Аннотация
Современное представление о стиле как наборе правил, используемом при создании литературного произведения (В.В. Виноградов, А.Н. Соколов и др.) было во многих отношениях предвосхищено в приписываемом Дж. Патнэму трактате «Икусство английской поэзии» (1589). Большинство декларированных в нем принципов получило отражение в «Эпиталаме» (1595) Э. Спенсера, для стиля характерно сочета- Современное представление о стиле как наборе правил, используемом при создании литературного произведения (В.В. Виноградов, А.Н. Соколов и др.) было во многих отношениях предвосхищено в приписываемом Дж. Патнэму трактате «Икусство английской поэзии» (1589). Большинство декларированных в нем принципов получило отражение в «Эпиталаме» (1595) Э. Спенсера, для стиля характерно сочетание гетерогенных элементов, заимствованных из предшествующей эпиталамической традиции и арсенала таких искусств, как музыка, живопись и архитектура. В работах, опубликованных в последние десятилетия, живописность и музыкальность поэмы анализируется как проявление типичных характеристик авторского идиостиля в целом. Однако существует возможность исследовать особый стиль «Эпиталамы» как результат взаимодействия нарождающихся больших стилей эпохи, маньеризма и/или барокко и элементов, предвосхищающих неоклассицизм. Сложная маньеристическая/барочная структура «Эпиталамы» рассматривается как пронизанная нумерологическим символизмом, поддерживающим основную идею свадебной поэмы об идеальной гармонии супружеского союза, освященного святой церковью, а классицистические элементы стиля объясняются тем, что Спенсер выступил как последователь Сафо и Катулла. В заключительной части работы делается попытка оценить то, как эти особенности стиля «Эпиталамы» передаются в ее русских и китайском переводах.
Список литературы
1 Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения / отв. ред. А.Д. Михайлов. М.: Наука, 1988. 295 с. 1 Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения / отв. ред. А.Д. Михайлов. М.: Наука, 1988. 295 с.
2 Аникст А.А. Концепция маньеризма в искусствознании ХХ века // Советское искусствознание-76. М.: Сов. художник, 1977. Вып. 2. С. 225–248.
3 Аникст А.А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Европы // Ренессанс, барокко, классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV–XVII вв. / ред. Б.Р. Виппер. М.: Наука, 1966. С. 178–244.
4 Аристотель. Риторика // Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука, 2000. 348 с.
5 Бурова И.И. Музыка в поэзии Эдмунда Спенсера // Границы литературы в гуманитарном пространстве (Зарубежная литература. Проблемы метода). СПб.: СПбГУ, 2011. Вып. 7. С. 37–45.
6 Бурова И.И. О живописности стиля поэзии Э. Спенсера // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. 2010. Вып. 3. С. 19–24.
7 Бурова И.И. Экспериментальная поэзия Эдмунда Спенсера. СПб.: Комильфо, 2009. 335 с.
8 Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.; Л.: Academia, 1930. 290 с.
9 Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 655 с.
10 Виппер Б.Р. Введение // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV–XVII вв. / ред. Виппер Б.Р. М.: Наука, 1966. С. 5–46.
11 Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды. Становление литературной школы. М.: Наука, 1976. 432 с.
12 Власов В.Г. Стили в искусстве: в 2 т. СПб.: Кольна, 1995. Т. 1. 672 с.
13 Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. Статьи и исследования. М.: Наука, 1975. 531 с.
14 Елина Н.Г. Торквато Тассо, закат Возрождения, возникновение маньеризма, тенденций классицизма и зарождение барокко в Италии // История всемирной литературы: в 9 т. М.: Наука, 1985. Т. 3. С. 154–161.
15 Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян / сост., общ. ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1996. 975 с.
16 Морозов А.А. «Маньеризм» и «барокко» как термины литературоведения // Русская литература. 1966. № 3. С. 28–44.
17 Морозов А.А. Проблемы европейского барокко // Вопросы литературы. 1968. № 12. С. 111–126.
18 Надъярных М. Изобретение традиции, или Метаморфозы барокко и классицизма // Вопросы литературы. 1999. № 4. С. 77–109.
19 Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.: Искусство, 1998. 362 с.
20 Плутарх Херонейский. Об «Е» в Дельфах // Плутарх Херонейский. Исида и Осирис. Киев: УЦИММ-Пресс, 1996. С. 71–96.
