Аннотация
В статье рассматривается динамика социальных функций эпоса «архаической» формации, фиксировавшегося до недавнего времени в сибирском регионе. Автор рассматривает эту проблему на примере якутских олонхо. В первой части работы на основе данных разновременных этнографических описаний, собственных полевых материалов, а также «внутренних» данных самих записей устных эпических сюжетов реконструируются сведения о прагматике жанра в бесписьменную эпоху. Основное внимание при этом сосредоточивается на выявлении признаков магической функции нарратива. Церемониальный характер исполнения, исполнение жанра в значимые для сообщества праздники или, напротив, кризисные ситуации, семантика его сюжетов, по предположению автора, по мнению автора, позволяют предположить существование негласных представлений о магических функциях эпического нарратива. Во второй части статьи рассматриваются факты, показательные в плане переосмысления статуса и функций эпического жанра в «посттрадиционную» эпоху (появление новых форм фиксации и бытования сюжетов, атрибуция эпического сказительства как искусства слова, включение литературно обработанных текстов эпоса в школьную программу, сближение его с эстрадными исполнительскими жанрами и т. п.), характеризуются значимые аспекты восприятия эпоса современными носителями якутской традиции.
Список литературы
1 Габышева Л.Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2003. 44 с.
2 Гурвич И.С. Якуты // Семейная обрядность народов Сибири. М.: Наука, 1980. С. 15–19.
3 Зеленин Д.К. Религиозно-магическая функция фольклорных сказок // Зеле- нин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре1934–1954 гг. М.: Индрик, 2004. С. 19–44.
4 Илларионов В.В. Эпическое наследие народа саха. Новосибирск: Наука, 2016. 341 с.
5 Кыыс Дэбилийэ: якутский героический эпос. Новосибирск: Наука, 1993. 326 с. 6 Макаев В.В. Ликвидация неграмотности // Российская педагогическая энцикло- педия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 505–506.
7 Макаров С.С. Эпический жанр олонхо в аспекте соотношения устной и письмен- ной традиций // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 133. С. 126–133.
8 Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. Ч. II. Отд. VI. СПб., 1878. 242 с.
9 Неклюдов С.Ю. Специфика слова и текста в устной традиции // Евразийское про- странство: Звук, слово, образ. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 108–119.
10 Новик Е.С. Магическая функция фольклорных нарративов в традиционной культуре народов Сибири: прагматическая структура и перлокутивный эффект повествовательного текста // Мировое древо. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. Вып. 6. М., 1998. С. 11–18.
11 Обрядовая поэзия саха (якутов). Новосибирск: Наука, 2003. 505 с.
12 Осипова О.В. Героический эпос как элемент этнической самоидентификации якутов: социологический аспект // Арктика и Север. 2011. № 4. С. 1–10.
13 Пекарский Э.К., Попов Н.П. Среди якутов (случайные заметки) // Очерки по изучению Якутского края. Вып. II. Иркутск, 1928. С. 23–33.
14 Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. М.: Восточная литература, 1997. 294 с.
15 Пухов И.В. Исполнение олонхо // Доклады на II научной сессии ИЯЛИ. Якутск, 1951. Вып. 1. История и филология. С. 133–164.
16 Романова Е.Н., Никифорова В.С. Эпическое наследие народа саха в ХХ веке: «со- ветский эксперимент» // Вестник Новосибирского государственного университе- та. Сер.: История. Филология. 2013. Т. 3. № 12. С. 114–122.