Доктор филологических наук,
профессор РАН,
ведущий научный сотрудник Отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения ИМЛИ РАН
Образование:
Окончил историко-филологический факультет Российского государственного гуманитарного университета (1999), основную очную аспирантуру ИМЛИ РАН (2002), магистерскую учебную программу углубленных знаний по литературе (DEA) Женевского университета (2009)
Кандидатская диссертация:
«Жанровое своеобразие «Занимательных историй» Ж. Таллемана де Рео и особенности французской мемуарной прозы середины XVII века» (2003)
Докторская диссертация:
«Прециозность и галантная традиция во французской салонной литературе XVII века» (2017)
Область научных интересов: французская литература Возрождения, XVII и XVIII вв.; взаимовлияние изящной словесности, риторики и историографии; специфика салонного и академического дискурса
Научно-организационная деятельность
Член Международной Ассоциации литературной критики (Association Internationale de la Critique Littéraire, Франция; AICL – France, с 2014)
Член Центра Высших Литературных исследований (Centre d’Études Supérieures de la Littérature, CESL, Франция, с 2014)
Научные публикации — более 200 публикаций, в том числе 2 монографии.
Основные публикации
Монографии
- Прециозность и галантная традиция во французской салонной литературе XVII века. М.: ИМЛИ РАН, 2017.
- Жанры французской «малой прозы» XVII века: взаимовлияние светских и научных традиций. М.: ИМЛИ РАН. В печати.
Статьи
- Сон Гесиода: история мировой литературы, рассказанная французской прециозницей (роман «Клелия, римская история» М. де Скюдери) // «История литературы»: ненаучные истоки одного научного жанра / отв. ред. М.Р. Ненарокова. М.: ИМЛИ РАН, 2022. С. 705–752. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0684-0-705-752
- Bonapartiana: анекдот о Наполеоне Бонапарте во французской культуре первой половины XIX века // Статьи о французской литературе. К 100-летию Л.Г. Андреева / отв. ред. О.Ю. Панова. М.: Литфакт, 2022. С. 143–152.
- Arliquiniana и французские Арлекины XVII века // Ad virem illustrem. К 70-летию М.Л. Андреева. М.: ИД «Дело», 2020. С. 371–390.
- Французские ana XVII–XIX веков как (псевдо)дидактические тексты: случай Peteriana // Укрощение повседневности. Нормы и практики Нового времени. М.: НЛО, 2020. С. 110–154.
- Ad memoriam: к вопросу о базовой фрагментарности паскалевских мыслей // Франция и Россия: Вокруг Блеза Паскаля. СПб.: Алетейя, 2020. С. 85–94.
- Эпистемология чтения во французском романе XVII в.; «Прециозница, или Тайна алькова» Мишеля де Пюра // Искусство медленного чтения: История, традиция, современность. М.: Канон+, 2020. С. 148–165.
- Разврат с просветительским подтекстом // Маркиз де Сад. Жюстина, или Несчастья добродетели. М.: ИД «Дейч», 2019. С. 9–15.
- Распутство или исследование любви? // Шодерло де Лакло. Опасные связи. М.: ИД «Дейч», 2019. С. 9–11.
- Дневник королевы Луизы Прусской во время ее пребывания в Петербурге в 1809 году (из собрания ГАРФ) / публ., вступ. ст., пер. с франц. яз. и примеч. А.В. Голубкова и Е.Е. Дмитриевой // Французские и франкоязычные рукописи в России (XVIII – начало XX в.). М.: ИМЛИ РАН, 2019. С. 185–211.
- От документа к вымыслу: к вопросу об эволюции западной прозы Средневековья и Нового времени // Литература и документ. М.: ИМЛИ РАН, 2019. С. 323–338.
- Theater as Metaphor and Guiding Principle: The French Anecdote Tradition from the Seventeenth to the Nineteenth Century // Theater as Metaphor. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2019. P. 65–76.
- Les recuiels miscellanées: la fortune du genre à l’Antiquité // Les Eaux Vives. Bulletin de l’Association international de la Critique littéraire. 2019. № 8. P. 107–124.
- Le statut de la mélancolie sandienne: le cas de “Consuelo” // Les resources d’inspiration de George Sand. Paris; Antibes: Vaillant, 2019. P. 70–78.
- Споры о «телесной риторике» во французской аристократической культуре XVII века: случай «смешных прециозниц» // Вестник Костромского государственного университета. 2018. № 4. С. 70–73.
- Рождение сборника анекдотов из «смеси»: французский опыт эпохи Просвещения // XVIII век: смех и слезы в литературе и искусстве эпохи Просвещения. СПб.: Алетейя, 2018. С. 541–549.
- О французской и русской судьбе «смешных прециозниц»: к вопросу исследовательской рецепции // Франция и Россия: от средневековой имперсональности к личности Нового времени. Н. Новгород: ВШЭ, 2018. С. 229–247.
Scopus, Web of Science
- Scaligerana: язык как сюжет // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 1. С. 110–125. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-1-110-125
- Евгений Базаров и «Дон Жуан»: к проблеме образов, мотивов, нарративного синтаксиса // Вестник славянских культур. 2021. № 60. С. 150–160. DOI: 10.37816/2073-9567-2021-60-150-160.
- «Грешить» или «рыбачить»: истоки «изумления» во франко-фламандских эмблемах на любовную тематику (рубеж XVI–XVII вв.) // Новый филологический вестник. 2020. № 4. С. 325–335. DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00112.
- Vers le roman historique: “Les histories secrètes” en France à la fin du XVIIe et au dèbut du XVIIIe siècle // Studia litterarum. 2020. Т. 5, № 4. C. 88–101. DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-4-88-101.
- К вопросу о политическом и эстетическом контексте трагедии «Эдип» П. Корнеля // Новый филологической вестник. 2019. № 2 (49). С. 269–278. DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00049.
- Orientaliana et Vasconiana: l’anecdote ethnographique en France a la fin de XVIIe et au debut de XVIIIe siècle // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 4. C. 58–71. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-4-58-71.
- Anekdota de Procope de Cesarée entre histoire et littérature: Basileus vs Démon; Basilissa vs Hetaera // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 4. С. 106–115. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-106-115.
- «Гамиани, или две ночи бесчинств» А. Мюссе: конструирование субъектности во французском «чёрном» романтизме // Studia Litterarum. 2017. № 2. С. 104–119. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-2-104-119.
Педагогическая деятельность
С 2012 — доцент кафедры Сравнительного изучения литератур РГГУ. В 2013–2015, 2016–2017 преподаватель НИУ Высшая школа экономики (факультеты филологии и масс-медиа). С 2018 — профессор НИУ ВШЭ.