Поэма С.А. Есенина «Ус» рассматривается в контексте произведений поэта 1914–1917 гг., прежде всего посвященных отечественной истории («Песнь о Евпатии Коловрате» и «Марфа Посадница»). Особое внимание уделяется историческим источникам поэмы «Ус» с учетом широкого круга чтения Есенина середины 1910-х гг. и его занятий в 1913–1915 гг. на историко-филологическом цикле академического отделения Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского. Есенин мог ознакомиться с популярными хрестоматиями, с песнями разинского цикла, а также с историческими сочинениями, в которых значительное внимание уделяется С.Т. Разину. При этом В.Р. Ус являлся редким и второстепенным персонажем произведений, посвященных Разину. К образу Уса одним из первых обратился в изданном в 1916 г. романе «Стенька Разин» В.В. Каменский. Но если у Каменского Ус — соратник Разина, то у Есенина — самостоятельный герой; второй центральный персонаж есенинской поэмы — мать Уса.
Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 162 ПОЭМА ЕСЕНИНА «УС»: МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИЧЕСКОМУ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМУ КОММЕНТАРИЮ © 2023 г. М.В. Скороходов Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва, Россия Дата поступления статьи: 15 февраля 2023 г. Дата одобрения рецензентами: 10 марта 2023 г. Дата публикации: 25 июня 2023 г. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-162-181 Аннотация: Поэма С.А. Есенина «Ус» рассматривается в контексте произведений поэта 1914–1917 гг., прежде всего посвященных отечественной истории («Песнь о Евпатии Коловрате» и «Марфа Посадница»). Особое внимание уделяется историческим источникам поэмы «Ус» с учетом широкого круга чтения Есенина середины 1910-х гг. и его занятий в 1913–1915 гг. на историко-филологическом цикле академического отделения Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского. Есенин мог ознакомиться с популярными хрестоматиями, с песнями разинского цикла, а также с историческими сочинениями, в которых значительное внимание уделяется С.Т. Разину. При этом В.Р. Ус являлся редким и второстепенным персонажем произведений, посвященных Разину. К образу Уса одним из первых обратился в изданном в 1916 г. романе «Стенька Разин» В.В. Каменский. Но если у Каменского Ус — соратник Разина, то у Есенина — самостоятельный герой; второй центральный персонаж есенинской поэмы — мать Уса. Ключевые слова: С.А. Есенин, В.В. Каменский, В.Р. Ус, С.Т. Разин, маленькая поэма, русская поэзия XX в., история России, комментарии, источниковедение. Информация об авторе: Максим Владимирович Скороходов — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6390-5670 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Для цитирования: Скороходов М.В. Поэма Есенина «Ус»: материалы к историческому и литературоведческому комментарию // Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 2. С. 162–181. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-162-181 Научная статья / Research Article https://elibrary.ru/DZLBPW УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2Рос=Рус)53 Русская литература / М.В. Скороходов 163 ESENIN’S POEM “US”: MATERIALS FOR HISTORICAL AND LITERARY COMMENTARY © 2023. Maxim V. Skorokhodov A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia Received: February 15, 2023 Approved after reviewing: March 10, 2023 Date of publication: June 25, 2023 Abstract: The article examines Esenin’s poem “Us” in the context of the poet’s works of 1914– 1917, first of all relating to the national history (“The Song of Yevpaty Kolovrat” and “Martha the Mayoress”). Special attention is paid to the historical sources of the “Us” poem in view of the wide range of Esenin’s readings in the mid-1910s and his classes in 1913–1915 at the History and Philology Department of the A.L. Shanyavsky Moscow State University. Esenin was able to familiarize himself with popular textbooks, songs of the Razin cycle as well as with historical works which pay considerable attention to Stepan T. Razin. At the same time Vasily R. Us was a rare and minor character in works devoted to Razin. One of the first addressed to the image of Us was Kamensky in his novel “Stenka Razin,” published in 1916. But if in Kamensky’s Us is an associate of Razin, in Esenin’s work he is an independent character, and the second central character is Us’ mother. Кeywords: Sergey A. Esenin, Vasily V. Kamensky, Vasily R. Us, Stepan T. Razin, little poem, Russian poetry of 20th century, Russian history, commentary, source study. Information about the author: Maxim V. Skorokhodov, PhD in Philology, Senior Researcher, А.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya 25 а, 121069 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6390-5670 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. For citation: Skorokhodov, M.V. “Esenin’s Poem ‛Us’: Materials for Historical and Literary Commentary.” Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023, pp. 162–181. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-162-181 This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023 Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 164 Среди произведений С.А. Есенина середины 1910-х гг. заметную роль игра- ют поэмы, позднее названные самим автором маленькими, т. е. занимающие промежуточное положение между лирическими стихотворениями и напи- санными в первой половине 1920-х гг. «большими» поэмами, отличающи- мися эпичностью и значительным объемом1. При подготовке третьего тома полного собрания сочинений С.А. Есенина в 7 т. (9 кн.) Е.А. Самоделовой и Н.И. Шубниковой-Гусевой была проведена значительная работа по выяв- лению исторических источников «больших» поэм Есенина [14]. Вошедшие во второй том маленькие поэмы были прокомментированы С.