Название статьи  СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В РОМАНАХ КРЕБИЙОНА
Автор(ы)  Н.Т. Пахсарьян
Сведения об авторе(ах) Наталья Тиграновна Пахсарьян — доктор филологических наук, профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, ГСП-1, 119991, Москва, 1-й ГУМ, филологический факультет, ком. 970. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Дата поступления  30 января 2017 г.
Дата публикации  25 марта 2017 г.
Номер журнала  2017 Том 2, №1
Рубрика  Мировая литература
Страницы  76-89
DOI  10.22455/2500-4247-2017-2-1-76-89
Индекс УДК  82.09
Индекс ББК  83.3 (4 Фр.)
Аннотация Интерес современной теории и истории литературы к проблеме художественного пространства, в частности, к романному пространству XVIII в., демонстрирует не только достижения в исследовании этой проблемы, но и лакуны. Так, достаточно точно выявлены процессы интимизации и феминизации романного пространства в романах рококо, установлены — в частности, в романах Кребийона-сына «Танзай и Неадарне», «Софа», «Заблуждения сердца и ума» — основные единицы пространства, однако внутрироманные пространственные отношения изучены недостаточно полно. Сопоставление внутрироманной топографии в «Астрее» О. д’Юрфе, «Принцессе Клевской» М.М. де Лафайет и в романах Кребийона позволяет сделать вывод, что риторическая театральность пространства барокко и классицизма заменяется в романах рококо детеатрализацией и топографической абстрактностью. Чисто вербальный, игровой вуайеризм кребийоновских романов не совпадает и с топографической наглядностью поз и жестов, описанных в фривольно-эротических сочинениях этой эпохи, например, в романе «Тереза-философ». Трансформация риторических пространственных топосов барочно-классицистической эпохи происходит у Кребийона, как и других авторов рокайльных романов, путем натурализации и психологизации романического. 
Ключевые слова художественное пространство, барокко, классицизм, рококо, романическое, интимизация, натурализация, психологизация 
Список литературы

1 Ивин И. Художественное пространство // Ивин И. Философский словарь. URL: https://www.psyoffice.ru/6-187-hudozhestvenoe-prostranstvo.htm (дата обращения: 12.12.2016).

2 Каширина С.В. Роль художественного пространства в постижении литературно- го текста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9. С. 180–185.

3 Кребийон-сын. Шумовка, или Танзай и Неадарне. Софа. М.: Ладомир-Наука, 2006. 367 c.

4 Кубрякова Е.С. Язык пространства и пространство языка (к постановке пробле- мы) // Изв. АН. Серия литературы и языка. 1996. Т. 56. № 3. С. 22–31.

5 Лафайет М.М. Принцесса Клевская // Лафайет М.М. Соч. М.: Наука, 2007. С. 215–314.

6 Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю.М. Избранные работы: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 386–392.

7 Мариво П.К. Жизнь Марианны. М.: Худож. лит., 1999. 554 с.

8 Пигарева Т.И. Хорхе Гильен. Поэтика времени и пространства: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2002. 28 с.

9 Пономарева Н.М. Художественное пространство в нарративной структуре «уездных» рассказов Е.И. Замятина // Художественный текст и текст в массо- вых коммуникациях. Материалы международной научной конференции. Смо- ленск, 2005. Ч. 2. С. 79–83.

10 Прево А.-Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско // Прево. Манон Леско. Шодерло де Лакло. Опасные связи. М.: Правда, 1985. С. 27–145.

11 Синицкая А.В. К проблеме пространственности в литературе // Вестник Самарско- го госуниверситета. Литературоведение. 2004. № 1. С. 123–143.

12 Юрфе О.д’. Астрея // Новые переводы. Хрестоматия в помощь студентам-филоло- гам. М.: УРАО, 2005. С. 73–98.

13 Cond é M. Cr é billon fils // Cond é M. La g é n è se sociale de l’individualisme romantique. P., 1986. P. 173–174.

14 Dagen J. Introduction à la sophistique amoureuse dans «Les é garements du c œ ur et de l’esprit» de Cr é billon fils. P.: Honor é Champion, 1995. 172 p.

