Download:

PDF

For citation:

Shchelokova, L.I. “Concept of ‛Native Land’ in Journalism of War Years.” Studia Litterarum, vol. 7, no. 2, 2022, pp. 220-231. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-220-231 

Author: Larisa I. Shchelokova
Information about the author:

Larisa I. Shchelokova (1961–2021), PhD in Philology, Associate Professor, Institute of Humanities, State Autonomous Educational Institution of Higher Education Moscow City Pedagogical University, Selskokhozyaystvenny av. 4 / 1, 129226 Moscow, Russia.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9810-5518 

Received: November 19, 2020
Published: June 25, 2022
Issue: 2022 Vol. 7, №2
Department: Russian Literature
Pages: 220-231
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-220-231 

EDN:

https://elibrary.ru/DMQVHF 

UDK: 821.161.1.0
BBK: 83.3 (2Рос=Рус)
Keywords: journalism, concept, homeland, defense of the homeland, patriotic idea.

Acknowledgements: The article was prepared in the course of the state work “Design, methodological support and approbation of the Moscow public network platform on current issues of modern history, politics and culture,” carried out within the framework of the State task for the State Educational Institution of Higher Education of Moscow State Pedagogical University for the 2020–2021 academic year.

Abstract:

Main purpose of the article is to examine the concept of “native land,” the content of which was formulated by Yu.S. Stepanov (“pain” for one’s land, “natural wealth,” the land itself, a dear person, nature crowned with a native word). The range of texts under study includes publications from the period of the Great Patriotic War. The author of the article uses the USSR leaders’ official speeches of the first war days, namely V.M. Molotov and I.V. Stalin. They served as a starting point for the development of key directions in the newspaper correspondence of other authors. The article raises question about the growth of the semantics of homeland defense, the concept of which goes back to the motifs of pain, suffering, sorrow. Writers of the war years built a multilevel structure of the concept of “native land,” which consists in a spatial association, a figurative unity, traditionally including natural, cultural, mythological images and specific people and participants in real events. The article concludes that the concept of “homeland” transforms and accumulates not only the functions of the guardian and protection in the subsequent periods of the war. The core of the concept includes connotations of “native land,” that is our land / our country, Soviet land / our land, etc. The periphery of the concept is the military experience of the defender of the country. 

Full text (HTML)

 

 

Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 220 КОНЦЕПТ «РОДНАЯ ЗЕМЛЯ» В ПУБЛИЦИСТИКЕ ВОЕННЫХ ЛЕТ © 2022 г. Л.И. Щелокова Московский городской педагогический университет, Москва, Россия Дата поступления статьи: 19 ноября 2020 г. Дата одобрения рецензентами: 04 февраля 2021 г. Дата публикации: 25 июня 2022 г. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-220-231 Статья подготовлена в ходе выполнения государственной работы «Проектирование, методическое сопровождение и апробация московской публично-сетевой площадки по актуальным проблемам современной истории, политики и культуры», проводимой в рамках Государственного задания ГАОУ ВО МГПУ на 2020–2021 учебный год Аннотация: Целью статьи является анализ концепта «родная земля», понятие которого сформулировано Ю.С. Степановым («боль» за свою землю, «естественное богатство», сама земля, родной человек, природа, увенчанная родным словом). В круг анализируемых текстов вошли публикации периода Великой Отечественной войны. В исследовании использованы официальные выступления руководителей СССР первых дней войны — В.М. Молотова и И.В. Сталина. Они послужили отправной точкой для развития ключевых смыслов в газетных корреспонденциях других авторов. Поднимается вопрос о нарастании семантики защиты родины, понятие которой восходит к мотивному комплексу боли, страдания, скорби. В публикациях военных лет выстраивалась многоуровневая структура концепта «родная земля»: пространственное объединение, образное единство, традиционно включавшее природные, культурные, мифологические образы и конкретных людей — участников настоящих событий. В статье делается вывод о трансформации концепта «родная земля», в последующие периоды войны он аккумулирует не только функции оберега и защиты своего народа. Ядро концепта составляют коннотации «родной земли» — это наша земля / наша страна, советская земля / наша земля и др. Периферию концепта образует военный опыт человека — защитника страны. Ключевые слова: публицистика, концепт, родная земля, защита родины, патриотическая идея. Информация об авторе: Лариса Ивановна Щелокова (1961–2021) — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, Институт гуманитарных наук, Московский городской педагогический университет, ул. Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1, 129226 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9810-5518 Для цитирования: Щелокова Л.И. Концепт «родная земля» в публицистике военных лет // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 2. С. 220–231. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-220-231 Научная статья / Research Article https://elibrary.ru/DMQVHF УДК 821.161.1.0 ББК 83.3 (2Рос=Рус) Русская литература / Л.И. Щелокова 221 CONCEPT OF “NATIVE LAND” IN JOURNALISM OF WAR YEARS © 2022. Larisa I. Shchelokova Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia Received: November 19, 2020 Approved after reviewing: February 04, 2021 Date of publication: June 25, 2022 Acknowledgements: The article was prepared in the course of the state work “Design, methodological support and approbation of the Moscow public network platform on current issues of modern history, politics and culture,” carried out within the framework of the State task for the State Educational Institution of Higher Education of Moscow State Pedagogical University for the 2020–2021 academic year. Abstract: Main purpose of the article is to examine the concept of “native land,” the content of which was formulated by Yu.S. Stepanov (“pain” for one’s land, “natural wealth,” the land itself, a dear person, nature crowned with a native word). The range of texts under study includes publications from the period of the Great Patriotic War. The author of the article uses the USSR leaders’ official speeches of the first war days, namely V.M. Molotov and I.V. Stalin. They served as a starting point for the development of key directions in the newspaper correspondence of other authors. The article raises question about the growth of the semantics of homeland defense, the concept of which goes back to the motifs of pain, suffering, sorrow. Writers of the war years built a multilevel structure of the concept of “native land,” which consists in a spatial association, a figurative unity, traditionally including natural, cultural, mythological images and specific people and participants in real events. The article concludes that the concept of “homeland” transforms and accumulates not only the functions of the guardian and protection in the subsequent periods of the war. The core of the concept includes connotations of “native land,” that is our land / our country, Soviet land / our land, etc. The periphery of the concept is the military experience of the defender of the country. Кeywords: journalism, concept, homeland, defense of the homeland, patriotic idea. Information about the author: Larisa I. Shchelokova (1961–2021), PhD in Philology, Associate Professor, Institute of Humanities, State Autonomous Educational Institution of Higher Education Moscow City Pedagogical University, Selskokhozyaystvenny av. 4 / 1, 129226 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9810-5518 For citation: Shchelokova, L.I. “Concept of ‛Native Land’ in Journalism of War Years.” Studia Litterarum, vol. 7, no. 2, 2022, pp. 220-231. