Скачать:

PDF

Для цитирования:

Кнорре Е.Ю. Усадьба-санаторий и город-сад: «счастливые пространства» в романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь» // Studia Litterarum. 2024. Т. 9, № 3. С. 328–345. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-3-328-345 

Автор: Кнорре Е.Ю.
Сведения об авторе:

Елена Юрьевна Кнорре — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25A, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3272-8659

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Дата поступления: 22 февраля 2024 г.
Дата публикации: 25 сентября 2024 г.
Номер журнала: 2024 Том 9, №3
Рубрика: Крупным планом: Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв. — судьбы национального идеала
Страницы: 328–345
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-3-328-345

EDN:

https://elibrary.ru/NGAGMM

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)6
Ключевые слова: Н.А. Островский, «усадебный топос», топика рая, «город-сад», «криптоусадебная мифология», усадьба-санаторий, «гетеротопия усадьбы», социалистический реализм.

Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-18-00051: «Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв.: судьбы национального идеала»), https://rscf.ru/project/22-18-00051/

Аннотация

В статье впервые в науке о литературе рассматриваются модификации «усадебного топоса» в знаковом для соцреалистического канона романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (1932–1934). В первой части произведения усадьба — это «райский» топос, место, отделенное от неказистых рабочих окраин, «убежище гонимых», уединенное «счастливое пространство», по определению Г. Башляра; в то же время усадьба и окружающая ее дикая природа — озеро и лес — место рождения социалистической мечты о будущем счастливом обществе. Во второй части романа выявляется трансформация «усадебного топоса» в советскую эпоху: в бывших владельческих усадьбах организуются «счастливые пространства» коллективной жизни нового общества. В романе Островского обнаружены характерные для усадебной топики советского времени черты «криптоусадебной мифологии». Показана преемственность «счастливого пространства» прежней владельческой усадьбы с феноменом «коллективного рая» советского санатория. В литературе XX в. он становится местом инициации героев как литераторов (выявляется параллель с санаторской утопией в романе Т. Манна «Волшебная гора», 1924). Однако в романе соцреализма санаторий осознается не как уединенный локус субъективного самоопределения, но как часть большого мира объединенных борцов за светлое будущее человечества. В соединение пространств, своего рода «гетеротопию», вводит ослепшего Павла подаренный ему радиоприемник, возвращающий героя в мир как большую стройку, «мировой комбинат».

Полный текст (HTML)

 

 