15 Dandrey P. Espaces en litt é rature au XVII si è cle // Etudes litt é raires. 2002. Vol. 34. N 1–2. P. 7–27.

16 Denon V. Point de lendemain. P.: Gallimard, 1995. P. 38–39.

17 Espaces, objets du roman au XVIII si è cle. P.: Sorbonne Nouvelle, 2009. 206 p.

18 Higelin-Fust é A. Le boudoir dans la litt é rature ou l’architecture de l’intime // Equinoxes. A graduate journal of french and francophone studies. 2008. N 11. URL: http:// www.brown.edu/Research/journal/Issue%/Eqx11_Higelin-Fuste (дата обращения: 12.12.2016). Мировая литература / Н.Т. Пахсарьян Studia Litterarum /2017 том 2, № 1 86

19 Jim é nez Salcedo J. R. La m é canique du plaisir: les espaces priv é s et les machines dans quelques romans du XVIII si è cle // El texto como encrucijada: estudios franceses y francofonos. Logrono. Univ. de la Rioja, Servicio de Publicationes, 2004. P. 278–282.

20 Lafon H. Les d é cors et les choses dans les romans de Cr é billon // Po é tique. 1973. № 16. P. 455–465.

21 Lafon H. Espaces romanesques du XVIII si è cle. De Madame de Villedieu à Nodier. Paris, Presses universitaires de France, 1997. 216 p.

22 Lence M.-A. Point de lendemain de Vivant Denon: Analyse de l’espace // Espacio y texto en la cultura francesa. Publicationes de la Universidad de Alicante. 2006. P. 971–984.

23 Locus in fabula. La topique de l’espace dans les fictions fran ç aises d’Ancien R é gime. Etudes r é unies et pr é sent é es par N. Ferrand. Louvain-Paris, 2004. 716 p.

24 Martin C. Espaces du f é minin dans le roman fran ç ais du dix-huiti è me si è cle. Oxford: SVEC, 2004. 527 p.

25 Rousset J. Marivaux ou la structure du double r é gistre // Rousset J. Forme et signification. Essai sur les structures litt é raires de Corneille à Claudel. P.: Corti, 1970. P. 45–64.

26 Songe, illusion, é garement dans les romans de Cr é billon / Sous la dir. de J. Sgard. Grenoble, 1996. 330 p.

27 V à zquez L. Le Sopha et se cons é quences. Succ è s d’une esth é tique del’intimisme // Songe, illusion, é garement dans les romans de Cr é billon / Sous la dir. de J. Sgard. Grenoble, 1996. P. 93–104.

28 Weisgerber J. L’espace romanesque. Lausanne: L’Age d’homme, 1982. 265 p.

29 Weisgerber J. Les masques fragiles: esth é tique et formes de la litt é rature rococo. Lausanne, 1991. 268 p.

30 Weisgerber J. Topographie du rococo: les cabinets de glaces // www: bon- à -tirer. com. Revue litt é raire en ligne. N 88. 15 juillet 2008. URL: http: www.bon-a-tirer.com/ volume88/jw.html (дата обращения: 12.12.2016).

31 Ziemek A. L’espace mondaine dans l’ é criture romanesque du XVIII si è cle // Le si è cle de Voltaire, hommage à Ren é Pomeau. Oxford, The Voltaire Foundation, 1987. P. 324–356.

32 Ziethen A. La litt é rature et l’espace // Arborescences: revue d’ é tudes fran ç aises. 2013. N 3. URL: http://id.erudit.org/iderudit/1017363ar (дата обращения: 12.12.2016).

33 Zouaghi-Keime M.-A. Lieux et codes dans le roman libertin. A propos des «Egarements du c œ ur et de l’esprit» de Cr é billon // Locus in fabula: la topique de l’espace dans les fictions fran ç aises de 1670–1820. P., 1997. P. 556–557. 

Полная электронная версия  Скачать