И. Субботи- ным, который раскрыл их творческую историю и подробно охарактери- зовал восприятие произведений прижизненной Есенину критикой. Одна- ко в силу значительного числа произведений, вошедших в том (их общее количество — 36), по объективным причинам и в связи с ограниченным объемом научного аппарата не было возможности снабдить каждый текст подробным историческим комментарием. Частично работа была проведена в статьях С.И. Субботина, посвященных наиболее сложным вопросам тек- стологии и творческой истории маленьких поэм (см., например: [19; 20]). За прошедшие со времени подготовки полного собрания сочинений два с по- ловиной десятилетия не все маленькие поэмы, посвященные значительным историческим событиям, были рассмотрены исследователями как произ- ведения, свидетельствующие о глубоком и всестороннем интересе поэта к истории своей страны. Основная библиография по теме приведена в нашей 1 Есенин, касаясь структуры однотомника, подготовка которого велась в Госиздате, 29 октября 1924 г. писал Г.А. Бениславской: «Разделите все на три отдела: лирика, маленькие поэмы и большие…» [27, т. 6, с. 184]. Русская литература / М.В. Скороходов 165 статье 2012 г. [16], в которой учтена, в частности, единственная статья, каса- ющаяся исторического контекста есенинской поэмы «Ус» [4]. Отметим, что названная работа основана на материалах главы «Непокорный Василий Ус» книги Е.В. Чистяковой и В.М. Соловьева, посвященной С.Т. Разину и его со- ратникам [23]. За последнее десятилетие новых работ, посвященных исто- рическим контекстам поэмы Есенина «Ус», не появилось. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение есенинского произведения с уче- том реальных событий истории России. Известно, что атаман Василий Родионович Ус весной 1666 г. с от- рядом из нескольких сотен вооруженных казаков отправился из низовьев Дона, где в то время вследствие неурожая был голод, вверх по реке. Казаки, самовольно оставившие места проживания и активно привлекавшие в свое войско холопов и крестьян, дошли до Воронежа, откуда в Москву с чело- битьем к Алексею Михайловичу были отправлены депутаты, просившие отправить казаков на войну с поляками и выдать им жалованье. Просьба осталась без ответа — казакам предписывалось вернуться на Дон и не сма- нивать с собой служилых людей. Казачий круг отказался подчиниться пред- писанию и двинулся дальше на север. Число бунтовщиков росло, все более частыми становились их набеги на усадьбы бояр и помещиков, нередко со- провождавшиеся убийствами. Вскоре Ус сам отправился в Москву, хлопоча уже не только о казаках, но и о примкнувших к ним сподвижниках. Казакам разрешили вернуться на Дон, но они должны были содействовать выдаче остальных мятежников. Бунтовщики не пошли на это, и тогда на борьбу с ними были отправлены карательные отряды. Ус вынужден был отступить. О его деятельности в 1667–1669 гг. нет никаких сведений. В 1670 г. донской атаман, пользовавшийся к тому времени значительным авторитетом в среде казачества, стал близким сподвижником Разина. Он активно участвовал в осаде Царицына, а затем стал атаманом в занятой казаками Астрахани (под- робнее см.: [23, с. 112–140]). Вскоре после убийства казаками митрополита Астраханского и Терского Иосифа (11 мая 1667 г.; в 1918 г. причислен к лику святых) Ус умер от кожной болезни. Ус упоминается в разных по типу изданиях второй половины XIX – начала XX в., некоторые из которых могли привлечь внимание Есени- на. Круг чтения поэта был в то время достаточно широким, кроме того, в 1913–1915 гг. он посещал занятия историко-филологического цикла ака- Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 166 демического отделения Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского. В частности, в поле зрения поэта могла оказаться кни- га «Рассказы по русской истории: Общедоступная хрестоматия», выходив- шая в 1909 и 1912 гг. в московском издательстве И.Д. Сытина (напомним, что в начале 1913 г. Есенин устроился на работу в сытинскую типографию [9, с. 158]). В хрестоматии упоминаются как Разин, так и Ус: «В апреле меся- це 1670 года под предводительство Стеньки набралося 7000 войска. Стень- ка решил идти прямо на Царицын для того, чтобы захватить его в свои руки. По дороге, еще на Дону, пристал к нему знаменитый волжский разбойник Васька Ус со своей шайкой» [12, с. 214]. И далее: «К январю 1672 года волне- ние в Поволжье почти повсюду было подавлено. Оставалась только Астра- хань, где народ и казаки под начальством атамана Васьки Уса, а после его смерти Федора Шелудяка, упорно вели борьбу» [12, с. 217]. Более подробная информация о герое есенинской поэмы содержится в книгах по русской истории и истории казачества, причем в них подчер- кивается, что Ус стал организатором народных бунтов значительно раньше самого Разина. Так, С.М. Соловьев отмечает: «Летом 1666 года <…> шайка в 500 человек, под начальством атамана Васьки Уса, разбойничала в воро- нежских и тульских местах, подговаривала крестьян и холопей, разоряла помещиков и похвалялась всяким дурном. Донцы писали государю, что они учинили Усу с товарищами наказанье жестокое без пощады. Наказанье не подействовало, если только было учинено…» [17, стб. 293]. В книге начала прошлого века исследователь казачества отмечает: «…часть <…> враждебно настроенной правительству толпы <…> под начальством атамана Васьки Уса опрокинулась во внутрь государства <…> взбунтовала крестьян и перебила воевод и помещиков. Это был первый порыв вольницы, чтобы совершить свою заветную мечту — освободить народ от тяжести боярской опеки…» [5, с. 254]. На момент встречи с Разиным «Васька Ус, — по словам Н.И. Косто- марова, — удалая голова, вор, богатырь», «уже прославился года четыре тому назад, с шайкою, составленною из беглых крестьян, он разорял дворы помещиков и вотчинников…» [8, с. 270–271]. Есенин первым из русских писателей посвятил произведение донско- му казаку Василию Усу и вынес его фамилию в заглавие. Ранее Ус был ред- ким и второстепенным героем произведений, посвященных Разину, истори- ки и писатели пренебрежительно именовали его Васькой (как и ряд других Русская литература / М.