Studia Litterarum /2024 том 9, № 3 328 УСАДЬБА-САНАТОРИЙ И ГОРОД- САД: «СЧАСТЛИВЫЕ ПРОСТРАНСТВА» В РОМАНЕ Н.А. ОСТРОВСКОГО «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ» © 2024 г. Е.Ю. Кнорре Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва, Россия Дата поступления статьи: 22 февраля 2024 г. Дата одобрения рецензентами: 01 апреля 2024 г. Дата публикации: 25 сентября 2024 г. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-3-328-345 Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-18-00051: «Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв.: судьбы национального идеала»), https://rscf.ru/project/22-18-00051/ Аннотация: В статье впервые в науке о литературе рассматриваются модификации «усадебного топоса» в знаковом для соцреалистического канона романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (1932–1934). В первой части произведения усадьба — это «райский» топос, место, отделенное от неказистых рабочих окраин, «убежище гонимых», уединенное «счастливое пространство», по определению Г. Башляра; в то же время усадьба и окружающая ее дикая природа — озеро и лес — место рождения социалистической мечты о будущем счастливом обществе. Во второй части романа выявляется трансформация «усадебного топоса» в советскую эпоху: в бывших владельческих усадьбах организуются «счастливые пространства» коллективной жизни нового общества. В романе Островского обнаружены характерные для усадебной топики советского времени черты «криптоусадебной мифологии». Показана преемственность «счастливого пространства» прежней владельческой усадьбы с феноменом «коллективного рая» советского санатория. В литературе XX в. он становится местом инициации героев как литераторов (выявляется параллель с санаторской утопией в романе Т. Манна «Волшебная гора», 1924). Однако в романе соцреализма санаторий осознается не как уединенный локус субъективного самоопределения, но как часть большого мира объединенных борцов за светлое будущее человечества. В соединение пространств, своего рода «гетеротопию», вводит ослепшего Павла подаренный ему радиоприемник, возвращающий героя в мир как большую стройку, «мировой комбинат». Ключевые слова: Н.А. Островский, «усадебный топос», топика рая, «город-сад», «криптоусадебная мифология», усадьба-санаторий, «гетеротопия усадьбы», социалистический реализм. Информация об авторе: Елена Юрьевна Кнорре — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25A, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3272-8659 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Для цитирования: Кнорре Е.Ю. Усадьба-санаторий и город-сад: «счастливые пространства» в романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь» // Studia Litterarum. 2024. Т. 9, № 3. С. 328–345. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-3-328-345 Научная статья / Research Article https://elibrary.ru/NGAGMM УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2Рос=Рус)6 329 Крупным планом: Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв. — судьбы национального идеала / Е.Ю. Кнорре ESTATE-SANATORIUM AND GARDEN CITY: “HAPPY SPACES” IN THE NOVEL HOW THE STEEL WAS TEMPERED BY N.A. OSTROVSKY © 2024. Elena Yu. Knorre A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia Received: February 22, 2024 Approved after reviewing: April 01, 2024 Date of publication: September 25, 2024 Acknowledgements: The research was carried out at the IWL RAS at the expense of a grant from the Russian Science Foundation (project no. 22-18-00051: “Estate and Dacha in Russian Literature of the 20th–21st Centuries: The Fate of the National Ideal”), https://rscf.ru/project/22-18-00051/. Abstract: The article examines modifications of the “estate topos” in the novel by N.A. Ostrovsky, How the Steel Was Tempered (1932–1934), which is a landmark for the socialist realist canon.. In the first part of the work, the estate is a “heavenly” topos, a place separated from the unprepossessing working outskirts, a “shelter for the persecuted,” a secluded “happy space,” according to G. Bachelard’s definition. At the same time, the estate and the surrounding wild nature — lake and forest — are the birthplace of the socialist dream of a future happy society. The second part of the novel reveals the transformation of the “estate topos” in the literature of the USSR: “happy spaces” for the collective life of the new society are organized in the former owner’s estates. Ostrovsky’s novel demonstrates features of “crypto-estate mythology” characteristic of the estate topics of the Soviet era. The research shows a continuity of the “happy space” of the former owner’s estate with the phenomenon of the “collective paradise” of the Soviet sanatorium. In Russian and foreign literature of the 20th century, it becomes the place of initiation of heroes as writers (there is a parallel with the sanatorium utopia in T. Mann’s novel The Magic Mountain, 1924). However, in the socialist realist novel, the sanatorium is perceived not as a solitary locus of subjective self-determination but as part of a larger world of united fighters for a bright future for humanity. Blind Pavel is introduced into the connection of spaces, a kind of “heterotopia,” by the radio receiver given to him, which returns the hero to the world as a large construction site, a “world plant.” Keywords: N.A. Ostrovsky, “estate topos,” topic of paradise, “garden city,” “crypto-estate mythology,” estate-sanatorium, “heterotopia of estate,” socialist realism. Information about the author: Elena Yu. Knorre, PhD in Philology, Senior Researcher, А.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya St., 25А, bld. 1, 121069 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3272-8659 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. For citation: Knorre, E.Yu. Estate-Sanatorium and Garden City: “Happy Spaces” in the Novel How the Steel Was Tempered by N.A. Ostrovsky.” Studia Litterarum, vol. 9, no. 3, 2024, pp. 328–345. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-3-328-345 This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) Studia Litterarum, vol. 9, no. 2, 2024 Studia Litterarum /2024 том 9, № 3 330 После социальных революций 1917 г. и Гражданской войны в России быв- шие владельческие усадьбы или были разрушены, или претерпели переме- ну своего социокультурного статуса, превратившись в музеи, дома отдыха, санатории, детские колонии и другие учреждения (подробнее см.: [4, с. 20– 21]). По наблюдению О.