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-220-231 This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) Studia Litterarum, vol. 7, no. 2, 2022 Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 222 Начало Великой Отечественной войны заставило население страны изме- нить привычное для мирного времени поведение. Важнейшим этапом пере- стройки сознания явился момент осмысления того, что же именно нужда- ется в защите от врага. При всей очевидной ясности ответа на этот вопрос человеку в тот трагический момент необходимо было последовательное и глубокое постижение своей причастности к родной земле, которой грозила смертельная угроза. В русском менталитете, по мнению Ю.С. Степанова, существуют сле- дующие компоненты концепта «родная земля»: «а) “боль” за свою землю, б) “естественное богатство”, в) сама земля, г) родной человек, д) природа, увенчанная — е) родным словом» [9, с. 170]. На наш взгляд, эти составляю- щие обнаруживаются в публицистике военной поры, передавая ее внутрен- нюю логику, поэтому целью настоящей статьи является анализ развития концепта «родная земля» в дни войны на материале газетных публикаций тех лет. Несмотря на существующую историю изучения литературы о войне и публицистики [4], современные исследования различных аспектов этого пласта военной литературы [3; 1; 6], причем не только собственно военных лет, но и предвоенного десятилетия [2], этот вопрос не изучался. Обширный корпус статей и очерков военных лет (1941–1945) не мо- жет быть проанализирован в рамках одной статьи, поэтому рассмотрим от- дельные публикации, тексты которых подтверждают значимость концепта «родная земля» в корреспонденциях военной поры. В историческом высту- плении В.М. Молотова 22 июня 1941 г., первом официальном обращении к народу в начале войны, прозвучали авторитетные заявления о причинах войны, ее предполагаемом ходе и проявился спектр разных эмоций, под- Русская литература / Л.И. Щелокова 223 держанных и развитых в военной печати: «Нападение на нашу страну про- изведено, несмотря на то что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и Советское правительство со всей добросовестностью вы- полняло все условия этого договора» (курсив мой. — Л.Щ.) [20, с. 1]. В этих словах — недоумение, обида и боль. В докладе обоснована невозможность контакта между Германией и Советским Союзом, т. е. официально объяв- лены военные действия. Название «наша страна» служит здесь аналогом понятию «родная земля». Отметим, что многие положения выступления могут трактоваться как микротемы, которые впоследствии заняли отдель- ное место в публикациях газет, создав лейтмотивы и мотивные комплексы. Боль, страдание, скорбь образовали мотивный комплекс большинства га- зетных выступлений (см., например: [29, с. 3]). На страницах газет печатаются персонализированные обращения старшего поколения к сынам родины, мотивируя их к защите страны, на- пример, «Слово матери героя» напрямую обращено к врагам: «Разбойни- ки, кровавые собаки набросились на родную землю», устами матери вы- несен суровый приговор: «За их подлость, за их варварство, за то, что <…> посмели напасть на нашу святую землю, — не будет им пощады» [16, с. 2]. Родная земля с родным человеком (защитником страны) образует сакра- лизованное пространство — наша святая земля. Отметим, что библеизмы способствуют репрезентации духовных концептов «святость» и «святой», являющихся центральными знаками-символами русской культуры. Доклад Сталина — второй по хронологии из официальных заявле- ний, но бесспорно его приоритетное значение в процессе формирования общей стилистики и обозначения концептуальных положений, которые во многом определят тематический и аксиологический спектр публицистики эпохи войны. В выступлении Сталина, вопреки общему уверенному тону, прозвучали вопросы, которые многие задавали себе: «Как могло случить- ся, что наша славная Красная Армия сдала фашистским войскам ряд наших городов и районов?» [23, с. 1]. Выступление содержало несколько опорных позиций: выражение общих переживаний (боль, беспокойство и тревогу), убежденность в победе, внушение оптимизма, развенчан миф о непобеди- мости немецко-фашистской армии, подтвержденный историческими при- мерами — армиями Наполеона и Вильгельма. Раскрыта цель Пакта о нена- падении, сказано о политическом выигрыше Советского Союза. В контексте Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 224 раскрытия духовной сущности нашей страны перечисление ее историче- ских побед — важный этап уяснения смысла концепта «родная земля». Государственный лидер поставил конкретную задачу: «Прежде все- го необходимо, чтобы наши люди, советские люди поняли всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране, и отрешились от благодушия, от беспечности, от настроений мирного строительства, вполне понятных в довоенное время, но пагубных в настоящее время, когда война коренным образом изменила положение. Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, политых нашим потом, захват нашего хлеба и нашей нефти, добытых нашим трудом» (курсив мой. — Л.Щ.) [23, с. 1]. Об- ращение к нашим людям, советским людям, сродни разговору с родным че- ловеком, усилия которого были направлены на преумножение природных богатств. На официальном уровне «наша страна» дополняется понятиями «наша земля / советская земля», включающими производственные и при- родные богатства и т. д. В приведенных текстах обозначились тематические оси всей военной публицистики: земля, ее богатства, родной человек и род- ная культура. Эти темы как звенья единой логической цепи будут развер- нуты в ближайшем времени: воспевание красоты родной природы, родной культуры и родного языка (родного слова). Отметим, что угроза онемечи- вания, т. е. опасность истребления родного слова и разрушения националь- ной культуры упомянута в докладе Сталина. Из его уст прозвучало еще одно емкое понятие со многими важными смыслами — родная среда: «Наша ар- мия действует в своей родной среде» [24, с. 1]. Мысль о прочности коренных основ народа проводилась в статье И. Эренбурга «Тыла у них нет», где семантика родной земли трансформи- руется, обретая огненную символику, устрашая врага: «Советский человек, оказавшийся на земле, захваченной гитлеровцами, только и думает о том, как уничтожить захватчиков. Может быть, они считали, что русские встре- чают бандитов с хлебом и солью? Они называют теперь захваченные райо- ны “пылающей землей” — их бьют днем и ночью, их жгут, их уничтожают. Тыла у них нет — есть советская земля, и эта земля идет на захватчиков» [28, с. 2]. В публикациях военных лет выстраивалась многоуровневая струк- тура образа родной земли, имеющей не только пространственное объеди- Русская литература / Л.И. Щелокова 225 нение, но и образное единство, традиционно включавшее природные, куль- турные, мифологические и другие образы. В военное время образный ряд семантической структуры этого концепта немыслим без конкретных лю- дей — участников настоящих событий. С первых дней войны газеты печата- ли материалы, где рассказывалось о различных фронтовых событиях и ге- роических поступках бойцов. Многие публикации посвящались отдельным людям, группам фронтовиков, к примеру, статья о подвигах мужественных летчиков «Три крылатых воина» Б. Галина, П. Приставкина: «И, — патру- лируя в воздухе, всматриваясь в небо, выискивая врага, три товарища, три большевика составляли одну волю, одно звено смелых соколов, не знаю- щих страха в борьбе, готовых до последней капли крови биться с коварным, подлым врагом до полного его уничтожения» [12, с. 2]. В статье И. Эренбур- га «Гитлер просчитался» описан выход из окружения трех советских вои- нов: «Они видят штаб противника. Их трое. Что делают три русских челове- ка перед лицом врага? Они нападают. Немецкий полковник убит. Захвачены секретные документы, и три смельчака на трофейной машине добираются до наших частей» [27, с. 3]. И далее писатель заключает: «Враг просчитал- ся — красноармейца нельзя “окружить”, как нельзя окружить шестую часть мира. В каждом отдельном сердце — мощь и воля двухсот миллионов» [27, с. 3]. Подобные истории сложили энциклопедию современного воинского подвига — рассказ о «родном человеке». Коллективный портрет воина и его поступков символизирует защиту родной земли, одновременно она наделе- на еще и функцией оберега, но на «эту обетованную землю мира» пришел враг [19, с. 72], поэтому возникла необходимость в активных героических поступках. Уделено внимание народу — главному богатству родной земли, его потенциалу, истории подвига и героическому деянию в статье А.