В статье рассматриваются история создания и основные положения этико- философской концепции «переустройства» мира, созданной неординарным украинским политиком и писателем В.К. Винниченко (1880–1951) в 1920–1930 гг. на основе принципа «честности с собой», апробированного автором как в художественных текстах 1910-х гг., так и в частной жизни. В основе концепции, названной мыслителем «конкордизмом» (от франц. сoncorde — согласие), созданной на синтезе марксизма, ницшеанских и фрейдистских идей, — утопическое представление о том, что формирование нового международного и общественного порядка возможно на принципе добровольного согласия между странами, гармонии между человеком и обществом, человеком и природой, которые могут быть достигнуты лишь при условии внутренней гармонии каждого человека. Для обретения такого состояния писатель предлагал следовать определенному своду правил, содержащему как моральные установки, так и медико-биологические технологии, однако центральным для него оставался принцип «честности с собой» (единство мысли, чувства и поступка).
Studia Litterarum /2024 том 9, № 4 106 ТВОРЧЕСТВО В.К. ВИННИЧЕНКО И ЕГО ЭТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ПЕРЕУСТРОЙСТВА» МИРА © 2024 г. Е.В. Байдалова Институт славяноведения Российской академии наук, Москва, Россия Дата поступления статьи: 12 февраля 2024 г. Дата одобрения рецензентами: 12 июня 2024 г. Дата публикации: 25 декабря 2024 г. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-4-106-121 Аннотация: В статье рассматриваются история создания и основные положения этико- философской концепции «переустройства» мира, созданной неординарным украинским политиком и писателем В.К. Винниченко (1880–1951) в 1920– 1930 гг. на основе принципа «честности с собой», апробированного автором как в художественных текстах 1910-х гг., так и в частной жизни. В основе концепции, названной мыслителем «конкордизмом» (от франц. сoncorde — согласие), созданной на синтезе марксизма, ницшеанских и фрейдистских идей, — утопическое представление о том, что формирование нового международного и общественного порядка возможно на принципе добровольного согласия между странами, гармонии между человеком и обществом, человеком и природой, которые могут быть достигнуты лишь при условии внутренней гармонии каждого человека. Для обретения такого состояния писатель предлагал следовать определенному своду правил, содержащему как моральные установки, так и медико-биологические технологии, однако центральным для него оставался принцип «честности с собой» (единство мысли, чувства и поступка). Ключевые слова: Винниченко, «честность с собой», конкордизм, гармония, счастье, украинская литература, «новый человек». Информация об авторе: Екатерина Викторовна Байдалова — научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук, Ленинский проспект, д. 32А, 119334 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6263-8358 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Для цитирования: Байдалова Е.В. Творчество В.К. Винниченко и его этико- философская концепция «переустройства» мира // Studia Litterarum. 2024. Т. 9, № 4. С. 106–121. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-4-106-121 Научная статья / Research Article https://elibrary.ru/PCHEQS УДК 821.161.2.0 ББК 83.3(4Укр)6 Мировая литература / Е.В. Байдалова 107 This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) Studia Litterarum, vol. 9, no. 4, 2024 V. VYNNYCHENKO’S WORKS AND HIS ETHICAL AND PHILOSOPHICAL VISION OF THE WORLD’S “REORGANIZATION” © 2024. Ekaterina V. Baydalova Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia Received: February 12, 2024 Approved after reviewing: June 12, 2024 Date of publication: December 25, 2024 Abstract: The article considers the history of creation and the main provisions of the ethical and philosophical vision of the world’s “reorganization” created by extraordinary Ukrainian politician and writer V. Vynnychenko (1880–1951) in 1920–1930s based on the principle of “honesty with oneself,” tested by the author both in literary texts of the 1910s and in the private life. The concept, called by the thinker “concordism” (from French сoncorde — concord) and created on the synthesis of Marxism, Nietzschean, and Freudian ideas, is founded on the utopian idea that a new international and social order should be based on the voluntary consent among the countries and the harmony between the man and the society, the man and the nature, which could be possible only under the condition of inner harmony of each person. According to Vynnychenko, it could be obtained if a person follows a certain set of rules containing both moral guidelines and biomedical