А. Богдановой, уже в 1920–1950-е гг. «вокруг пе- реформатированных усадеб, лишенных пушкинского, онегино-ларинского ореола ретроспективного “усадебного мифа” Серебряного века и окружен- ных атмосферой новой советской мифологии, связанной, с одной стороны, с отвержением дворянско-буржуазного, “эксплуататорского” по отношению к людям и “хищнического” по отношению к окружающей природе усадеб- ного прошлого, и с проективной утопией строительства “светлого будущего” и воспитания “нового человека” — с другой», формируется «криптоусадеб- ная мифология» [3, с. 230]. Так, у А.П. Гайдара («На графских развалинах», 1929), К.Г. Паустовского («Повесть о лесах», 1948), А.Н. Рыбакова («Брон- зовая птица», 1956) и др. «усадебный миф» Серебряного века присутствует «как бы в снятом виде, прикровенно, под слоем новой советской мифоидеологии строительства справедливой социальности и формирования со- ветского человека, создавая своеобразный палимпсест»: например, «клад графов Карагаевых из личной собственности становится общенародным достоянием, а бывшая владельческая усадьба заселяется юными советски- ми пионерами-колонистами» [3, с. 232]. В эстетике соцреализма « реплики» этого мифа нередко становятся частью идеологемы «города-сада» как одной из модификаций «усадебного топоса» (подробнее см.: [4, с. 115–124]). Такая же вариация «города-сада», как «завод-храм» (например, в романе Ф.В. Гладкова «Цемент», 1925), пред- 331 Крупным планом: Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв. — судьбы национального идеала / Е.Ю. Кнорре ставляет мир «большой стройкой». Как отмечает Н.В. Ковтун, «пролетарская идеология, провозглашая новый мир, опирается на образы, модели, уко- рененные в культуре, наделяя их иным <…> значением. На месте прежнего семейного дома, усадьбы с садом в романе утверждаются Детдом им. Крупской, Дом Советов, Клуб Коминтерн, сакрализованные как реплики Будущего в кромешном настоящем» [6, с. 44]. А.С. Акимова на примере другого романа социалистического реализма — «Брусков» Ф.И. Панферова (1928–1937) — показывает превращение бывшей помещичьей усадьбы на берегу Волги в коммуну бедноты, где установилось творческое отношение к труду [11]. Мечта о « городе-саде» одушевляет и многие страницы культового советского романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (1932–1934), в котором сквозь соцреалистический канон отчетливо различаются элемен- ты «усадебного топоса» русской классики, пусть и в трансформированном виде. Кроме того, анализ « криптоусадебной мифологии» в произведении Островского позволяет выявить по-новому осмысляемые «счастливые про- странства» [2, с. 22] дома и сада, которые когда-то связывались преимуще- ственного с «райскими» коннотациями русской помещичьей усадьбы. Далее рассмотрим модификации « усадебного топоса» в ключевых звеньях сюжета романа «Как закалялась сталь». Традиционная усадьба: бегство и притяжение Н.А. Островский (1904–1936) родился в семье отставного унтер-офицера царской армии и акцизного чиновника на юге России, получил образование в церковно-приходской школе, затем в двуклассном училище. После Гражданской войны посвятил несколько лет чтению русской класси- ческой литературы, мечтая реализовать свое призвание писателя. В романе «Как закалялась сталь» проявляется сложный синтез новоевропейского ро- мана воспитания, советского производственного романа, житийной тради- ции древнерусской литературы и заветов классической русской литературы XIX в. — «усадебных» романов А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, И.С. Турге- нева и др. [1; 7]. Усадебная тема появляется уже в первых главах романа Островско- го, действие которого происходит в маленьком южном городке Шепетовка. Дом главного героя, 16-летнего кочегара Павла Корчагина, находится рядом с богатой усадьбой адвоката Лещинского, состоящей из ухоженного сада Studia Litterarum /2024 том 9, № 3 332 с витыми беседками, служб (кухни, конюшни и др.) и большого господского дома с гостиной, кабинетом, спальнями, украшенного коврами и мебелью с резными ножками: «Утреннее солнце лениво подымалось из-за громады лесопильного завода. Скоро и Павкин домишко покажется. Вот здесь, сей- час же за усадьбой Лещинского» [14, с. 11]. Это недружественное пространство (во время еврейского погрома в Шепетовке именно в усадебном саду Лещинских был установлен пулемет петлюровцев, чтобы предотвратить вмешательство рабочих) контрастиру- ет с «домишком» Павла, с бедными районами мастеровых и пролетариев. Усадьба изображена на фоне лесопильного завода, появляется в первых строках романа и заброшенный кирпичный завод: «У старого кирпичного завода было тихо. Кое-где провалившаяся деревянная крыша, горы разби- того кирпича и разрушающиеся обжигные печи наводили тоску. Все здесь поросло бурьяном» [14, с. 33]. В этой антитезе задается характерное для жанра советского произ- водственного романа противопоставление «завод» — «усадьба» (ср., на- пример, роман Ф.В. Гладкова «Цемент») как контраст подлинного мира, который пока спит (заброшенный завод в конце романа Гладкова вскоре оживет), и отживающего мира усадьбы, обитатели которой изображены людьми внешнего лоска, но лишенными нравственной культуры. Сын адво- ката Лещинского — гимназист Виктор Лещинский, «стройный, изнеженный юноша» [14, с. 36], — не способен на высокие чувства, потребительски отно- сится к жизни и людям вокруг. Встреча с Тоней Тумановой не пробуждает в нем мечтательности первой любви; напротив, в речах молодого Лещин- ского звучат нотки цинизма: если Тоня не ответит на любовь, то долго он ухаживать не будет и найдет ей замену. Усадьбе Лещинских, где Павлу не разрешают войти даже в комнаты дома, противопоставлена усадьба главного лесничего Шепетовки — отца Тони Тумановой. Тоня не похожа на гимназистов круга Лещинского. В ней есть глубина чувств, живость мыслей, порывистость и творческий им- пульс, которые сразу заметил Павел. В этом пареньке с рабочей окраины, кочегаре Павке Корчагине, светлый идеализм любовных чувств открыва- ется как живой источник подлинной жизни, который увлекает за собой и Тоню. 333 Крупным планом: Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв. — судьбы национального идеала / Е.