Аннотация
В статье рассматривается влияние Карло Эмилио Гадды, одного из крупнейших итальянских писателей ХХ в., на итальянский неоавангард 1960-х гг. — экспериментальное литературное течение, которое ставит своей целью подрыв основ сложившегося общества (привычных мыслительных схем, расхожих убеждений и мифов) через разрушение традиционного языка. В романах «Познание боли» и «Пренеприятнейшее происшествие на улице Мерулана» Гадда создает оригинальный художественный язык — сложное переплетение языковых и стилистических кодов, интертекстуальных отсылок и цитат. Тексты Гадды становятся эстетическими ориентирами для представителей нового течения, в особенности для Л. Малербы и Дж. Манганелли. Это влияние прослеживается на всех уровнях, от идейного и тематического до формального, вплоть до заимствования конкретных приемов и техник работы с языком. Однако Гадда не разделяет программной антиидеологичности и разрушительного пафоса неоавангарда. Техники смешения и трансформации разнородных языковых и культурных кодов в его текстах используются как способ выявления скрытых связей между вещами, восстановления преемственности с традицией, познания реальности во всей ее сложности и полноте. Неоавангард же воспринимает язык Гадды как средство критики социума и культуры, развенчания мифов и идеологий, отвергая возможные реконструктивные смыслы художественного эксперимента.
Список литературы
1 Arbasino A. Genius loci, Sessanta posizioni. Milano, Feltrinelli, 1971. P. 185–193. (In Italian)
2 Arbasino A. I nipotini dell’ingegnere. Sessanta posizioni. Milano, Feltrinelli, 1971. P. 193–210. (In Italian)
3 GADDA, Carlo Emilio. Dizionario Biografico degli Italiani. Volume 51 (1998). Available at: http://www.treccani.it/enciclopedia/carlo-emilio-gadda_(Dizionario-Biografico) (Accessed 13 January 2019). (In Italian)
4 Gadda C.E. La cognizione del dolore, a cura di E. Manzotti. Torino, Einaudi, 1987. 578 p. (In Italian)
5 Gadda C.E. Quer pasticciaccio brutto de Via Merulana. Milano, Garzanti, 1997. 292 p. (In Italian)
6 Gadda C.E. Saggi, giornali, favole e altri scritti. Milano, Garzanti, 1991. Vol. 1. 1371 p. (In Italian)
7 Gruppo 63. Critica e teoria, a cura di R. Barilli, A. Guglielmi. Milano, Feltrinelli, 1976. 395 p. (In Italian)
8 Malerba L. Il serpente. Milano, Bompiani, 1990. 221 p. (In Italian)
9 Malerba L. Salto mortale. Milano, Bompiani, 1968. 236 р. (In Italian)
10 Manganelli G. Hilarotragoedia. Milano, Feltrinelli, 1964. 176 p. (In Italian)
11 Milani F. Gadda e Manganelli: vortici linguistici a confronto. The Edinburgh Journal of Gadda Studies. № 7. Available at: https://www.gadda.ed.ac.uk/Pages/journal/issue7/ articles/milanimanga07.php (Accessed 13 January 2019) (In Italian)
12 Pulce G. Lettura d’autore: conversazioni di critica e di letteratura con Giorgio Manganelli, Pietro Citati e Alberto Arbasino. Roma, Bulzoni, 1988. 210 p. (In Italian)