Скачать:

PDF

Для цитирования:

Зулумян Б.С. От классической традиции к символизму: Туманян — Терьян, Чаренц (сравнительно-статистический анализ) // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 4. С. 252–279.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-4-252-279

Автор: Б.С.Зулумян
Сведения об авторе:

Бурастан Сергеевна Зулумян — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 10 марта 2019 г.
Дата публикации: 25 декабря 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №4
Рубрика: Литература народов России и Ближнего зарубежья
Страницы: 252-279
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2019-4-4-252-279

Индекс УДК: 821.19
Индекс ББК: 83.3(5Арм)
Ключевые слова: символизм, классик, Туманян, Терьян, Чаренц, статистика, контекст, цвет, звук

Аннотация

Символизм в восточноармянской поэзии получил наиболее полное воплощение в творчестве Ваана Терьяна и его последователя Егише Чаренца (в западноармянской влияние символизма испытали Тиран Чракян, Мисак Мецаренц, Ваан Текеян, Сиаманто, Даниел Варужан). Отталкиваясь от классической традиции Ованеса Туманяна, они существенно реформировали традиционный стих: от идейно-образного, лексического до метрического уровней. Новыми для армянской поэзии начала века были образы Девушки- мечты, Грезы, Наваждения, Другого мира, Сумерек, Любви, разлитой в мире, Космического предела. Наглядно различие поэтик Ованеса Туманяна, Терьяна и Чаренца демонстрируют статистические данные групп слов, отображающих цвет (золотой, серебряный, синий, солнце, свет и т. п.), звук (голос, зов, шепот, звон, крик, молчание и т. д.), а также слова, условно обозначенные как Высший мир (Я, душа, сердце, Небо, Бог, Вселенная, Греза, Мечта и т. д.). Сопоставляются семантические доминанты художественных систем поэтов, анализ статистических данных существенно дополняется и коррелируется контекстным, содержательным. У Ованеса Туманяна образ создается на понятийном, метафорическом уровне, его мир предметно-пластичен, язык не трансформирован, у символистов же формируется новый язык с привлечением новых лексических пластов, созданием неологизмов и, самое важное новым, порой непривычным поведением слов. Художник-творец созидает символистскую метареальность и, как следствие, — новый поэтический язык и образную систему.

Список литературы

1 История новой армянской литературы. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1979. 1012 c.

2 Ишханян Р.А. История языка восточноармянской поэзии. Ереван: Изд-во ЕГУ, 1989. 428 c.

3 Папаян Р.А. Сравнительная типология национального стиха. Ереван: Изд-во ЕГУ, 1980. 221 с.

4 Папаян Р.А. Соотношение тонического и силлабического принципов в армянском стихе // Вестник Ереванского государственного университета. 1976. № 1. С. 180–184.

5 Терьян В. Собр. соч.: в 4 т. Ереван: Советакан грох, 1972–1979.

6 Туманян Ов. Собр. соч. Ереван: Советакан грох, 1988. Т. 1. 675 с.

7 Чаренц Е. Собр. соч. Ереван: Советакан грох,1962. Т. 1. 390 с.

8 Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М.: Изд-во МГУ, 1997. 352 c.