Одной из наиболее важных задач изучения Жития Ефрема Перекомского является установление первоначального текста памятника. Для решения этой задачи в статье сопоставляются два списка Жития, содержащие описание чудес, и его литературные источники. В результате анализа выясняется, что в более полном и сохранном виде заимствования из Жития Александра Свирского читаются в списке ОИДР 45, а в опубликованном М.А. Федотовой списке РГИА они либо сокращены, либо искажены. В списке ОИДР 45 содержатся также заимствования из «сербского» чуда Николая Мирликийского и заимствование из более раннего чуда Ефрема Перекомского, при этом в списке РГИА их нет. На этом основании делается вывод о том, что, вопреки получившему широкое распространение утверждению, первоначальный текст в целом лучше сохранился в списке ОИДР 45. В заключении статьи вновь рассматривается вопрос о времени создания Жития. Несоответствия хронологических показаний источников предлагается объяснить при помощи следующих допущений: Житие было написано неизвестным книжником в 1670-х гг. (до 1687 г.) и дополнено другим неизвестным книжником в 1710-х гг. (между 1711 и 1718 гг.); указание на авторство игумена Романа, ученика Ефрема, было внесено в текст в момент его создания под влиянием литературного образца (Жития Александра Свирского); авторство Жития было приписано ученику Ефрема Роману для придания сочинению большей древности и большего авторитета.
Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 300 ЖИТИЕ ЕФРЕМА ПЕРЕКОМСКОГО: ВОПРОСЫ ОБ АРХЕТИПЕ ПАМЯТНИКА И ЕГО ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКАХ1 © 2024 г. Н.В. Пак Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург, Россия Дата поступления статьи: 07 июля 2023 г. Дата одобрения рецензентами: 09 ноября 2023 г. Дата публикации: 25 июня 2024 г. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-2-300-323 Аннотация: Одной из наиболее важных задач изучения Жития Ефрема Перекомского является установление первоначального текста памятника. Для решения этой задачи в статье сопоставляются два списка Жития, содержащие описание чудес, и его литературные источники. В результате анализа выясняется, что в более полном и сохранном виде заимствования из Жития Александра Свирского читаются в списке ОИДР 45, а в опубликованном М.А. Федотовой списке РГИА они либо сокращены, либо искажены. В списке ОИДР 45 содержатся также заимствования из «сербского» чуда Николая Мирликийского и заимствование из более раннего чуда Ефрема Перекомского, при этом в списке РГИА их нет. На этом основании делается вывод о том, что, вопреки получившему широкое распространение утверждению, первоначальный текст в целом лучше сохранился в списке ОИДР 45. В заключении статьи вновь рассматривается вопрос о времени создания Жития. Несоответствия хронологических показаний источников предлагается объяснить при помощи следующих допущений: Житие было написано неизвестным книжником в 1670-х гг. (до 1687 г.) и дополнено другим неизвестным книжником в 1710-х гг. (между 1711 и 1718 гг.); указание на авторство игумена Романа, ученика Ефрема, было внесено в текст в момент его создания под влиянием литературного образца (Жития Александра Свирского); авторство Жития было приписано ученику Ефрема Роману для придания сочинению большей древности и большего авторитета. Ключевые слова: восточнославянская агиография, древнерусская агиография, новгородская агиография, текстология, критика текста, Житие Ефрема Перекомского, Житие Александра Свирского. Информация об авторе: Наталья Викторовна Пак — кандидат филологических наук, специалист по учебно-методической работе, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, ул. Двинская, д. 5/7, 198035 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0307-2395 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Для цитирования: Пак Н.В. Житие Ефрема Перекомского: вопросы об архетипе памятника и его литературных источниках // Studia Litterarum. 2024. Т. 9, № 2. С. 300–323. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-2-300-323 1 Благодарю д-ра Валери Жероними за возможность ознакомиться с ее диссертационной работой. Научная статья / Research Article https://elibrary.ru/PVTMQM УДК 821.161.01 ББК 83.3(2Рос=Рус)4 Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 301 THE LIFE OF EFREM PEREKOMSKY: ISSUES ON THE ARCHETYPE OF THE MONUMENT AND ITS LITERARY SOURCES © 2024. Natalia V. Pak Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, St. Petersburg, Russia Received: July 07, 2023 Approved after reviewing: November 09, 2023 Date of publication: June 25, 2024 Acknowledgements: I thank Dr. Valérie Geronimi for the opportunity to get acquainted with her dissertation work. Abstract: One of the crucial problems of studying the Life of Efrem Perekomsky is the establishment of its original text. The article compares two manuscripts of the Life containing descriptions of miracles and their literary sources. As a result of the analysis, it turns out that in a more complete and preserved form, borrowings from the Life of Alexander of Svir are read in the manuscript OIDR 45, and in the manuscript RGIA published by M.A. Fedotova they are either shortened or distorted. The manuscript OIDR 45 also contains borrowings from the “Serbian” miracle of Nicholas of Myra and an earlier miracle of Efrem Perekomsky, even though they are not in the manuscript RGIA. The article concludes that contrary to the prevalent opinion, the original text of Life as a whole is better preserved in the manuscript OIDR 45. It also considers the question of the time of the creation of the Life. Inconsistencies in the chronological readings of sources are proposed to be explained using the following assumptions: The Life was written by an unknown author in the 1670s (before 1687) and completed by another unknown author in the 1710s (between 1711 and 1718); an indication of the authorship of Abbot Roman, a disciple of Efrem, was introduced into the text at the time of its creation under the influence of a literary sample (the Life of Alexander of Svir); the authorship of the Life was attributed to a disciple of Efrem Roman to give the composition greater antiquity and greater authority. Кeywords: East Slavic hagiography, Old Russian hagiography, Novgorod hagiography, textual criticism, Life of Efrem Perekomsky, Life of Alexander of Svir. Information about the author: Natalia V. Pak, PhD in Philology, Specialist of educational and methodical work, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Dvinskaya St., 5/7, 198035 St. Petersburg, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0307-2395 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. For citation: Pak, N.V. “The Life of Efrem Perekomsky: Issues on the Archetype of the Monument and Its Literary Sources.” Studia Litterarum, vol. 9, no. 2, 2024, pp. 300–323. