Жан-Филипп Жаккар

Доктор филологических наук, профессор,

заведующий кафедрой русской литературы Женевского университета

Образование:

В 1985 г. окончил филологический Факультет Женевского университета по двум специальностям: Русская и французская литературы.

Стажировался в Ленинградском университете (1983–1984); при Академии Наук в Ленинграде (1986, 1987, 1989).

Докторская диссертация:

«Даниил Хармс и конец русского авангарда»» (1991)


Область научных интересов: русская литература XIX–XX вв., русский футуризм, авангард, литература 1920–1930-х гг., Обэриуты, литература абсурда, неофициальная культура Ленинграда 1960–1980- гг.

Научно-организационная деятельность

Председатель Секции живых языков (2005–2007)

Представитель ректората по связям со странами бывшего СССР (с 2008 г.)

Содиректор коллекции «Slavica Helvetica» (изд. «Peter Lang», Берн

Руководитель проектов швейцарского Национального Фонда Исследований

Вице-председатель Женевского «Русского кружка»

Член редколлегии следующих изданий: «Russian Studies» (СПб., 1994–2000), «Modernités slaves» (Лион), «Europa Orientalis» (Салерно), «La Revue russe» (Париж), «Гуманитарные исследования» (АГУ, Астрахань), «Вестник РУДН» (Москва), «Studia Litterarum» (Москва), серия «Avant-garde» (изд. Европейского университета в Санкт-Петербурге)

 

Научные публикации — более 100 публикаций, включая 2 монографии.

Монографии

  • Литература как таковая. От Набокова к Пушкину. М.: НЛО, 2011. 408 с.
  • Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995. 471 с. (Перевод с фр.: Daniil Harms et la fin de l’avant-garde russe. Bern: Peter Lang, 1991.)

Научные издания

  • Хармс Д. Записные книжки. Дневник: в 2 т. СПб.: Академический проект, 2002. 480 с. (совм. с В.Н. Сажиным).
  • Туфанов А. Ушкуйники. Berkeley: Berkeley Slavic Specialties, 1991. 197 с. (совм. с Т.Л. Никольской).  

Коллективные сборники 

  • Svetlana Alexievitch: la littérature au-delà de la literature. Genève: La Baconnière, 2019. 176 p. (совм. с A. Morard, N. Piégay)
  • Kandinsky, Malévitch, Filonov: les systèmes de l’abstraction dans l’avant-garde russe. Lormont: Éd. Nouvelles Cécile Defaut, 2018. 326 p. (совм. с Ю. Подорогой)
  • 1913. «Слово как таковое»: К юбилейному году русского футуризма. СПб.: Изд. Европейского ун-та, 2015. 528 с. (совм. с А. Морар)
  • «Вторая культура». Неофициальная поэзия Ленинграда в 1970–1980-е годы. СПб.: Росток, 2013. 478 с. (совм. с Й. Херльтом и В. Фридли)
  • «Temps ressenti» et «Temps construit» dans les littératures russe et française au XXe siècle. Paris: Kimé, 2013. 224 р. (совм. с Ю. Подорогой)
  • Достоевский и русское зарубежье ХХ века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. 279 с. (совм. с У. Шмидом)
  • Русские писатели в Париже. Взгляд на французскую литературу. 1920–1940. М.: Русский путь, 2007. 488 с. (совм. с Ж. Тассис и А. Морар)
  • Un «mensonge déconcertant»? La Russie au ХХe siècle. Paris: L’Harmattan, 2003. 259 р. (совм. с К. Амашер)
  • Russies. Mélanges offerts à Georges Nivat. Lausanne: L’Âge d’Homme, 1995. 433 р. (совм. с А. Дикманом)

Переводы с научным аппаратом

  • Erdman N. Le Mandat. Lausanne: L’Âge d’Homme, 1998. 207 р.
  • Harms D. Écrits. Paris: Christian Bourgois, 1993. 582 р.