technologies. However, the principle of “honesty with oneself” (unity of thought, feeling, and deed) remained crucial to him. Кeywords: Vynnychenko, “being honest with yourself,” concordism, harmony, happiness, Ukrainian Literature, “new man.” Information about the author: Ekaterina V. Baydalova, Research Fellow, Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences, Leninsky Ave., 32A, 119334 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6263-8358 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. For citation: Baydalova, E.V. “V. Vynnychenko’s Works and His Ethical and Philosophical Vision of the World’s ʽReorganization’.” Studia Litterarum, vol. 9, no. 4, 2024, pp. 106–121. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-4-106-121 Studia Litterarum /2024 том 9, № 4 108 Украинский писатель и политик В.К. Винниченко (1880–1951) создал в 1920–1930 гг. этико-философскую концепцию «переустройства» мира, названную им конкордизмом. В центре этой концепции — преображение личности, создание «нового» человека, обладающего во всей полноте вну- тренней гармонией, достигшего состояния равновесия как жизненных цен- ностей, так и физических свойств организма, а также нашедшего баланс между индивидуальным и коллективным. Винниченко — один из наиболее значимых для развития украин- ской литературы писателей начала ХХ в. Его новаторские, провокацион- ные проза и драматургия стали для украинской литературы «мостом между реалистической литературой конца ХIХ-го века и экспериментальной ли- тературой 1920-х годов» [1, с. 151]. Неореалистическая проза Винниченко, в которой есть элементы натурализма, импрессионизма, неоромантизма, символизма, экспрессионизма, получила высокую оценку таких писателей- современников, как Иван Франко, Леся Украинка, Михаил Коцюбинский. Оставаясь глубоко самобытным национальным писателем, он стал автором, сумевшим получить европейское признание, что было крайне важно в тот период для украинской литературы, стремящейся достигнуть статуса одной из европейских литератур. При этом для Винниченко как действующего политика в его творчестве было важно главенство идеи в художественном произведении: «…без какой-то идеи я все-таки не могу писать, — таков уж мой нрав» [15, с. 144]. Пафос изменения, «обновления» человеческой природы присущ всему художественному творчеству писателя. Такое новаторство неод- нозначно оценивалось современниками Винниченко, хотя интерес к его Мировая литература / Е.В. Байдалова 109 творчеству в первой трети ХХ в. был огромен. Если в центре его ранних рассказов и повестей были социальные противоречия, то в дальнейшем он главным образом сосредоточился на внутренних противоречиях человече- ской души, не забывая и о социальных контрастах. Начиная с 1907 г., когда вышла драма с крайне полемичным содержанием «Дисгармония», внима- ние современников зачастую было сконцентрировано исключительно на злободневной проблематике его произведений, в центре которой — трудно разрешимые вопросы и проблемы современного для Винниченко общества, такие как эвтаназия, появление нежелательного ребенка, «пробный брак», измены в семейной жизни, внебрачные сексуальные отношения, амораль- ное поведение революционеров и др. В предреволюционные годы в про- цессе создания пьес и романов происходило формирование идейно-фило- софской концепции «переустройства» мира и человека. В ее основе лежал принцип «честности с собой». Роман «Честность с собой» (1911), образ главного героя которого — первая попытка художественного воплощения «нового» человека, стал «протороманом» [6, с. 58] для крупной прозы писателя. В этом произведе- нии собрано большинство «конфликтных узлов» [8, с. 123] эксперименталь- ной романистики Винниченко. Социалист Мирон Купченко — главный ге- рой книги — пытается распространять среди окружающих идею «честности с собой». При помощи ее обнажаются не только этические, но и социальные противоречия, которые настолько привычны, что большинство героев не задумываются о них. Многие читатели-современники, а в большей степени критики, не принимали идеи писателя, ошибочно понимали предложенную теорию как попытку изменить или даже разрушить традиционную мораль. «Не человек, а скотина — вот наивысший идеал так называемой “новой мо- рали”», — писал о принципе «честности с собой» один из критиков Вин- ниченко в 1923 г. [5, с. 13]. В дневнике писатель с огорчением фиксировал: «Ругань и злость меня только удивляют, я не понимаю, это люди искренне пишут или они полностью не замечают того, что я хотел сказать? Все как один негодуют, нет ни одного, кто хоть немного обратил бы внимание на идею произведения»1 [4, с. 91]. В эссе «О морали господствующих и морали угнетенных», в котором прослеживается влияние суждения Ницше о двух 1 Здесь и далее цитаты из дневников, писем и произведений В.