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-2-300-323 This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) Studia Litterarum, vol. 9, no. 2, 2024 Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 302 Житие Ефрема Перекомского (†1486) относится к числу редких и малоиз- ученных памятников русской агиографии. В соответствии с данными по- следнего по времени исследования рукописной традиции памятника, оно известно всего в двух редакциях: Основной и Проложной [19, с. 158; 29, с. 45]. Основная редакция2, содержащая указание на авторство игумена Ро- мана (до 1554 г.), ученика Ефрема, сохранилась в четырех поздних списках, датируемых XVIII–XIX вв.3 В свою очередь Проложная редакция4 известна в одном списке 1807 г. [19, с. 159]. Как установлено В.О. Ключевским, литературным источником памят- ника послужило Житие Александра Свирского (†1533), написанное в 1545 г. по заказу митрополита Макария игуменом Свирского Троицкого монастыря Иродионом, учеником Александра. Этот источник определяет terminus post 2 Текст издан по списку РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 3884: [19, с. 161–195]. 3 Сборник из собрания Общества истории и древностей Российских (далее — ОИДР) № 467 «Службы c житиями святых Михаила Клопского, Ефрема Перекомского и архиепи- скопа Феоктиста, новгородских чудотворцев», XVIII в., подаренный в библиотеку ОИДР хвалынским купцом А. Кочуевым [31, с. 369–377], в 1930–1931 гг. не поступил в ГБЛ (ныне РГБ) из Московского университета вместе с библиотекой ОИДР, его архивом и коллекцией книг и рукописей [30, с. 316, примеч. 60]. Содержал службу на перенесение мощей Ефрема Перекомского 16 мая (л. 45), Слово похвальное на перенесение мощей Ефрема Перекомско- го (нач. «Велико и благочестно пред Богомъ, еже возлюбити Его от всея души и крѣпости и мысли...», л. 53), Житие Ефрема Перекомского с календарной приуроченностью 26 сентября, со стихом «Аще и преставися от нас(ъ) пастырь добрыи но общему Христу Владыцѣ пред- стоиши» и посмертными чудесами, последнее из которых относится к 1702 г. [31, с. 371–372]. Местонахождение этого сборника в настоящее время неизвестно. Е.М. Юхименко упоминает еще один список Жития Ефрема Перекомского в составе Выгов- ской Четьи Минеи за май 30-х гг. XIX в., находящейся в частном собрании М.С. Бывшева [20, с. 374]. 4 Текст издан: [19, с. 198]. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 303 quem Жития Ефрема Перекомского, которое в дошедшем до нас виде не мог- ло быть составлено ранее 1545 г. Ключевскому были известны списки Жития без чудес: список из сборника «гр. А.С. Уварова XVIII в. № 911» он прямо на- зывает при разборе Жития Ефрема Перекомского [2, с. 264, примеч. 1], дру- гой список входит в так называемый сборник поморского письма5, во вто- рой половине XIX в. бывший собственностью Ключевского и неоднократно упоминающийся на страницах его книги «Древнерусские жития святых как исторический источник»6. Однако позднее Н.А. Охотиной-Линд и М.А. Фе- дотовой были найдены еще два списка Жития, продолженных повествова- ниями о чудесах. Список РГБ (Ф. 205. № 45, далее — ОИДР 45) содержит чудеса до 1703 г.; в опубликованном М.А. Федотовой списке РГИА (Ф. 834. Оп. 3. № 3884, далее — РГИА) имеется дополнительная по отношению к спи- ску ОИДР 45 запись чудес 70-х и 90-х гг. XVIII в. [19, с. 193–195]. По крайней мере в трех рассказах о чудесах также обнаруживаются заимствования из Жития Александра Свирского [9, с. 154–159]. Наиболее близким к протографу Жития7 М.А. Федотова считает найденный ею список РГИА конца XVIII в., так как он не имеет «ряда “ри- торических” особенностей, свойственных, например, списку РГБ, ф. 205, № 45» [19, с. 159]. Между тем при обращении к источнику выясняется, что список РГИА не содержит многих заимствований из источника и, напро- тив, что большая часть «риторических особенностей» списка ОИДР 45 име- ет соответствие в Житии Александра Свирского8. В то же время нельзя не признать, что само по себе соответствие чтений одного из списков чтениям источника и отсутствие этих чтений в другом списке еще не служит дока- зательством того, что эти фрагменты содержались в первоначальном тек- сте. О том, что в первоначальном тексте читались заимствования из Жития Александра Свирского (как в списке ОИДР 45) и не было пропусков (как в списке РГИА), однозначно свидетельствуют вторичные чтения (пропуски или парафразы) списка РГИА: 5 Ю.А. Грибовым «поморский сборник» Ключевского отождествлен с рукописью ГИМ. Музейское собрание. № 1510 [4, с. 7]. 6 Об этом см.: [6, с. 61, примеч. 49; 5, с. 35–36; 21, с. 331–332; 10, с. 940, примеч. 121; 15, с. 481]. 7 По всей видимости, здесь все-таки идет речь об оригинале Жития или архетипе сохра- нившихся списков. 8 Ввиду ограниченного объема статьи примеры не приводятся. Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 304 яко остном стречемы9, къ добродетелии малы подвигнемся [26, с. 243], и мы яко осном(ъ) стрѣчемы, к ʅ добродѣтели мало подвигнемся (ОИДР 45, л. 23 об.), и яко от сна возпрянемъ и к добродетели мало подвигнемъся [19, с. 161], но въ смеха место дряхлое и плачевное хождение, и елико попечение о простоте имыи [26, с. 245], но в ʅ (смѣха мѣсто дряхлое и плачевное хождение елико попечение о простотѣ имыи (ОИДР 45, л. 28), но в смеха место дряхлое и плачевное, и простое хождение имея [19, с. 164], яко и самем родителем его дивитися, таковаго опасениа отрока и благонравиа видящи въ юне възрасте, и не яко от них рождена, яко поистинне от Бога данна и непщеваху [26, с. 245]. яко родителемъ его дивитися таковаго опасения отрока благонравна (sic!) видяще во юнѣ возрастѣ, не яко от нихъ // рожденна, поистинѣ от Бога данна (ОИДР 45, л. 28 об. – 29), Яко и родителемъ его дивитися таковому благоразумию его, не яко рождена, но поистене от Бога данна проразумеваху [19, с. 164], Въ дни убо въ потребах плотскых служаше братии [26, с. 250], во дни убо въ потребахъ плотскихъ служаше братии (ОИДР 45, л. 42), во дни убо труждаяся съ братиею [19, с. 171], в нощи же в молитвах стояниа обнощнаа многа имыи, яко бесплотна имети или тело имея некако жестоко и одушевлено, и доле легание же въ нощи же въ молитвах(ъ) стояния имыи, яко бесплотна имѣти или тѣло имѣя никако жестоко и одушевленно, долу леганием(ъ) в нощи же въ молитвахъ стояние имыи и множеством кланяниа умерщвляше си плоть [26, с. 250], и множествомъ поклоняния умерщьвляше плоть (ОИДР 45, л. 42), и множествомъ плоть поклоновъ умершвляше [19, с. 171], и разумев же раба Божиа ту жити и безмлъвие творити [26, с. 251], и разумѣвъ же раба Божия ту жити, и безмолвствие творити (ОИДР 45, л. 45 об.), поразуме, яко некии рабъ Божии в неи живетъ [19, с. 173], и осязав тело мое благословеныма рукама своима [26, с. 252], и осязавъ тѣло мое благословенныма рукама своима (ОИДР 45, л. 47 об.), и осязовъ10 тело мое, творя красное знамение [19, с. 174], 9 В публикации ошибочно «остром стечемы». 10 Так в публикации. