Скачать:

PDF

Для цитирования:

Хаджиева Т.М. Религиозно-мифологические образы и мотивы в нартском эпосе балкарцев и карачаевцев // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 2. С. 412–423.

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-412-423

Автор: Т.М. Хаджиева
Сведения об авторе:

Танзиля Мусаевна Хаджиева — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 23 октября 2019 г.
Дата публикации: 25 июня 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №2
Рубрика: Фольклористика
Страницы: 412-423
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-2-412-423

Индекс УДК: 398
Индекс ББК: 82.3
Ключевые слова: карачаевцы, балкарцы, нартский эпос, мифологические образы, мотив, культ, Тейри-Тенгри.

Аннотация

За свою многовековую историю балкарцы и карачаевцы создали чрезвычайно богатый фольклор. Центральное место в их устных поэтических произведениях занимает героический нартский эпос, являющийся одной из национальных версий общекавказской Нартиады. У балкарцев и карачаевцев, как и у других носителей Нартиады, сказания составляют ряд больших и малых циклов. Каждый цикл — это группа небольших по объему сказаний и песен о появлении на земле нартского племени; о различных этапах и событиях эпической жизни героев (рождение, богатырское детство, первый подвиг, женитьба, борьба с мифическими чудовищами, с кровником и т. д.). В эпосе балкарцев и карачаевцев есть оригинальные, самобытные песни и сказания, не имеющие параллелей ни в одной другой национальной версии Нартиады. Они относятся в основном к архаическому слою эпики, так как в них превалируют мотивы, связанные с тотемистическими, анимистическими, магическими и религиозными представлениями этих народов, у которых вплоть до XIX в. наряду с исламом бытовали некоторые пережитки первобытных форм религии и христианства. То, что балкарцы и карачаевцы продолжительное время поклонялись небу, огню, воде, небесным светилам, животным, деревьям и т. п. и что по их представлениям каждое явление, предмет имели своего Тейри (Тенгри), нашло отражение и в их нартском эпосе.

Список литературы

1 Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик: Эльбрус, 1974. 635 с.

2 Азаматов К.Г. Пережитки язычества в верованиях балкарцев // Из истории феодальной Кабардино-Балкарии. Нальчик: КБНИИ, 1981. С. 143–161.

3 Алиева А.И. Адыгский нартский эпос. М.; Нальчик: Эльбрус, 1969. 168 с.

4 Вейденбаум Е.Г. Священные рощи и деревья у кавказских народов // Известия кавказского отдела Императорского русского географического общества. СПб., 1878. № 3. С. 153–179.

5 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Наука, 1967. 247 с.

6 Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М.: Наука, 1972. 467 с.

7 Джапуа З.Д. Абхазский нартский эпос: Текстология. Семантика. Поэтика. М.: Наука, Восточная лит., 2016. 381 с.

8 Зеленин Д. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1937. 77 с.

9 Ингушский нартский эпос / сост. И.А. Дахкильгов. Нальчик: Тетраграф, 2012. 594 с.

10 История авган Мойсея Каганкатваци, писателя X в. СПб.: Тип. Академии наук, 1861. 376 с.

11 Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник 1977. М.: Наука, 1981. С. 117–138.

12 Карачаево-балкарский фольклор: Хрестоматия / сост., авт. предисл. Т.М. Хаджиева. Нальчик: Издат. центр «Эль-Фа», 1996. 592 с.

13 Малкондуев X.X. Отголоски тенгрианства в карачаево-балкарском фольклоре // Тезисы Всесоюзной сессии по итогам полевых этнографических исследований 1980–1981 гг. Ташкент: [Б.и.], 1986. С. 153–154.

14 Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1980–1982.

15 Нарты. Адыгский героический эпос / сост. А.И. Алиева, А.М. Гадагатль, З.П. Кардангушев. М.: Наука, 1974. 420 с.

16 Нарты. Осетинский героический эпос / сост. Т.А. Хамицаев, А.X. Бязыров, научный консультант В.И. Абаев. М.: Наука, 1989–1990. Кн. 1–3.

17 Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев / сост.: Р.А.-К. Ортабаева, Т.М. Хаджиева, А.З. Холаев; вступит. ст., коммент. и глоссарий Т.М. Хаджиевой, отв. ред. А.И. Алиева. М.: Наука, 1994. 654 с.

18 Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. М.: Наука, 1984. 509 с.

19 Неклюдов С.Ю. Мифология тюркских и монгольских народов // Тюркологический сборник. 1977. М.: Наука, 1981. С. 183–202.

20 Поппе Н.Н. Халха-монгольский героический эпос. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1937. 128 с.

21 Потапов Л.П. Умай — божество древних тюрков // Тюркологический сборник. 1972. М.: Наука, 1973. С. 265–286.

22 Рогаль-Левицкий Дм. Песенное творчество карачаевцев // Советское искусство. 1928. № 3. С. 58–65.

23 Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы // Тюркологический сборник. 1972. М.: Наука, 1973. С. 213–226.

24 Тульчинский Н.П. Поэмы, легенды, песни, сказки и пословицы горских татар Нальчикского округа Терской области // Терский сборник на 1904. Владикавказ: [Б.и.], 1903. Вып. 6. С. 249–334.

25 Урусбиев С.-А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1881. Вып. 1, отд. 2. С. 1-У111; 1-42.

26 Фрэзер Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980. 832 с.

27 Чурсин Г. Почитание деревьев на Кавказе // Кавказ. Ил. прилож. 1903. № 5.

28 Шаманов И.М. Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкес. НИИ истории, филологии и экономики, 1982. С. 155–170.