Ю. Кнорре Тоня стояла у раскрытого окна. Она скучающе смотрела на знакомый, родной ей сад, на окружающие его стройные тополя, чуть вздрагивающие от легкого ветерка. И не верилось, что целый год она не видела родной усадьбы. Казалось, что только вчера она оставила все эти с детства знакомые места и вернулась сегодня с утренним поездом. Ничего здесь не изменилось: такие же аккуратно подстриженные ряды малиновых кустов, все так же геометрич- ны расчерченные дорожки, засаженные любимыми цветами мамы — анюти- ными глазками. Все в саду чистенько и прибрано. Всюду видна педантичная рука ученого лесовода. И Тоне скучно от этих расчищенных, расчерченных дорожек. Тоня взяла недочитанный роман, открыла дверь на веранду, спусти- лась по лестнице в сад, толкнула маленькую крашеную калиточку и медленно пошла к станционному пруду у водокачки. Миновав мостик, она вышла на дорогу. Дорога была как аллея. Справа пруд, окаймленный вербой и густым ивняком. Слева начинался лес [14, с. 35]. Порывы влюбленности, разрушающей установленные границы, предваряются бегством из усадебного сада с его правильно расчерченны- ми дорожками и аллеями в дикое, открытое, неизведанное пространство леса, где у лесного озера встречаются и беседуют герои. Их первая встре- ча происходит в старых каменоломнях, куда любила убегать Тоня. Обще- ние влюбленных открывает им новые творческие пути жизни. Увлеченный большевистскими идеями об освобождении трудящихся от эксплуатации, о восстановлении в мире справедливости и равенства, Павел воспринимает Тоню через призму любимых им романов о героических революционерах: «Овода» Э.Л. Войнич, «Джузеппе Гарибальди» неизвестного автора [12], — видя в ней спутницу-соратницу в построении светлого будущего: «Павел углубился в чтение захватывающего романа о бесконечных приключени- ях легендарного вождя неаполитанских “краснорубашечников” Гарибаль- ди. “Посмотрела она на герцога своими прекрасными синими глазами...”. “А у этой тоже синие глаза, – вспомнил Павел. — Она особенная какая-то, на тех, богатеньких, не похожа, — думал он, — и бегает, как черт”» [14, с. 53]. Павел же в глазах романтически настроенной Тони — порывистый юноша-разбойник, «озорной, мятежный парень», врывающийся в ее жизнь и расширяющий ее границы, ведущий в неизведанное: «“Сколько в нем огня и упорства! И он совсем не такой грубиян, как мне казалось. Во всяком слу- Studia Litterarum /2024 том 9, № 3 334 чае, он совсем не похож на всех этих слюнявых гимназистов...”. Он был из другой породы, из той среды, с которой до сих пор Тоня близко не стал- кивалась. “Его можно приручить, — думала она, — и это будет интересная дружба”» [14, с. 53]. Тоня приглашает Павла домой, в усадьбу лесничего, открывает ему сокровища своей библиотеки. Мотивы романа Дж. Лондона «Мартин Иден» (1909) с образом «дикаря», устремленного к культуре и оказавшего- ся более искренним, чем его возлюбленная, вспоминаются при изображе- нии знакомства Павла с домашним бытом Тони Тумановой: «Хотите, я вам покажу нашу библиотеку?» — сказала Тоня и взяла его за руку. «Ну нет, в дом не пойду», — наотрез отказался Павел. <…> «Что ж, Лещинский к себе в дом не пускает, в кухне беседует с нашим братом. Я к ним ходил по одному делу, так Нелли даже в комнату не пустила, — наверное, что- бы я им ковры не попортил, черт ее знает», — улыбнулся Павка. <…> Проведя его через столовую в комнату с громадным дубовым шкафом, Тоня открыла дверцы. Павел увидел несколько сотен книг, стоявших ровными рядами, и поразился невиданному богатству. — «Мы сейчас найдем для вас интересную книгу, и вы обещайте приходить и брать их у нас постоянно. Хорошо?» Павка радостно кивнул головой: «Я книжки люблю» [14, с. 55–56]. Идиллические тона усадебных встреч контрастируют с бурлящей вокруг революционной жизнью. Усадьба Тумановых изображена как оазис покоя и любви посреди тревожной социальной жизни маленького город- ка. Даже размолвка с Тоней, неприятие ее дружбы с семьей Лещинских не ослабляют тяги Павла к этому дому: «…около знакомой усадьбы лесничего <…> замедлил шаг. С неясной для себя надеждой смотрел в окна дома, но сад и дом были безлюдны. Когда усадьба осталась позади, оглянулся на по- крытые проржавленными прошлогодними листьями дорожки сада. Забро- шенным, запустелым выглядел он. Видно, не касалась его рука заботливого хозяина, и от этой безлюдности и тишины большого старого дома стало еще грустнее» [14, с. 78]. Скрываясь от погони во время побега из тюрьмы, Павел ищет убежи- ще в Тонином усадебном саду: «Но почему же очутился именно у усадьбы лесничего? На это ответить не мог. Надо где-нибудь передохнуть и потом 335 Крупным планом: Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв. — судьбы национального идеала / Е.Ю. Кнорре подумать, куда дальше; в саду есть деревянная беседка, там его никто не увидит. Корчагин подпрыгнул, захватил рукой край доски, забрался на за- бор и свалился в сад. Оглянувшись на чуть видневшийся за деревьями дом, он пошел к беседке» [14, с. 109]. Тоня уговаривает мать укрыть Павла у них в доме. Так усадьба вновь становится спокойным пристанищем, тихим островом приятия и любви, как бы блоковским «соловьиным садом» вдали от тревог внешнего мира. Павел чувствует, что не хочет уходить, дом затягивает его, он вспоминает о Гарибальди и понимает, как устал: «Если бы не нависающая угроза нового ареста, он был бы сейчас счастливым парнем. Но именно сейчас, пока он здесь, в этом большом и тихом доме, его могли накрыть. <…> Но ведь ухо- дить отсюда совсем не хочется, черт возьми! Как интересно было читать о герое Гарибальди! Как он ему завидовал, а ведь жизнь у этого Гарибальди была тяжелая, его гоняли по всему свету. Вот он, Павел, всего только семь дней прожил в ужасных муках, а кажется, будто год прошел» [14, с. 112]. В усадебном доме Павел объясняется Тоне в любви, мечтает о бу- дущей совместной жизни, влюбленные клянутся не забывать друг друга. Утром Павел покидает усадьбу, в свои 16 с небольшим лет он попадает на фронт, погружается в перипетии Гражданской войны, сражается под коман- дованием Котовского. Но вскоре из-за ранения выбывает из строя, оказы- вается в киевском госпитале в палате для умирающих, и здесь от смерти его снова спасает усадебный сад — теперь городской: «Корчагина на коляске вывезли первый раз на большой балкон госпиталя. Каким глазом он смо- трел в сад, с какой жадностью дышал свежим воздухом! В его окутанной марлей голове открыт лишь один глаз. Этот глаз, блестящий, подвижной, смотрел на мир, как будто первый раз его видел» [14, с. 162]. Однако стремление Павла включить Тоню в круг революционно на- строенной молодежи оборачивается неудачей. Тоня не готова отказаться от привычек старой жизни. Их последнее свидание происходит в Купече- ском саду Киева, на высоком берегу Днепра, над обрывом. В изображении осеннего сада присутствуют элегические мотивы утраченного рая, угасания света первой любви, мечты о совместном будущем. Герои «стояли у балю- страды над обрывом; внизу серой массой воды поблескивал Днепр; против течения, из-за громадины моста полз буксирный пароход, устало шлепая по воде крыльями колес, таща за собой две пузатые баржи. Заходящее солнце Studia Litterarum /2024 том 9, № 3 336 красило золотыми мазками Труханов остров и ярким полымем стекла до- миков. Тоня смотрела на золотые лучи <…> с глубокой грустью <…>. Он <…> тихо ответил: <…> я плохим буду мужем, если ты считаешь, что я должен принадлежать прежде тебе, а потом партии. А я буду принадлежать прежде партии, а потом тебе и остальным близким» [14, с. 164]. В мотиве первой любви, изображенной в идиллическом топосе уга- сающего осеннего сада, просматриваются аллюзии к романам А.