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 305 Бяше же преподобныи в тъи час въ отходнеи своеи хлевине, творя обычныя молбы и молениа къ Богу [26, с. 255], Бяше же преподобныи въ тои часъ во отходнѣи своеи хлѣвинѣ, творя обычныя мольбы и моления къ Богу (ОИДР 45, л. 49), Иногда молящуся святому во своеи келии, творя обычное свое ему правило [19, с. 175], трепета же и страха всего буди кроме [26, с. 255], трепета и страха всего буди кромѣ (ОИДР 45, л. 49), отложи страхъ весъ [19, с. 175], Видевше же беси себе утесняемы, и помале боящеся // изгнаниа от места оного [26, с. 254], видѣвше же бѣси себѣ утѣснение (sic!), и помалѣ бояшеся из ʅ гнания от мѣста онаго (ОИДР 45, л. 50N), Видѣвше же беси себѣ попираемыхъ [19, с. 176], но молениемь братии и Серапиона архиепископа прекланяется и от сего руку възложениемь священьству сподобляется [26, с. 256], но молениемъ братии от архиеписк(о)па [Георгиа] Геннадиа прикланяется, и от сего руку возложениемъ священству сподобляется (ОИДР 45, л. 51 об.), но молениемъ братии от архиепискупа Георгия священству сподобляетъся [19, с. 176], Добродетелем же делатель, отець нашь Александр, аще и стареишиньство приим [26, с. 256], Добродѣтелем(ъ) дѣлатель отецъ нашъ Ефремъ, аще и старѣишинство приятъ (ОИДР 45, л. 52), Преподобныи же Ефремъ, аще и стареишество приятъ [19, с. 176], и въ чину святыа литургиа усердно прилежа въ молитвах [26, с. 256], и в ʅ чину святыя литургии усердно прилежа в ʅ молитвахъ (ОИДР 45, л.52 об.), и во // время святыя литургии весъ во слезахъ пребывая [19, с. 177], И еще же и в пекарню часто хожаше и с пекущими хлебы веселяся духом, тесто же сам месяше и хлебы печаше [26, с. 257], еще же въ пекарню часто хождаше и с ʅ пекущими хлѣбы веселяшеся духомъ, тѣсто самъ мѣсяше и хлѣбы печаше (ОИДР 45, л. 53), въ пекарню въхождаше тесто мешаше и хлебы печаше [19, с. 177], И се же не единою, ни дважды, но многажды преподобному творящу [26, с. 257], И се же не единою, ни дважды, но многажды преподобному творящу (ОИДР 45, л. 54), И сие творя многажды [19, с. 177], Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 306 дондеже год будяше божественому славословию, и пакы вси вкупе, въшедше въ церковь, пениа часом творяхуть. Такоже и святую литургию съвръшивше [26, с. 257], дондеже годъ будетъ божественному славословию, и паки вси вкупѣ вшедше во церковь, пѣния часовъ творяху, такожде и святую // литургию совершаше (ОИДР 45, л. 54–54 об.), даже до пения часовъ и святыя литургии [19, с. 177], И сицево же бе тщание къ Богу блаженнаго и духовнаго отца нашего Александра, имеяше бо смирение истинное и кротость велику и о всем подражаа Христа, истиннаго Бога [26, с. 257], И сицевое же бѣ тщание къ Богу блаженнаго и духовнаго отца нашего Ефрема, имѣяше бо смирения (sic!) истинное и кротость велику, и о всемъ подражая Христа Бога нашего истиннаго (ОИДР 45, л. 54 об.), И во тъшании къ Богу во всемъ подражающе отцу съвоему Ефрему, иже имея истеное смирение и кротость велику и во всемъ подражая Христа Бога нашего [19, с. 177], Како же мы убежим мукы бесконечныя, братие, кончевающе время свое в лености и не имущи покааниа? [26, с. 258], Такожде (sic!) мы убѣжимъ муки вѣчныя и бесконечныя, братие, скончавающе время свое въ лѣности, и не имущихъ (sic!) покаяния (ОИДР 45, л. 56 об.), Но подшимъся избежати безконечныя сиа, братие моя, да не скончеваемъ время в лености. Не имущимъ бо покаяния [19, с. 178], И сие да съкратится, настоящее же да глаголется [26, с. 258], И сие да сократимъ, и настоящее же да глаголется (ОИДР 45, л. 57 об.), По семъ на повесть паки возвратимся [19, с. 179], Якоже преди воспомянухом сего великого пастыря и доброразсудную главу, еже в пустыню пришествие [26, с. 258], якоже преди воспомянухомъ сего великаго пастыря и доброразсудную главу, еже въ пустыню пришествие (ОИДР 45, л. 57 об.), Сего преподобнаго въ пустыню пришествие [19, с. 179]. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 307 М.А. Федотова уже отметила, что имя отца главного героя Стефан могло появиться в Житии Ефрема Перекомского под влиянием Жития Александра Свирского [19, с. 155; 29, с. 46]. Влиянию того же источника можно приписать еще несколько имен: имя келаря Роман [26, с. 257; 19, с. 177] и имена двоих из трех старцев, посланных к великому князю за раз- решением на строительство новой церкви: Антоний, Леонтий и Иродион в Житии Александра Свирского [26, с. 259] и Иона, Иродион и Леонтий в Житии Ефрема Перекомского [19, с. 180]. Добавим, что имя матери глав- ного героя Анна (в Житии Александра Свирского — Василиса) могло быть именем ветхозаветной героини, долгое время бывшей бездетной, как и мать Ефрема, и родившей сына, пророка Самуила, после долгих молитв. Из Жития Александра Свирского заимствовано не только имя кела- ря Роман, но и указание на то, что он был информатором агиографа («многа же намъ исповѣда о преславнѣмъ мужи семъ»)11. Эта деталь имеется только в списке ОИДР 45. Первоначальные чтения в Житии Ефрема Перекомского и соответствующие им чтения литературного источника выделены полу- жирным шрифтом. Въ един же убо от днии хотящим праздникь творити пресвятыа живоначалныа Троица и братиам приготовающим, еже бе на потребу гостем, и воде же не сущи приготоване к потребе, Во единъ убо день хотѣхъ приуготовитися яко празд ʅ нику сущу Богоявления Господня, братиямъ приуготовляющимъ на потребу гостемъ, токмо водѣ не сущи приуготованнѣи к ʅ потребѣ. Некогда же преспѣвшу празнику Богоявления Господня и братии преуготовляущимся12 еже // на потребу гостемъ, не сущеи же водѣ к потребе. и тогда же убо сущу в то время Роману келарю, Тогда убо сущу быти келаремъ Роману, иже многа ми исповеда о преславнем мужи сем, многа же намъ исповѣда о преславнѣмъ мужи семъ. 11 В свою очередь составитель Жития Александра Свирского заимствовал это место из Жития Феодосия Печерского, ср.: «иже и многа ми исповѣда о преславнѣмъ мужи семъ» [22, с. 364]. 12 Так в публикации. Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 308 тои же Роман, шед, поведа блаженному Александру, яко несть кто воды носяи. Тоиже Романъ шедъ повѣда блаженному Ефрему, яко нѣсть кто воды носяи. Келаръ же Романъ шедъ сказа преподобному Ефрему, яко нестъ, кто воды носяи. Тожде блаженныи слышав // и с великым спехом въстав, начат от езера в поварню носити воду. Тожде блаженныи слышавъ, и с ʅ великимъ спѣхом(ъ) воставъ, начатъ с ʅ рѣки в ʅ поварню носити воду. То слышавъ, святыи, съ великимъ поспешениемъ воставъ, начатъ из реки воду въ поварню носити. И се един от братии видев преподобнаго воду носяща и скоро шед, възвести неколику братии. Се единъ от братии видѣвъ преподобнаго воду носяща, и скоро шедъ // возвѣсти нѣколику братии. Братия же, видѣвша его сицѣ трудящася, Такоже и ти съ тщанием притекше и наносиша воды до избытка. И такоже и тии со тщаниемъ притекше, и наносиша воды до избытка. вси со тщаниемъ притекша и наносиша воды до избытка. И се же убо иногда И се же убо иногда Иногда же пакы дровам не сущим приготованом на потребу варениа, паки дровамъ не сущимъ приготованымъ на потребу варения, паки дровамъ не сущимъ преуготовленымъ на потребу варения, шед же прежереченныи Роман келарь къ блаженному Александру и глаголаше, яко: «Да повелиши единому от братиа, сущему праздну, да, шед, приготовить дров, еже на потребу». шедъ же преждереченныи Романъ келарь ко блаженному Ефрему, и глаголаше, яко да повелиши единому от братии, сущему праздну, да шедъ приготовитъ дровъ, еже на потребу. шедъ преждереченыи Романъ келаръ ко блаженому Ефрему и глаголаше: «Отче, повели единому от братии, сущу празну, да шедъ преготовить дровъ, яже на потребу». То же слышав, блаженныи глагола: «То се аз празден есмь и се поиду приготовати на потребу, елико довлеет». Тоиже слышавъ блаженныи глагола: «Се азъ празденъ есмь, и се поиду приготовати на потребу, елико довлѣет(ъ)». То слышавъ, преподобныи глагола: «Се азъ празденъ есмъ, азъ иду преду». Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 309 Таже преподобныи повеле братии коемуждо поити на заповеданную ему службу, сам же взем секиру и нача дрова сечи. Таже преподобныи повелѣ братии коемуждо поити на заповѣданную ему службу, самъ же вземъ секиру и начатъ дрова сѣщи. Братии же повеле идти комуждо на послашание13. Самъ же вземъ секиру и начатъ сещи дрова. И се неколику // братиам от келиа изшедшим и видеша преподобнаго дрова секуща и тако тружающа, И се нѣколику братиямъ от келлия из ʅ шедшимъ, и видѣвше преподобнаго дрова сѣкуща и труждающася, И се нецыи от братии, видѣще преподобнаго дрова секуща, взят же кождо их свою секиру, и тии такожде приготоваша дрова, якоже тем доволном быти на многыя дни [26, с. 257]. взятъ же коиждо ихъ свою секиру, и тии такожде приготоваше дрова, якоже тѣмъ доволнымъ быти на многи дни (ОИДР 45, л. 53–53 об.). възяше и тии коиждо свою секиру и преуготовиша дровъ, яко быти темъ доволнымъ на многи дни [19, с. 177]. Имя Романа, будущего игумена и автора Жития, появляется в эпи- зоде преставления Ефрема в числе четырех священноиноков, кандидатов на должность игумена, избранных самим Ефремом [19, с. 182]. Точная дата смерти Ефрема неизвестна; большинство исследователей склоняется к 1486 г. [29, с. 45]. Таким образом, должность игумена Роман мог зани- мать в 1480–1490-х гг. (и позднее) начиная с 1486 г. Игумен Роман, тот же или другой, упоминается в описании перенесения монастыря на новое место при царе Иване Васильевиче и епископе Новгородском Пимене [19, с. 184–185]. В своей ранней работе Н.А. Охотина-Линд предположила, что Роман 1540-х гг., Роман-второй, был действительным автором Жития, но не был учеником Ефрема [7, с. 137]. В более поздней работе, обнаружив недостоверность указанной в Житии даты перенесения мощей Ефрема 16 мая 1545 г., исследовательница отказывается от этого предположения: «...Становится окончательно ясно, что “ученик святого” автором жития никак не мог быть, и даже если Романов было два — ученик и игуменство- вавший в 1545 г., — то и “Роман-второй” на роль автора жития не подходит» [8, с. 56–57]. 13 Так в публикации. Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 310 Не подлежит сомнению, что указание на авторство ученика Ефрема возникло под влиянием Жития Александра Свирского: Списано Иродиономь, игуменомь тоя же честныя обители, учеником святаго [26, с. 243]. Списано тояже обители Романом(ъ) игуменом(ъ), ученикомъ святаго (ОИДР 45, л. 22 об.). Списано тои обители Романомъ игуменомъ, ученикомъ святаго [19, с. 161]. Неясно только, было ли имя Роман именем действительного истори- ческого лица. В списке ОИДР 45 имеются дополнительные фактические детали, отсутствующие в списке РГИА, которые не восходят к Житию Александра Свирского, в частности упоминается род занятий отца Ефрема: «купецъ сыи» (ОИДР 45, л. 24), а в описании прихода Ефрема на Вишеру указы- вается время суток: «дни убо уклоньшуся кʅ вечеру» (ОИДР 45, л. 38 об.). Учитывая характер переработки текста в списке РГИА, с большой долей вероятности можно предположить, что они тоже принадлежат первона- чальному тексту. М.А. Федотова выявила второй источник Жития Ефрема Переком- ского — Житие Саввы Вишерского, составленное Пахомием Логофетом, из которого был заимствован сюжет чуда «о разбоиницехъ» [19, с. 155–157]. Савва Вишерский прямо назван в тексте Жития: он постригает Ефрема в монашеский чин и позднее благословляет на уход из Вишерского мона- стыря. Как предполагает М.А. Федотова, Ефрем Перекомский не мог быть учеником Саввы Вишерского, скорее всего, этот факт был создан агиогра- фом из нескольких упоминаний Жития Саввы Вишерского, где действи- тельно фигурирует некий ученик Саввы Ефрем [19, с. 156–157]. М.А. Федо- това отмечает также, со ссылкой на исследование Ф.Г. Спасского «Русское литургическое творчество (по современным минеям)», что служба Ефрему Перекомскому имеет в своей основе службу Савве Вишерскому, составлен- ную Пахомием Логофетом [19, с. 158–159]. Кроме перечисленных двух необходимо назвать еще один источник Жития Ефрема Перекомского, следы влияния которого сохранил только список ОИДР 45. В предисловии к чуду о Петре I (нач. «Бяше и сеи вели- каго и славнѣишаго языка словенскаго...») содержатся два заимствования Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 311 из первого чуда Николая Мирликийского о царе Стефане Сербском в редак- ции Великих Миней Четьих14. Чюдо новѣишее свят(а)го Николы о ц(а)ри Стефанѣ Сербьском(ь), иже в Дечанѣхъ, како дарова ему очи, иже на длани. Чудо новѣишее святаго игумена Ефрема Перекомскаго о благочестивомъ и великом(ъ) г(о)-с(у)д(а)рѣ ц(а)рѣ и великомъ князѣ Петрѣ Алексиевичѣ всея Великия и Малыя и Бѣлыя России самодержцѣ, како его святыи Ефремъ ко обители своеи с ʅ великаго Ильменя езера приврати, съ покоcнаго пути ко брегу. — Списано Григориемь мнихом(ь) и прозвитером(ь), игуменомь бывшимь Списано бысть тояже обители. тояже обители. Бѣаше и се великаго и славнѣишаго Сербьскаго языка: не ток ʅ мо воиньствеными силами другых(ъ) языкъ превосходити и славою, и богатствомь, и мѣста красотою, и величеством(ь), и окрестъ сущихъ преодолѣвати, но и ц(а)рми благочестивѣишими и премудрыми красоватися и похвалятися. Кь имже паче имѣа любовь, в ʅ писании воспомянух(ъ) об ʅ щаго ц(а)рствия именемь, Бяше и сие великаго и славнѣишаго языка словенскаго, не токмо воин ʅ ственными силами другихъ языковъ превосходити славою, и богатствомъ, и мѣста красотою, и величествомъ, // и окрестъ сущихъ преодолевати, но и царми благочестивѣишими и премудрыми украшатися и похвалятися. К ʅ симъ же паче имѣя любовь, въ писании воспомянути хощемъ общаго ц(а)рствия имянемъ корене благаго, истинная отрасль во благочестивѣи вѣрѣ сияющи. 14 Тип μ по классификации В. Жероними [23, с. 19–24]. Текст издан: [25, стб. 645–651; 23, с. 146–152]. Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 312 корень бо нѣкымь и сим(ь) рождению бывъ и ц(а)рствию виновенъ: Симеонъ тревеликии, Симионъ, иже въ ц(а)рствиихъ и Ц(а)р(е)ви всѣх(ъ) угодивыи, Симеонъ же, и ц(а)рствие высокое смиривыи, и велико иночьство возлюбивыи, Симеонъ добрыи // воинъ Великаго Воеводы, иже не обязася волнами житиа, но Воеводѣ угоденъ бысть! Корень убо благъ сыи, якоже рѣхъ, Семионъ доволныи наслѣдникь изоста ц(а)рствию, Корень убо благъ сыи из ʅ расти плодъ добровоненъ, по рождении бывъ ц(а)рствию виновенъ, тревеликии высокаго ц(а)р- ствия великии подражатель во благочестии, ничимъже во всѣхъ исправлениихъ умаливыися, но паче распространяя, паче же укрѣпляя и утверждая святую соборную и апостолскую Церковь от всякихъ противныхъ раздоров(ъ). Возвышеннаго Богомъ благочестиваго оборонителя и защитителя да воспомянемъ, не пощадѣвшаго живота своего, но самого двигнувшагося проити грады, и страны по вселеннѣи, яко высокопарныи орелъ облетѣ, иновѣрныя языки // многи покорившаго под ʅ свою ц(а)рскую державу, многия самодержства, Богомъ возвеличеннаго пресвѣтлѣишаго во благочестии благовѣрнаго и христолюбиваго великаго г(о)с(у)д(а)ря нашего царя и великаго князя Петра Алексиевича всея Великия и Малыя и Бѣлыя России самодержца, Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 313 во свое время от сихъ которагождо начальство приемлюща [25, стб. 545–546]; во свое ему время над ʅ многими же началство приемлюще (ОИДР 45, л. 89–90). Начинающю же ми повесть о великом(ъ) мученицѣ и ц(а)ри Стефанѣ, внимаите, усердно Начинающу же мнѣ повѣсть о великомъ г(о)с(у)д(а)рѣ ц(а)- рѣ и великомъ князѣ Петрѣ Алексиевичѣ всея Великия и Малыя и Бѣлыя России самодержцѣ, о отчинѣ, и дѣдичѣ великороссиискаго царствия вѣнецъ и скипетръ держащему, — молю боголюбезнѣиших(ъ) вашихъ душь предложение, молю убо, отцы и братия, боголюбивых(ъ) душъ вашихъ въ пред ʅ ложение внимати вамъ усердно, и того помощи надѣався, к того похвалному житию устремих(ъ) помощь [25, стб. 546]; и того помощи надѣявся, къ похвалному житию устремихся в ʅ помощь (ОИДР 45, л. 91 об.). Выбор этого источника может объясняться двумя видимыми при- чинами — посвящением каменного храма в Перекомском монастыре Ни- колаю Чудотворцу и царским происхождением героев «сербского» чуда Симеона и Стефана. Литературный источник служит дополнительным косвенным свидетельством в пользу происхождения Жития из Переком- ского монастыря. Наконец, еще одним источником того же чуда новейшего о Петре I (нач. «Бяше и сеи великаго и славнѣишаго языка словенскаго...») явилось более раннее чудо Ефрема Перекомского «о создании храма Богоявления Господня въ томъже м(а)н(а)стырѣ» 1672 г.; ср. отрывок от слов «Божиимъ благоволениемъ вся благая вʅ земли Россиистѣи строяхуся» до слов «благо- родныи царевичь и великии князь святыи Димитрии Иоанновичь Углецкии, и всея Россииския земли чудотворецъ» (ОИДР 45, л. 77 об. – 79 об.) и от- рывок от слов «Божиимъ благоволениемъ вся благая въ земли Россиистѣи строяхуся» до слов «И ц(а)ревичь святыи Димитрии // Ивановичь Углец- кии и всея России чудотворецъ» (ОИДР 45, л. 90–91 об.). В списке РГИА эти фрагменты отсутствуют. Рассмотрим еще два примера, когда в списке ОИДР 45 обнаружива- ются первоначальные чтения, которых нет в списке РГИА. Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 314 Описание группы чудес, заканчивающейся чудом о спасении Петра I и возведением новой церкви Богоявления, нужно отнести не к 1703 г. (1702 по списку РГИА), которым датировано это событие, а к 1710-м гг. (не ранее 6 марта 1711 г. и не позднее 26 июня 1718 г.), поскольку в списке ОИДР 45 упоминаются обе супруги Петра I15, царевич Алексей Петрович (1690–1718) и непоименованные царевны16. В списке РГИА этих упоминаний нет, но по остаточным упоминаниям всей палаты, воинства и всего христианства можно заключить, что здесь имело место сокращение пространного текста (как в ОИДР 45), а не расширение краткого (как в РГИА): Благочестивыи же великии г(о)с(у)д(а)рь ц(а)рь и великии // князь Петръ Алексиевичь всея Великия и Малыя и Бѣлыя России самодержецъ, Государъ же, о чудесѣхъ преподобнаго слыша от строителя и братии, на возграждение и украшение святым(ъ) церквамъ на утварь подаде своего ц(а)рскаго подаяния пять златыхъ, да пять же любскихъ17, сия слыша от строителя и братии, подадѣ на украшение монастыря пятъ златыхъ и пятъ любскихъ, и братии милостыню доволну, братии же — милостыню доволну, повелѣвая Бога молити и Пречистую Его Богоматерь, и святыхъ небесныхъ силъ, и Предтечу Господня Крестителя, и угодниковъ Его, паче же архиереа Божия Николая, и преподобнаго отца нашего Ефрема, игумена Перекомскаго, о состоянии святѣи соборнѣи церкви, и о утверждении вѣры православныя христианския, и о своем(ъ) г(о)с(у)д(а)р(е)вѣ многолѣтномъ здравии, и о душевномъ спасении и тѣлесномъ здравии, вкупѣ же о благовѣрныхъ царицахъ, и о благороднѣишем(ъ) г(о)с(у)д(а)рѣ нашемъ царевичѣ и великомъ князѣ Алексие Петровичѣ, и о благородных(ъ) царевнах(ъ), повелевая молити за себе, и о всеи палатѣ, такьже и о благовѣрных(ъ) // князѣхъ и болярѣхъ, и о всеи палате, и о воинствѣ, и воинствѣ, 15 Евдокия Лопухина (1669–1731) и Екатерина I (1684–1727). 16 Анна Петровна (1708–1728) и Елизавета Петровна (1709–1762). 17 Здесь: крупные серебряные монеты. Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 315 и о всемъ православномъ христианствѣ, о державѣ и о пребывании мира и тишинѣ, и о побѣдѣ на враги и супостаты о одолѣнии (ОИДР 45, л. 94–95). и о всемъ християнстве [19, с. 192]. Очевидно, что список ОИДР 45 точно отражает ситуацию 1710-х гг., а список РГИА сокращает все неактуальные детали. Неактуальными они могли оказаться по одной причине — вследствие изменения исторической ситуации. В заключении чуда «о архимандрите Макарии, како избави его свя- тыи от потопления» в списке РГИА оказывается сокращенным свидетель- ство автора описания от 1 лица единственного числа о том, что его информа- торами были свидетели чудесных событий, ценность которого в некоторой степени снижается из-за того обстоятельства, что этот фрагмент является еще одним заимствованием из Жития Александра Свирского18. Проанализированные первичные чтения списка ОИДР 45 создают основание для пересмотра вопроса о времени создания Жития Ефрема Пе- рекомского. В настоящее время наиболее убедительными являются две да- тировки памятника: второй половиной XVII в. [8, с. 57] и концом XVII или даже началом XVIII в. [27, с. 171; 28, с. 417], при этом вторую датировку нуж- но принять с поправкой на чтения «о благовѣрныхъ царицахъ» и «о благо- родных(ъ) царевнах(ъ)» списка ОИДР 45. Как уже отмечалось исследователями, для возникновения Жития во второй половине XVII в., а точнее в 1670-х гг., имелся очевидный по- вод — разорение монастыря шведами в 1580 и 1611 гг. и восстановление монастырских строений и монастырской жизни в 1672 г. стараниями бо- ярина Романа Федоровича Бобарыкина, который приписывал помощи Ефрема свое чудесное спасение от гибели в реке Москве [29, с. 47]. Если датировать Житие временем восстановления монастыря, нужно ввести пе- рерыв в записи чудес после чуда о создании храма Богоявления Господня в 1672 г. (дата читается только в списке ОИДР 45). Списков с таким составом чудес не сохранилось. События следующего чуда, о архимандрите Мака- рии, датируются 1691 г. по списку ОИДР 45 или 1686 г. по списку РГИА, затем следуют четыре чуда с датами 1702 (1697 по списку РГИА), 1700, 1702, 1703 гг. (1702 по списку РГИА). Хронологическая близость послед- 18 Сопоставление текстов см.: [9, с. 157]. Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 316 них пяти чудес делает предположение о приостановлении записи чудес на 1672 г. и возобновлении ее в 1691 г. (или 1686) вполне вероятным, но оно нуждается в подтверждении. В качестве косвенного аргумента в поль- зу этого предположения можно рассматривать Похвальное слово Ефрему Перекомскому Бориса Козынина, сохранившееся в точно датированном списке 1687 г.19, повествование в котором заканчивается чудом о боярине Романе Федоровиче Бобарыкине 1672 г. (сама дата в тексте отсутствует). Источниками этого Похвального слова, как установила М.А. Федотова [19, с. 160], послужили Основная редакция Жития и Слово похвальное на перенесение мощей Ефрема Перекомского анонимного автора (нач. «Ве- лико и благочестно пред Богомъ, еже возлюбити Его от всея своея души и крѣпости и мысли...»)20. Другим косвенным аргументом в пользу датиров- ки 1670-ми гг. может служить характеристика боярина Бобарыкина в Жи- тии21. Возможно также, что сходство имен агиографа и строителя мона- стыря не было случайным совпадением [3, с. 41]. Если принять датировку 1670-ми гг. (до 1687 г.), следует признать, что при написании чуда 1697 г. (1702 по списку ОИДР 45) редактор (второй автор) обратился к Житию Александра Свирского повторно, независимо от составителя собственно Жития и описания ранних чудес (первого автора). Напротив, если предположить, что список ОИДР 45 сохранил пер- воначальный состав посмертных чудес, датировать Житие необходимо 1710‑ми гг. Эта датировка на сегодняшний день имеет два преимущества: ее подтверждают сразу и состав чудес в списке ОИДР 45, и общий источ- ник ранних и поздних чудес (Житие Александра Свирского). Однако она не объясняет, каким источником пользовался Борис Козынин при составле- нии своего Похвального слова Ефрему Перекомскому, и вынуждает пред- положить существование несохранившегося источника, откуда книжник второй половины XVII в. мог взять сведения о монастыре и его основате- 19 Текст издан: [19, с. 195–198]. 20 Текст не издан. 21 «...сеи нашъ благочестивыи самодержецъ, ц(а)рь и великии князь Феодоръ Алексие- вичь, имѣ в ʅ своем(ъ) царстѣмъ синклитствѣ слугу именемъ Романа Феодорова сына, про- званиемъ Бобарыкина, мужа велеумна, и многолѣтна, и богатствомъ многимъ из ʅ обилующа, паче же къ Богу вѣрна, и къ церквамъ Божиимъ податлива, егоже подаяниемъ въ бого- спасаемомъ великомъ Новѣградѣ многия святыя обители и церкви просвѣщаются, еже // бываемое въ дателствѣ святыхъ книгъ, исполнения ради службы церковныя, и священныхъ ризъ, и сосудовъ, и прочихъ церковныхъ утвареи» (ОИДР 45, л. 80–80 об.). Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 317 ле22. Поводом для составления Жития в 1710-х гг. могло стать посещение монастыря Петром I и произошедшее с ним чудо. В любом случае необходимо признать, что авторство игумена Рома- на было указано гораздо позже его смерти (†до 1554) и что Житие Ефрема Перекомского представляет собой псевдоэпиграф. Если все сказанное верно, необходимо внести несколько поправок в наши представления об истории текста Жития. Прежде всего, нужно от- клонить предположение о том, что имя автора в заглавии появилось только в поздних списках [2, с. 263–264]. Отождествление автора Жития с Рома- ном-вторым, занимавшим должность игумена в 1540-х гг. при перенесении монастыря на новое место, на которого было перенесено прозвище ученика Ефрема [7, с. 137–138], также следует признать несостоятельным. Несоот- ветствия хронологических показаний источников можно непротиворечиво объяснить при следующих допущениях: Житие было написано неизвест- ным по имени книжником в 1670-х гг. (до 1687 г.) в связи с восстановлением Перекомского монастыря и дополнено в 1710-х гг. другим неизвестным по имени книжником (между 1711 и 1718 гг.) в связи со строительством нового храма Богоявления; указание на авторство игумена Романа, ученика Ефре- ма, было внесено в текст в момент его создания под влиянием литературно- го образца (Жития Александра Свирского); авторство Жития было припи- сано ученику Ефрема Роману для придания сочинению большей древности и большего авторитета23. Происхождение Жития из Перекомского мона- стыря в свете всех данных представляется несомненным. 22 Козынина Бориса Яковлева мы знаем только как переписчика и редактора уже суще- ствовавших текстов [24, с. 460–461; 12, с. 401–416; 16, с. 66–82; 17; 18, с. 190–194; 11, с. 32; 1, с. 244–256; 14, с. 135–142; 13] и не знаем как сочинителя. 23 К этому предположению склоняется в одной из последних работ и Н.А. Охотина-Линд: «В том, что Р<оман> был учеником Ефрема Перекомского, высказывал сомнение еще В.О. Ключевский, поскольку Житие полностью лишено ист<орической> основы, а его хро- нология не выдерживает проверки. Сегодня мы можем достаточно уверенно говорить, что Житие сочинено никак не раньше кон. XVII в., при восстановлении мон<асты>ря, а может быть и в XVIII в. Т. о., “игумен Роман, ученик Ефрема” — это лит<ературная> мистификация, к<ото>рая должна была придать больший авторитет соч<инению>» [28, с. 417]. Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 318 Сокращения ГБЛ — Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина (ныне РГБ) РГБ — Российская государственная библиотека (Москва), Научно-исследовательский отдел рукописей РГИА — Российский государственный исторический архив (С.-Петербург) Рукописи РГБ. Ф. 205 (собрание Общества истории и древностей Российских). № 45. Кон. XVIII в. [8, с. 55; 32, Отд. I, с. 17]. Л. 15–22. Слово похвальное на перенесение мощей Еф- рема Перекомского; Л. 22 об. – 98. Житие Ефрема Перекомского — ОИДР 45 РГИА. Ф. 834 (Архив Синода). Оп. 3. № 3884. Кон. XVIII в. [19, с. 159]. Л. 1–53. Житие Ефрема Перекомского — РГИА Список литературы Исследования 1 Алексеева А. Косинская редакция Жития Моисея, архиепископа Новгородского // Летняя школа по русской литературе. 2016. Т. 12, № 3. С. 241–257. 2 Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: К. Солдатенков, 1871. [4], IV, 466, IV, IV с. 3 Корогодина М.В. Литературные источники о времени жизни валаамских чудо- творцев Сергия и Германа // Русская литература. 2015. № 3. С. 39–45. 4 Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исследование и тексты. СПб.: Наука, 1996. 368 с. 5 Лифшиц А.Л. Житие Иродиона Илоезерского: Агиография Белозерского уезда XVI–XVII веков. М.: ИД Высшей школы экономики, 2017. 216 с. 6 Лифшиц А.Л. Преподобный Иродион Илоезерский и основанная им Междуозерская в честь Рождества Богородицы пустынь // Вестник церковной истории. 2009. № 3–4 (15–16). С. 39–92. 7 Охотина Н.