В. Скороходов 167 исторических персонажей недворянского происхождения). Широкое рас- пространение как в устном исполнении, так и благодаря песенникам (см., например: [33; 34; 35, 36]) получили исторические песни разинского цикла. В числе немногочисленных произведений, в которых Ус является од- ним из главных героев, — роман В.В. Каменского «Стенька Разин»2, издан- ный в 1916 г. отдельной книгой с посвящением «Великому народу русско- му — матерый сын» и с иллюстрациями Аристарха Лентулова, Владимира и Давида Бурлюков, Георгия Золотухина, Николая Гущина, Николая Кульби- на и самого Каменского. Писатель отмечает особенность Уса, важную и для есенинского текста: он «носил один рыжий ус, и в этом таилась своя глубо- кая тайна, про которую знал лишь Степан. / Одноусое рыжее лицо Васьки Уса было настолько смешно днем, насколько страшно ночью» [29, с. 45]. Каменский характеризует Уса не только как казацкого атамана, но и как творческого человека — прекрасного гусляра, играющего и поющего для Разина и его соратников: «И тронул ловкими пальцами Васька Ус стру- ны гусельные. / Встряхнул рыжим усом, вскинул синие глаза к небу и запел густым, лесным, широким, горячим голосом» [29, с. 46]. Пение Уса вызыва- ет размышления Разина о песне и вместе с тем — о русской душе, о силище богатырской, ведь «душа у Степана была прозрачная, звонкая, переливная и певучая, как горный ручей в лесу» [29, с. 57]. Разин, как и Ус, показан Каменским искусным исполнителем песен, поэтому он и ценит мастерство своего товарища-гусляра. Ус, становящийся ближайшим соратником Рази- на, спасает его от персиянина, который «хотел пронзить Степана пикой», — «Васька Ус подскочил и снес персиянину голову» [29, с. 100]. Подчеркнем, что Ус в романе Каменского рассматривает свой ин- терес к песенному слову как важнейшее обстоятельство, приведшее его к бунтарству: «— А кабы не песни — не гусли, не вылез бы я из Пермяцкой берлоги <…> не нашел бы ясного сокола-гусляра отменного Степана Рази- на, не придумал бы, али есаулом твоим стать, али башку сложить за любовь нещадную, за просто так, за здорово живешь. А только и отрады было — что песни» [29, с. 112]. Каменский дает свой, отличный от зафиксированного историками, вариант гибели Уса: «Сгиб Васька Ус. / Да как. / Очень про- сто. / Залез спьяну с гуслями на мачту высоченную и давай там плясать да 2 Образ Разина был актуален для Каменского и в более поздние годы (см.: [6]). Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 168 орать: / — Еще раз. Еще раз. Еще раз. / И бултыхнулся. Сорвался. Утонул в Волге. / Сгиб Васька Ус. / Очень просто» [29, с. 168]. Появление имен исторических лиц в есенинских заглавиях — редкий случай, если не считать адресованной лирики (например, «Пушкину», 1924) и стихотворений, вызванных смертью знакомых ему поэтов («Памяти Ши- ряевца» («Мы теперь уходим понемногу…») и «Памяти Брюсова» (оба — 1924)). После «Марфы Посадницы» (1914) и «Уса» лишь через значительное время появятся «Пугачев» (1921) и «Ленин» (1924; замысел не реализован полностью). Есенин в маленькой поэме обращается к периоду, когда Ус действовал самостоятельно. Это было в середине 1660-х гг. — в период между участием Уса в войне с Польшей, когда он командовал казачьим отрядом, и активной деятельностью в качестве сподвижника Разина. Именно поэтому Разин не упоминается Есениным. Для поэта важно, что Ус был предшественником Разина, раньше него выступил на защиту народа, однако в силу разных об- стоятельств оказался менее известным историческим персонажем. Для есенинской поэмы характерно наслоение двух семантических по- лей: Ус — это и исторический персонаж, ставший легендарным народным героем, и отрезанный при прощании с матерью ус, оказавшийся для героини единственным напоминанием о сыне: «Отрезал с губы ус чернявый, / Гово- рил слова над дубравой: // “Уж ты, мать моя, голубица, / Сбереги ты ус на божнице; / Окропи его красным звоном, / Положи его под икону!”» [27, т. 2, с. 23]. Не дождавшаяся сына вдовица сидит у божницы «над увядшим усом» [27, т. 2, с. 24]. Использование синекдохи (Ус-воин и положенный на божни- цу его ус) позволяет выявить еще один вероятный источник поэмы, на ко- торый обратила внимание О.Е. Воронова [2, с. 28], — песня «Усы, удалы мо- лодцы...» из сборника «Древнейшие российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», в которой есть, в частности, строки: «Собиралися усы на царев на кабак, / А садилися молодцы в единой круг»; «Большой усище и всем атаман» [26, с. 339, 340]. Еще В.В. Коржан отмечал, что в основе поэмы Есенина — «широко распространенный в народных песнях мотив гибели в битве на чужбине казака или солдата. <…> Есенинский Василий Ус мало по- хож на конкретное историческое лицо, он скорее является собирательным образом. <…> поэт использует традиционные художественные приемы, ха- рактерные для народных песен, посвященных той эпохе» [7, с. 246]. Русская литература / М.В. Скороходов 169 Если одним из центральных героев песен разинского цикла и романа Каменского является княжна, то Есенин уделяет внимание другой женщи- не — матери Уса, становящейся наряду с Василием Усом главной героиней поэмы. Для начала «Уса» важен мотив проводов воина, актуальный и для других текстов Есенина периода Первой мировой войны. См., например, поэму «Русь» (1914): Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину [27, т. 2, с. 18–19]. Или стихотворение «По селу тропинкой кривенькой…» (1914) с кольцевой композицией: «Рекрута ходили с ливенкой / Разухабистой гурь- бой» — «Рекрута играли в ливенку / Про остальние деньки» [27, т. 1, с. 48]. Если в процитированном стихотворении деревенских парней рекрутирова- ли, то герой поэмы «Ус» уходит из дома в силу собственного осознанного выбора. Показательны в этом отношении его слова при прощании с мате- рью: Ты не стой, не плачь на дорогу, Зажигай свечу, молись Богу. Соберу я Дон, вскручу вихорь, Полоню царя, сниму лихо [27, т. 2, с. 22]. А.