С. Пушки- на, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова. А в образе Тони Тумановой проявляется неомифологема «тургеневской девушки», которая оформляется в Серебря- ном веке в том числе в стихотворении Н.С. Гумилева «Девушке» (1911), в ко- тором поэт «открыто осуждает в ней такие черты, как рассудочность, страх перед жизненными переменами, неспособность к сильным душевным дви- жениям и как бы пониженный жизненный тонус, тенденцию к угасанию» [4, с. 151]{. Как справедливо замечает О.А. Богданова, «к реальным турге- невским персонажам обрисованный неомиф практически не имеет отноше- ния: и Наталья Ласунская (“Рудин”), и Елена Стахова (“Накануне”), и Лиза Калитина (“Дворянское гнездо”), и Марианна Синецкая (“Новь”), наряду с образованностью, бескорыстием и высокими нравственными качествами, обладают твердым характером, способным на противостояние принятым нормам поведения, решимостью следовать до конца своим идеалам, пре- небрежением к собственному благополучию ради высших ценностей» [4, с. 152]. Тоня не может стать подругой революционера, она не готова к ис- пытаниям, которые ее ждут в совместной жизни с Павлом, посвятившим себя революционной борьбе. Во второй части романа во время случайной встречи с Тоней на строительстве узкоколейки до станции Боярка он ска- жет: «Года два назад ты была лучше: не стыдилась руки рабочему подать. А сейчас от тебя нафталином запахло. И скажу по совести, мне с тобой го- ворить не о чем» [14, с. 219]. Изображенный же в первой части романа идиллический мир первой любви локализован в амбивалентном образе усадебного дома и сада — ме- ста, куда Павка тянется в поисках уюта и гармонии. Однако книги, кото- рые читают они с Тоней, влекут обоих в неизведанное: девушка бежит из усадебного сада в открытое пространство дикой природы, в лес, на озеро, где встречает Павла, убеждающего ее покинуть замкнутый мирок усадьбы 337 Крупным планом: Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв. — судьбы национального идеала / Е.Ю. Кнорре и включиться в революционную борьбу в большом мире. Хотя усадебные мотивы в первой части романа отсылают к прошлому, одновременно они задают парадигму будущей жизни: многовековая «усадебная культура», причастность к которой объединяет девушку из богатого дома и кочегара из бедной семьи, содержит потенции «города-сада» внесословного социа- листического будущего. Во второй части романа изображена трансформация бывших вла- дельческих усадеб в общественное достояние: так, в имении Лещинских после прихода красных открывается Ревком; новой жизнью наполняется и «затхлая, скучная пустота комнат» поповской усадьбы: «Сразу же исчезла скука, когда в дом вошли новые хозяева. В большом зале, где благочестивые хозяева лишь в престольные праздники принимали гостей, теперь всегда людно. Поповский дом стал партийным комитетом Берездова. На двери маленькой комнатки, направо от парадного хода, мелом написано: “Рай- комсомол”» [14, с. 264]; «Каждое воскресенье в местечке собирались ком- сомольцы всех ячеек, и в большом поповском саду происходили районные собрания» [14, с. 279]. Однако особый интерес в романе Островского представляет такая модификация «усадебного топоса» в советскую эпоху, как усадьба-санато- рий. Усадьба-санаторий как пространство инициации После ранения в 1920 г. Павел уже не может вернуться в строй, по- дорванное во время Гражданской войны здоровье восстанавливается плохо, он понимает, что «устоять теперь, когда жизнь сжимает железным обручем, — дело чести» [14, c. 357]. В разгар партийной работы герой ока- зывается инвалидом. Сначала ему дают отпуск, затем полное освобождение от работы, направляют на лечение в клиники и санатории. Когда-то отказавшись от уединенного семейного счастья с Тоней, Павел ищет свое место в большом коллективе, увлеченном строительством новой жизни. В первые годы советской власти «счастливыми простран- ствами», ранее связанными с домом, семейным уединением, становятся со- циальные площадки — общий сад, где проходят комсомольские собрания, общественная библиотека в национализированной усадьбе Лещинских, а также «коллективный рай» советского санатория. Studia Litterarum /2024 том 9, № 3 338 Топика усадьбы с ее клумбами и аллеями прочитывается теперь в изображении санаторного парка и сада. Хотя Э.Г. Шестакова противопо- ставляет усадьбу с ее укорененностью в семейно-родовой памяти курорту «как изначально промежуточному месту, но значимому именно этой вре- менностью, переходностью», в котором «наблюдается своеобразная транс- формация повседневности: начиная с разрыва с нею и заканчивая попыткой ее воссоздания и разыгрывания» [10, с. 297], они могут объединиться в сим- биозе особого вида «гетеротопии». Гетеротопия — это прежде всего внутренняя устойчивая связь, позво- ляющая вполне традиционным, внешне разнородным местам обнаруживать возможность взаимного отражения <…>. Гетеротопия — это беспрестанное движение через время, точнее, мимо него (вне его), к самоосуществлению человека [10, с. 303]. Мотив трансформации героя, перехода его в новое качество, позна- ния себя и мира, разрешения внутренних конфликтов присутствует и в ге- теротопическом пространстве усадьбы-санатория во второй части романа Островского. Перемещение героя в санаторий вызвано роковыми обстоя- тельствами болезни, которые отбрасывают его на обочину коллективной жизни, создают внутренний конфликт в его душе. Так санаторий становится местом инициации Корчагина, испытания его воли и стойкости, способно- сти к переменам. Из состояния отчуждения и отчаяния Павел возвращается к жизни, находит новые связи с миром. В.И. Тюпа выделяет четыре фазы «событийной схемы инициации», через которые и проходит автобиогра- фический герой Островского: фазу ухода/обособления, которая «помимо внешнего, собственно пространственного ухода (в частности поиска, побе- га, погони) или, напротив, затворничества <…> может быть представлена <…> уходом “в себя”, томлением, разочарованием, ожесточением, мечта- тельностью, вообще жизненной позицией, предполагающей разрыв или существенное ослабление прежних жизненных связей»; фазу (нового) пар- тнерства, где действующее лицо часто подвергается искушениям разного рода; «лиминальную» (пороговую) фазу испытания смертью — «символи- ческой смерти героя или символического пребывания в стране мертвых»; фазу возвращения (символического воскресения в новом качестве), когда 339 Крупным планом: Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв. — судьбы национального идеала / Е.