Скачать:

PDF

Для цитирования:

Цыбикова Б.-Х.Б. Сюжетно-композиционное своеобразие бурятских сказок (полевые материалы 2018 г.) // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 2. С. 424–437.

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-424-437

Автор: Б.-Х. Б. Цыбикова
Сведения об авторе:

Бадма-Ханда Бадмадоржиевна Цыбикова — кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН), ул. Сахьяновой, д. 6, 670047 г. Улан-Удэ, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 02 января 2020 г.
Дата публикации: 25 июня 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №2
Рубрика: Фольклористика
Страницы: 424-437
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-2-424-437

Индекс УДК: 398+398.21
Индекс ББК: 82.3(=64)
Ключевые слова: сказки, сюжеты, разновидности, систематизация, функции основного персонажа, буряты Китая, традиционный фольклор.

Аннотация

Статья написана по результатам экспедиционных исследований 2018 г. и посвящена характеристике записей устной прозы китайских бурят, наиболее внушительный объем которых составили тексты сказок в исполнении местного краеведа, энтузиаста по сбору устного творчества бурят Сэбээнэй Нордобой Эрдэни. Зафиксированные от него двадцать девять полноценных сказок с развитой сюжетной фабулой, развернутыми структурными элементами систематизированы и сгруппированы по условным блокам. Рассмотренный в статье сюжетно-тематический фонд сказок, записанных от талантливого шэнэхэнского исполнителя, отличается разнообразием, полнотой текстов, художественными достоинствами. Проведенный анализ позволил сделать вывод: зафиксированная в полевом сезоне 2018 г. устная проза бурят Внутренней Монголии КНР, основная часть которой представлена сказками, восходит к традиционному фольклору бурятского этноса. Исконная форма исполнения сказок, основная их сюжетная основа не подверглись существенной трансформации. Этому способствовало несколько объективных факторов, один из которых заключается в том, что китайские буряты, оказавшиеся изолированными от материнского этноса, сознательно, возможно, неосознанно, выбрали замкнутый круг традиционного уклада жизни.

Список литературы

1 Бурятские народные сказки. Бытовые. Улан-Удэ: Бурятское книжн. изд-во, 1981. 448 с.

2 Горяева Б.Б. Калмыцкая волшебная сказка: сюжетный состав и поэтико-стилевая система. Элиста: НПП Джангар, 2011. 128 с.

3 Дашкова Е.В., Ивушкина Е.Б. Миф и сказка как основа русского фольклора // Сборник конференций ННЦ социосфера. 2015. № 37. С. 7–14.

4 Носов Д.А. Структура повествования монгольской народной сказки: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2011. 24 с.

5 Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. 192 с.

6 Тен В.В. Миф и сказка: генезис и дифференциация // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 2 (15). С. 72–78.

7 Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом завете. М.: Соцэкгиз, 1931. 438 с.

8 Цыбикова Б-Х.Б. Бытовые сказки. Сюжетный состав. Поэтика. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1993. 114 с.

9 Шадаев А.И. Алтан үндэгэн (Золотое яичко). Улан-Удэ: Бурятское книжн. Изд-во, 1967. 279 с.