Михаил Леонидович АндреевДоктор филологических наук, член-корреспондент РАН (с 28 октября 2016 г.)

главный научный сотрудник ИМЛИ РАН

Образование:

Окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ (1973)

Кандидатская диссертация:

«Проблема времени в «Божественной Комедии» Данте» (1977)

Докторская диссертация:

«Происхождение средневековой европейской драмы» (1992)


Область научных интересов: история литературы Италии, литературы Франции, Испании, Англии Средних веков, Возрождения и барокко, историческая поэтика драмы и романа, сравнительное литературоведение

Научно-организационная деятельность

член Научного совета по истории мировой культуры РАН

член комиссии по премии им. академика А.Н. Веселовского

член редколлегии журнала «Letteratura italiana antica» (Рим)

член редколлегии журнала «Studia litterarum»

член редколлегии журнала «Вопросы литературы»

член редакционного совета журнала «Italianistica» (Пиза)

член редколлегии издательской серии «Литературные памятники»

почетный член Итальянского Дантовского общества (Флоренция)

главный редактор, ответственный редактор томов и один из основных авторов академической многотомной «Истории литературы Италии»

член редколлегии журнала «Русская литература»

Почетные звания и награды

Лауреат международной премии Флаяно по итальянистике (2008)

Лауреат премии им. Н.В. Гоголя в Италии (2012)

 

Научные публикации — 269 публикаций, в том числе 6 монографий. 

Основные публикации

Труды

  • Фарс, комедия, трагикомедия. Очерки по исторической поэтике драматических жанров. М.: Дело, 2017. 272 с.
  • История литературы Италии. М.: ИМЛИ РАН, 2012. Т. 3: Барокко и Просвещение. 720 с. (Отв. редактор, автор глав «Драматургия Сейченто», «Пьетро Метастазио», «Карло Гольдони», «Карло Гоцци»).
  • Классическая европейская комедия: структура и формы. М.: РГГУ, 2011. 234 с.
  • История литературы Италии. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Т. 2: Возрождение. Кн. 2: Чинквеченто. 720 с. (Отв. редактор, автор глав «Введение. Возрождение: век второй», «Лудовико Ариосто», «Никколо Макьявелли», «Бальдассаре Кастильоне и жанр трактата о правилах поведения», «Торквато Тассо», «Эпическая поэзия», «Трагедия и пасторальная драма», «Комедия», «Поэтика и литературная критика»).
  • Литература Италии. Темы и персонажи. М.: РГГУ, 2008. 415 с.
  • История литературы Италии. М.: ИМЛИ РАН, 2007. Т. 2: Возрождение. Кн. 1: Век гуманизма. 756 с. (Отв. редактор, автор глав «Введение», «Первый век Ренессанса», «Гуманистическая комедия», «Лоренцо Медичи», «Луиджи Пульчи», «Маттео Мария Боярдо»).
  • История литературы Италии. М.: Наследие, 2000. Т. I: Средние века. 592 с. (Отв. редактор, автор глав «Латинская литература в Италии (VI – XII вв.) и начало письменности на вольгаре», «У истоков городской литературы», «Данте», «Городская литература Треченто»).
  • Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М.: Наука – Наследие, 1993. 255 с.
  • Средневековая европейская драма. Происхождение и становление (X–XIII в.). М.: Искусство, 1989. 216 с.
  • Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М.: Наука, 1988. 294 с. (Совместно с Р.И. Хлодовским)

Статьи

  • Античность в «Божественной комедии» // Данте в веках. La Divina Commedia в культурной традиции Европы и России / сост. Маркова В., Рицци Д., Юдин А. М.: Центр Вознесенского, 2022. с. 174–182.
  • Come sono fatte le tragicommedie di Goldoni // Letteratura italiana antica. Rivista annuale di testi e studi. Anno XX. Pisa, Roma: Fabrizio Serra ed., 2019. P. 605–611.
  • Открытия «Декамерона» // Боккаччо Дж. Декамерон. М.: Ладомир, 2019. Т. III. Кн. 2. С. 591–724. («Литературные памятники»)
  • Трилогия Сухово-Кобылина и поэтика жанровых сдвигов // Вопросы литературы. 2017. № 4, июль – август. С. 9–19.
  • Героические комедии Корнеля // Studia litterarum. 2017. Т. 2, № 3. С. 82–92.
  • «Я действительно этого никогда не узнаю». Памяти Л.М. Баткина // Одиссей. Человек в истории – 2015–2016. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2017. С. 487–494.
  • Пять типов классической комедии // Вопросы литературы. 2016. № 2, март – апрель. С. 190–220.
  • Зарубежная литература: что и зачем изучаем? // Труды Отделения историко-филологических наук РАН-2015. М.: Наука, 2016. С. 18–22.
  • Сюжетика фарса // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. № 6 (15). С. 120–135.
  • Трагикомедии Карло Гольдони // Studia litterarum. 2016. Т. 1, № 3–4. С. 70–81.
  • М.Л. Гаспаров — переводчик Ариосто // Вопросы литературы. 2015. № 5, сентябрь – октябрь. С. 25–31.
  • Гуревич versus Баткин. Спор двух эпистемологий // Одиссей: человек в истории. 2015. С. 5–11.
  • Об одном полуприсутствии в смеховом мире бахтинского «Рабле» // Вопросы литературы. 2015. № 6, ноябрь – декабрь. С. 211–218.
  • «Декамерон» в свете исторической поэтики // Arbor mundi. 2014. № 20. С. 133–162.
  • Испанская комедия во французском изводе: Корнель // Arbor mundi. 2009. № 15. С. 28–38.
  • Комедия в драме Чехова // Вопросы литературы. 2008, май – июнь. С. 120–134.
  • Новые русские переводы «Божественной Комедии» в свете одной идеи М.Л. Гаспарова // Новое литературное обозрение. 2008. № 92. С. 120–124.
  • Dante in Russia // Semicerchio. Rivista di poesia comparata. 2007. Vol. XXXVI, № 1. P. 29–31.
  • Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы и искусства. М., 2005. Т. 1. С. 84–97.

Scopus, Web of Science

  • «Новая жизнь» Данте в русских переводах // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 2. С. 28–39. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-28-39 
  • «Придворный» заговорил по-русски // Шаги/Steps. Т. 8. № 2. 2022. С. 336–343. https:doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-2-336-343   
  • Пиранделло: теория и практика юморизма // Вопросы литературы. 2021. № 2. С. 12–29.
  • «Кофейная» Карло Гольдони в переводе А.Н. Островского // Шаги / Steps. 2020. Т. 6, № 3. С. 9–17.
  • Гольдони в переводе семейства Амфитеатровых // Studia litterarum. 2020. Т. 5, № 2. С. 56–67. DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-56-67
  • Два русских «Декамерона» // Шаги / Steps. 2019. Т. 5, № 3. С. 38–50.
  • Драмы Пиранделло в истории жанра // Диалог со временем. 2019. № 67. С. 291–298.
  • Данте – Петрарка – Тассо: топос поэта-изгнанника // Диалог со временем. 2018. № 62. С. 359–365.
  • L’unità narrativa nell’Orlando Furioso // Italianistica. Rivista di letteratura italiana. 2015, Anno XLIV. № 1, Gennaio-Aprile. P. 61–72.

Преподавательская деятельность

С 1994 по 2010 г. читал на историко-филологическом факультете РГГУ курсы «Культура Возрождения» и «История литературы Италии». Выступал с лекциями в университетах Венеции, Лозанны, Салерно, Тренто, Урбино и с курсами лекций — в университетах Неаполя и Варшавы.