Ю. Кнорре «“перемена статуса героя”, символическое “второе рождение” сопровожда- ется возвращением героя к месту своих прежних, ранее расторгнутых или ослабленных связей, на фоне которых акцентируется его новое жизненное качество» [9, с. 39–40]. Санатории в советское время обычно возникали в бывших владель- ческих усадьбах, например Узкое под Москвой [8]. Топика санатория сохра- няет присущую усадебному пространству семиотику рая, однако, в отличие от усадьбы, вынесенную за рамки обыденной повседневности как времен- ное явление. Можно, к примеру, вспомнить высокогорный интернацио- нальный санаторий «Берггоф» в романе Т. Манна «Волшебная гора» (1924), куда главный герой Ганс Касторп едет навестить тяжелобольного брата. В описании «санаторской усадьбы» [13, с. 298] с парком и садом, с особыми обитателями, проводящими время в философских размышлениях о жизни, очевидны черты утопии: замкнутый мир «Берггофа» находится «наверху», вдали от войн нижнего мира, время и пространство санатория оторваны от остального хода жизни. Неудивительно, что санаторий изображается как топос инициации главного героя — пространство духовных прозрений, са- мопознания, особого опыта, перехода в новое личностное качество. При этом санаторная утопия у Манна изображена в лучах фрейдовского Танато- са, как «влечение к смерти» в «закатных», по О. Шпенглеру, лучах угасаю- щей европейской культуры. Санаторий же в романе Островского — «счастливое пространство», не отделенное от событий большого мира, от строительства «города буду- щего» как «города-сада». С одной стороны, пространство санатория, как прежде усадебные дом и сад, — место спасения, исцеления, возвращения к жизни. В то же время пограничное состояние Павла, вызванное болезнью, превращает его в лиминальное пространство социальной смерти выпав- шего из общей жизни героя. Попав в санаторий на короткое, как он ду- мал, время, Павел постепенно втягивается в новый для себя строй жизни, оказавшийся длительным. Санаторные сад и парк оборачиваются для него островом забвения, тихого умирания вдали от «мировой стройки» («он не может держать фронт, и ему оставалось одно — тыловые лазареты» [14, с. 344]). Так санаторий становится местом жизненного перелома героя, испытания на прочность и выходом к новому качеству личности, т. е. то- посом инициации. Studia Litterarum /2024 том 9, № 3 340 Первый санаторий, который посещает Павел, — учреждение ЦК комсомола Украины «Коммунар» — изображен как прекрасное про- странство райского сада: «Клумбы роз, искристый перелив фонтана, обвитые виноградом корпуса в саду. Белые кители и купальные костю- мы отдыхающих. Молодая женщина-врач записывает фамилию, имя. Просторная комната в угловом корпусе, ослепительная белизна посте- ли, чистота и ничем не нарушаемая тишина. Переодетый, освеженный принятой ванной, Корчагин устремился к морю. Насколько мог окинуть глаз — величественное спокойствие сине-черного, как полированный мрамор, морского простора. <…> Грудь глубоко вдыхала живительную свежесть морского бриза, а глаза не могли оторваться от великого спо- койствия синевы» [14, с. 321]. Постепенное осознание серьезности своего диагноза и невозмож- ности, как другие, подлечившись, вернуться в строй, ставят Павла перед экзистенциальным выбором между жизнью и смертью. Переживание ду- ховного кризиса дается в топике старого приморского парка, изображенно- го в элегических тонах осени, пронизанных ощущением близости смерти. Крымский приморский парк, как и раньше Купеческий сад над обрывом к Днепру, становится пространством инициации главного героя, принятия им судьбоносного решения о себе: «В старом загородном парке тихо. Зарос- ли травой давно не чищенные дорожки, и медленно падает на них желтый, убитый осенью кленовый лист. <…> Безлюден парк. Павел нашел скамью на выступе у моря, сел, подставив лицо лучам уже не жаркого солнца. Сюда, в эту тишину, приехал он, чтобы подумать над тем, как складывается жизнь и что с этой жизнью делать. Пора было подвести итоги и вынести решение» [14, с. 342]. Корчагин преодолевает желание покончить с собой. Усадебный ореол райского задания человека — творчески устраивать жизнь в земном саду, — воспринятый Павлом еще в юности, окрашивает и последние страницы рома- на Островского, где герой обретает спутницу жизни. Он делает предложение Тае. Вновь звучит тема счастливого любовного гнезда. Союз с Таей вопло- щает в его представлении ту семью, сочетающую личное уединение и откры- тость общественной жизни, которую он когда-то мечтал создать с Тоней. Пройти путь инициации, преодоления «временной смерти» для новой ступени жизни, помогает герою коллектив товарищей — санатор- 341 Крупным планом: Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв. — судьбы национального идеала / Е.Ю. Кнорре ная интернациональная община: «пятеро, прозванных больными “Ис- полком Коминтерна”», или «санаторное землячество» [14, с. 330, 333]. Это люди, выбитые, как и Павел, из общего строя жизни болезнью, но не сломленные одиночки, а подхваченные силой трудового коллектива части большого общественного целого. Дружба, солидарность, взаимопомощь в борьбе с болезнью и в крымском санатории «Майнак», и в горном кавказском санатории «Мацеста» — необходимое условие для духовного исцеления Корчагина, обретения им чувства целостности жизни, своего нового писательского призвания. Включение в большую, расширившуюся жизнь теперь уже слепого Корчагина происходит с по- мощью технической новинки 1930-х гг. — детекторного радиоприемни- ка, подаренного ему Львом Берсеневым, который, как и Павел, сумел преодолеть болезнь и найти новое место в обществе. Теперь санаторные сады больше не обочина жизни, но части «мирового комбината» как ме- тафоры духовного прозрения физически ослепшего Павла, как органич- ные элементы грядущего «города-сада». Когда луч антенны принес из Магнитостроя весть о подвигах юной братвы, сменившей под кимовским знаменем поколение Корчагиных, Павел был глубоко счастлив. Представлялась метель — свирепая, как стая волчиц, уральские лютые морозы. Воет ветер, а в ночи занесенный пургой отряд из второго поколения комсомольцев в пожаре дуговых фонарей стеклит крыши гигантских корпусов, спасая от снега и холода первые цехи мирового ком- бината. Крохотной казалась лесная стройка, на которой боролось с вьюгой первое поколение киевской комсы. Выросла страна, выросли и люди. А на Днепре вода прорвала стальные препоны и хлынула, затопляя машины и людей. И снова комса бросилась навстречу стихии и после яростной двух- дневной схватки без сна и отдыха загнала прорвавшуюся стихию обратно за стальные препоны. В этой грандиозной борьбе впереди шло новое поколение комсы [14, с. 357]. Итак, «усадебный топос» в знаковом романе социалистического реа- лизма играет важную семантико-семиотическую роль: с одной стороны, он транслирует традиционные «райские» ценности не только в связи с преж- ними владельческими, но и новыми санаторными усадьбами, попутно дис- Studia Litterarum /2024 том 9, № 3 342 кредитируя уединенно-замкнутый, «мещанский», характер первых; с дру- гой — перетекает в новую модификацию коллективной усадьбы-санатория с новым гетеротопическим наполнением и новым же вектором личностного развития через аналог обряда инициации. 