Название статьи  НОВОЕ СОЗНАНИЕ И НОВЫЕ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ В АФРИКАНСКОМ ФРАНКОЯЗЫЧНОМ РОМАНЕ В ПЕРЕХОДНУЮ ЭПОХУ
Автор(ы)  Н.Д. Ляховская
Сведения об авторе(ах) Нина Дмитриевна Ляховская — доктор филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Дата поступления  19 января 2017 г.
Дата публикации  25 марта 2017 г.
Номер журнала  2017 Том 2, №1
Рубрика  Мировая литература
Страницы  132-149
DOI  10.22455/2500-4247-2017-2-1-132-149
Индекс УДК   82.09
Индекс ББК  83.3 (3)
Аннотация  В 90-х гг. XX в. и начале следующего в конголезской и ивуарийской литературах появился новый герой, тип африканца с бифуркационной психикой, еще сохраняющей поверхностную связь с родоплеменным сознанием, но уже с растущими индивидуально-эгоистическими устремлениями. В доминирующем жанре романа-истории событийность замещается рефлексией, внутренним монологом, сближая его с литературой самопознания. Герой романа конголезца Лопеса «В поисках Африк», лицейский преподаватель в Нанте ищет только одну Африку его воспоминаний о детстве и белом отце-враче. В его сознании смешаны ценности и понятия. Он асоциален, одержим маниакальной идеей, подавленно агрессивен и, когда предъявляет себя отцу, тот умирает. В «Полях битвы и любви» ивуарийка Таджо «просвечивает» поля сознания супругов — университетского преподавателя и его белой жены. Социально пассивные, погруженные в свою «самость», они отчуждены и от социума, и друг друга. Сапиентация, расширение сферы сознания за счет научных знаний, контактов с западной культурой при одновременной ломке родоплеменного коллективистского сознания приводят в лучшем случае к отвлеченным мечтам, как любителя астрономии в романе Донгалы «Звездные мальчики». В худшем — романе «Тупик» конголезца Д. Бияулы герой-социопат оказывается в психиатрической больнице. В тупике и герой постмодернистского романа «Господин Ки» ивуарийца К. Кваюле. Лишь одному конголезцу Сони Лабу Танси удалось в стиле авангардного реализма в сатирической трилогии о Береге представить типы бифуркационного африканца во всем многообразии и создать целостную картину реальной Африки.
Ключевые слова  сознание, индивидуализм, бифуркация, сапиентация, волшебный реализм, авангардный реализм
Список литературы

1 Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Изд-во «Азбука», 2000. 301 с.

2 Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М.: Наука, 1999. 632 с.

3 Герасимова Н.А. Совместное мышление как искусство: опыт философско- синергетического исследования // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс–Традиция, 2002. 496 с.

4 Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки. М.: Искусство, 1986. 310 с.

5 Biyaoula D. L’impasse. P.: Seuil, 1998. 164 p.

6 Dongala E. Les petits gar ç ons naissent aussi des é toiles. P.: Serpent à plumes, 1998. 317 p.

7 Lopes E. Le chercheur d’Afriques. P.: Seuil, 1990. 236 p.

8 Kwahul é K. Le monsieur Ki. Rapsodie parisi è nne à sourire pour caresser le temps. P.: Gallimard, 2010. 146 p.

9 Sony Labou Tansi. Le commencement des douleurs. P.: Seuil, 1995. 155 p.

10 Tadjo V. Champs de bataille et d’amour. P.: Presence Africaine, 1996. 146 p. 

Полная электронная версия  Скачать