К. Винниченко, если не указано иное, даны в переводе автора статьи. Studia Litterarum /2024 том 9, № 4 110 типах морали («господ» и «рабов»), Винниченко пытался объяснить суть своей концепции, подчеркивая важность гармонизации внутри человека опыта, разума и чувств. Писатель выступал против мышления оппозици- ями и абсолютизации любой морали: «Критики думают, что если я проте- стую против абсолютной формы заповеди “не укради”, то, значит, я проти- вопоставляю ей другую абсолютную заповедь “укради”. Если я протестую против гонения морали на плоть, то это означает, что я противопоставляю абсолютное поклонение плоти» [10, с. 88–89]. Согласно Винниченко, честным с собой может считаться человек тогда, когда его мысли, чувства и поступки пребывают друг с другом в гар- монии. Данная теория зачастую трактовалась как индивидуалистический бунт против общественной морали, построенный на фундаменте фило- софских работ Ф. Ницше. Между тем, если внимательно проанализировать драматургию, романистику, дневники и переписку писателя, можно сделать следующий вывод: Винниченко в первую очередь восстает против фари- сейства и лицемерия, он не сомневается, что в основе закона жизни лежит нравственный императив. При этом Винниченко упоминает Ницше и его работы в следующих произведениях: дилогии «К своим!» (укр. «По-свiй!») (1913) — «Божки» (1914), романах «Заветы отцов» (укр. «Заповiт бать- кiв») (1914), «Хочу!» (1915). В текстах этих произведений есть как цитаты из Ницше, так и критика некоторых его идей. Несмотря на это, философия немецкого мыслителя является одним из факторов, обусловивших характер творческих экспериментов Винниченко в области морали и попытки созда- ния «нового человека» в новом обществе, наряду с фрейдистскими идеями. Однако Винниченко полемизирует и с З. Фрейдом, отмечая, что послед- ний, описывая свой метод, избегает социальных вопросов и противоречий. В итоге мировоззренческие установки украинского автора строятся в ос- новном на синтезе марксизма, ницшеанских и фрейдистских идей. Винниченко приходит к выводу, что без преобразования самой сущ- ности человека невозможно подлинное преобразование действительности. В использовании принципа «честности с собой» писателю видится путь к изменению человека и человечества в целом. «Раз гадко, то хоть умри, а не делай!» — говорит главный герой романа «Честность с собой» [11, с. 61]. Нравственный закон, мораль, совесть — основы принципа «честности с со- бой». Важнейшим вопросом социалистической идеологии для Винниченко Мировая литература / Е.В. Байдалова 111 становится вопрос морали: «Всякая общественная (да и индивидуальная) борьба и деятельность требуют точной, ясной постановки цели и опреде- ления способов и средств их осуществления, то есть программ и тактики и также правил поведения во время выполнения данных программ, то есть морали» (курсив автора. — Е.Б.) [9, с. 86]. Об этом вопросе Винниченко дискутировал с М. Горьким, с которым, так же, как и с его окружением (А. Луначарским, А. Богдановым, В. База- ровым и др.), познакомился в 1908 г. на Капри (о дискуссиях между окру- жением Горького и Винниченко уже писалось [2]). Отношения Винниченко с Горьким полны драматизма. Первые рассказы Винниченко были напи- саны во многом под влиянием прозы Горького, поэтому личная встреча, до- брожелательные отзывы и предложение издать трехтомник произведений в русских переводах в «Знании» были восприняты Владимиром Кирилло- вичем крайне восторженно. Между тем Горький, ознакомившись не только с рассказами из жизни крестьян и пролетариата, но и с драматургией Вин- ниченко, с произведениями, в которых пропагандируется «новая мораль» и «новый человек», не спешил осуществлять обещанное издание, поскольку не был согласен с направлением его идейных поисков. Винниченко, возла- гавший надежды на то, что трехтомник поможет поправить его бедственное материальное положение, и уязвленный неприятием своих взглядов, напи- сал известное открытое письмо к Горькому, обвинив его не только в нару- шении договоренностей, но и в неуважительном отношении к украинской нации. В. Ленин, знакомый как лично с Винниченко, так и с некоторыми из его романов («Честность с собой», «Заветы отцов»), в свою очередь, критиковал писателя за изображение аморального поведения революцио- неров в художественных произведениях, принижение их образов в глазах читающей публики. Винниченко же справедливо замечал, что социалистам «хочется, чтобы художник писал проповеди, причем самого фанатичного направления» [15, с. 76]. Однако основное расхождение с русскими соци- алистами было во взглядах