Н. Толстого «Армия героев»: «Надо знать, что русский народ, даже в самые трудные и тяжелые времена своей истории, никогда перед врагом-захватчиком шапки не ломал <…>. За святыню — русскую землю — наш народ не щадил жизни своей. Жизнь нам дорога, мы — народ веселый, но дороже нам жизни роди- на, склад наш и обычай, язык наш, стать наша, твердая уверенность, что сил у нас хватит и оборонить СССР и устроить у себя свою особенную, изобиль- ную, богатую всеми дарами земли и ума человеческого свободную жизнь, такую, чтобы каждый новый человек, появляясь из материнской утробы на Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 226 свет, получал путевку — на счастье...» [25, с. 3]. История России — это ду- ховный опыт народа, сформировавший родную землю и привычный уклад жизни родного человека, воспитанного усилиями и достижениями предков. Совмещение главных святынь русского человека: родная земля, язык, куль- тура и общее будущее на этой земле образуют ценностный центр эпохи, его можно рассматривать как ядро концептосферы, т. е. совокупность концеп- тов нации [5] и «национальные культурные ценности» [8, с. 285]. К ценностному центру примыкает и армия, она «может быть покой- на за свой тыл. Плечи у русского народа крепкие, руки золотые. Ума нам не занимать. Обороняем мы свое, — наше кровное отечество, доставшееся в вечное владение народу после мучительной многосотлетней борьбы» [25, с. 3]. Значимая триада — армия (фронт) / тыл (народ) / кровное отечество (родная земля) — обусловила патетику стиля и дополнила семантику ядра концептосферы [7]. Разнообразие стилистики газетных корреспонденций обусловлено индивидуальностью стилевой манеры авторов. Во многих статьях сказано о переоценке ценностей, к примеру, в статье Е. Кригера «Москва в эти дни»: «Все мелкое, повседневное, будничное отлетело прочь, осталось по ту сто- рону дня, который история не забудет, — 22 июня 1941 года» [15, с. 2]. В дру- гой статье читаем: «Патриотическое нетерпение владеет людьми» [11, с. 2], поэтому они хотят быть полезными родине: «И роль связистов выполняют здесь те же комсомольцы-старшеклассники, молодые советские патриоты, готовые взяться за любое дело, лишь бы оно было предпринято для защиты родины» [11, с. 2]. Развитие опорных положений эпохи происходило в двух основных стилевых направлениях: образно-поэтическом и функциональ- но-официальном, равнозначно востребованных широкой читательской аудиторией. Исторические обзоры в публицистике военной поры играли важную роль в выработке массового сознания людей военной эпохи. Порой им при- давалось высокое звучание — это своего рода гимн предкам, поэтому гипер- болизированный народ-богатырь, рожденный на этой земле, олицетворяет могучую силу родной земли. События недавней и далекой истории подтвер- ждают мысль о героическом характере народа: «Могуч и грозен советский народ-богатырь <…>. Ему не страшны никакие испытания. Если мы сумели победить полчища вооруженных до зубов интервентов в первые годы суще- Русская литература / Л.И. Щелокова 227 ствования молодой советской республики, то теперь наша могучая Красная армия, Военно-морской флот, сталинская авиация, оснащенные новейшей грозной техникой, встретят врага всесокрушающим ударом. Горе дерзко- му Гитлеру, возомнившему себя Наполеоном! Его ждет та же бесславная участь» [22, с. 3]. Обращение к предкам олицетворяет динамику истории страны и связь времен, символ родная земля имеет древнее происхождение, в публицистике военного времени факт переклички с пращуром — это еще и скрытая форма просьбы о покровительстве. Напоминание о предках звучит на уровне ло- зунгов: «Отважные пехотинцы! Пулей, штыком и гранатой разите фашистов. Помните заповедь наших отцов и дедов: лечь костьми за родную землю, но отбить лютого врага!» [13, с. 3]. Подобные призывы подкрепляются образ- ной структурой, где на первом месте — общий предок (пращур), именно в его лице современники видят символ хранителя совести народа, высшего судью: «Нет, не устыдятся своих внуков суровые и непреклонные пращуры наши, оборонявшие родную землю в годы лихих лихолетий» [17, с. 3]. Старославянизмы способствовали ментальному приобщению к ге- роической традиции предков, утверждая право современника на землю от- тич и дедич: «Земля оттич и дедич, это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур — жить навечно. <…> На бугре над рекой он огородил тыном свое жилище и поглядел по пути солнца в даль веков, и ему померещилось многое: тяжелые и трудные времена, — красные щиты Игоря в половецких степях, и стоны русских на Калке, и уставленные под хоругвями Дмитрия мужицкие копья на Куликовом поле, и кровью залитый лед Чудского озера, и Грозный царь, раздвинувший единые, отныне неру- шимые, пределы земли — от Сибири до Варяжского моря: и снова — дымы и пепелища великого разорения... Но нет такого лиха, какое уселось бы проч- но на плечи русского человека» [26, с. 4]. Статья А.