Статьи  

  • О «голом человеке». Нагота как форма аскезы // Изобилие и аскеза в русской культуре: Столкновения, переходы, совпадения / под ред. Й. Херльта и К. Цендера. М.: НЛО, 2020. С. 224–238.
  • L’horreur postsymboliste, ou la fin de l’angoisse // Anxiety, Angst, Anguish in Fin de siècle Art and Literature / ed. R. Neginsky, M. Segrestin, L. Jurgenson. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2020. P. 115–128.
  • Daniil Harms, les états permanents du poème // États provisoires du poème. № 19 («Russie. L’immense et l’intime»). Devesset: Cheyne, 2019. P. 23–33.
  • Un «Février théâtral» pour les dix ans d’Octobre: la réponse de gauche de I. Terent’ev à V. Mejerxol’d // Revue des Études Slaves. 2019. T. XC (1–2): Les révolutions russes de 1917. Enjeux politiques et artistiques / dir. M.-C. Autant-Mathieu, A. Lavrov. P. 241–255.
  • «Я все знаю». Предварительные заметки об идейно-зеркальной композиции «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева // И.С. Тургенев: текст и контекст / под ред. А.А. Карпова и Н.С. Мовиной. СПб.: Скрипториум, 2018. С. 88–96.
  • Quel futurisme? L’étrange vie des paroles étranges dans la guerre // Paroles étranges. Mélanges offerts à Jean-Claude Lanne. Lyon: CEL Lyon 3, 2018. P. 169–188.
  • Faut-il avoir peur du Carré noir? // Kandinsky, Malévitch, Filonov et la philosophie. Les systèmes de l’abstraction dans l’avant-garde russe. Lormont: Éd. Nouvelles Cécile Defaut, 2018. P. 199–212.
  • «Вода, твердая как камень»: о Леониде Липавского и поэтической судьбе чинарей // Диалог с камнем: от природы к культуре  / ред. М.В. Завьялова, Т.В. Цивьян. М.: Ин-т мировой культуры МГУ, 2016. С. 155–166.
  • Поэтический мир Велимира и реальный мир Хлебникова (К проблеме функции референта в творчестве футуристов) // Велимир Хлебников и мировая художественная культура. Астрахань: АГУ, 2015. С. 30–35.
  • К кому обращено «слово как такового»? Об одной неизвестной рукописи Даниила Хармса // «Слово как таковое»: К юбилейному году русского футуризма / ред. Ж.-Ф. Жаккар, А. Морар. СПб.: Изд. ЕУ, 2015. С. 160–169.
  • Жизнь за поэму: «Блакитный Агафон» Федора Шмеца // Параллели: Исследования по русской литературе и культуре / ред. C. Diddi, D. Rizzi. Salerno: Europa Orientalis, 2014. С. 379–398.
  • L’avant-garde en procès // Histoire et mémoire dans l’espace postsoviétique: le passé qui encombre. Louvain-la-Neuve: Academia-L’Harmattan, 2013. P. 215–230.
  • Le Bienfaiteur et la limitation de l’infini // Du Grand Inquisiteur à Big Brother. Arts, science et politique. Paris: Garnier, 2013. P. 109–136.
  • «Антимодерны» в стране советов: От авангарда к андеграунду // «Вторая культура». Неофициальная поэзия Ленинграда в 1970–1980-е годы / ред. Ж.-Ф. Жаккар, В. Фридли, Й. Херльт. СПб.: Росток, 2013. С. 18–29.
  • L’eau et la pierre. Quelques échos des réflexions de Bergson sur le temps dans la poésie russe du début du XXe siècle // «Temps ressenti» et «temps construit» dans les littératures russe et française au XXe siècle. Paris: Kimé, 2013. P. 55–74.
  • И течет «великая река»: заметки о «Реквиеме» Анны Ахматовой // «…Как в прошедшем грядущее зреет…»: Полувековая парадигма поэтики Серебряного века / ред. Л. Кихней, И. Ерохина. М.: Азбуковник, 2012. С. 211–227.
  • Pouchkine, premier écrivain de la modernité en Russie: une incompréhension durable // Pouchkine, poète de l’altérité. Strasbourg: PU, 2011. P. 39–52.
  • Voir – Connaître. Optique, représentation, voyance: à propos de certains invariants à l’époque de l’Âge d’argent // L’unité sémantique de l’Âge d’argent. Lyon: CESAL, 2011. P. 324–344.
  • От физиологии к метафизике: видеть и ведать. «Расширенное смотрение», «вне-сетчаточное зрение», ясновидение // Научные концепции ХХ века и русское авангардное искусство / ред. К. Ичин. Белград: Филфак, 2011. С. 72–92.
  • Le «devenirianisme» en poésie: Velemir II Toufanov, successeur de Khlebnikov sur le trône de l’État du temps // Europe. 2010. № 978. P. 258–268.
  • Александр Туфанов, поэт-становлянин: традиции Хлебникова в заумной поэзии 1920-х гг. // Vademecum. К 65-летию Лазаря Флейшмана / ред. А. Устинов, К. Поливанов. М.: Водолей, 2010. С. 232–246.

 

Преподавательская деятельность

Заведующий русским отделением (с 2002 г.).

Заведующий кафедрой средиземноморских, восточных и славянских языков (2002–2005).

Заведующий кафедрой русской литературы Женевского университета.