на «индивидуальность и общество» [15, с. 76]. Винниченко упрекали в приверженности индивидуализму, в то время как он настаивал на том, что «уничтожение, принижение единиц во имя кол- лективности принижает саму коллективность» и «реальность не обще- ство, не класс, а индивид, который абстрагирует некоторые явления и сам Studia Litterarum /2024 том 9, № 4 112 формирует понятие общества» [15, с. 76]. На работы Богданова Винни- ченко открыто не ссылается, однако очевидно: он не мог не быть знакомым с ними, учитывая тот факт, что как раз на Капри во время его пребывания там активно обсуждался не так давно опубликованный «Эмпириомонизм». В рассуждениях о слабости как концепции индивидуализма, так и коллекти- визма Винниченко упоминает «принцип моничности, синтезирование ра- зорванных сущностей» [15, с. 77], который предлагает приложить к данным концепциям. В этом высказывании можно предположить влияние теории Богданова. В годы создания принципа «честности с собой» Винниченко запи- сывает в дневнике: «Всякая система морали, начиная от морали зверей и дикарей и заканчивая моралью христианства и прагматизма, основана на благосостоянии, счастье человека» [12, с. 305]. Счастье — важнейшая кате- гория в философии писателя. Вслед за эвдемонистами он считает, что сча- стье является смыслом и целью жизни. По мысли Винниченко, оно зависит от гармонии как внешнего, так и внутреннего мира человека. Естественной гармонии природы писатель противопоставляет негармоничное состояние как отдельной личности, так и общества в целом. Понятие счастья нераз- рывно связано в воззрениях писателя с теорией «честности с собой»: «Быть ценным для других и честным с собой — вот наивысшие законы и наивыс- шее наслаждение для каждого человека. Суметь осуществить эти законы — это суметь быть счастливым» [12, с. 481–482]. Герои Винниченко отказыва- ются не столько от общепринятой морали, сколько от бесчисленных слоев лицемерия, под которыми ее сложно обнаружить. По сути, они стремятся вернуться в «золотой век», когда люди жили в гармонии с собой и приро- дой, но состояние раздвоенности между разумом и чувством не дают им до- стичь того согласия, которое требует для совершения поступка «честность с собой». Как позднее Винниченко сформулирует в этико-философском трактате, быть «честным с собой» — это значит выводить «на поверхность сознания каждую твою мысль, каждое спрятанное чувство», не стараться «из-за легкомыслия или чрезмерного эгоизма, или из-за страха утратить свои привычки и утехи, не лукавить с собой, не бояться быть правдивым и смелым в первую очередь перед самим собой» [9, с. 161]. Под влиянием марксизма, ницшеанства, учений психологов и фи- лософов З. Фрейда, А. Шопенгауэра, Ж. Гюйо, А. Бергсона, А. Пуанкаре, Мировая литература / Е.В. Байдалова 113 А. и Г. Дюрвилей, следы знакомства с работами которых есть в его дневнике [14, с. 391, 551, 561; 16, с. 52, 120, 122, 246, 250, 324], на фундаменте теории «честности с собой» Винниченко в 1930-е гг. создает эклектичную этико-фи- лософскую концепцию «переустройства» мира — конкордизм. Появление окончательно сформулированной концепции предваряет неопубликован- ный морально-философский трактат просветительской направленности «Счастье. Письма к юноше» (1928–1930, Париж). Основным адресатом новой моральной философии должен был стать молодой человек, будущее человечества: «Я буду говорить, обращаясь к тебе, мой юный товарищ, по- скольку только юность пригодна к созиданию счастья» [3, с. 15]. В такой форме писем к юноше, как справедливо указывает Т. Гундорова, прочиты- вается отзвук сократовских и платоновских диалогов. Счастье в этом трак- тате определяется как «действенное равновесие сил» [3, с. 16], впоследствии определение будет расширено: «Счастье — это действенное равновесие и согласие сил» [3, с. 31]. Понятие равновесия, баланса, гармонии — одно из основополагающих для его концепции. Очевидно, что концепция «рав- новесия», предложенная Винниченко, является в значительной степени утопической авторской интерпретацией баланса в медико-биологическом понимании, дополненного этическими установками. В ноябре 1930 г. писатель отправляет рукопись трактата в Харьков Н. Скрипнику для публикации в издательстве «Рух», где выходили другие про- изведения Винниченко. Многие страницы дневника политика и литератора в конце 1930–1931 гг. посвящены раздумьям о возможном появлении в печати «Счастья» в советской Украине: «Послать на Украину и раз и навсегда остано- вить все перекручивания моих мыслей, содержащихся в художественных про- изведениях» [14, с. 214], «Благосклонный прием — это прием и меня на Укра- ину. А последовательность требует приема и на работу, и в партию. Нужно ли им это