Аннотация
В статье обсуждается известный эпизод романа Ф.М. Достоевского «Бесы», в котором акт помещения мыши в киот иконы называется хроникером «бессмысленным, глумительным кощунством». В отличие от очевидной сюжетной функции — символически обозначить череду грядущих катастроф, — внутренний семантический механизм кощунства остается не раскрытым ни в тексте романа, ни в исследованиях, ему посвященных. В составе следственных дел Тайной канцелярии и Священного Синода первой половины XVIII в. обнаружены документы, позволившие установить такие фольклорно- этнографические параллели к анализируемому мотиву, как магические обряды изгнания мышей, скоморошьи представления с дрессированными грызунами, а также плясовые песни свадебно-эротической тематики, которые в сумме образуют функционально-семантическое поле кощунственных игр и антиповедения, охватывавшее не только профессиональных игрецов или рядовых членов крестьянского социума, но и представителей духовенства. Сверх того, обнаруживаются характерные соответствия между механизмами построения письменных доносов и устных свидетельств в следственных делах о богохульстве XVIII в. и принципами организации повествования от лица хроникера в «авантюрно-криминальном» слое поэтики романа Ф.М. Достоевского.
Список литературы
1 Агапкина Т.А. Мотив приглашения на свадьбу в славянских заговорах // Живая старина. 2008. № 2. С. 21–23.
2 Алексеева M.A. Гравюра на дереве «Мыши кота на погост волокут» — памятник русского народного творчества конца ХVІІ — начала XVIII в. // XVIII век. Л.: Наука, 1983. Сб. 14. С. 45–79.
3 Алпатов С.В. Фольклорные и литературные компоненты видений священника С.И. Дугина // Вестник церковной истории. 2019. № 1/2 (53/54). С. 221–227.
4 Антонов Д.И. У святых очи вертел? Фигуры без глаз на русских миниатюрах // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии. М.: РГГУ, 2014. С. 14–42.
5 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Русские словари. Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. 800 с.
6 Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб.: СПбГУ, 2005. 311 с.
7 Великорусские народные песни: в 7 т. / изд. А.И. Соболевским. СПб.: Гос. тип., 1902. Т. 7. 708 с.
8 Владимирцев В.П. Достоевский народный: Ф.. Достоевский и русская этнологическая культура: Cтатьи. Очерки. Этюды. Комплекс историко-литературоведческих исследований. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 2007. 459 с.
9 Владыкина Т.Г., Глухова Г.А., Панина Т.И. Удмуртский народный календарь и сельский социум // Научный диалог. 2017. № 10. С. 149–169.
10 Гринцер Н.П. «Мышиные таинства»: шутка или правда? // Кентавр / Centaurus. Studia classica et mediaevalia. М.: РГГУ, 2004. С. 11–26.
11 Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с.
12 Демкова Н.С. Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретации, источ- ники. СПб.: СПбГУ, 1997. 220 с.
13 Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 15 т. Л.: Наука, 1990. Т. 7. 848 с.
14 Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1873. VI. Бобок // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 15 т. СПб.: Наука, 1994. Т. 12. С. 49–64.
15 Лепахин В. Икона в творчестве Достоевского («Братья Карамазовы», «Кроткая», «Бесы», «Подросток», «Идиот») // Достоевский. Исследования и материалы. СПб.: Наука, 2000. Т. 15. С. 237–263.
16 Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М. Достоевского. Челябинск: Изд-во Челябинского ун-та, 1994. 313 с.
17 Морозов И.А. Женитьба добра молодца. М.: Лабиринт, 1998. 352 с.
18 Петр I. Предания, легенды, сказки и анекдоты / сост., вступит. ст., подгот. текстов и коммент. И.Н. Райковой. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1993. 224 c.
19 Сказки и песни Черноземного края России. Материалы фольклорной экспедиции 1936 года, записанные в Воронежской и Курской областях / сост. Т.Ф. Пухова. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006. 264 c.
20 Скоморохи в памятниках письменности / сост. З.И. Власова, Е.П. Фрэнсис. СПб.: Нестор-История, 2007. 680 c.
21 Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М.: Индрик, 2003. 462 c.
22 СУС — Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л.: Наука, 1979. 437 c.
23 Топоров В.Н. «Музы»: соображения об имени и предыстории образа // Из работ московского семиотического круга. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 257–299.
24 Туниманов В.А. Рассказчик в «Бесах» Достоевского // Исследования по поэтике и стилистике. Л.: Наука, 1972. С. 87–162.
25 Харатян З.В. Культовые мотивы семейных обычаев и обрядов у армян // Армянская этнография и фольклор: материалы и исследования. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1989. Вып. 17. 198 с.
26 Царский шут Балакирев. Его проделки и забавы / сост. Е.В. Анисимов. Л.: Лениздат, 1990. 190 c.
27 Шамин С.М. «Доношения» воронежского священника Саввы Ивановича Дугина в документах Тайной канцелярии// Вестник церковной истории. 2015. № 3/4 (39/40). С. 97–147.
28 Шамин С.М. Цирк царевича Алексея Михайловича // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2016. № 2 (20). С. 136–151.
29 Шишков В.Я. Хреновинка. Шутейные рассказы и повести. Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1996. 384 c.
30 ATU — Uther H.-J. The Types of International Folktales. Helsinki: Suomal. tiedeakat, 2004. Vol. I-III.