Аннотация
В статье рассматривается мифопоэтическая основа художественного пространства романов чукотского писателя Юрия Рытхэу. Раскрывается специфика мировидения автора и героев, эволюция творческого сознания писателя. Выявлено, что мифологическое восприятие пространства в романах Рытхэу проявляется в соответствии с теми принципами, согласно которым человеческая мысль рождала миф: антропоморфизм, «закон партиципации» (сопричастия), позднее — анимизм (Л. Леви-Брюль). Подтверждено воздействие жизнедеятельной силы мифов как генетической основы формирования человеческого духа и национальной культуры. Традиционные чукотские мифологические пространственные формы и образы автор проецировал в поэтику текста с поддержкой мифологем, архетипических оппозиций (верх–низ, свой–чужой, близко–далеко, ширина– узость, жизнь–смерть). В процессе анализа двух романов, написанных с разрывом в 40 лет — «Айвангу» и «В зеркале забвения», — выявлены различные подходы к пространственным субстратам. В первом романе (1964) превалирует реальное место-действие, завуалированный мифологизм в создании образов. В романе «В зеркале забвения», написанном в годы временной эмиграции Рытхэу в Европу (Дания, Германия) в 90-е гг. ХХ в., интуитивная, содержательная глубина с помощью пространственных структур достигнута не только под воздействием мифологизма, но и не без влияния неомифологизма, постмодернизма. В романе таинственное, многоликое пространство стало многозначимым объектом изображения, представленным в разнообразных ракурсах.
Список литературы
1 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. М.: Прогресс, 1994. 616 с.
2 Бахтин М.М. Тетралогия. М.: Лабиринт, 1998. 607 с.
3 Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 300 c.
4 Богораз В.Г. Чукчи. Религия / авторизованный пер. с англ. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939. 216 с.
5 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Изд-во Академ. проект, 1995. 480 с.
6 Гей Н.К. Категория художественности и метахудожественности в литературе // Литературоведение как проблема. Труды научного совета «Наука о литературе в контексте наук о культуре». Памяти Александра Викторовича Михайлова посвящается. М.: Наследие, 2001. С. 280–301.
7 Европейские судьбы концепта культуры (Россия, Германия, Франция. Англоязычный мир). М.: ИМЛИ РАН, 2011. 374 с.
8 Кармин А.С. Культорология. СПб.: Питер, 2001. 926 c.
9 Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. 312 c.
10 Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М.: Наследие, 1997. 320 с.
11 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика- Пресс, 1999. 608 с.
12 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. 776 с.
13 Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб.: Искусство, 1997. 848 с.
14 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. СПб.: Ювента, Наука, 1999. 602 с.
15 Пошатаева А.В. Литература народов Севера (Истоки. Становление. Развитие). М.: Наука, 1988. 168 с.
16 Рытхэу Ю. Айвангу. Роман // Рытхэу Ю.С. Голубые песцы. Роман и повесть. М.: Сов. Россия, 1976. С. 3–263.
17 Рытхэу Ю.С. В зеркале забвения. Роман. СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2001. 400 с.
18 Семушкин Т. Чукотка. Повесть. М.: Худож. лит., 1967. 391 с.
19 Тайлор Э.Б. Первобытная культура / пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. 573 с.
20 Топоров В.Н. Пространство и текст // Топоров В.Н. Семантика и структура. М.: Худож. лит., 1983. С. 227–284.
21 Флоренский П.А. Соч: в 4 т. М.: Мысль, 1999. Т. 3 (2). С. 3–170.
22 Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980. 832 с.
23 Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. 448 с.
24 Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. С. 191–204.
25 Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.
26 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1999. 620 с.
27 Юнг К.Г. Психологические типы / пер. с нем. Минск: ООО «Попурри», 1998. 656 с.