теперь?» [14, с. 219], «если такая книга, как “Счастье”, встречает такое отношение у коммунистов, то хочется на все махнуть рукой» [14, с. 271], «ос- новные идеи “Счастья” не подходят для руководителей компартии. Основная идея — честность с собой, последовательность, единение слова и дела, идеи с практикой жизни. Очевидно, такая идея теперь не может быть принята и одобрить такую книгу — это дать самим себе по роже» [14, с. 271]. Трактат «Счастье. Письма к юноше» так и не был опубликован. Од- нако писатель не оставлял мысли представить в публичном пространстве Studia Litterarum /2024 том 9, № 4 114 идеи произведения, доработав их и углубив. В 1934 г. Винниченко плани- ровал выступить с докладом «Счастье и Конкордизм». Автограф тезисов выступления сохранился. Как указывает О.С. Снижко, «Счастье и Конкор- дизм» находится в Отделе рукописных фондов и текстологии Института ли- тературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины (Ф. 171. № 54. Л. 3) [8, с. 200]. Счастье в этом публицистическом тексте — это «та единственная цель, которая организованно или стихийно руководит деятельностью каждого организма, индивидуального или коллективного [пер. О.С. Снижко]» [7, с. 199]. В этом положении Винниченко следует за Шопенгауэром, которого цитирует в своем дневнике [13, с. 391]. Винниченко задает потенциальным слушателям риторические вопросы, фокусирующие внимание на практи- ческих политических вопросах: «Перечитайте внимательно программы политических партий. Ставят ли многие из них целью своей деятельности счастье? Я сам участвовал в составлении [программы] деятельности (соци- алистической) группы и знаю, что эта цель никогда никем не выдвигалась. И теперь, пересматривая планы деятельности, то есть программы других деятельных, революционных партий современного общества, я этой цели не нашел у них. Отчего это так?» [7, с. 199]. В рукописи эссе под названием «Шесть вопросов украинских социа- листов социалистам других наций» (1938) Винниченко повторяет определе- ние счастья как равновесия, баланса внешнего и внутреннего: «Счастье — не в существовании тех или иных ценностей, а в соотношении их в индивиду- альном или коллективном организме. Каждый организм — человека, или животного, или растения — это определенная комбинация сил, так называ- емых материальных и так называемых духовных (насыщение едой, процесс мышления или чувствования и т. д.). Когда эти силы действуют и проявляют себя в организме согласованно и гармонично, когда нет внутренних про- тиворечий, расхождений ни между материальным и духовным, ни между материальным и духовным внутри самих себя, тогда организм чувствует то состояние, которое люди назвали счастьем, то есть тем лучшим, что можно иметь в жизни» [3, с. 16]. В художественной форме писатель пытался воплотить свое этиче- ское учение, или философию счастья, в романах-трактатах «Лепрозорий» (1938) и «Новая заповедь» (1932, вторая ред. — 1947). Сюжеты этих рома- нов построены схематично, образы героев детально не разработаны, по- Мировая литература / Е.В. Байдалова 115 скольку нужны автору прежде всего для выражения своих идей, «пропо- веди» нового учения. Современниками Винниченко эти романы так и не были прочитаны, как и сам неопубликованный этико-философский трак- тат «Конкордизм» (1938–1948), имеющий подзаголовок «Система строи- тельства счастья», хотя известно, что было подготовлено несколько редак- ций рукописи и сокращенный вариант трактата для публикации. Писатель также неоднократно выступал с публичными лекциями, темой которых был конкордизм. В представлении Винниченко человечество больно болезнью дис- кордизма (отсутствием согласия, гармонии): отсюда упадок нравственно- сти, ухудшение физического состояния людей, катаклизмы, обрушившиеся на человечество в первой половине ХХ в. Безусловно, в этих воззрениях украинский автор не оригинален: об «испорченной» человеком природе и обществе писал еще Ж.-Ж. Руссо. Один из своих романов-трактатов Вин- ниченко назвал «Лепрозорий» и изобразил в нем современный для себя мир как мир, умирающий от проказы, в котором каждый человек заражен болезнью дискордизма («здоровых людей на земле уже не было и нет» [9, с. 83]), и лишь те, кто осознал, что болен, и готов принять философию кон- кордизма, имеет шанс на спасение. «Нашим потомкам современный мир будет представляться как огромное, планетарное учреждение для психи- чески больных людей» [9, с. 82]. Начало «болезни», «внесение в организм (внезапное или постепенное, временное или хроническое) разлада его сил, нарушение нормального хода его функций, приобретение ненормальных наклонностей» [9, с. 54] писателю видится в том далеком времени, когда человечество стало употреблять в пищу