А. Чернов и Н.В. Чекер, характеризуя есенинскую поэму, справед- ливо отметили, что автор «пытается передать боль, любовь, надежду и веру всех осиротевших матерей, потерявших сынов своих на полях сражений» [22, с. 813–814]. Планы Уса весьма амбициозны — он собирается не только поднять на бунт казаков и крестьян, но и полонить самого царя, власть которого (благодаря использованию существительного лихо) характеризуется как зло, несчастье. Ус же воспринимается как народный заступник, борец с не- справедливостью, как организатор народного движения, направленного против московской власти. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 170 Строки 45–56 поэмы «Ус», как выявил С.И. Субботин, имеют «от- четливые тематические взаимосвязи» и одинаковую метрику с опубли- кованным в октябре 1914 г. стихотворением «Молитва матери», которое предположительно рассматривается как «своего рода прообраз указанных строк “Уса”» [21, с. 291]. Среди центральных образов поэмы «Ус» — образ «девицы-вьюги», своей деятельной энергией близкий к образу колдуньи из одноименного стихотворения: Косы растрепаны, страшная, белая, Бегает, бегает, резвая, смелая. <…> Серьгами змеи под космы привешены, Кружится с вьюгою страшно и бешено. («Колдунья»; ; [27, т. 4, с. 117]). Характеристика матери Уса — «смотрит кротко-кротко» — соотно- сится с представлениями Есенина о женской кротости — качестве, отразив- шемся в ранних произведениях поэта, в том числе в антропоморфных об- разах. См., например: «Ивы, кроткие монашки» («Край любимый! Сердцу снятся…»; 1914; [27, т. 1, с. 39]); «Марфа на крылечко праву ножку кинула, / Левой помахала каблучком сафьяновым. / “Быть так, — кротко молвила, черны брови сдвинула…”» («Марфа Посадница»; сентябрь 1914; [27, т. 2, с. 8]); «Наклонивши лик свой кроткий, / Дремлет ряд плакучих ив» («Ми- кола»; 1915; [27, т. 2, с. 12]). Более подробные описания женской кротости характерны для есенинской прозы, прежде всего для повести «Яр» (1915): «Вечерами Костя от скуки ходил с ребятами на улицу и играл на тальян- ке. Отец ворчал, а жена кротко отпирала ему дверь. / В безмолвной кро- тости есть зачатки бури, которая загорается слабым пламенем и свивается в огненное половодье» [27, т. 5, с. 19]. Приведенный пример показывает, что кротость может быть только внешней, показной, свидетельствовать о соблюдении женщиной исторически сложившихся традиций. Иногда жен- ская кротость становится показателем смирения, например в том же «Яре»: «Карев весело помаргивал глазами и глядел на Лимпиаду. Она, кротко поту- пив голову, молчала» [27, т. 5, с. 29]. Или свидетельством усталости и невоз- можности активного противостояния жизненным невзгодам: «Перед ним встала кроткая и слабая перед жизнью Анна» [27, т. 5, с. 83]. Кротость, вы- Русская литература / М.В. Скороходов 171 званная физической слабостью, может быть присуща и мужчинам: «— Лад- но, ребята, — с кроткой покорностью сказал дед Иен…» [27, т. 5, с. 105]. Кротость характерна и для Руси Есенина, которую лирический герой не раз называет «родиной кроткой» («Русь»; 1914; [27, т. 2, с. 18, 21]). Отметим, что кротость важна для поэта прежде всего как христианская добродетель. Именно в этом качестве она присуща матери Уса, которая вспоминает сына, смотря на его «увядший ус»; кротость, смирение помогает ей пережить тре- вожное ожидание. Кротость изначально свойственна и Христу, о чем не- однократно пишет поэт — образ «кроткого Спаса» появляется как в поэме «Микола» (1915; [27, т. 2, с. 15]), так и в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914; [27, т. 1, с. 50]). Независимостью своей деятельности Ус сближается с героями двух ранних произведений Есенина — Евпатием Коловратом и Марфой Посадни- цей. О.Е. Воронова предлагает рассматривать произведения, посвященные этим историческим персонажам, — поэмы «Песнь о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница» и «Ус» — «как некое художественное триединство, об- разующее своеобразный “триптих” как по образно-концептуальным, так и по жанрово-стилевым особенностям. По своему художественному заданию он представляет собой попытку создания национально-героического хри- стианского эпоса <…> главные герои есенинских поэм — носители народ- ного идеала и ярко выраженного православного сознания, воплощающие в себе тип героя-Богоносца, духовного подвижника» [3, с. 72]. Названные произведения — это своего рода «богатырский эпос» Есенина, повествую- щий о сильных, самостоятельных личностях, борющихся за народное благо. С историей этого «триптиха» связан замысел поэта, сведения о реа- лизации которого документально не зафиксированы. В рекламном объяв- лении книгоиздательства «Краса», размещенном в книге «А.С. Пушкину. Стихотворение С. Городецкого с примечаниями» (1915), упоминается про- изведение Есенина «Усильник», включенное в ряд эпических текстов: «Кра- са. Сборник 1-й: Калевала. 41 руна. Пер. Владимира Юнгера. <…> Вячеслав Иванов. Замышленье Баяна. Сергей Есенин. Усильник. <…>» [25, с. 22] (вы- делено в цитируемом издании). В 1960-е гг. историк В.А. Вдовин высказал предположение, согласно которому «Усильник» — это «Ус» или вариант поэмы [1, с. 74–75], однако созвучие заглавий не может служить аргумен- том для идентификации произведений. В полном собрании сочинений Есе- Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 172 нина произведение «Усильник» отнесено к числу утраченных и ненайден- ных, т. е. выражено вполне обоснованное сомнение в том, что неизвестный «Усильник» и поэма «Ус» — это одно и то же произведение. В 1915 г., когда информация об «Усильнике» появилась в печати, Есенин широко исполь- зовал диалектизмы. Отметим, что В.