Аннотация
В 1932 г. партийные идеологи по воле Сталина объявили М. Горького «основоположником социалистического реализма». Это определение, превратившись в идеологический штамп, сопровождает его до сих пор, мешая разглядеть в писателе не только классика советской литературы, но и талантливого художника-новатора, который всю жизнь стремился к созданию нового метода в русской литературе. Считая классический реализм отжившим, Горький уже в самом начале ХХ в. писал о необходимости искусства, которое рассматривало бы жизнь с высоты идеалов будущего. Начиная с повести «Мать» (1906), он шел по пути синтеза художественного сознания с социалистическим идеалом, который мыслился ему как способ гармонического устроения нового мира. В «Сказках об Италии» и автобиографической трилогии («Детство», «В людях». «Мои университеты») мечта Горького о грядущей справедливой и разумной жизни при социализме выражается с помощью синтеза реализма и романтизма. В последние годы жизни, выступая в публицистических статьях с пропагандой метода социалистического реализма, сам Горький не создал ни одного художественного произведения в соответствии с догматическими принципами, разработанными после смерти писателя.
Список литературы
1 Горький и его корреспонденты. М.: ИМЛИ РАН, 2005. 680 с. (М. Горький.
Материалы и исследования. Вып. 7).
2 Горький М. Полн. собр. соч.: Письма: в 24 т. М.: Наука, ИМЛИ РАН, 1997.
3 Горький М. Полн. собр. соч.: Художественные произведения: в 25 т. М.: Наука, 1969.
4 Горький М. Собр. соч.: в 30 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953.
5 Гронский И., Овчаренко А. К истории партийной политики в области литературы (Переписка И. Гронского и А. Овчаренко) // Вопросы литературы. 1989. № 2. С. 143–166.
6 История всемирной литературы: в 9 т. М.: Наука, 1994. Т. 8. 850 с.
7 Литературное наследство. М.: Наука, 1963. Т. 70: Горький и советские писатели. Неизданная переписка. 734 с.
8 Литературное наследство. М.: Наука, 1963. Т. 72: Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. 630 с.
9 Луначарский А.В. Статьи о литературе: в 2 т. М.: Худож. лит., 1988. Т. 2: Советская литература. Теория и литературная критика / сост. Л. Истомина. 493 с.
10 Луначарский А.В. Статьи о советской литературе. М.: Просвещение, 1971. 567 с.
11 Максим Горький: pro et contra. Антология. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 1997. 901 с.
12 Маркова Е.И. Творчество Николая Клюева в контексте северно-русского словесного искусства. Петрозаводск: Карел. НЦ РАН, 1997. 316 с.
13 Михайловский Б.В. Творчество Горького и мировая литература. М.: Наука, 1965. 648 с.
14 Наука о литературе в ХХ в. (история, методология, литературный процесс». М.: ИНИОН, РАН, 2001. 376 с. 15 Синявский А. (Абрам Терц) Литературный процесс в России. М.: РГГУ, 2003. 418 с. 16 Страда В. Советская литература и русский литературный процесс ХХ в. // Вестник МГУ. Сер. 9. 1995. № 3. С. 45–64.
17 Удодов А.Б. Феномен М. Горького как эстетическая реальность: генезис и функционирование. (1890 — начало 1900-х годов). Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 1999. 442 с.
18 Вarrat A. Maxim Gorky. Boston: Twayne, 1988. 140 р.
19 Niqueux M. Qu’en est-il de l’influence de Nietzsche sur Gor’kij? // Slavica occitana. 2006. № 22.
20 Sherr Barry Р. Godbuilding redux: the religion impuls in Gorky’s «Childhood» // Modern greek studies yearbook. 2012. Vol. 24/25. P. 150–161.