слова: синкретизм, ритмическая проза, художественное познание, позитивизм, невыразимое, мистицизм, почва, культ предков, национализм, вибрация.

Список литературы

1 Бахтин М. К эстетике слова // Контекст. 1973. М., 1974. С. 258–280.

2 Бодлер Ш. Цветы Зла. М.: Рипол Классик, 1997. 959 с.

3 Божович В. Действие и взаимодействие искусств: Франция конца XIX — начала XX в. М.: Наука, 1987. 319 с.

4 Виар Д. Литература подсознания. Проблемы современного французского рома- на // Иностранная литература. 2012. № 11. С. 257–273.

5 Волошин М. Клодель в Китае // Клодель П. Познание Востока. М.: Эннеагон ПРЕСС, 2010. С. 369–399.

6 Земсков В. Одноглазый Янус. Пограничная эпоха — пограничное сознание // Кануны и рубежи. Типы пограничных эпох — типы пограничного сознания. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 6–21.

7 Клодель П. Познание Востока. М.: Эннеагон ПРЕСС, 2010. 400 с.

8 Косиков Г. Поэзия французского символизма. М.: Изд-во МГУ, 1983. 512 с.

9 Лотман Ю. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2010. 704 с. Мировая литература / В.В. Шервашидзе 159

10 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Азбука-Аттикус, 1995. 312 c.

11 Эйхенбаум Б. О мистериях Поля Клоделя // Северные записки. 1913. № 9. С. 121–137.

12 Anglès A. Le dialogue de Paul Claudel et André Gide // Bulletin de la Société de Paul Claudel. № 89. Paris, 1983. 124 p.

13 Barres M. Le jardin de Bérénice. Paris: Bouquin, 1991. 128 p.

14 Barres M. Mes Cahiers. En XII vol. Paris: Plon-Nourrit, 1936. Vol. V. 716 p. 15 Barres M. Sous l’oeil des barbares. Paris: Bouquin, 1994. 151 p.

16 Barres M. Un Homme libre. Paris: Bouquin, 1990. 189 p.

17 Bompaire-Evesque C. Barres et Claudel: Une incompréhension réciproque // Revue d’Histoire littéraire de la France. 2004/1. Vol. 104. P. 93–117.

18 Claudel P. Mémoires improvises. Paris: Gallimard, 1969. 370 p.

19 Domenach J.-M. Barres par lui-même. Paris: Le Seuil, 1954. 191 p.

20 Gard М. Les Mémorables. 1918–1945. Paris: Gallimard, 1999. 305 p.

21 Gautier Th. Albertus ou l’Ame et le Péché. Paris: Paulin, 1833. 139 p.

22 Godo E. P. Claudel, la vie au risque de la joie. Paris: Gallimard, 2005. 351 p.

23 Houriez E. L’inspiration scripturaire dans le théâtre et la poésie de Paul Claudel. Besanson: Presses universitaires, 2004. 248 p.

24 Lesort P.-A. Paul Claudel par lui-même. Paris: Le Seuil, 1963. 192 p.

25 Maurras Ch. La vision du moi de Maurice Barres // La Revue independante: poetique, litteraire, artistique. 1891. T. 19. № 54–55, avril–juin. P. 194–208.

26 Ponton R. Un auteur bourgeois: Maurice Barres. Paris: Le Seul, 1990. 244 p.

27 Regnier H. “Lettre à Claudel”, 1r Janvier 1891 // Cahiers Paul Claudel I. Paris: Gallimard, 1970. 147 p.

28 Stendhal. Souvenirs d’egotisme. Paris: Gallimard, 1993. 187 p.

29 Whitman J.-M. Barres romancier. Paris: Honore Champion, 2000. 219 p.