Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2017-2-3/Samodelova.pdf
Ключевые слова: П.Г. Богатырев, экспедиции, Московская губерния, Серпуховской уезд, апокрифическая молитва, «Сон Богородицы», Комиссия по народной словесности Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Мо- сковский лингвистический кружок.
Для цитирования:

Самоделова Е.А. «Молитва архангелу Михаилу» и «Сон Богородицы» в записях П.Г. Богатырева (по архивным источникам) // Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 3. С. 274–299. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-3-274-299

Автор: Е.А. Самоделова
Сведения об авторе:

Елена Александровна Самоделова — доктор филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 18 апреля 2017 г.
Дата публикации: 25 сентября 2017 г.
Номер журнала: 2017 Том 2, №3
Рубрика: Фольклористика
Страницы: 274-299
DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-3-274-299
Индекс УДК: 398
Индекс ББК: 82.3(2Рос=Рус)

Аннотация

Впервые публикуются и анализируются «Сон Богородицы» и «Молитва архангелу Михаилу», записанные П.Г. Богатыревым в 1914–1915 гг. в с. Бавыкино Серпуховского у. Московской губ. Процитированы большие фрагменты докладов Богатырева, касающиеся собранных произведений духовного фольклора. Приведены протоколы заседаний Комиссии по народной словесности Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ), посвященные докладам П.Г. Богатырева об апокрифах и других результатах фольклорных экспедиций тех лет. Богатырев решал научную задачу: доказать, что в селениях вблизи крупных промышленных центров в начале XX в. сохранился традиционный фольклор. Будучи студентом Московского университета, уже в первой своей экспедиции он записал на диалекте произведения почти всего фольклорного комплекса. Ценными являются произведения духовного фольклора, которые восходят к книжным и богослужебным источникам, существуют в устной и письменной форме. При подготовке к научным докладам о совершенной экспедиции Богатырев выявил корпус опубликованных аналогичных произведений и сопоставил с ними свои фольклорные находки, изучил исследовательскую литературу и сделал собственные выводы.

Список литературы

1 Барсов Е.В. Историко-этнографические материалы, собранные Е.В. Барсовым. I. Сон Богородицы в живом народном пересказе // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. М., 1886. Кн. 3. Отд. V. С. 1–2.

2 Бессонов П.А. Калеки перехожие. М.: Тип. А. Семена, 1864. Вып. 6. 328 с.

3 Варенцова Е.М. Сон Богородицы // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. Ч. 3: П–С. С. 485–487.

4 Веселовский А.Н. Очерки по истории развития христианской легенды. III. Сон Богородицы и сводные редакции эпистолии // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1876. № 4. С. 341–363.

5 Виноградов Н.Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и прочее: в 3 вып. СПб.: Тип. Мин-ва путей сообщения (Тов-ва И.Н. Кушнерев и К°), 1908. Вып. 1. 102 с.

6 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.; СПб.: Изд-е книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1882. Т. 3. (Репринт: М.: Русский язык, 1990). 576 с.

7 Зерцалов А.Н. К материалам о ворожбе в древней Руси. Сыскное дело 1642– 1643 гг. о намерении испортить царицу Евдокию Лукьяновну // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1895. Кн. 3. Отд. I. С. 1–38.

8 Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола / Зап. и собрал В. Бонч-Бруевич. СПб.: Тип. М.Б. Вольфа, 1909. Вып. 2. 327 с.

9 Фольклорные темы на заседаниях Московского лингвистического кружка (вст. статья и подготовка текста А.Л. Топоркова; коммент. А.Л. Топоркова

и А.А. Панченко) // Неизвестные страницы русской фольклористики / отв. редактор: чл.-корр. РАН А.Л. Топорков. М.: Индрик, 2015. С. 56–141.

10 Памятная книжка Московской губернии на 1912 год / под ред. Б.Н. Пенкина. М.: Моск. столичный и губ. стат. комитет, Губ. тип., 1911. 700 с.

11 Памятная книжка Московской губернии на 1914 год / под ред. Б.Н. Пенкина. М.: Моск. столичный и губ. стат. комитет, Губ. тип., 1913. 178 с.

12 Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко: в 4 вып. СПб.: Тип. Кулиша, 1862. Вып. 3. 180 с.

13 Райан В.Ф. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России / пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 718 с.

14 Русские заговоры из рукописных источников XVII – первой половины XIX в. / сост., подг. текстов, статьи и коммент. А.Л. Топоркова. М.: Индрик, 2010. 830 с. 

15 Рязанская энциклопедия: Справочный материал. Рязань: Тов-во «Рязанская энциклопедия», 1992. Т. 9. 171 с.

16 Сборник русских духовных стихов, составленный В. Вренцовым. СПб.: Кожанчиков, 1860. 248 с.

17 Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л.: Наука, 1979. 437 с. 

18 Сумцов Н.Ф. Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен. Киев: Без изд., 1888. 161 с.

19 Хроника. Отчет о деятельности Этнографического отдела ИОЛЕАиЭ и состоящих при Отделе Музыкально-этнографической комиссии и Комиссии по народной словесности за 1914–1915 академический год // Этнографическое обозрение. 1915. № 3/4. Отд. VII. С. 147–148.

20 Якобсон Р.О. О русском фольклоре (1975) // Якобсон Р.О. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996. С. 97–105.

21 Яцимирский А.И. К истории ложных молитв в южнославянской письменности // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб., 1913. Т. 18. № 3. С. 1–102.