мясо. Неправильное, неприродное, неестественное питание, «трупоедство» приводит, по Винниченко, к непра- вильному функционированию всего организма, к болезням и страданиям, к изменению психического состояния людей, а также социальному нера- венству, которое писатель называет «биологической ненормальностью» [9, с. 47]. Неизвестно, был ли знаком украинский писатель с очерком Л. Тол- стого «Первая ступень» или с «Этюдами оптимизма» И. Мечникова, но идеи о том, что гармоничное функционирование человеческого организма как физической сущности, так и духовной зависят не в последнюю оче- редь от того, чем человек питается, были широко распространены в начале ХХ в. В трактате Винниченко подчеркивается, что его поиски как социали- Studia Litterarum /2024 том 9, № 4 116 ста ответа на вопрос о причинах возникновения социального неравенства привели к пониманию, что эту проблему нужно рассматривать не только с точки зрения этического, экономических взаимоотношений, но и с точки зрения законов истории, физиологии, антропологии, психологии и т. п., т. е. применяя еще и «историко-биологический метод» [9, с. 289]. В основе концепции украинского писателя — утопическое представ- ление о том, что формирование нового международного и общественного порядка возможно на принципе добровольного согласия между странами, гармонии между человеком и обществом, человеком и природой, которые могут быть достигнуты лишь при условии внутренней гармонии каждой личности: «Конкордизмом мы называем систему лечения и реорганизации сил современного человеческого организма (как индивидуального, так и коллективного), сил как физических, так и психических, систему, основан- ную на равновесии и согласии этих сил» [9, с. 86]. Каков же рецепт счастья, который предлагает Винниченко? Каковы должны быть конкретные шаги для «излечения» человечества? Решающая роль в преобразовании действительности, по Винниченко, принадлежит «новому человеку», который должен следовать следующим тринадцати правилам конкордистской индивидуальной морали: 1. Во всех областях твоей жизни избавляйся от гипноза религии и будь простой частью природы. 2. Будь в согласии с другими не опасными для тебя живыми суще- ствами на земле и сколько можно бывай на воздухе, на природе, в макси- мально близком контакте с солнцем, водой, растениями. 3. Не питайся ничем не присущим природе человека. 4. Будь цельным. 5. Будь честным с собой. 6. Пусть твои слово и дело будут согласованны. 7. Будь последовательным до конца. 8. Не старайся любить ближних без оценки и не претендуй на их лю- бовь, не будучи ценным для них. 9. Всегда помни, что все люди и ты сам больны страшной болезнью дискордизма. Борись с ней не догмой, не ненавистью, не наказанием, а пони- манием, жалостью, помощью. Мировая литература / Е.В. Байдалова 117 10. Обеспечивай себя только своим собственным трудом. 11. Вступай в любовные отношения с тем, с кем хочешь, но семью соз- давай только с тем человеком, которого ты всей своей душой и всем телом хотел бы (хотела бы) иметь матерью (отцом) своих детей. 12. Не господствуй и не давай господствовать над тобой. 13. Будь ни над коллективом, ни под ним, ни вне его, а только актив- ной, преданной клеточкой его. И тогда даже страдания за него будут для тебя высшей радостью [9, с. 243–244]. Таким образом, «Конкордизм» предлагает правила, способствующие как установлению душевного равновесия человека, так и соответствующего физического состояния. Конкордистская мораль, по мысли автора, должна базироваться на свободе и независимости, доброй воле. «Не “должен”, а “если ты хочешь”» тогда, когда есть «чувствование и понимание законов как своей, так и общей природы и согласие с ними» [9, с. 97]. Главным условием борьбы с дискор- дизмом Винниченко выдвигает обновление абсолютного согласия человека со Вселенной и земной природой, поскольку именно с разлада человека и природы началась «катастрофа». При этом писатель настаивает на сохра- нении самостоятельности элементов, которые вступают в соглашение. Для него всегда было важно сохранение индивидуальности (как личности, так и нации), не растворении в коллективном. Для единения с природой и жизни в согласии с ней Винниченко предлагает отказаться не только от употре- бления продуктов животного происхождения, но и вообще от пищи, приго- товленной на огне, а также пребывать как можно чаще в непосредственном контакте с природой. Это первый шаг. Следующий шаг — неуклонное сле- дование принципу «честности с собой», когда в согласии, не противоречии друг с другом будут находиться сознание, подсознание, инстинкты, эмоции, поступки; дети буду рождаться в парах, которые не меньше года прожили в пробном браке и осознанно выбрали партнера именно как