Аннотация
Данная статья является литературоведческим и междисциплинарным исследованием, посвященным изучению сообщества читателей в сюрреализме. Сюрреализм, движение по своей сути вербальное и литературное, особое внимание уделяет чтению: цитаты и аллюзии, «жития» поэтов играют для него ключевую роль в произведениях. Однако идеология сюрреализма постоянно изменяется, усложняется, претерпевает теоретическую эволюцию, а само движение после вербальных практик обращается сначала к визуальным, а затем и к гибридным формам взаимодействия. Усложнение теории приводит к формированию особого «подготовленного» «читателя», восприятие которого «воспитано» сюрреалистическими техниками. Ключевым здесь оказывается развитие особой чувственности — некоего гибридного восприятия реальности, обусловленного сложностью сюрреалистической теории. Противопоставление автор / читатель постепенно разрушается сюрреалистами, а общность сюрреалистов и их читателей приобретает формы интерпретирующего сообщества (С. Фиш).
Список литературы
1 Гальцова Е.Д. Сюрреализм и театр. М.: РГГУ, 2012. 546 с.
2 Мамардашвили М.К. Мысль в культуре // Философские науки. 1989. № 11. С. 75–81.
3 Манифест. Современность глазами радикальных утопистов. Искусство, политика, девиация (сб.). М.: Опустошитель, 2014. 564 с.
4 Томкинс К. Марсель Дюшан. Послеполуденные беседы. М.: ООО «Издательство Грюндриссе», 2014. 160 с.
5 Чубаров И.М. Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2014. 344 с.
6 Bourdieu P. Le champ littéraire // Actes de la recherche en sciences sociales. Vol. 89, septembre 1991. Le champ littéraire. P. 3–46.
7 Breton A. Entretiens: 1913–1952. P.: Gallimard, 1953. 317 p.
8 Breton A. Les Mots sans rides // LNS. 1922. № 7. P. 12–14.
9 Dessins surréalistes. Visions, techniques. P.: Editions du Centre Pompidou, 1995. P. 7–23.
10 Didi-Huberman G. Ce que nous voyons, ce qui nous regarde. P.: Les Editions de Minuit, 1991. 208 p.
11 Fish S. Is There a Text in This Class? The Authority of Interpretive Communities. Cambridge, Ma.: Harvard University Press, 1980. 408 p.
12 Jenny L. Histoire de la lecture, UNIGE, 2003. Available at: https://www.unige.ch/ lettres/framo/enseignements/methodes/hlecture/index.html (Accessed 25 June 2019).
13 Jenny L. Lire, cette pratique, UNIGE, 2004. Available at: https://www.unige.ch/lettres/ framo/enseignements/methodes/plecture/index.html (Accessed 25 June 2019).
14 Jolles A.D. The Curatorial Avant-Garde: Surrealism and Exhibition Practice in France, 1925–1941. University Park, PA: Penn State University Press, 2014. 288 p.
15 Murat M. Le Surréalisme. P.: Librairie Générale Française, 2013. 408 p.
16 Reverseau A. «Microlectures des textes automatiques surréalistes: complexité, simplicité et complications», Fabula-LhT, n° 3, «Complications de texte: les microlectures», septembre 2007. Available at: http://www.fabula.org/lht/3/reverseau.html (Accessed 25 June 2019).
17 Siepe H.T. Le Lecteur du surréalisme, Association pour l’étude du surréalisme, collection «Les Pas perdus», 2010. 332 p.
18 Surréalisme au Service de la Révolution. P.: Nouvelles Editions Place, 2003. 400 p.
19 Tzara T. Grains et issues // Surréalisme au Service de la Révolution. 1933. N° 6. P. 49–56.