Скачать:

PDF

Для цитирования:

Попова А.В. Оппозиция «естественное — искусственное» в художественном мире Жорж Санд: кукла, марионетка, автомат // Studia
Litterarum. 2020. Т. 5, № 1. С. 118–135.

DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-1-118-135

Автор: А.В. Попова
Сведения об авторе:

Анна Валентиновна Попова — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной литературы, Донецкий национальный университет, ул. Университетская, д. 24, 283001 г. Донецк, ДНР.

ORCID: 0000-0001-8189-7267

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 19 февраля 2019 г.
Дата публикации: 25 марта 2020 г.
Номер журнала: 2020 Том 5, №1
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 118-135
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-1-118-135

Индекс УДК: 821.133.1
Индекс ББК: 83.3(4Фр)
Ключевые слова: Жорж Санд, кукла, марионетка, автомат, художественный образ.

Аннотация

В статье рассмотрен образ куклы и особенности интерпретации связанной с ней оппозиции «живое — неживое» в творчестве Жорж Санд. В мемуарно- автобиографических текстах писательница рассуждает о воспитательном и гендерно моделирующем потенциале куклы. Она противопоставляет традиционную куклу механической, смещая смысловые акценты оппозиции в сторону противопоставления естественного искусственному. Критерием становится запрограммированность автомата, исключающая момент игровой импровизации. Кукла «оживает» лишь в тот момент, когда творческая энергия человека заполняет духовную пустоту ее оболочки, придавая ей индивидуальные черты. Воплощением такого единства становится перчаточная марионетка — burattini, разновидность театральной куклы, которая фигурирует в романе Жорж Санд «Снеговик» (1859) и в статье «Театр марионеток в Ноане» (1876). В романе персонаж итальянского кукольного театра по имени Стентерелло, флорентийский аналог Пульчинеллы, дает широкие возможности для самоидентификации главному герою, стремящемуся разгадать тайну своего происхождения. В статье оппозиция «естественное — искусственное» приобретает эстетическое звучание и интерпретируется в русле соотношения правды и вымысла в искусстве. Грубые перчаточные марионетки в руках кукольника оживают, обретая индивидуальные черты; автоматы, искусно имитирующие живые существа, безжизненны в силу своей механистической автономности. Симбиоз человека и куклы становится у Жорж Санд метафорой творчества, выражением идеи неразрывной связи автора и его творения.

Список литературы

1 Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001. 512 с.

2 Гофман Э.-Т.-А. Собр. соч.: в 6 т. М.: Худож. лит., 1991. Т. 1. 494 с.

3 Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. I: Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 377–380.

4 Мухина B.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.

5 Санд Жорж. Собр. соч.: в 9 т. Л.: Худож. лит., 1971. Т. 3. 592 с.; 1972. Т. 4. 936 с.; 1973. Т. 7. 752 с.; 1974. Т. 9. 768 с.

6 Bara O. Prolongements romanesques des pratiques théâtrales de George Sand: Le Château des Désertes, L’Homme de Neige, Pierre qui roule, ou le théâtre au miroir du roman // George Sand: Pratiques et imaginaires de l’écriture. Caen, Presses universitaires de Caen, 2006 (pp. 225–237). Available at: http://books.openedition. org/puc/9824 (Accessed 01 February 2019).

7 Magnin Ch. Histoire des marionnettes en Europe: depuis l’antiquité jusqu’a nos jours. Paris: Michel Lévy frères, 1852. 346 p.

8 Nodier Ch. Les Marionnettes // Nodier Ch. Nouvelles; suivies des Fantaisies du dériseur sensé. Paris: Charpentier, 1853. P. 385–430.

9 Sand George. L’Homme de neige. Paris: Michel Lévy frères, 1869. 220 p.

10 Sand George. OEuvres autobiographiques, texte établi, présenté et annoté par Georges Lubin. 2 vol. Paris, Gallimard: «Bibliothèque de la Pléiade», 1970. V. 1. 1470 p.; 1971. V. 2. 1638 p.

11 Sand George. OEuvre illustrées de George Sand / préfaces et notices nouvelles par l’auteur; dessins de Tony Johannot [et Maurice Sand]. 9 vol. Paris: J. Hetzel, 1853. V. 3. 93 p.; 1853. V. 5. 32 p.

12 Zanone D. La scène des préfaces: George Sand et l’inspiration // George Sand: Pratiques et imaginaires de l’écriture. Caen, Presses universitaires de Caen, 2006 (pp. 373–379). Available at: http://books.openedition.org/puc/9850 (Accessed 01 February 2019).