И. Даль [37, с. 511], а затем «Словарь русских народных говоров [32, с. 54] фиксируют существительное усилок в значении сильный человек; богатырь. Во второй из названных словарей включены также слова усилистый (крепкий, физически сильный) и усил- коватый (сильный, крепкий, здоровый). С учетом отмеченных значений есенинского усильника можно рассматривать как сильного человека, богаты- ря. В ходе обсуждения статей «Есенинской энциклопедии» С.И. Субботин высказал предположение, что среди героев произведений Есенина, напи- санных не позднее 1915 г., таким богатырем является Евпатий Коловрат, соответственно, «Усильник» — ранний вариант «Песни о Евпатии Коловра- те» — «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (естественно, что столь объемное название не могло быть включено в объявление). Марфа Борецкая, главная героиня посвященной временам Ивана III поэмы «Марфа Посадница» — одной из частей «триптиха», как и Ус, отно- сится к числу исторических деятелей, противостоящих Москве как центру объединения Руси. «Марфу Посадницу» Есенин высоко ценил — составляя в 1925 г. трехтомное собрание стихотворений, именно этим произведением он открыл второй том, в который включил все свои маленькие поэмы. По- сле «Марфы Посадницы» идут «Микола», «Русь», «Ус», а затем — поэмы 1917 г. Как известно, Есенин, начиная с первой поэтической книги «Раду- ница» (1916), неизменно обращал внимание на композицию своих книг, не стал исключением и второй том собрания стихотворений. Поэма «Ус» отличается от предшествующих ей произведений, во- шедших в собрание стихотворений, метрикой, на что обратил внимание Ю.Б. Орлицкий: «“Микола” <написан> пятистопным хореем, “Русь” — трех- стопным анапестом с регулярным чередованием дактилических и мужских окончаний; “Марфа Посадница” — четырехиктным акцентным стихом; наконец, “Ус” представляет собой классическую полиметрическую компо- зицию, в которую входят самостоятельные объемные фрагменты, написан- ные разными силлабо-тоническими метрами: это четырехстопный цезури- Русская литература / М.В. Скороходов 173 рованный хорей, шестистопный цезурированный хорей и четырехстопный дактиль» [11, с. 86–87]. Обратим внимание на то, что поэма «Ус», с точки зрения Есенина 1925 г., занимает промежуточное положение между произведениями, соз- данными в начале Первой мировой войны, в годы его активного вхождения в литературу («Марфа Посадница», «Микола» и «Русь»), и поэмами, напи- санными в первые месяцы революции. При анализе поэмы «Ус» необходимо учитывать хронологию напи- сания произведений, открывающих второй том собрания сочинений поэта. Есенинская датировка «Марфы Посадницы» — сентябрь 1914 г. — не под- вергается сомнению исследователями. Вероятно, поэт читал поэму 30 марта 1915 г. в Петрограде на вечеринке, проходившей в редакции «Нового жур- нала для всех» (свои произведения исполнили в тот день, кроме Есенина, О.Э. Мандельштам, Г.В. Адамович, Г.В. Иванов, Р. Ивнев и М.А. Струве) [38, с. 203]. Уникальность «Марфы Посадницы» отметил один из первых ее критиков — Р.В. Иванов-Разумник, назвавший произведение «первой революционной поэмой о внутренней силе народной, написанной еще в те дни <…> когда почти все наши большие поэты — исключений мало! — вос- торженно воспевали внешнюю силу государственную» [28, с. 5]. Разумни- ковские слова «о внутренней силе народной» с полным основанием можно отнести и к поэме «Ус». Авторская датировка следующего произведения собрания стихотворений, «Миколы», — 1915 г. Вероятно, поэма была создана в родном есе- нинском Константинове в мае – первой половине июня 1915 г. [9, с. 247]. Герой произведения святитель Николай — исторический персонаж и наи- более ценимый русским народом святой, о чем свидетельствуют посвящен- ные ему многочисленные храмы и еще более многочисленные иконописные изображения. Затем наблюдается хронологический сбой: под третьим номером поэт включил в том произведение, написанное ранее «Миколы», — создан- ную в конце 1914 г. поэму «Русь», во многом определившую отношение к Есенину петербургской литературной общественности во время первого (весной 1915 г.) и особенно второго (осенью того же года) посещения столи- цы России. «Русь» была впервые напечатана в журнале «Северные записки» (№ 7/8; за июль – август 1915 г.). Есенин сам принес рукопись в редакцию Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 174 этого издания, т. е. на квартиру Я.Л. Сакера и С.И. Чацкиной [9, т. 1, с. 225]. Публикация отрывка из поэмы (строки 17–28) состоялась в майском номе- ре «Нового журнала для всех», в редакции которого поэт бывал в первые недели своей жизни в Петрограде. Наконец, четвертой по порядку идет поэма «Ус» с авторской датой 1914 г. — той же, что и у «Руси». Период создания этого произведения до- кументально не установлен. О поэме «Ус» нет каких-либо упоминаний до времени ее первой публикации в левоэсеровской газете «Дело народа» 30 апреля 1917 г., а затем — во втором выпуске альманаха «Скифы»3 в соста- ве есенинского «Стихослова», состоящего из четырех маленьких поэм: «То- варищ», «Ус», «Певущий зов» и «Отчарь». Поэма «Товарищ» имеет здесь датировку «1917 г. / Март», «Ус» — «1914 г.», «Певущий зов» — «1917 г. / Апрель», «Отчарь» — «1917. / Июнь». Расширенный вариант есенинского «Стихослова» вошел в книгу «Красный звон» — сборник стихов С. Есенина, Н. Клюева, П. Орешина, А. Ширяевца со вступительной статьей Иванова-Разумника «Поэты и ре- волюция» — перепечаткой из второго выпуска альманаха «Скифы» [30, с. 23–42]4. «Стихослов» открывается на этот раз «Марфой Посадницей» с прежней датировкой5; затем идут, как и в «скифском» варианте «Песнос- лова», «Товарищ», «Ус», «Певущий зов» и «Отчарь» (все — без дат). Как видим, Есенин при формировании авторского раздела в «Ски- фах» и в «Красном звоне», а затем и при подготовке итоговой книги с маленькими поэмами располагал поэму «Ус» непосредственно перед или даже среди произведений 1917 г. Выше уже было отмечено, что тема- тика «Уса» перекликается с тематикой текстов Есенина 1914 г., однако на мотивно-образном уровне поэма близка произведениям 1916–1917 гг. — периода предчувствия Есениным революционных событий и сопережи- 3 Отметим, что в альманахе звучит имя Разина — в стихотворении Петра Орешина «Дед-Краснобай»: «Над Волгой через лес не Разина ли руки / Из ада тянутся — в запекшейся крови? / Осмыслится ли грех в туманный час докуки, / Христовы словеса: “прости” и “не гневи”?» [31, с. 33]. 