А. О времени основания Перекомского монастыря и авторе жития Ефрема Перекомского // Народная культура Севера: «первичное» и «вторич- ное», традиции и новации: Тезисы докладов и сообщений Региональной научной конференции, 28–30 мая 1991 г. / ред.-сост. А.А. Куратов. Архангельск: Архан- гельский гос. пед. ин-т, 1991. С. 136–138. 8 Охотина-Линд Н.А. Сказание о Валаамском монастыре: Исследование, текст, перевод с древнерусского, комментарии. СПб.: Глаголъ, 1996. [2], X, 3–246 с. 9 Пак Н.В. Житие преподобного Александра Свирского и русская агиография XVI–XVIII вв.: опыт каталога заимствований // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 4 (16). C. 149–174. DOI: 10.47132/2541-9587_2022_4_149 Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 319 10 Панченко О.В. Житие Диодора Юрьегорского в рукописной традиции Русского Севера // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Росток, 2016. Т. 64. С. 882–969. 11 Рыжова Е.А. Корпус агиографических произведений о святом Иакове Боровиц- ком: проблемы текстологии, датировки и атрибуции // Вестник Новгородского государственного университета. 2014. № 83. Ч. 1. С. 30–33. 12 Рыжова Е.А. Косинская редакция Слова о явлении мощей Иакова Боровицкого // Новгородика–2012. У истоков российской государственности: материалы IV Междунар. науч. конф. Великий Новгород: Изд-во Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого, 2013. Ч. 1. С. 401–416. 13 Рыжова Е.А. Косинский список Жития Антония Римлянина // Русская агиогра- фия: Исследования. Материалы. Публикации / отв. ред. Т.Р. Руди, С.А. Семячко. СПб.: Пушкинский Дом, 2022. Т. IV. С. 311–334. 14 Рыжова Е.А. Косинский список Жития Антония Римлянина в Новгородском трефологионе XVII века // Антоний Римлянин и его время. К 900-летию осно- вания собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117–1119): мате- риалы науч. конф., Великий Новгород, 29–31 октября 2019 г. Великий Новгород: [б. и.], 2020. С. 135–144. 15 Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь / [науч. ред. А.В. Пигин]. СПб.: Дмитрий Буланин, 2017. 528 с. 16 Соболева А.Е. Житие Александра Свирского как источник по истории русского литературного языка: дис. … канд. филол. наук. М., 2013. 231 с. 17 Соболева А.Е. О Краткой редакции Жития Александра Свирского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 1 (51). С. 89–97. 18 Терешкина Д.Б. Косинская редакция Жития Михаила Клопского // Новгородский архивный вестник. 2013. Вып. 11. С. 190–197. 19 Федотова М.А. К вопросу о Житии Ефрема Перекомского // Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри / ред. тома С.А. Семячко. СПб.: Дми- трий Буланин, 2001. С. 152–198. 20 Юхименко Е.М. Рукописная традиция Выговских Четиих Миней // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Пушкинский дом, 2022. Т. 69. С. 368–377. DOI: 10.31860/0130-464X-2022-69-368-377 21 Юхименко Е.М. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России вос- сиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начина- ний Выга // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Наука, 2010. Т. 61. С. 329–344. 22 Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исто- рический источник. Составлено по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1881. 377 с. Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 320 23 Geronimi V. La Vie du roi serbe Etienne de Dečani par Grégoire Tsamblak en Russie et son intégration dans le cycle des légendes de saint Nicolas (XVIe-XVIIe s.). Diplôme de l’Ephe. [Paris, École Pratique des Hautes Études. Section des Sciences historiques et philologiques, 2010]. 188 p. Источники 24 Буланин Д.М. Козынин Борис Яковлев // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. Вып. 3. Ч. 4 / ред. Д.М. Буланин. С. 460–462. 25 Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием.Декабрь. Дни 6–17. М.: Синодальная тип., 1904. [14] с., 581–1188 стб. 26 Житие преподобного Александра Свирского. Публикация В.И. Охотниковой // Соловьева И.Д. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: художествен- ное наследие и историческая летопись. СПб.: Издат.-полиграф. комплекс «НП-Принт», 2008. С. 239–273. 27 Охотина-Линд Н.А. Ефрем Перекомский // Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков: Энциклопедический словарь / отв. ред. В.Л. Янин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 171. 28 Охотина-Линд Н.А. Роман // Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков: Энциклопедический словарь / отв. ред. В.Л. Янин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 417. 29 Романова А.А., Федотова М.А. Ефрем, прп. Житие. Биография. Мощи, почитание // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православ- ная энциклопедия», 2008. Т. 19. С. 45–47. 30 Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина. Указатель. М.: [б. и.], 1986. Т. 1. Вып. 2. 382 с. 31 Соколов Е.И. Библиотека Императорского Общества истории и древностей Рос- сийских. М.: Унив. тип., 1905. Вып. 2: Описание рукописей и бумаг, поступивших с 1846 по 1902 г. вкл. VIII, 936 с. 32 [Строев П.М.] Библиотека Императорского Общества любителей истории и древностей российских. М.: В тип. Августа Семена, 1845. VI, 354, [4] с. References 1 Alekseeva, A. “Kosinskaia redaktsiia Zhitiia Moiseia, arkhiepiskopa Novgorodskogo” [“Kosinskaya Edition of the Life of Moses, Archbishop of Novgorod”]. Letniaia shkola po russkoi literature, vol. 12, no. 3, 2016, pp. 241–257. (In Russ.) 2 Kliuchevskii, V. Drevnerusskie zhitiia sviatykh kak istoricheskii istochnik [Ancient Russian Lives of Saints as a Historical Source]. Moscow, K. Soldatenkov Publ., 1871. [4], IV, 466, IV, IV p. (In Russ.) Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 321 3 Korogodina, M.V. “Literaturnye istochniki o vremeni zhizni valaamskikh chudotvortsev Sergiia i Germana” [“Literary Sources about the Life Time of the Valaam Miracle- Workers Sergius and Herman”]. Russkaia literatura, no. 3, 2015, pp. 39–45. (In Russ.) 4 Krushel’nitskaia, E.V. Avtobiografiia i zhitie v drevnerusskoi literature. Zhitiia Filippa Irapskogo, Gerasima Boldinskogo, Martiriia Zelenetskogo, Skazanie Eleazara ob Anzerskom skite: Issledovanie i teksty [Autobiography and Life in Ancient Russian Literature. The Lives of Philip of Irap, Gerasim of Boldino, Martyriy of Zelenets, the Tale About the Anzer Skete by Eleazar: Research and Texts]. St. Petersburg, Nauka Publ., 1996. 368 p. (In Russ.) 5 Lifshits, A.L. Zhitie Irodiona Iloezerskogo: Agiografiia Belozerskogo uezda XVI– XVII vekov [The Life of Herodion of Lake Ilo: Hagiography of the Belozersky District of the 16th–17th Centuries]. Moscow, Izdatel’skii dom Vysshei shkoly ekonomiki Publ., 2017. 