Аннотация
В статье рассмотрены два образа, характерные для русской усадебной поэзии XIX — начала XX вв., — «аллея» и «заросли», их своеобразие, особенности, соотношение и функции. Аллеи — один из излюбленных образов русской поэзии. Тому есть несколько причин: слово «аллея» благозвучно и являет собой гармонию формы и содержания; аллея является усадебной реалией и при этом метафизична: в процессе бытования и исторических коллизий образ аллеи претерпевает изменения, углубляется (несет в себе целый комплекс значений: место свиданий, размышлений, воспоминаний, символ дороги жизни, воспроизведение мира и др.), начинает соотноситься с усадебным миром в целом, с его амбивалентными характеристиками. Аллея в парке — английском или французском — предстает как средство гармонизации природной и рукотворной составляющих, как победа человека над хаосом. К началу XX в. в поэзии все чаще встречается образ заросшего, заброшенного парка, отличный от элегических образов «естественной запущенности» сада, нередких и в поэзии XIX в. В этом факте, по-видимому, находят отражение и реальные наблюдения поэтов (в газетах печатались извещения о торгах и аукционах; о запустении усадеб писали журналы начала XX в., например, «Столица и усадьба» и др.), и их предчувствия наступления хаоса. Олицетворяя собой усадьбу, ее жизнь, в поэзии аллея олицетворяет и смерть усадьбы — через физическое, «человеческое» уничтожение или «нечеловеческое», природное зарастание.
Список литературы
1 Блок А.А. Собр. соч.: в 7 т. Берлин: Алконост, 1923. Т. 7. 350 с.
2 Виноградова Е.Ю. Гибель символа (Вишнёвый сад: реальность и символика) // Новый филологический вестник. 2008. № 6. URL: http://slovorggu.ru/ nfv2008_1_6_pdf/16Vinogradova.pdf (дата обращения: 04.04.2019).
3 Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 9 т. М.: Русская книга, 1994. Т. 5. 492 с.
4 Городнянский А. Русские усадьбы. URL: https://www.greeninfo.ru/landscape/russian_ estate.html (дата обращения: 04.04.2019).
5 Гумилев Н.С. Соч.: в 3 т. М.: Худож. лит., 1991. Т. 3: Статьи. 428 с.
6 Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. 2-е изд. М.: ОГИ, 2008. 528 с.
7 Зайцев Б. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. Литературные биографии. М.: Дружба народов, 1994. 542 с.
8 Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост., подгот. текста и вступит. статья Д.Н. Бакуна. М.: Российский Фонд Культуры, 2006. 336 с.
9 Лихачев Д.С. «Темные аллеи» // Звезда. 1981. № 3. С. 183.
10 Нащокина М.В. Русская усадьба Серебряного века. М.: Улей, 2007. 432 с.
11 Орлов А. Образ аллеи в творчестве Ивана Бунина // Філологічні науки. 2014. № 17. С. 92–97. URL: http://dspace.pnpu.edu.ua/bitstream/123456789/4171/1/ Orlov.pdf (дата обращения: 04.04.2019).
12 Полонский Я.П. И.С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину. URL: http:// az.lib.ru/p/polonskij_j_p/text_1884_turgenev.shtml (дата обращения: 04.04.2019).
13 Стернин Г.Ю. Русская загородная усадьба в современных историко-культурных интересах // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. М.: Коло, 1998. Вып. 4 (20). С. 245–252.
14 Тургенев И.С. Записки охотника. М.: Наука, 1991. 680 с.
15 Чехов А.П. Собр. соч.: в 8 т. М.: Библиотека «Огонек»; Изд-во «Правда», 1970. Т. 7. 448 с.