Название статьи | ТЕАТР В ЭСТЕТИКЕ ГРУППЫ «МОЛОДАЯ ВЕНА» |
Автор(ы) | А.А. Стрельникова |
Сведения об авторе(ах) | Алла Алексеевна Стрельникова — кандидат филологиче- Алла Алексеевна Стрельникова — кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук |
Дата поступления | 19 октября 2016 г. |
Дата публикации | 25 июня 2017 г. |
Номер журнала | 2017 Том 2, №2 |
Рубрика | Мировая литература |
Страницы | 80-103 |
DOI | 10.22455/2500-4247-2017-2-2-80-103 |
Индекс УДК | 821.112.2 |
Индекс ББК | 83.3(4Авс)53+ |
Аннотация | Статья посвящена изучению театра как культурной универсалии, выступающей Статья посвящена изучению театра как культурной универсалии, выступающей способом миропознания и самоидентификации в творчестве австрийской литературной группы рубежа XIX–XX вв. «Молодая Вена». Театр как метафора законов бытия становится неотъемлемой частью поэтики произведений участников «Молодой Вены». Идеи и художественный мир писателей анализируются в контексте культуры эпохи, рассматривается русское восприятие венской театральной эстетики (А. Блок, А.Я. Таиров), а также привлекаются ретроспективные свидетельства и размышления австрийских авторов о Вене рубежа веков (С. Цвейг, Г. Брох). По мере того как империя Габсбургов теряет свои политические позиции, всё большее значение приобретает театральная иллюзия. Но именно в группе «Молодая Вена» понятие театр становится всеобъемлющим: в него проникают как мотивы безысходного маскарада (Шницлер), так и надежда на освобождение человека от ложной игры масок (Гофмансталь). В концепции вдохновителя группы Г. Бара театру отводится важнейшая роль в духовно-эстетическом объединении Австрии. В произведениях «Молодой Вены» прослеживается обращение к мистерии, площадному театру, театру марионеток: реконструкция старинных народных представлений дает возможность актуализировать исконные театральные формы, позволяя авторам вести тонкую игру в театр. Театр становится в «Молодой Вене» проекцией сомнений и предчувствий эпохи, а на место образа уставшего актера приходит человек без маски, который предстает незащищенным, но открытым обретению своего подлинного лица. |
Ключевые слова | Австрия, «Молодая Вена», театр, комедия дель арте, маскарад, духовное возрождение, Г. Бар, Г. фон Гофмансталь, А. Шницлер |
Список литературы | 1 Байрон Дж.Г. Дневники. Письма. М.: Наука, 1965. 440 с. 1 Байрон Дж.Г. Дневники. Письма. М.: Наука, 1965. 440 с.
8 Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М.: Издат. дом «Территория будущего», 2005. 300 с.
С. 9–46.
|
Полная электронная версия | Скачать |