будущего ро- дителя общих детей («У коллектива будут члены, не только рожденные в лучших условиях, но и воспитанные в любви, не раздираемые с пеленок родительскими драмами, чистые от семейного дискордизма» [9, с. 221]). По мысли писателя, человечество, соблюдая конкордистские пра- вила, со временем настолько вылечится, обновится, изменится, что в нем Studia Litterarum /2024 том 9, № 4 118 откроются невиданный потенциал и почти неисчерпаемые ресурсы: «Раз- говаривать без всяких аппаратов на расстоянии в сотни километров? Дви- жением пальца поднимать тысячи килограммов? Видеть и чувствовать, что происходит в психике других, когда они этого хотят? И это без всяких аппа- ратов, только “какой-то” внутренней силой своей? Это будет для людей бу- дущего таким же обычным явлением, как для современных людей слышать и видеть при помощи специальных аппаратов. (Мы уже не говорим про те социальные, психические, интернациональные, философские и другие до- стижения, которые ждут человека на земле.)» [9, с. 155]. Обновление человека должно повлечь за собой и обновление по- литического и социально-экономического мироустройства. Винниченко предлагает уничтожение частной собственности на средства производства и создание экономической коллективократии (власти коллектива), при которой реальным распорядителем коллективного хозяйства при полной свободе будет сам коллектив как сумма отдельных индивидов, органично, неразрывно, материально и духовно заинтересованных в коллективном предприятии [9, с. 258]. Идея «разнородной однородности» распростра- няется и на политическое устройство мира: предлагается абсолютно в духе современных идей глобализации создать Мировую Экономическую Феде- рацию (или Экономическую Федерацию Планеты) с единым планетарным хозяйственным планом, в котором все народы будут иметь одинаковое право голоса, и Единую Федеративную Конкордистскую Республику Земли. Для победы конкордизма, по мысли автора, необходимо организо- вать «показательные конкордистские коллективы» («авангард»), в которые вошли бы обычные люди с одним условием: они должны глубоко верить в идеи конкордизма, привести в согласие свои «главные силы — разум, ин- стинкт, чувство, волю» [9, с. 302]. Отличие таких коллективов от ранее су- ществовавших оуэновских коммун в Англии, фурьеристских во Франции, коммунистических в советской России Винниченко видит в том, что его предшественники неверно определяли причину несчастья человеческого общества в социальном неравенстве и частной собственности, в то время как причина — болезнь человечества, дискордизм. На примере полемики с фурьеризмом Винниченко демонстрирует, что предыдущие попытки «пере- устройства» мира затрагивали главным образом лишь социально-экономи- ческую сферу, в то время как конкордизм предполагает комплексный под- Мировая литература / Е.В. Байдалова 119 ход: «…сознательное, организованное, планомерное лечение человеческого организма как индивидуального, так и коллективного, как в социально-эко- номической отрасли, так и во всех других» [9, с. 305]. Абсолютно в духе времени Винниченко мечтает о том, что воз- рожденное человечество планеты Земля установит связь с другими мирами Вселенной для «радостного исполнения великого закона соединения и со- гласования сил, что императивно действует во всей Вселенной» [9, с. 341]. Осуществление этой цели станет реальностью, когда «на Земле сформиру- ется новая раса — единая, могучая, с новыми силами, новыми качествами, с новыми достижениями, раса счастливых великанов, которую с полным правом можно назвать планетарной расой возрожденных людей — неолю- дей» [9, с. 340]. Винниченко был писателем, глубоко чувствующим «дыхание вре- мени», его произведения всегда затрагивали актуальные проблемы действи- тельности — и в философских исканиях он оставался верен себе: наблюдая мировую напряженность в политике 1930–1940-х гг., пытался выстроить этико-философскую систему, которая могла бы, как ему казалось, изменить мировой порядок через его единицу — человека, изменения сущности кото- рого являются фундаментальными для изменения общества. С одной сто- роны, его искания вписываются в интеллектуальные искания того времени (К. Ясперс, А.Дж. Тойнби, М. Хайдеггер и др.), с другой стороны, в чем-то, даже не будучи детально разработаны, опережают свое время, предвосхи- щая некоторые идеи философско-политических концепций второй поло- вины ХХ в. (С.Ф. Хантингтона, Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы и др.). Список литературы Исследования 1 Байдалова Е.В. «Огонь этот есть воля»: моральный императив в прозе В.К. Вин- ниченко // Категории воля и принуждение в славянских культурах: cб. науч. ст. / сост., отв. ред. Н.В. Злыднева. