Скачать:

PDF

Для цитирования:

Симонова Л.А. Театр как диктат власти. Проблема свободы драматического автора в классицистическую эпоху (Пьер Корнель) // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 4. С. 102–125.

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-4-102-125

Автор: Л.А. Симонова
Сведения об авторе:

Лариса Алексеевна Симонова — кандидат филологических наук, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, Московский финансово- юридический университет, ул. Введенского, д. 1А, 117342 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7019-0215

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 01 ноября 2019 г.
Дата публикации: 25 декабря 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №4
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 102-125
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-4-102-125

Индекс УДК: 821.133.1.0
Индекс ББК: 83.3(4Фра)51
Ключевые слова: драма, классицизм, трагедия, власть, автор, герой, дискурс.

Аннотация

Автор статьи ставит цель пересмотреть традиционные подходы к определению классицизма как внутренне подвижной и неоднородной знаково-смысловой системы. Французский театр XVII в. (здесь на примере трагедийного жанра как доминирующего) определяется в двух ракурсах: социально-политический феномен и авторскими усилиями функционирующая и трансформирующаяся система. Подвижность драматургической практики прослеживается через парадигму взаимосвязи «власти» и «автора». При этом власть рассматривается как в узком смысле (политическом), так и в широком (всякое понуждающее давление, проявляемое на уровне текста), в соответствии с этим автор понимается как пишущий, последовательно вырабатывающий собственные принципы драматического письма, проявляющий себя в тексте через фигуры отдельных персонажей и драматическую структуру в целом. С целью отчетливее показать согласие Корнеля как драматурга с преобладающими тенденциями укрепления сверхсмысла и одновременно его страхующее дистанцирование от него, в статье разбирается принцип построения риторической структуры трагедии «Гораций», в частности, сближение и отталкивание двух дискурсивных позиций — Горация и Сабины.

Список литературы

1 Ферро М. История Франции. М.: Весь мир, 832 с.

2 Чеснокова Т.Г. Поэтика «римской доблести» в трагедии Корнеля «Гораций» // Arbor mundi. 2009. № 15. С. 9–27.

3 Aubignac, François Hédelin, abbé d ’. La Pratique du théâ P.: Champion, 2001. 768 p.

4 Barthes R. Leç P.: Le Seuil, 1978. 54 p.

5 Bury E. De quel «âge classique» est-il encore question dans les études dix-septiémistes  en France? // Cahiers de l’Association international des études franç 2008. № 60. P. 27–42.

6 Chapelain Opuscules critiques. Genève: Librairie Droz S.A., 2007. 496 p.

7 Corneille Œuvres choisies. P.: Hachette Livre - BNF, 2018. 348 p.

8 Coute La rhétorique au XVII siècle: un règne contesté // Modèles linguistiques. 2008. № 58. P. 111–130.

9 Forestier Essai de génétique théâtrale: Corneille à l`Œuvre. Genève: Droz, 2004. 396 p.

10 Foucault Le sujet et le pouvoir // Foucault M. Dits et écrits (1954–1988). P.: Gallimard, 1994. T. IV. P. 222–243.

11 Norman F. Historiciser le sublime, ou le classicisme entre modernité et antiquité // Revue d`histoire littéraire de la France. 2007. № 2. P. 347–357.

12 Saminadayar-Perrin Rhétorique et pouvoir au miroir du récit // Écritures du pouvoir et pouvoirs de la littérature. Montpellier: PULM. 2001. P. 281–298.