Скачать:

PDF

Для цитирования:

Полубояринова Л.Н., Кулишкина О.Н. Две «Мариенбадские элегии»: И.В. Гёте и В.Г. Зебал // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 3. С. 128–143.

DOI: https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-3-128-143

Автор: Л.Н. Полубояринова
Сведения об авторе:

Лариса Николаевна Полубояринова — доктор филологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9174-1394

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Автор 2: О.Н. Кулишкина
Сведения об авторе 2:

Ольга Николаевна Кулишкина — доктор филологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1627-735X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 19 января 2020 г.
Дата публикации: 25 сентября 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №3
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 128-143
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-3-128-143

Индекс УДК: 821.112.2.0
Индекс ББК: 83.3(4Гем)
Ключевые слова: И.В. Гёте, В.Г. Зебальд, В. Беньямин , «Мариенбадская элегия», топос курорта, фотопоэтика.

Аннотация

В статье сопоставляются «Мариенбадская элегия» (1823) И.В. Гёте и поэтический текст с таким же названием, написанный в 1999 г. В.Г. Зебальдом. «Мариенбадская элегия» И.В. Гёте — прецедентный текст немецкой культуры, историко-литературная авторитетность которого дополнительно фундируется популярным биографическим мифом о влюбленности 73-летнего поэта в 19-летнюю Ульрику фон Леветцов. «Мариенбадская элегия» Зебальда, малоизученная на данный момент, на первый взгляд являет собой попытку деканонизации классического текста путем актуализации его референциальности (восстановления биографического контекста, связанного с пребыванием стареющего Гёте в Мариенбаде, его знакомства с семейством фон Леветцов и «материализации» реалий курортного города и «музейных» объектов, имеющих отношение к возникновению гётевского текста) и последовательного «выветривания» элегического пафоса. В то же время у Зебальда с очевидностью происходит «подстановка» на место гётевской элегичности собственного — меланхолического — пафоса, ориентированного на высоко ценимого им философа Франкфуртской школы Вальтера Беньямина.

Список литературы

1 Гёте И.В. Элегия / пер. В. Левика // Гёте И.В. Собр. соч.: в 10 т. М.: Худож. лит., 1975. Т. 1. С. 444–448.

2 Барт Р. Camera lucida: комментарий к фотографии / пер. с фр. М.: Ad Marginem, 2011. 267 c.

3 Беньямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения / пер. с нем. М.: РГГУ, 2012. С. 109–132.

4 Behrens J. Biographischer Hintergrund. Marienbad 1821–1823 // Goethe J.W. Elegie von Marienbad. Urschrift September 1823. Frankfurt a. M. und Leipzig, 1991. S. 87–100.

5 Franklin R. The Limits of Feeling Across the Land and the Water: Selected Poems, 1964–2001 // The New Republic. 2012. 12 July. URL: https://newrepublic.com/ article/104208/wg-sebald-iaian-galbraith-poetry (дата обращения: 26.02.2020).

6 Dittberger H. Der Ausführlichste, oder: Der starke Hauch Patina: W.G. Sebalds Schreiben // Sebald W.G. Text und Kritik / hrsg. H.-L. Arnold. 2., aktualisierte Ausgabe. München: Ed. Text + Kritik im Richard-Boorberg-Verl, 2012. S. 6–14.

7 Goethe J.W. Elegie // Goethe J.W. Hamburger Ausgabe in 14 Bänden. Bd. 1. München: Beck, 1998. S. 381–385.

8 Gundolf F. Marienbader Elegie // Gundolf F. Goethe. Berlin: Georg Bondi, 1922. S. 707–714.

9 Kulishkina O., Polubojarinova L. Dr. S.ʼs Badereisen: Der Kurorttopos in W.G. Sebalds Werk // Orbis Litterarum. 2019. Vol. 74. P. 340–364.

10 Mayer M. Dichten zwischen Paradies und Hölle. Zur poetologischen Struktur der „Elegie“ von Marienbad // Mayer M. Natur und Reflexion. Studien zu Goethes Lyrik. Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann, 2009. S.283-310.

11 Meyer S. Gedichte // W.G. Sebald-Handbuch: Leben — Werk — Wirkung / hrsg. von C. Öhlschläger, M. Niehaus. Stuttgart: J.B. Metzler, 2017. S. 65–72.

12 Meyer S. Nachwort // Sebald W.G. Über das Land und das Wasser: Ausgewählte Gedichte 1964–2000. München: Hanser, 2008. S. 105–111.

13 Michel Ch. Geschichte des Textes // Goethe J.W. Elegie von Marienbad. Urschrift September 1823. Frankfurt a. M. und Leipzig: Insel.-Verl., 1991. S.101-116.

14 Schmucker P. Grenzübertretungen: Intertextualität im Werk von W.G. Sebald. Berlin, Boston: Walter de Gruyter, 2012. 600 S.

15 Schütte U. Anglo-amerikanischer Raum // W.G. Sebald-Handbuch: Leben — Werk — Wirkung / hrsg. von C. Öhlschläger, M. Niehaus. Stuttgart: J.B. Metzler, 2017. S. 305–308.

16 Sebald W.G. „Auf ungeheuer dünnem Eis“. Gespräche 1971 bis 2001 / hrsg. v. Th. Hoffmann. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 2011. 288 S.

17 Sebald W.G. Austerlitz, 4. Aufl. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 2008. 416 S.

18 Sebald W.G. Die Beschreibung des Unglücks: zur österreichischen Literatur von Stifter bis Handke. Salzburg: Residenz Verl., 1985. 199 S.

19 Sebald W.G. Über das Land und das Wasser. Ausgewählte Gedichte 1964–2001. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 2008. 114 S.

20 Trunz E. Späte Lyrik. Kommentar // Goethe J.W. Hamburger Ausgabe in 14 Bänden. Bd. 1. München: Beck, 1998. S. 737–779.

21 Witte B. „Trilogie der Leidenschaft“ // Goethe-Handbuch. In 4 Bd. Bd. 1. Gedichte / hrsg. von R. Otto und B. Witte. Stuttgart, Weimar: Metzler, 1996. S. 481–490.

22 Wünsch M. Zeichen — Bedeutung — Sinn. Zu den Problemen der späten Lyrik Goethes am Beispiel der „Trilogie der Leidenschaft“ // Johann Wolfgang Goethe. Lyrik und Drama. Neue Wege der Forschung / hg. v. B. Hammer und R. Nutt-Kofoth. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2007. S. 130-145.