Н. Толстого «Родина», опубликованная в знаменательную дату — 7 ноября 1941 г., последователь- но раскрывает сущность концепта «родная земля», ее исток и многовековое развитие родной культуры, земли, увенчанной родным словом: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, врачевание, сопровождавшееся заговорами, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли и народа, Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 228 героические волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга, — она была до- стоинством и умом народа, она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души, и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» [26, с. 4]. В этом фрагменте сущность концепта «родная зем- ля» раскрыта многосторонне: в пространственном и в бытийном аспектах. Завоеванное пращуром право жить на этой земле завещано потомкам, по- этому знаменитый афоризм, обращенный к своему народу, — «Ничего, мы сдюжим...» [26, с. 4], утверждается в сознании людей военных лет. Новое понимание большой родины и родного дома происходит че- рез постижение смысла родной земли и родины: «Земля отечества бежала за окошком вагона, рожь начинала колоситься, березы мелко дрожали ли- стьями, в которых запутывалось утреннее солнце, и чувство родины расши- рялось до новых громадных размеров. Домом становился простор родных полей, каждое дерево <…> весь этот широкий мир <…>. Мы за одну ночь забыли привычный ход нашей устоявшейся жизни, и перед нами в нагляд- ности возник именно тот дом, который строили почти четверть века и кото- рый называется словом — отечество. <…> Он начинается там, где начинает- ся у пограничной черты земля родины…» [18, с. 28–29]. Наблюдения над концептом «родная земля» приводят к выводу о его трансформации в последующие периоды войны, понятие родной земли аккумулирует не только функции оберега и защиты своего наро- да, но и погребения врагов, которые «прятались в земле», а «в огородах, в картофельных полях, во ржи лежат трупы немецких солдат», после оже- сточенных боев «земля устлана металлом» и приходится «зарывать в зем- лю больше двухсот убитых немецких солдат», «наша артиллерия загна- ла фашистов под землю», поэтому «на узком пространстве земли стало тесно от трупов», но после изгнания врага родная земля вновь принимает своих родных людей, «сотни людей возвращались на освобожденную зем- лю» [14, с. 2]. Процесс освобождения родной земли от врага заслуживает отдельного рассмотрения, к примеру, статьи Л. Леонова наглядно демон- стрируют идею о том, что «победа над врагом возможна только на его не- праведной земле» [10, с. 153]. Русская литература / Л.И. Щелокова 229 Ход военных действий способствует значительному расширению се- мантики концепта «родной земли» — от священного оберега — до осквер- ненной врагом территории: «родная советская земля — истерзанная, зага- женная врагом, но свободная — выглянула на свет» [21, с. 3]. Изучение концепта «родная земля» подтверждает его сложную структуру, глубокий философско-социальный смысл, постепенно раскры- вающийся в публикациях военного времени, и может быть продолжено. Ядро концепта составляют коннотации родной земли: оттич и дедич, наша земля, родная среда, святая земля, обетованная земля, русская земля, зем- ля родины, земля отечества / эта страна, наша страна, советская стра- на, наше кровное отечество и др. Периферию концепта, которая связана с «субъективным опытом, различными прагматическими составляющими лексемами, коннотациями и ассоциациями» [8, с. 285], образует военный опыт человека — защитника страны, т. е. родного человека, представленного в произведениях как пращур, наши люди, советские люди, русский народ, рус- ские люди, народ-богатырь, советские патриоты. Список литературы Исследования 1 Арензон Е.Р. Война Ильи Эренбурга // Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.: литература и история. М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 116–128. 2 Быстрова О.В. «Будем на страже»: М. Горький о фашизме // Великая Отечествен- ная война 1941–1945 гг.: литература и история. М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 13–23. 3 Воронцова Г.Н. Всеславянский комитет и А.Н. Толстой // Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: литература и история. М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 39–58. 4 Кузьмичев И.К. Жанры русской литературы военных лет (1941–1945). Горький: Горьковское кн. изд-во, 1962. 455 c. 5 Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52, № 1. С. 3–9. 6 Михаленко Н.В. Традиции плакатов Маяковского в «Окнах ТАСС» // Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: литература и история. М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 91–103. 7 Полехина М.М. Вопрос о репрезентации художественного концепта в творчестве писателя // Язык. Культура. Перевод. Сб. материалов всероссийской науч- но-практической конференции / под ред. В.А. Иконниковой, Н.Д. Паршиной. М.: Одинцовский филиал МГИМО МИД России, 2019. С. 121–128. Studia Litterarum /2022 том 7, № 2 230 8 Полехина М.М. Художественный концепт в литературном дискурсе // Лингвисти- ческое наследие и тренды нового времени: язык, литература, культура. Материа- лы Международного научного форума. 2 апреля 2015 г. Алматы: Казак ун-т, 2015. С. 284–286. 