Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-1/Govenko.pdf
Для цитирования:

Говенько Т.В. Приемы постмодернизма в романе Б.Т. Ханике «Rotkäppchen muss weinen» (2009) как способ детабуизации «недетских» тем в подростковой литературе // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 1. С. 88–101. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-1-88-101

Автор: Говенько Т.В.
Сведения об авторе:

Татьяна Владимировна Говенько — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 01 августа 2017 г.
Дата публикации: 25 марта 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №1
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 88-101
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-1-88-101

Индекс УДК: 821.112.2
Индекс ББК: 83.3(4Гем)75
Ключевые слова: современная немецкая литература для подростков, фольклор, постмодерн, интертекстуальность.

Аннотация

Роман Б.Т. Ханики «Rotkäppchen muss weinen» адресован читателю-подростку. Это роман о взрослении, роман-инициация, где главная героиня подвергает сомнению жизненные обстоятельства и находит в себе силы оказать сопротивление своим родным: с раннего детства с молчаливого согласия бабушки она подвергалась сексуальному насилию со стороны своего родного дедушки — участника Второй мировой войны, бывшего нациста. Тема сексуального насилия в семье в отношении несовершеннолетних, за которую берется Б.Т. Ханика, считалась табуированной и в обществе, и в литературе, адресованной юношеству, пока подростковая литература ХХI в. не заявила о себе как о литературе без границ. Обращаясь к социальной прозе, современные авторы вынуждают героев пережить «свой» собственный, индивидуальный апокалипсис, но при этом сохраняют за произведением право на «happy end». Сказочные приемы и реминисценции всегда создавали особый эстетический и психологический климат произведений для детей и юношества. Средствами литературы постмодернизма Б.Т. Ханика снимает табу с «недетских» тем и рассказывает подросткам о травмированном детстве без травматизма.

Список литературы

1 Барт Р. S/Z. М.: Академический Проект, 2009. 373 с.

2 Вильке Д. Кричи, Красная Шапочка // Переплет. М., 2012. № 2. С. 10–15.

3 Гладилин Н.В. Постмодернизм в литературе стран немецкого языка: Генезис и основные тенденции развития: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М.: МПГУ, 2012. 36 с.

4 Лотман Ю.М. Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? // Ю.М. Лотман. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 380–385.

5 Соколова Е. И про нас тоже // Книжная индустрия. М., 2014. № 6. С. 31.

6 Фролов Г.А. Постомодернизм в Германии (к проблеме национальной специфики) // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. С. 329–332.

7 Ханика Б.Т. Скажи, Красная Шапочка. М.: КомпасГид, 2011. 352 с.

8 Хёйзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс, 1997. 416 с.

9 Юзефович Г. Спасутся не все // Итоги. М., 2012. № 30. С. 46.

10 Hanika B.T. Rotkäppchen muss weinen. Frankfurt am Main: Fischer, 2009. 220 S.