Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-3/Zykova.pdf
Ключевые слова: классицизм, рококо, разум и чувства, «искусство жизни», Поуп, Ричардсон, Филдинг
Для цитирования:

Зыкова Е.П. Эволюция классицизма в XVIII в. и английский роман // Studia Litterarum. 2018.
Т. 3, № 3. С. 26–45. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-3-26-45

Автор: Зыкова Е.П.
Сведения об авторе:

Екатерина Павловна Зыкова — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата поступления: 06 декабря 2017 г.
Дата публикации: 25 сентября 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №3
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 26-45
DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-3-26-45
Индекс УДК: 821.111.0
Индекс ББК: 83.3(4Вел)51

Аннотация

В статье рассматриваются те изменения, которые происходят в классицистической концепции личности в начале XVIII в. под влиянием новых социальных обстоятельств (появлением на сцене среднего класса с его культурными интересами, сменой идеала воина идеалом частного человека, просвещенного джентльмена). Мотивы борьбы долга и страсти в душе героя преобразуются в мотивы взаимодействия разума и страстей, при котором страсти не подавляются, а «воспитываются» под руководством разума, что помогает развитию творческих способностей личности, достойному исполнению ею своих социальных ролей и достижению счастья. Подчеркивается связь этой концепции личности с гуманистической традицией и осмысление ее творческого потенциала в понятии «искусство жизни». Далее черты этой новой концепции личности прослеживаются в творчестве Ричардсона и Филдинга. Автор полагает непродуктивным связывать творчество Ричардсона с сентиментализмом. Романы «Памела» и «Кларисса» представляют своеобразную параллель классицистической концепции XVII в., с ее конфликтом долга и чувства и тонким психологическим анализом, а в «Истории сэра Чарльза Грандисона» можно увидеть воплощение нового классицистического понимания личности в XVIII в. Филдинг гораздо снисходительнее Ричардсона относится к людским слабостям и недостаткам, что свойственно мировосприятию рококо. Однако его положительный герой (Том Джонс, капитан Бут), человек «доброго сердца», проходя через испытания и искушения, осознает важность благоразумия, приучается отвечать за свои поступки, его путь к совершенству ведет к той же гармонизации разума и чувства.

Список литературы

1 Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка: в 2 т. / пер. и комм. И.Е. Бабанова. М.: Искус- ство, 1988. Т. 1. 539 с.

2 Зыкова Е.П. Генри Филдинг как моралист // Известия РАН (серия литературы и языка). М., 2011. Т. 70, № 5. С. 3–17.

3 Пахсарьян Н.Т. Искусство жить рокайльно // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства / отв. ред. Н.Т. Пахсарьян. М.: Экон-информ, 2004. С. 205–216.

4 Поуп А. Опыт о человеке / пер. И. Кутика // Англия в памфлете. Английская публи цистическая проза начала XVIII века. М.: Прогресс, 1987. С. 423–460.

5 Свифт Дж. Письма / пер. А. Ливерганта. М.: Текст, 2000. 204 с.

6 Филдинг Г. Амелия / пер. А.Г. Ингера. М.: Наука, 1996. 544 с.

7 Фильдинг Г. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1989. 685 с.

8 Шиллер Ф. Собр. соч.: в 7 т. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 6: Статьи по эстетике. 791 с.

9 Backscheider P.R. Daniel Defoe: Ambition and Innovation. Lexingyon: Kentucky, 2015 (f.p.1986). 312 p.

10 Battestin M. The Providence of Wit. Aspects of Form in Augustan Literature and the Arts. University Press of Virginia, 2012 (f.p. 1974). 331 p.

11 Doody M.A. A Natural Passion. A study of the Novels of Samuel Richardson. Clarendon Press, 1974. 410 p.

12 Fielding H. Complete Works: in 16 vols. London: Cass, 1967. Vol. 14, vol. 15. 331 p. + 366 p.

13 Fussell P. The Rhetorical World of Augustan Humanism: Ethics and Imagery from Swift to Burke. Oxford: Oxford U.P., 1965. 314 p.

14 Gordon I.R.F. A Preface to Pope. Routledge, 2017. 296 p.

15 Parker B. The Triumph of Augustan Poetics: English Literary Culture from Butler to Johnson. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 262 p.

16 Sacks Sh. Fiction and the Shape of Belief. A Study of Henry Fielding with Glances at Swift, Johnson, and Richardson. Chicago and London: University of Chicago Press, 1980. 277 p.

17 Swift J. The Correspondence of Jonathan Swift: in 5 vols. / ed. by Harold Williams. London, Oxford: Clarendon Press, 1963. Vol. 1. 427 p.

18 Wolff C.G. Samuel Richardson and Eighteenth-century Puritan character. Hamden: Conn., 1972. 259 p.