4 В сборнике также присутствует разинская тема — в подборке произведений А. Ширяев- ца «Зори-заряницы» помещено «именное» произведение «Стенька Разин». Народный герой возрождается в новом обличии и становится в ряды революционеров 1917 г.: «Потянуло атамана / На Неву, к дворцам царей...» [30, с. 93]. 5 Сентябрь 1914 г. Это произведение упоминается в статье Иванова-Разумника, поэтому его включение в подборку вполне уместно. Русская литература / М.В. Скороходов 175 вания им. Особенно созвучны этим текстам строки, посвященные матери Уса: Села и прижалась, смотрит кротко-кротко... «На кого ж похож ты, светлоглазый отрок?.. А! — сверкнули слезы над увядшим усом. — Это ты, о сын мой, смотришь Иисусом!» [27, т. 2, с. 24]. Ср.: Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру. («О красном вечере задумалась дорога…»; ; [27, т. 1, с. 74]). Пусть не я тот нежный отрок В голубином крыльев плеске, Сон мой радостен и кроток О нездешнем перелеске. («Колокольчик среброзвонный...»; ; [27, т. 1, с. 82]). Как по мостику, кудряв и желторус, Бродит отрок, сын Иосифа, Исус. («Не от холода рябинушка дрожит…»; ; [27, т. 4, с. 161]). Пусть не я тот нежный отрок, В плеске крыльев голубиных. («Песня, луг, реки затоны…»; ; [27, т. 1, с. 304]). В силу отмеченных причин исследователи высказывали обоснован- ные сомнения в точности авторской датировки поэмы «Ус». Так, Н.В. Чубу- кова отмечала: «…“синий звон”, “красный звон” (“Ус”) органичны для поэ- зии революционных лет, но не характерны для дооктябрьской лирики, тем более для стихотворений 1914 года» [24, с. 30]. Словосочетания с упомяну- тым Н.В. Чубуковой существительным звон встречаются в ранней поэзии Есенина. В стихотворении «Королеве» (<1913–1915>) — «звон копыт» [27, Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 176 т. 4, с. 59], связанный с бытовыми реалиями. Сходный контекст и в стихотворении «Пороша» (): «Еду. Тихо. Слышны звоны / Под копытом на снегу» [27, т. 4, с. 61]. Художественные тропы в поэме «Ус» значительно разнообразнее, к тому же они обладают большей индивидуальностью, чем в ряде произведений, достоверно датированных 1914 г., например, в стихот- ворении «Колокол дремавший…» (): «сонная земля», «синие небе- са», «белая луна», «резвая волна», «тихая долина» [27, т. 4, с. 63]. Показателен эпитет «красный звон», ставший названием коллектив- ного сборника, над которым Есенин работал в 1917 г., — см. письмо поэта к А.В. Ширяевцу из Константинова от 24 июня 1917 г. [27, т. 5, с. 97] (сбор- ник вышел в 1918 г.). Этот эпитет встречается как в поэме «Ус» («Окропи его красным звоном» [27, т. 2, с. 23]), так и в подборке Ширяевца «Зори-заряницы », которую Есенин включил в издание, — в стихотворениях «За- гуди сильнее…» («Красный, вешний звон!»; «Красный звон шальной» [30, с. 89]) и «Пасха» («И запели колокольни / Звоном красным...» [30, с. 90]). В 1918 г. вышел авторский сборник В.В. Князева со сходным названием — «Красные звоны и песни». В православной традиции красный звон — тор- жественный звон нескольких колоколов, знаменующий торжественные и радостные события в дни великих праздников. С есенинской поэтикой 1916–1917 гг. связан и мотив оставления Сына Богоматерью, «оживления» иконы, сближающий поэмы «Ус» и «Товарищ» (второе из названных произведений в новейшем исследовании датируется 21–31 марта 1917 г. [10, с. 34]). На близость образов главного героя и Христа в поэме «Ус» еще в 1923 г. обратил внимание профессор В.В. Сиповский: «Казак отправился в поход сражаться за казацкую волю и, сидя на коне, “смотрел Исусом” — и был убит. Это убийство Христа революцией харак- терно для Есенина» [15, с. 116]. М.А. Соловьева справедливо отметила, что Христос и казак Ус являются «мистическими двойниками»: «Вместо Спа- сителя принимает гибель Ус. Причем мы видим здесь образ “евхаристии”. Убийцы пьют кровь в виде вина: “Нацедили мы вин красносоких / Из гру- дей из твоих из высоких”»; композиционный центр поэмы «Ус» — икона Спасителя [18, с. 199, 202]. Д.И. Рублев подчеркивает, что для поэмы «Ус» характерны «тема Голгофы, эсхатологические представления о распятии во искупление, которое предстоит пройти России на пороге ее духовного преображения» [13, с. 485]. О.Е. Воронова выдвинула аргументированную Русская литература / М.В. Скороходов гипотезу, согласно которой для поэмы «Ус» важен старообрядческий пласт: «Гибель атамана изображается в поэме скорее как мученическая смерть подвижника за веру, чем как геройская гибель храброго воина на поле бра- ни» [2, с. 28]. Весь этот комплекс тем и мотивов характерен для творчества поэта предреволюционного и революционного периодов. Поэма Есенина «Ус» свидетельствует о значительном интересе поэта к центральным событиям русской истории, к ее ключевым фигурам, о вни- мательном чтении им соответствующей литературы, о важности для есе- нинского творчества фольклорной традиции. Опираясь на богатый исто- рический материал, поэт создал новаторское произведение, герои которого обладают характерными для обычного человека качествами, умеют любить и сострадать. Список литературы Исследования 1 Вдовин В.А. Есенин и литературная группа «Краса» // Научные доклады высшей школы: Филол. науки. 1968. № 5. С. 66–80. 2 Воронова О.Е. С.А. Есенин и духовная культура русского старообрядчества (Ста- тья вторая) // Современное есениноведение. 2019. № 2 (49). С. 27–40. 3 Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань: Узорочье, 2002. 498 с. 4 Горбунов Б.В. Исторический комментарий к поэме С.А. Есенина «Ус» // Совре- менное есениноведение. 