9 Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Про- ект, 2001. 990 с. 10 Щелокова Л.И. Идея победы в публицистике Л.М. Леонова 1945 г. // Вестник сла- вянских культур. 2014. № 4 (34). С. 151–159. Источники 11 Белявский П. На мобилизационном пункте // Известия. 1941. 24 июня. 12 Галин Б., Приставкин П. Три крылатых воина // Красная звезда. 1941. 11 июля. 13 Красная звезда. 1941. 1 июля. 14 Кригер Е. Как была взята Ельня // Известия. 1941. 10 сентября. 15 Кригер Е. Москва в эти дни // Известия. 1941. 24 июня. 16 Курочкина А.В. Слово матери героя // Правда. 1941. 24 июня. 17 Леонов Л. Твой брат Володя Куриленко. Смоленск, 1944. 11 с. 18 Лидин Вл. Дом // Лидин Вл. Зима 1941 года. М.: Сов. писатель, 1942. 116 с. 19 Лидин Вл. Рождение мужества // Лидин Вл. Зима 1941 года. М.: Сов. писатель, 1942. 116 с. 20 Молотов В.М. Выступление по радио Заместителя Председателя Совета На- родных Комиссаров Союза ССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М. Молотова 22 июня 1941 года // Известия. 1941. 24 июня. 21 Соболев Л. Удар за ударом // Правда. 1943. 24 января. 22 Собственный корреспондент. Грозен наш гнев // Известия. 1941. 24 июня. 23 Сталин И.В. Выступление по радио Председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина// Красная звезда. 1941. 3 июля. 24 Сталин И.В. Доклад Председателя Государственного Комитета Обороны това- рища И.В. Сталина на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1941 года // Красная звезда. 1941. 7 ноября. 25 Толстой А.Н. Армия героев // Красная звезда. 1941. 9 июля. 26 Толстой А.Н. Родина // Красная звезда. 1941. 7 ноября. 27 Эренбург И. Гитлер просчитался // Красная звезда. 1941. 11 июля. 28 Эренбург И. Тыла у них нет// Красная звезда. 1941. 15 июля. 29 Юра Гнат. Не ступать фашистам по советской земле! // Известия. 1941. 24 июня. Русская литература / Л.И. Щелокова References 1 Arenzon, E.R. “Voina Il’i Erenburga” [“Ilya Ehrenburg’s War”]. Velikaia Otechestvennaia voina 1941–1945 gg.: literatura i istoriia [The Great Patriotic War of 1941–1945: Literature and History]. Moscow, IWL RAS Publ., 2020, pp. 116–128. (In Russ.) 2 Bystrova, O.V. “‛Budem na strazhe’: M. Gor’kii o fashizme” [“‛We Will be on Guard’: M. Gorky on Fascism”]. Velikaia Otechestvennaia voina 1941–1945 gg.: literatura i istoriia [The Great Patriotic War of 1941–1945: Literature and History]. Moscow, IWL RAS Publ., 2020, pp. 13–23. (In Russ.) 3 Vorontsova, G.N. “Vseslavianskii komitet i A.N. Tolstoi” [“All-Slavic Committee and A.N. Tolstoy”]. Velikaia Otechestvennaia voina 1941–1945 gg.: literatura i istoriia [The Great Patriotic War of 1941–1945: Literature and History]. Moscow, IWL RAS Publ., 2020, pp. 39–58. (In Russ.) 4 Kuz’michev, I.K. Zhanry Russkoi literatury voennykh let (1941–1945) [Genres of Russian Literature of the War Years (1941–1945)]. Gor’kii, Gor’kovskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1962. 455 p. (In Russ.) 5 Likhachev, D.S. “Kontseptosfera russkogo iazyka” [“The Concept of the Russian Language”]. Izvestiia Rossiiskoi Akademii nauk. Seriia literatury i iazyka, vol. 52, no. 1, 1993, pp. 3–9. (In Russ.) 6 Mikhalenko, N.V. “Traditsii plakatov Maiakovskogo v ‛Oknakh TASS’.” [“Traditions of Mayakovsky’s Posters in ‛TASS Windows’.”] Velikaia Otechestvennaia voina 1941– 1945 gg.: literatura i istoriia [The Great Patriotic War of 1941–1945: Literature and History]. Moscow, IWL RAS Publ., 2020, pp. 91–103. (In Russ.) 7 Polekhina, M.M. “Vopros o reprezentatsii khudozhestvennogo kontsepta v tvorchestve pisatelia” [“The Question of an Artistic Concept’s Representation in the Writer’s Work”]. Ikonnikova, V.A., and N.D. Parshina, editors. Iazyk. Kul’tura. Perevod. Sbornik materialov vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Language. Culture. Translation. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Moscow, Odintsovo Branch of MGIMO Publ., 2019, pp. 121–128. (In Russ.) 8 Polekhina, M.M. “Khudozhestvennyi kontsept v literaturnom diskurse” [“Artistic Concept in Literary Discourse”]. Lingvisticheskoe nasledie i trendy novogo vremeni: iazyk, literatura, kul’tura. Materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. 2 aprelia 2015 g. [Linguistic Heritage and Trends of the New Time: Language, Literature, Culture. Proceedings of the International Scientific Forum. April 2, 2015]. Almaty, Kazak University Publ., 2015, pp. 284–286. (In Russ.) 9 Stepanov, Iu.S. Konstanty: Slovar’ russkoi kul’tury [Constants: Dictionary of Russian Culture]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2001. 990 p. (In Russ.) 10 Shchelokova, L.I. “Ideia pobedy v publitsistike L.M. Leonova 1945 g.” [“The Idea of Victory in L.M. Leonov’s Journalism in 1945”]. Vestnik slavianskikh kul’tur, no. 4 (34), 2014, pp. 151–159. (In Russ.)