21 Потемкина Л.Я. Маньеризм и барокко: преемственность и размежевание // От барокко до постмодернизма. Днепропетровск: Днепропетровский гос. ун-т, 1997. С. 24–29.
22 Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. 223 с.
23 Спенсер Э. Из поэмы “Epithalamium” / пер. Н.В. Гербеля // Английские поэтыв биографиях и образцах / сост. Н.В. Гербель. СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1875. С. 22–23.
24 Спенсер Э. Эпиталама / пер. С. Степанова // Спенсер Э. Amoretti и Эпиталама / сост. И.И. Бурова. СПб.: Мир и семья–95; Интерлайн, 1999. С. 325–355.
25 Спенсер Э. Epithalamion / пер. А. Лукьянова // Спенсер Э. Сонеты, песни, гимны о любви и красоте. М.: Русская панорама, 2011. С. 108–139.
26 Устинова И.В. Поэзия Гонгоры и испанская литература XVII в. Культеранизм и концептизм в философско-теологической и культурной традиции Испании. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. 304 с.
27 Шапиро М. Стиль // Советское искусствознание. 1988. Вып. 24. С. 387–422.
28 Bender J. Spenser and Literary Pictoralism. Princeton: Princeton Univ. Press, 1972. 232 p.
29 Blume Fr. Der Literarische Barockbegriff / Hrsg. von W. Barner. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1975. 597 S.
30 Bontoux G. La Chanson en Angleterre au temps d’Elisabeth. Oxford: Oxford Univ.Press, 1936. 698 p.
31 Clemen W. The Uniqueness of Spenser’s ‘Epthalamion’ // The Poetic Tradition: Essays on Greek, Latin and English Poetry / Ed. D.C. Allen, H.T. Rowell. Baltimore: The Johns Hopkins Univ. Press, 1968. P. 81–98.
32 Curtius E.R. La littérature Européenne et le Moyen Age Latin. Paris: Presses Universitaires de France, 1956. 738 p.
33 Edmund Spenser: Selected Poems. Trans. into Chinese by Hu Jialuan. Peking: Lijiang Publishing House, 1997. 284 p.
34 Erskine J. The Elizabethan Lyric: A Study. New York: Columbia Univ. Press, 1903. 346 p.
35 Fowler A. Spenser and the Numbers of Time. London: Routledge & Kegan Publ., 1964. 314 p.
36 Gaertner Ad. Die englische Epithalamienliteratur in siebzehnten Jahrhudert und ihre Vorbilder. Coburg: Rossteutscher, 1936. 216 S.
37 Gottfried R. The Pictorial Element in Spenser // English Literary History. 1952. No 19. P. 203–215.
38 Hieatt A.K. Short Time’s Endless Monument: The Symbolism of the Numbers in Edmund Spenser’s «Epithalamion». New York: Columbia Univ. Press, 1960. 118 p.
39 Jonson B. The Works of Ben Jonson. London: Edward Moxon, 1838. 819 p.
40 Klaniczay T. La Crise de la Renaissance et le Maniérisme // Acta Litteraria Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1971. Vol. 13. P. 269–314.
41 Nelson W. The Poetry of Edmund Spenser: A Study. New York: Columbia Univ. Press, 1963. 350 p.
42 Puttenham G. The Arte of English Poesie. Menston: Scholar Press, 1968. 258 p.
43 Raymond M. La Poésie Française et le Maniérisme. Genève: Droz; Minard, 1971. 272 p.
44 Røstvig M.S. The Hidden Sense: Milton and the Neoplatonic Method of Numerical Composition // Røstvig M.S. et al. The Hidden Sense. And Other Essays. Oslo: Universitetsforlaget, 1963. P. 1–112.
45 Rousset J. L’Intérieur et l’Extérieur. Essais sur la Poésie et sur le Théâtre au XVIIe siècle. Paris: José Corti, 1968. 272 p.
46 Sappho. Poems and Fragments / Ed. and Transl. C.R. Haines. London: Routledge, 1926. 304 p.
47 Wheeler A.L. Catullus and the Traditions of Ancient Poetry. Berkeley: Universityof California Press, 1934. 291 p.
48 Wilson-Okamura D.S. Spenser’s International Style. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2013. 235 p.
49 Wohrman K. Die englishe Epithalamiendichtung der Renaissance und ihre Vorbilder. Borna-Leipzig: Universitätsverlag von Robert Noske, 1928. 49 S.