2006. № 5. С. 181–184. 5 Карпов А.Б. Уральцы: Исторический очерк. Уральск: Войсковая тип., 1911. Ч. 1: Яицкое войско от образования войска до переписи полковника Захарова (1550–1725 гг.). 1013 с. 6 Константинова С.Л. От «Стеньки» к «Степану»: трансформация заголовочно-фи- нального комплекса в романе В. Каменского «Степан Разин» // Вестник Новго- родского государственного университета. 2009. № 54. С. 40–43. 7 Коржан В.В. Народная песня и некоторые особенности ранней лирики Сергея Есенина // Русская литература. 1965. № 3. С. 242–250. 8 Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. 2-е изд. СПб.: Д.Е. Кожанчиков, 1872. Т. 2. 366 с. 9 Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. (7 кн.). М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. 1. 736 с. 10 Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. (7 кн.). М.: ИМЛИ РАН, 2005. Т. 2. 760 с. Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 178 11 Орлицкий Ю.Б. Маленькие поэмы Есенина 1917–1918 годов как ритмический отклик на «музыку революции» // Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. М.; Константиново; Рязань: Гос. музей-заповедник С.А. Есенина, 2016. Вып. 4. С. 86–96 (Серия «Есенин в XXI веке». Вып. 4). 12 Рассказы по русской истории: Общедоступная хрестоматия. М.: Тип. И.Д. Сыти- на, 1909. 448 с. 13 Рублев Д.И. Первая мировая война в произведениях С.А. Есенина и Б.А. Верхоустинского: творческие параллели // Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпо- ха. М.; Константиново; Рязань: Гос. музей-заповедник С.А. Есенина, 2018. Вып. 6. Ч. III. С. 483–492. 14 Самоделова Е.А., Шубникова-Гусева Н.И. Комментарии // Есенин С.А. Полн. собр. соч.: в 7 т. (9 кн.). М.: Наука; Голос, 1998. Т. 3. С. 435–718. 15 Сиповский В.В. Поэзия народа: Пролетарская и крестьянская лирика наших дней. Пг.: Сеятель, 1923. 142 с. 16 Скороходов М.В. Наследие С.А. Есенина в контексте отечественной истории // Современное есениноведение. 2012. № 22. С. 6–15. 17 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. СПб.: Общественная поль- за, 1911. Кн. 3. Т. XI–XV. 340 стб. 18 Соловьева М.А. Образ Христа в маленькой поэме Есенина «Товарищ»: истори- ко-культурный контекст // Сергей Есенин и искусство. М.; Константиново; Ря- зань: ИМЛИ РАН, 2014. Вып. 2. С. 190–206. 19 Субботин С.И. Авторские датировки в «Собрании стихотворений» Сергея Есени- на (1926): невостребованные документальные материалы // De visu. 1993. № 11. С. 58–61. 20 Субботин С.И. К истории текстов «Иорданской голубицы», «Ленина» и «Песни о Евпатии Коловрате» // Есенин академический: Актуальные проблемы научного издания. М.: Наследие, 1995. С. 43–73 (Серия «Новое о Есенине». Вып. II). 21 Субботин С.И. Комментарии // Есенин С.А. Полн. собр. соч.: в 7 т. (9 кн.). М.: Наука; Голос, 1997. Т. 2. С. 255–461. 22 Чернов А.А., Чекер Н.В. Мифопоэтическая интерпретация образа «жертвы» в по- эме Сергея Есенина «Ус» // Образ Родины: содержание, формирование, актуали- зация. М.: МХПИ, 2021. С. 808–814. 23 Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. М.: Мысль, 1988. 222 с. 24 Чубукова Н.В. Лирика С. Есенина 1911–1915 годов // Русская литература. 1987. № 2. С. 15–30. Русская литература / М.В. Скороходов 179 Источники 25 А.С. Пушкину. Стихотворение С. Городецкого с примечаниями. Пг.: Краса, 1915. 22 с. 26 Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. СПб.: Изд. А.С. Суворина, [1892]. XXXII + 352 с. 27 Есенин С.А. Полн. собр. соч.: в 7 т. (9 кн.). М.: Наука; Голос, 1995–2002. 28 Иванов-Разумник. Поэты и революция // Скифы. 1917. № 2. С. 1–5. 29 Каменский В. Стенька Разин: роман. М.: Тип. «Культура», 1916. 194 с. 30 Красный звон. Сб. Пг.: Революционная мысль, 1918. 96 с. 31 Скифы. Пг.: Скифы, 1918. Сб. 2. 230 с. 32 Словарь русских народных говоров. М.: Наука, 2015. Т. 48. 344 с. 33 Стенька Разин: новейший песенник. СПб.: Т.Ф. Кузин, 1906 (обл. 1905). 32 с. 34 Стенька Разин: Новый песенник: сб. русских песен и стихотворений. М.: Т-во И.Д. Сытина, 1908. 106 + II с. 35 Стенька Разин и княжна: новейший русский песенник. М.: А.Д. Сазонов, 1915. 77 с. 36 Стенька Разин и княжна: сб. народных разнохарактерных песен и куплетов. М.: Типо-лит. М.Н. Шарапова, 1912. 16 с. 37 Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. М.: Изд. общ-ва лю- бителей российской словесности, 1866. Ч. 4. [680] с. 38 Чернявский В.С. Три эпохи встреч (1915–1925) // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. М.: Худож. лит., 1986. Т. 1. С. 198–235. References 1 Vdovin, V.A. “Esenin i literaturnaia gruppa ʽKrasa’.” [“Esenin and the Literary Group ʽKrasa’.”]. Nauchnye doklady vysshei shkoly: Filologicheskie nauki, no. 5, 1968, pp. 66–80. (In Russ.) 2 Voronova, O.E. “S.A. Esenin i dukhovnaia kul’tura russkogo staroobriadchestva (2)” [“S.A. Esenin and Spiritual Culture of Russian Old Believers (2nd Article)”]. Sovremennoe eseninovedenie, no. 2, 2019, pp. 27–40. (In Russ.) 3 Voronova, O.E. Sergei Esenin i russkaia dukhovnaia kul’tura [Sergey Esenin and Russian Spiritual Culture]. Ryazan, Uzoroch’e Publ., 2002. 498 p. (In Russ.) 4 Gorbunov, B.V. “Istoricheskii kommentarii k poeme S.A. Esenina ʽUs’.” [“Historical Commentary to S.A. Esenin’s Poem ʽUs’.”]. Sovremennoe eseninovedenie, no. 5, 2006, pp. 181–184. (In Russ.) 5 Karpov, A.B. Ural’tsy: Istoricheskii ocherk [Uralians: Historical Sketch], part 1: Iaitskoe voisko ot obrazovaniia voiska do perepisi polkovnika Zakharova (1550–1725 gg.) [The Yaitsky Host from the Formation of the Host to the Census of Colonel Zakharov (1550–1725)]. Uralsk, Voiskovaia tipografiia Publ., 1911. 1013 p. (In Russ.) Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 180 6 Konstantinova, S.L. “Ot ʽSten’ki’ k ʽStepanu’: transformatsiia zagolovochno-final’nogo kompleksa v romane V. Kamenskogo ʽStepan Razin’.” [“From ʽStenka’ to ʽStepan’: The Transformation of the Title-final Complex in V. Kamensky’s ʽStepan Razin’.”]