References

1 Arenzon, E.R. “Voina Il’i Erenburga” [“Ilya Ehrenburg’s War]. Velikaia Otechestvennaia voina 1941–1945 gg.: literatura i istoriia [The Great Patriotic War of 1941–1945: Literature and History]. Moscow, IWL RAS Publ., 2020, pp. 116–128. (In Russ.)

2 Bystrova, O.V. “‛Budem na strazhe’: M. Gor’kii o fashizme” [“‛We Will be on Guard’: M. Gorky on Fascism”]. Velikaia Otechestvennaia voina 1941–1945 gg.: literatura i istoriia [The Great Patriotic War of 1941–1945: Literature and History]. Moscow, IWL RAS Publ., 2020, pp. 13–23. (In Russ.)

3 Vorontsova, G.N. “Vseslavianskii komitet i A.N. Tolstoi” [“All-Slavic Committee and A.N. Tolstoy”]. Velikaia Otechestvennaia voina 1941–1945 gg.: literatura i istoriia [The Great Patriotic War of 1941–1945: Literature and History]. Moscow, IWL RAS Publ., 2020, pp. 39–58. (In Russ.)

4 Kuz’michev, I.K. Zhanry Russkoi literatury voennykh let (1941–1945) [Genres of Russian Literature of the War Years (1941–1945)]. Gor’kii, Gor’kovskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1962. 455 p. (In Russ.)

5 Likhachev, D.S. “Kontseptosfera russkogo iazyka” [“The Concept of the Russian Language”]. Izvestiia Rossiiskoi Akademii nauk. Seriia literatury i iazyka, vol. 52, no. 1, 1993, pp. 3–9. (In Russ.)

6 Mikhalenko, N.V. “Traditsii plakatov Maiakovskogo v ‛Oknakh TASS’.” [“Traditions of Mayakovsky’s Posters in ‛TASS Windows’.”] Velikaia Otechestvennaia voina 1941– 1945 gg.: literatura i istoriia [The Great Patriotic War of 1941–1945: Literature and History]. Moscow, IWL RAS Publ., 2020, pp. 91–103. (In Russ.)

7 Polekhina, M.M. “Vopros o reprezentatsii khudozhestvennogo kontsepta v tvorchestve pisatelia” [“The Question of an Artistic Concept’s Representation in the Writer’s Work”]. Ikonnikova, V.A., and N.D. Parshina, editors. Iazyk. Kul’tura. Perevod. Sbornik materialov vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Language. Culture. Translation. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Moscow, Odintsovo Branch of MGIMO Publ., 2019, pp. 121–128. (In Russ.)

8 Polekhina, M.M. “Khudozhestvennyi kontsept v literaturnom diskurse” [“Artistic Concept in Literary Discourse”]. Lingvisticheskoe nasledie i trendy novogo vremeni: iazyk, literatura, kul’tura. Materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. 2 aprelia 2015 g. [Linguistic Heritage and Trends of the New Time: Language, Literature, Culture. Proceedings of the International Scientific Forum. April 2, 2015]. Almaty, Kazak University Publ., 2015, pp. 284–286. (In Russ.)

9 Stepanov, Iu.S. Konstanty: Slovar’ russkoi kul’tury [Constants: Dictionary of Russian Culture]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2001. 990 p. (In Russ.)

10 Shchelokova, L.I. “Ideia pobedy v publitsistike L.M. Leonova 1945 g.” [“The Idea of Victory in L.M. Leonov’s Journalism in 1945”]. Vestnik slavianskikh kul’tur, no. 4 (34), 2014, pp. 151–159. (In Russ.)