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2019. С. 150–163. DOI: 10.31168/2658-5758.2019.8 2 Байдалова Е.В. Политика и поэтика, или О роли сюжетных мотивов в романах В.К. Винниченко 1910-х гг. («По местам!», «Божки», «Хочу!») // Славянский альманах: 2013. М.: Индрик, 2014. С. 281–290. Studia Litterarum /2024 том 9, № 4 120 3 Гундорова Т.I. «Конкордизм» Володимира Винниченка: трагедiя однiєї утопiї // Винниченко В. Конкордизм. Система будування щастя: Етико-фiлософський трак- тат / передм. Т.I. Гундорової. Київ: Укр. письменник, 2011. С. 5–26. 4 Жулинський М. Усi сорок рокiв творчого життя. «Щоденник» Володимира Винни- ченка // Київ. 1990. № 9. C. 91–123. 5 Костельник Г. Ламання душ. З лiтературної критики. Львiв: Добра книжка, 1923. 95 с. 6 Пастух Б. Раннi романи Володимира Винниченка. Львiв: ПАIС, 2009. 159 с. 7 Снижко О. Суггестивный потенциал публицистики Владимира Винниченко // Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 6 (177). Вып. 21. С. 196–201. 8 Хархун В. Творчiсть Володимира Винниченка «мiж двох революцiй»: логiка пошуку // Лiтературознавчi обрiї. Працi молодих учених України. Київ: [Б. в.], 2000. Вип. 1. С. 119–127. Источники 9 Винниченко В. Конкордизм. Система будування щастя: Етико-фiлософський трак- тат / передм. Т.I. Гундорової. Київ: Укр. письменник, 2011. 342 с. 10 Винниченко В. О морали господствующих и морали угнетенных. (Открытое письмо к моим читателям и критикам) / пер. с укр. Накладом I. Скульского. Львiв: З друкарнi «Народної», 1911. 92 с. 11 Винниченко В. Честность с собой: Повесть; Записки Курносого Мефистофеля: Роман / пер. с укр.; сост., подгот. текста и вступ. ст. Ю. Барабаша. М.: Худож. лит., 1991. 464 с. 12 Винниченко В. Щоденник (1911–1920). Едмонт; Нью-Йорк: Видавництво Канад- ського Iнституту Українських Студiй i Комiсiї УВАН у США для вивчення i пу- блiкацiї спадщини Володимира Винниченка, 1980. Т. 1. Редакцiя, вступна стаття i примiтки Г. Кстюка. 500 с. 13 Винниченко В.К. Щоденник (1926–1928). Київ; Едмонт; Нью-Йорк: Смолоскип, 2010. Т. 3. 624 с. 14 Винниченко В. Щоденник (1929–1931). Київ; Едмонт; Нью-Йорк: Смолоскип, 2012. Т. 4. 344 с. 15 Чикаленко Є., Винниченко В. Листування 1902–1929 роки / упор. та вс.ст. Н. Ми- ронець. Київ: Темпора, 2010. 448 с. Мировая литература / Е.В. Байдалова References 1 Baidalova, E.V. “ʽOgon’ etot est’ volia’: moral’nyi imperativ v proze V.K. Vinichenko” [“ʽThis Fire is Will’: The Moral Imperative in the Prose by V.K. Vynnychenko”]. Kategorii volia i prinuzhdenie v slavianskikh kul’turakh: sbornik nauchnyhkh statei [Categories of Will and Coercion in Slavic Cultures: Collection of Articles], comp., ex. ed. N.V. Zlydneva. Moscow, Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences Publ., 2019, pp. 150–163. DOI: 10.31168/2658-5758.2019.8 (In Russ.) 2 Baidalova, E.V. “Politika i poetika, ili O roli siuzhetnykh motivov v romanakh V.K. Vinnichenko 1910-kh gg. (ʽPo mestam!,’ ʽBozhki,’ ʽKhochu!’)” [“Politics and Poetics or About of The Plot Motifs’ Role in The Novels by V.K. Vynnychenko of 1910 (ʽPo mestam!,’ ʽBozhki,’ ʽHochu!’)”]. Slavianskii al’manakh: 2013 [Slavic Almanac: 2013]. Moscow, Indrik Publ., 2014, pp. 281–290. (In Russ.) 3 Gundorova, T.I. “ʽKonkordyzm’ Volodymyra Vynnychenka: tragedija odnijeї utopiї” [“ʽThe Concordism’ by Volodymyr Vynnychenko: An Utopia’s Tragedy”]. Vinnichenko, V. Konkordyzm. Systema buduvannja shchastja: Etyko-filosofs’kyi traktat [Concordism. The System of Building Happiness: Ethical-Philosophical Treatise], foreword by T.I. Gundorova. Kyiv, Ukrainskii pis’mennik Publ., 2011, pp. 5–26. (In Ukrainian) 4 Zhulyns’kyj, M. “Usi sorok rokiv tvorchogo zhittja. ʽShhodennik’ Volodymyra Vynnychenka” [“All of The Сreative Life’s Forty Years. ʽThe Diary’ of Volodymyr Vynnychenko”]. Kyїv, no. 9, 1990, pp. 91–123. (In Ukrainian) 5 Kostel’nik, G. Lamannja dush. Z literaturnoї kritiki [Breaking Souls. From Literary Critisism]. Lviv, Dobra knizhka Publ., 1923. 95 p. (In Ukrainian) 6 Pastuh, B. Ranni romani Volodymyra Vynnychenka [The Early Novels by Volodymyr Vynnychenko]. Lviv, PAIS Publ., 2009. 159 p. (In Ukrainian) 7 Snizhko, O. “Suggestivnyi potentsial publitsistiki Vladimira Vinnichenko” [“The Suggestive Potential of Volodymyr Vynnychenko’s Publicism”]. Nauchnye vedomosti. Seriia “Gumanitarnye nauki”, no. 6 (177), issue 21, 2014, pp. 196–201. (In Russ.) 8 Harhun, V. “Tvorchist’ Volodymyra Vynnychenka ʽmizh dvoh revoljucij’: logika poshuku” [“Volodymyr Vynnychenko Creative Work Between Two Revolutions: The Search Logic”]. Literaturoznavchi obriї. Praci molodyh uchenyh Ukraїny [Literary Horizons. Works of Young Scholars of Ukraine], issue 1. Kyiv, [S. n.], 2000, pp. 119–127. (In Ukrainian)