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 54, 2009, pp. 40–43. (In Russ.) 7 Korzhan, V.V. “Narodnaia pesnia i nekotorye osobennosti rannei liriki Sergeia Esenina” [“The Folk Song and Certain Features of Sergei Esenin’s Early Lyrics”]. Russkaia literatura, no. 3, 1965, pp. 242–250. (In Russ.) 8 Kostomarov, N.I. Istoricheskie monografii i issledovaniia [Historical Monographs and Studies], vol. 2. St. Petersburg, D.E. Kozhanchikov Publ., 1872. 366 p. (In Russ.) 9 Letopis’ zhizni i tvorchestva S.A. Esenina: v 5 t. (7 kn.) [The Chronicle of Life and Works of S.A. Esenin: in 5 vols. (7 books)], vol. 1. Moscow, IWL RAS Publ., 2003. 736 p. (In Russ.) 10 Letopis’ zhizni i tvorchestva S.A. Esenina: v 5 t. (7 kn.) [The Chronicle of Life and Works of S.A. Esenin: in 5 vols. (7 books)], vol. 2. Moscow, IWL RAS Publ., 2005. 760 p. (In Russ.) 11 Orlitskii, Iu.B. “Malen’kie poemy Esenina 1917–1918 godov kak ritmicheskii otklik na ʽmuzyku revoliutsii’.” [“Esenin’s Small Poems of 1917–1918 as a Rhythmical Response to the ‘Music of Revolution’.”]. Sergei Esenin: Lichnost’. Tvorchestvo. Epokha [Sergei Esenin: Personality. Creativity. Epoch]. Moscow, Konstantinovo, Ryazan, Gosudarstvennyi muzei-zapovednik S.A. Esenina Publ., 2016, pp. 86–96. (In Russ.) 12 Rasskazy po russkoi istorii: Obshchedostupnaia khrestomatiia [Tales of Russian History: A Public Reader’s Guide]. Moscow, Tipografiia I.D. Sytina Publ., 1909. 448 p. (In Russ.) 13 Rublev, D.I. “Pervaia mirovaia voina v proizvedeniiakh S.A. Esenina i B.A. Verkhoustinskogo: tvorcheskie paralleli” [“The First World War in the Works of S.A. Esenin and B.A. Verkhoustinsky: Creative Parallels”]. Sergei Esenin. Lichnost’. Tvorchestvo. Epokha [Sergey Esenin. Personality. Creativity. Epoch], part 3. Moscow, Konstantinovo, Ryazan, Gosudarstvennyi muzei-zapovednik S.A. Esenina Publ., 2018, pp. 483–492. (In Russ.) 14 Samodelova, E.A., and N.I. Shubnikova-Guseva. “Kommentarii” [“Comments”]. Esenin, S.A. Polnoe sobranie sochinenii: v 7 t. (9 kn.) [Complete Works: in 7 vols. (9 books)], vol. 3. Moscow, Nauka Publ., Golos Publ., 1998, pp. 435–718. (In Russ.) 15 Sipovskii, V.V. Poeziia naroda: Proletarskaia i krest’ianskaia lirika nashikh dnei [Poetry of the People: Proletarian and Peasant Lyrics of Our Days]. Petrograd, Seiatel’ Publ., 1923. 142 p. (In Russ.) 16 Skorokhodov, M.V. “Nasledie S.A. Esenina v kontekste otechestvennoi istorii” [“Legacy of S.A. Esenin in the Context of National History”]. Sovremennoe eseninovedenie, no. 22, 2012, pp. 6–15. (In Russ.) 17 Solov’ev, S.M. Istoriia Rossii s drevneishikh vremen [History of Russia from the Most Ancient Times], book 3, vol. 11–15. St. Petersburg, Obshchestvennaia pol’za Publ., 1911. 340 p. (In Russ.) Русская литература / М.В. Скороходов 18 Solov’eva, M.A. “Obraz Khrista v malen’koi poeme Esenina ʽTovarishch’: istorikokul’turnyi kontekst” [“The Image of Christ in a Small Poem by Esenin ʽTovarisch’: Historical and Cultural Context”]. Sergei Esenin i iskusstvo [Sergei Esenin and the Arts]. Moscow, Konstantinovo, Ryazan, IWL RAS Publ., 2014, pp. 190–206. (In Russ.) 19 Subbotin, S.I. “Avtorskie datirovki v ʽSobranii stikhotvorenii’ Sergeia Esenina (1926): nevostrebovannye dokumental’nye materialy” [“Author’s Dating in the ʽCollected Poems’ by Sergei Esenin (1926): Unclaimed Documentary Materials”]. De visu, no. 11, 1993, pp. 58–61. (In Russ.) 20 Subbotin, S.I. “K istorii tekstov ʽIordanskoi golubitsy,’ ʽLenina’ i ʽPesni o Evpatii Kolovrate’.” [“To the History of the Texts of ʽThe Dove of Jordan,’ ʽLenin’ and ʽThe Song about Evpatiy Kolovrat’.”]. Esenin akademicheskii: Aktual’nye problemy nauchnogo izdaniia [Esenin in Academia: Actual Problems of Scientific Publishing]. Moscow, Nasledie Publ., 1995, pp. 43–73. (In Russ.) 21 Subbotin, S.I. “Kommentarii” [“Comments”]. Esenin, S.A. Polnoe sobranie sochinenii: v 7 t. (9 kn.) [Complete Works: in 7 vols. (9 books)], vol. 2. Moscow, Nauka Publ., Golos Publ., 1997, pp. 255–461. (In Russ.) 22 Chernov, A.A., and N.V. Cheker. “Mifopoeticheskaia interpretatsiia obraza ʽzhertvy’ v poeme Sergeia Esenina ʽUs’.” [“Mythopoetical Interpretation of an Image of Victim in the Poem of Sergey Esenin ‛Us’.”]. Obraz Rodiny: soderzhanie, formirovanie, aktualizatsiia [The Image of the Motherland: Contents, Formation, Actualization]. Moscow, Moscow Institute of Art and Industry Publ., 2021, pp. 808–814. (In Russ.) 23 Chistiakova, E.V., and V.M. Solov’ev. Stepan Razin i ego soratniki [Stepan Razin and his Companions]. Moscow, Mysl’ Publ., 1988. 222 p. (In Russ.) 24 Chubukova, N.V. “Lirika S. Esenina 1911–1915 godov” [“Lyrics of S. Esenin in 1911–1915”]. Russkaia literatura, no. 2, 1987, pp. 15–30. (In Russ.)
9 Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. (7 кн.). М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. 1. 736 с.
10 Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. (7 кн.). М.: ИМЛИ РАН, 2005. Т. 2. 760 с.
12 Рассказы по русской истории: Общедоступная хрестоматия. М.: Тип. И.Д. Сытина, 1909. 448 с.
25 А.С. Пушкину. Стихотворение С. Городецкого с примечаниями. Пг.: Краса, 1915. 22 с.
26 Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. СПб.: Изд. А.С. Суворина, [1892]. XXXII + 352 с.
30 Красный звон. Сб. Пг.: Революционная мысль, 1918. 96 с.
31 Скифы. Пг.: Скифы, 1918. Сб. 2. 230 с.
32 Словарь русских народных говоров. М.: Наука, 2015. Т. 48. 344 с.
33 Стенька Разин: новейший песенник. СПб.: Т.Ф. Кузин, 1906 (обл. 1905). 32 с.
34 Стенька Разин: Новый песенник: сб. русских песен и стихотворений. М.: Т-во И.Д. Сытина, 1908. 106 + II с.
35 Стенька Разин и княжна: новейший русский песенник. М.: А.Д. Сазонов, 1915. 77 с.
36 Стенька Разин и княжна: сб. народных разнохарактерных песен и куплетов. М.: Типо-лит. М.Н. Шарапова, 1912. 16 с.
37 Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. М.: Изд. общ-ва любителей российской словесности, 1866. Ч. 4. [680] с.