Скачать:

PDF

Для цитирования:

Балаховская А.С. Агиографический нарратив и его интерпретации (на материале агиографии Иоанна Златоуста) // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 2. С. 68–87.

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-68-87

Автор: А.С. Балаховская
Сведения об авторе:

Александра Сергеевна Балаховская — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 10 июня 2019 г.
Дата публикации: 25 июня 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №2
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 68-87
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-2-68-87

Индекс УДК: 821.14
Индекс ББК: 83.3(0)
Ключевые слова: Византия, агиография, нарратив, интерпретация, агиографическая традиция, похвальное слово.

Аннотация

В статье на материале агиографии епископа константинопольского Иоанна Златоуста рассматривается процесс формирования агиографической версии биографии святого и ее интерпретации в последующей традиции. Житие, будучи литературным произведением, созданным в контексте церковного культа, выражает актуальную церковную идеологию и реагирует на злободневные проблемы церковной жизни. В «Житии» Псевдо-Георгия Александрийского отражена одна из них — противостояние духовной власти императорскому произволу в Византии. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия представлены здесь как символические фигуры, знаменующие это противостояние. С другой стороны, они соотносятся с библейскими образами пророка Илии и царицы Иезавели, которые становятся их типологическими прообразами. «Житие» Псевдо-Георгия является литературной моделью, которая легла в основу последующей агиографической традиции, в состав которой входят два «Похвальных слова Иоанну Златоусту, созданных Иоанном Дамаскиным и императором Львом VI Мудрым. В этих произведениях содержится интерпретация и дальнейшее развитие темы противостояния духовной и светской властей.

Список литературы

1 Балаховская А.С. Иоанн Златоуст в византийской агиографической традиции (V–X вв.). М.: Тезаурус, 2013. 300 с.

2 Брендле Р. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик: [пер. с нем.] М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2006. 222 с.

3 Доброклонский А.П. Преп. Феодор Студит, исповедник и игумен студийский. Одесса: «Экономическая» тип., 1913. Ч. 1: Его эпоха, жизнь и деятельность. XX, 972, XC, 10 с.

4 Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви. СПб.: Алетейя, 1998. 320 с.

5 Лурье В.М. Введение в критическую агиографию. СПб.: Axiōma, 2009. 239 c.

6 Максимович К.А. Церковные новеллы св. императора Юстиниана I (527–565 гг.) в современном руссом переводе: Из опыта работы над проектом // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 17. С. 27–44.

7 Antonopoulou Th. The Homilies of the Emperor Leo VI. Leiden; New York: Brill, 1997. 310 с.

8 The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography. Farnham: Ashgate Publishing Limited, 2011. Vol. 1: Periods and Places / Ed. by S. Ephthyamidis. 464 p.

9 Baur Ch. “Georgius Alexandrinus” // Byzantinische Zeitshrift. 1927. Vol. 27. P. 1–16.

10 Baur Сh. Jean Chrysostome et ses oeuvres dans l’histoire littéraire: Recuiel de travaux publiés par les membres des conférences d’histoire et de philologie, 18 fascicule. Bureaux du Recueil: Louvain, 1907. 312 p.

11 Brottier L. Figures de l’évêque idéale. Jean Chrysostome. Panégyrique de Saint Mélèce; Jean Damascène. Panégyrique de Saint Jean Chrysostome. Paris: Les Belles Lettres, 2004. 210 p.

12 Corpus Juris Civilis / R. Schoell, G. Kroll. Berlin, 1895. Vol. 3: Novellae. 813 p. 13 Delehaye H. Les passions des martyrs et les genres littéraires. Bruxelles: Bureaux de la Société des Bollandistes, 1921. 452 p.

14 Douze récits byzantins sur saint Jean Chrysostome / Publiés par François Halkin. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1977. 562 p.

15 Esbroeck M., van. Le saint comme symbole // The Byzantine Saint / Ed. by S. Hackel. St. Vladimir’s Seminary Press: Crestwood, New York, 2001. P. 128-140.

16 Kelly J.N.D. Golden Mouth. The Story of John Chrysostom: Ascetic, Preacher, Bishop. London: Duckworth, 1996. X, 311 p.

17 Krueger D. Writing and Holiness. The Practice of Autorship in the Early Christian East. Philadelphia: University of Pensilvania Press, 2004. 302 p.

18 Menander Rhetor / Ed. with translation and commentary by D.A. Russell and N.G. Wilson. Oxford: At the Clarendon Press, 1981. 390 p.

19 Metaphrasis. Redactions and Audiences in Middle Byzantine Hagiography / Ed. by Christian Høgel. Oslo: The Research Council of Norway, 1996. 82 p.

20 Ommeslaehge F., van. Jean Chrysostome en conflit avec l’impératrice Eudoxie: Le dossier et origines d’une légende // Analecta Bollandiana. 1979. T. 97. P. 131–159.

21 Ommeslaeghe, F., van. De lijkrede voor Johannes Chrysostomus toegeschreven aan Martyrius van Antiochie. Tekstuitgave met Commentaar Hoofdstukken uit de Historische Kritiek: PhD Dissertation. Louvain, 1974. IX, 322 p.

22 Ommeslaeghe, F., van. La valeur historique de la Vie de S. Jean Chrysostome attribuée à Martyrius d’Antioche (BHG 871) // Studia Patristica. 1975. Vol. 12. P. 478–483.

23 Palladios. Dialogue sur la Vie de Jean Chrysostome. T. I / introduction, texte critique, traduction et notes par A-M. Malingrey et Ph. Leclercq / Sources Chrétiennes, 341. Paris: Les éditions du Cerf, 1988. 451 p.

24 Patrologiae Graecae Cursus Completus: in 161 vols / Ed. J.-P. Migne. Paris: Fratres Garnier editores, 1857–1866.

25 Socratis Scholastici Ecclesiastica Historia with the Latin translation of Valesius: in 3 vols / Ed. R. Hussey. Vol. 2. Oxford: E typographeo academico, 1853. 887 p.

26 Wallraff M. Le conflit de Jean Chrysostome avec la cour chez les historiens ecclésiastique grecs // L’historiographie de l’église des premiers siècles: Actes du Colloque de Tours, sept. 2000. Paris: Beauchesne, 2001. P. 666.