216 p. (In Russ.) 6 Lifshits, A.L. “Prepodobnyi Irodion Iloezerskii i osnovannaia im Mezhduozerskaia v chest’ Rozhdestva Bogoroditsy pustyn’” [“Venerable Herodion of Iloezersky and the Mezhduozerskaya Hermitage in Honor of the Nativity of the Virgin, Founded by Him”]. Vestnik tserkovnoi istorii, no. 3–4 (15–16), 2009, pp. 39–92. (In Russ.) 7 Okhotina, N.A. “O vremeni osnovaniia Perekomskogo monastyria i avtore zhitiia Efrema Perekomskogo” [“About the Time of the Founding of the Perekomsky Monastery and the Author of the Life of Efrem Perekomsky”]. Kuratov, A.A., editor. Narodnaia kul’tura Severa: “pervichnoe” i “vtorichnoe,” traditsii i novatsii: Tezisy dokladov i soobshchenii Regional’noi nauchnoi konferentsii, 28–30 maia 1991 g. [Folk Culture of the North: “Primary” and “Secondary,” Traditions and Innovations: Abstracts of Reports and Reports of the Regional Scientific Conference, May 28–30, 1991]. Arkhangelsk, Arkhangelsk State Pedagogical Institute Publ., 1991, pp. 136–138. (In Russ.) 8 Okhotina-Lind, N.A. Skazanie o Valaamskom monastyre: Issledovanie, tekst, perevod s drevnerusskogo, kommentarii [The Legend of the Valaam Monastery: Research, Text, Translation from Old Russian, Comments]. St. Petersburg, Glagol” Publ., 1996. [2], X, 3–246 p. (In Russ.) 9 Pak, N.V. “Zhitie prepodobnogo Aleksandra Svirskogo i russkaia agiografiia XVI– XVIII vv.: opyt kataloga zaimstvovanii” [“The Life of St. Alexander of Svir and Russian Hagiography of the 16th–18th Centuries: An Attempt at the Catalog of Borrowings”]. Trudy kafedry bogosloviia Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii, no. 4 (16), 2022, pp. 149–174. DOI: 10.47132/2541-9587_2022_4_149 (In Russ.) 10 Panchenko, O.V. “Zhitie Diodora Iur’egorskogo v rukopisnoi traditsii Russkogo Severa” [“The Life of Diodorus Yuryegorsky in the Manuscript Tradition of the Russian North”]. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury, vol. 64. St. Petersburg, Rostok Publ., 2016, pp. 882–969. (In Russ.) 11 Ryzhova, E.A. “Korpus agiograficheskikh proizvedenii o sviatom Iakove Borovitskom: problemy tekstologii, datirovki i atributsii” [“Corpus of Hagiographic Works about Studia Litterarum /2024 том 9, № 2 322 St. Jacob of Borovichi: Problems of Textual Analysis, Dating and Attribution”]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 83, part 1, 2014, pp. 30–33. (In Russ.) 12 Ryzhova, E.A. “Kosinskaia redaktsiia Slova o iavlenii moshchei Iakova Borovitskogo” [“Kosinskaya Edition of the Tale about the Appearance of the Relics of Jacob of Borovichi”]. Novgorodika–2012. U istokov rossiiskoi gosudarstvennosti: Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Novgorodika–2012. At the Origins of Russian Statehood: Materials of the IV International Scientific Conference], part 1. Velikу Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 2013, pp. 401–416. (In Russ.) 13 Ryzhova, E.A. “Kosinskii spisok Zhitiia Antoniia Rimlianina” [“Kosinsky Manuscript of the Life of Anthony the Roman”]. Rudi, T.R., and S.A. Semiachko, editors. Russkaia agiografiia: Issledovaniia. Materialy. Publikatsii [Russian Hagiography: Studies. Materials. Publications], vol. 4. St. Petersburg, Pushkin House Publ., 2022, pp. 311–334. (In Russ.) 14 Ryzhova, E.A. “Kosinskii spisok Zhitiia Antoniia Rimlianina v Novgorodskom trefologione XVII veka” [“Kosinsky Manuscript of the Life of Anthony the Roman in the Novgorod Trefologion of the 17th Сentury”]. Antonii Rimlianin i ego vremia. K 900-letiiu osnovaniia sobora Rozhdestva Bogoroditsy Antonieva monastyria (1117–1119): Materialy nauchnoi konferentsii, Velikii Novgorod, 29–31 oktiabria 2019 g. [Anthony the Roman and His Time. To the 900th Anniversary of the Founding of the Cathedral of the Nativity of the Theotokos of the Antoniev Monastery (1117–1119): Materials of the Scientific Conference, Veliky Novgorod, October 29–31, 2019]. Velikу Novgorod, [S. n.], 2020, pp. 135–144. (In Russ.) 15 Pigin, A.V., editor. Sviatoi prepodobnyi Diodor Iur’egorskii i sozdannyi im monastyr’ [The Holy Monk Diodorus Yuryegorsky and the Monastery Created by Him]. St. Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2017. 528 p. (In Russ.) 16 Soboleva, A.E. Zhitie Aleksandra Svirskogo kak istochnik po istorii russkogo literaturnogo iazyka [The Life of Alexander of Svir as a Source on the History of the Russian Literary Language: PhD Dissertation]. Moscow, 2013. 231 p. (In Russ.) 17 Soboleva, A.E. “O Kratkoi redaktsii Zhitiia Aleksandra Svirskogo” [“About a Short Edition of the Life of Alexander of Svir”]. Drevniaia Rus’. Voprosy medievistiki, no. 1 (51), 2013, pp. 89–97. (In Russ.) 18 Tereshkina, D.B. “Kosinskaia redaktsiia Zhitiia Mikhaila Klopskogo” [“Kosinskaya Edition of the Life of Mikhail Klopsky”]. Novgorodskii arkhivnyi vestnik, issue 11, 2013, pp. 190–197. (In Russ.) 19 Fedotova, M.A. “K voprosu o Zhitii Efrema Perekomskogo” [“On the Question of the Life of Efrem Perekomsky”]. Semiachko, S.A., editor. Knizhnye tsentry Drevnei Rusi. Severnorusskie monastyri [Book Centers of Ancient Russia. North Russian Monasteries]. St. Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2001, pp. 152–198. (In Russ.) Текстология. Источниковедение. Публикации / Н.В. Пак 20 Iukhimenko, E.M. “Rukopisnaia traditsiia Vygovskikh Chetiikh Minei” [“The Manuscript Tradition of the Vyg Menology”]. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury, vol. 69, 2022, pp. 368–377. DOI: 10.31860/0130-464X-2022-69-368-377 (In Russ.) 21 Iukhimenko, E.M. “ʽSlovo vospominatel’noe o sviatykh chudotvortsakh, v Rossii vossiiavshikh’ Semena Denisova kak otrazhenie kul’turno-agiologicheskikh nachinanii Vyga” [“ʽThe Word of Remembrance of the Holy Wonderworkers Who Shone Forth in Russia’ by Semyon Denisov as a Reflection of the Cultural and Hagiological Beginnings of Vyg”]. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury, vol. 61, 2010, pp. 329–344. (In Russ.) 22 Iakhontov, I. Zhitiia sv. severnorusskikh podvizhnikov Pomorskogo kraia kak istoricheskii istochnik. Sostavleno po rukopisiam Solovetskoi biblioteki [The Lives of the Holy Northern Russian Ascetics of the Pomorsky Region as a Historical Source. Compiled from the Manuscripts of the Solovetsky Library]. Kazan, Imperial University Publ., 1881. 377 p. (In Russ.) 23 Geronimi, Valérie. La Vie du roi serbe Etienne de Dečani par Grégoire Tsamblak en Russie et son intégration dans le cycle des légendes de saint Nicolas (XVIe–XVIIe s.). Diplôme de l’Ephe. [Paris, École Pratique des Hautes Études. Section des Sciences historiques et philologiques, 2010]. 188 p. (In French)
15 Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь / [науч. ред. А.В. Пигин]. СПб.: Дмитрий Буланин, 2017. 528 с.
25 Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием.Декабрь. Дни 6–17. М.: Синодальная тип., 1904. [14] с., 581–1188 стб.
26 Житие преподобного Александра Свирского. Публикация В.И. Охотниковой // Соловьева И.Д. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: художественное наследие и историческая летопись. СПб.: Издат.-полиграф. комплекс ≪НП-Принт≫, 2008. С. 239–273.
30 Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина. Указатель. М.: [б. и.], 1986. Т. 1. Вып. 2. 382 с.