343 Крупным планом: Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв. — судьбы национального идеала / Е.Ю. Кнорре Список литературы Исследования 1 Аристова Е.П. Постправда и постсоветское прочтение советского романа («Как закалялась сталь» Н. Островского) // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 4 (127). С. 196–203. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-4-127-196-203 2 Башляр Г. Поэтика пространства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 352 с. 3 Богданова О.А. Невидимые звенья «усадебного сверхтекста» // Вестник славянских культур. 2023. Т. 69. С. 224–236. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-224-236 4 Богданова О.А. Усадьба и дача в русской литературе XIX–XXI вв.: топика, динамика, мифология. М.: ИМЛИ РАН, 2019. 288 с. (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 1) 5 Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обре- тенный рай. 2-е изд. М.: ОГИ, 2008. 528 с. 6 Ковтун Н.В. Гетеротопия русской усадьбы в романе Ф. Гладкова «Цемент» // Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения: коллективная монография / сост. О.А. Богданова; отв. ред. В.Г. Андреева, О.А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 40–60. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0758-8-40-60 (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 8) 7 Краснова Н.А. Житийные мотивы в романе Николая Островского «Как зака- лялась сталь»: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2010. 204 с. 8 Трубецкая Н.А. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»: листая страни- цы 100-летней истории санатория «Узкое» ФНКЦ РР: исторический альма- нах. М.: Адвансед Солюшнз, 2022. 80 с. 9 Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2009. 336 с. 10 Шестакова Э. Гетеротопии города-дачи-курорта в мире И.А. Бунина // Гетеротопии: миры, границы, повествование: сб. науч. ст. Вильнюс: Изд-во Вильнюсского ун-та, 2015. С. 295–306. Studia Litterarum /2024 том 9, № 3 344 Источники 11 Акимова А.С. «“Усадебная культура” в изображении советских писателей 1920–1930-х гг.: модусы восприятия» // Доклад на Установочном круглом столе по проекту РНФ № 18–18–00129 «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (ИМЛИ РАН, 27 апр. 2018 г.) URL: http://litusadba.imli.ru/event/ustanovochnyy-kruglyy-stolusadebnyy- topos-v-russkoy-literaturekonca-xix-pervoy-treti-xx-veka (дата обра- щения: 20.02.2024). 12 Б. п. Джузеппе Гарибальди. Великий народный герой Италии: роман: в 70 вып. СПб.: Развлечение, [1910]. 13 Манн Т. Волшебная гора: роман: в 2 т. / пер. с нем. В. Курелла и В. Станкевич. М.: Крус; СПб.: АО «Комплект», 1994. Т. 1. 406 с. 14 Островский H.А. Как закалялась сталь: роман. Пермь: Кн. изд-во, 1982. 362 с. Крупным планом: Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв. — судьбы национального идеала / Е.Ю. Кнорре References 1 Aristova, E.P. “Postpravda i postsovetskoe prochtenie sovetskogo romana (ʽKak zakalialas’ stal’’ N. Ostrovskogo)” [“Post-Truth and Post-Soviet Reading of the Soviet Novel (ʽHow the Steel Was Tempered’ by N. Ostrovsky)”]. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik, no. 4 (127), 2022, pp. 196–203. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-4-127-196-203 (In Russ.) 2 Bashliar, G. Poetika prostranstva [Poetics of Space]. Moscow, Ad Marginem Press Publ., 2014. 352 p. (In Russ.) 3 Bogdanova, O.A. “Nevidimye zven’ia ʽusadebnogo sverkhteksta’.” [“Invisible Links of the ʽEstate Supertext’.”]. Vestnik slavianskikh kul’tur, 2023, vol. 69, pp. 224–236. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-224-236 (In Russ.) 4 Bogdanova, O.A. Usad’ba i dacha v russkoi literature XIX–XXI vv.: topika, dinamika, mifologiia [Estate and Dacha in Russian Literature of the 19th–21st Centuries: Topic, Dynamics, Mythology]. Moscow, IWL RAS Publ., 2019. 288 p. (In Russ.) 5 Dmitrieva, E.E., and O.N. Kuptsova. Zhizn’ usadebnogo mifa: utrachennyi i obretennyi rai [The Life of an Estate Myth: Paradise Lost and Found]. 2nd ed. Moscow, OGI Publ., 2008. 528 p. (In Russ.) 6 Kovtun, N. “Geterotopiia russkoi usad’by v romane F. Gladkova ʽTsement’.” [“Heterotopia of the Russian Estate in F. Gladkov’s Novel ʽCement’.”] Usad’ba i dacha v literature sovetskoi epokhi: poteri i obreteniia: kollektivnaia monografiia [Estate and Dacha in the Literature of the Soviet Era: Losses and Gains: A Collective Monograph], comp. O.A. Bogdanova, ed. by V.G. Andreeva. Moscow, IWL RAS Publ., 2024, pp. 40–60. DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0758-8-40-60 (Series “Russian Estate in a Global Context,” issue 8) (In Russ.) 7 Krasnova, N.A. Zhitiinye motivy v romane Nikolaia Ostrovskogo “Kak zakalialas’ stal’” [Hagiographic Motifs in Nikolai Ostrovsky’s Novel “How the Steel Was Tempered”: PhD Thesis, Summary]. Samara, 2010. 204 p. (In Russ.) 8 Trubetskaia, N.A. “Priiut spokoistviia, trudov i vdokhnoven’ia”: listaia stranitsy 100-letnei istorii sanatoriia “Uzkoe” FNKTs RR: istoricheskii al’manakh [“Shelter of Peace, Work and Inspiration”: Leafing Through the Pages of the 100-Year History of the Sanatorium “Uzkoe” of Federal Scientific Center for the Republic of Russia: Historical Almanac]. Moscow, Advansed Soliushnz Publ., 2022. 80 p. (In Russ.) 9 Tiupa, V.I. Analiz khudozhestvennogo teksta: uchebnoe posobiie dlia studentov filologicheskikh fakul’tetov vysshikh uchebnykh zavedenii [Literary Text Analysis: Textbook for Students of Philological Faculties of Higher Educational Institutions]. Moscow, Izdatel’skii tsentr “Akademiia” Publ., 2009. 336 p. (In Russ.) 10 Shestakova, E. “Geterotopii goroda-dachi-kurorta v mire I.A. Bunina” [“Heterotopies of the City-Dacha-Resort in the World of I.A. Bunin”]. Geterotopii: miry, granitsy, povestvovanie: sbornik nauchnykh statei [Heterotopias: Worlds, Boundaries, Narration: Collection of Scientific Articles]. Vilnius, Vilnius University Publ., 2015, pp. 295–306. (In Russ.)

Список литературы

Исследования

1 Аристова Е.П. Постправда и постсоветское прочтение советского романа (≪Как закалялась сталь≫ Н. Островского) // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 4 (127). С. 196–203. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-4-127-196-203

2 Башляр Г. Поэтика пространства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 352 с.

3 Богданова О.А. Невидимые звенья ≪усадебного сверхтекста≫ // Вестник славянских культур. 2023. Т. 69. С. 224–236. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-224-236

4 Богданова О.А. Усадьба и дача в русской литературе XIX–XXI вв.: топика, динамика, мифология. М.: ИМЛИ РАН, 2019. 288 с. (Серия ≪Русская усадьба в мировом контексте≫. Вып. 1)

5 Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. 2-е изд. М.: ОГИ, 2008. 528 с.

6 Ковтун Н.В. Гетеротопия русской усадьбы в романе Ф. Гладкова ≪Цемент≫ // Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения: коллективная монография / сост. О.А. Богданова; отв. ред. В.Г. Андреева, О.А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 40–60. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0758-8-40-60 (Серия ≪Русская усадьба в мировом контексте≫. Вып. 8)

7 Краснова Н.А. Житийные мотивы в романе Николая Островского ≪Как закалялась сталь≫: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2010. 204 с.

8 Трубецкая Н.А. ≪Приют спокойствия, трудов и вдохновенья≫: листая страницы 100-летней истории санатория ≪Узкое≫ ФНКЦ РР: исторический альманах. М.: Адвансед Солюшнз, 2022. 80 с.

9 Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: ИЦ ≪Академия≫, 2009. 336 с.

10 Шестакова Э. Гетеротопии города-дачи-курорта в мире И.А. Бунина // Гетеротопии: миры, границы, повествование: сб. науч. ст. Вильнюс: Изд-во Вильнюсского ун-та, 2015. С. 295–306.

Источники

11 Акимова А.С. ≪“Усадебная культура” в изображении советских писателей 1920–1930-х гг.: модусы восприятия≫ // Доклад на Установочном круглом столе по проекту РНФ № 18–18–00129 ≪Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд≫ (ИМЛИ РАН, 27 апр. 2018 г.) URL: http://litusadba.imli.ru/event/ustanovochnyy-kruglyy-stolusadebnyy-topos-v-russkoy-literaturekonca-xix-pervoy-treti-xx-veka (дата обращения: 20.02.2024).

12 Б. п. Джузеппе Гарибальди. Великий народный герой Италии: роман: в 70 вып. СПб.: Развлечение, [1910].

13 Манн Т. Волшебная гора: роман: в 2 т. / пер. с нем. В. Курелла и В. Станкевич. М.: Крус; СПб.: АО ≪Комплект≫, 1994. Т. 1. 406 с.

14 Островский H.А. Как закалялась сталь: роман. Пермь: Кн. изд-во, 1982. 362 с.