Скачать:

PDF

Для цитирования:

Урсегова Н.А. У истоков русской музыкальной фольклористики Сибири (20–40-е гг. ХХ в.) // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 4. С. 280–293.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-4-280-293

Автор: Н.А. Урсегова
Сведения об авторе:

Наталья Александровна Урсегова — кандидат искусствоведения, доцент кафедры народной художественной культуры и музыкального образования Института культуры и молодежной политики, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», ул. Вилюйская, д. 28, 630126 г. Новосибирск, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 03 апреля 2019 г.
Дата публикации: 25 декабря 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №4
Рубрика: Фольклористика
Страницы: 280-293
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2019-4-4-280-293

Индекс УДК: 398
Индекс ББК: 82.3(2)
Ключевые слова: музыкальный фольклор, этнография, история, нотная запись, собирание, публикация, фольклорное музыкальное творчество, музыкальное исполнительство

Аннотация

Статья посвящена изучению советского этапа предыстории сибирской музыкальной фольклористики с точки зрения выявления новых, равноценных дореволюционным нотных собраний на основе анализа фольклористических источников, оценки их исторического значения. Малочисленность записей и публикаций мелодий народных песен вызвала в середине 20-х гг. ХХ в. обсуждение проблем музыкальной этнографии на страницах журнала «Сибирская живая старина». В период с 1926 по 1944 гг. библиография русской сибирской музыкальной фольклористики, к сожалению, не пополнилась сколько-нибудь ценными песенными сборниками (исключение составляют публикации дореволюционных записей Н.П. Протасова в 1926 г.). Особую ценность имеет научно-теоретическая и практическая (собирательская) деятельность Г.С. Виноградова, в работах которого закладываются теоретические основы современного, так называемого «типологического», направления научных исследований сибирской музыкальной фольклористики. Положительно оценен методологический подход Г.С. Виноградова по вопросам собирания сведений о сибирских музыкантах и музыкальном исполнительстве при активном привлечении к этой работе этнографов, не имеющих специального музыкального образования.

Список литературы

1 В[иноградов] Г. Новая программа по музыкальной этнографии // Сибирская живая старина. 1925. Вып. III–IV. С. 388–390.

2 Виноградов Г.С. Этнография и современность // Сибирская живая старина. 1923. № 1. С. 3–21.

3 Виноградов Г. Детский народный календарь (Из очерков по детской этнографии) // Сибирская живая старина. 1924. Вып. II. С. 55–86.

4 Виноградов Г.С. Из записей фольклориста. Музыканты в Тункинском крае // Сибирская живая старина. 1926. Вып. I (V). С. 38–41.

5 Виноградов Г.С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири // Восточная Сибирь. Тулуновский уезд. Иркутская губер- ния // Сб. трудов профессоров и преподавателей Иркутского государственного университета, 1923. Вып. V. С. 261–345.

6 Квитка К. Профессиональные народные певцы и музыканты на Украине (программа для исследования их деятельности и быта) // Квитка К. Избранные труды: в 2 т. М.: Сов. композитор, 1973. Т. 2. С. 279–343.

7 Леонова Н.В. Из истории записи музыкального фольклора сибирских переселенцев // Вестник КемГУКИ. 2011. № 17. С. 88–94.

8 Линьков А.И. Судьба бумаг Н.П. Протасова // Сибирский Архив. Журнал истории, археологии, этнографии Сибири, средней Азии и Дальнего Востока. Иркутск, 1914. № 2. С. 82.

9 Протасов Н.П. Как я записывал народные песни // Известия ВСОРГО. 1903. Т. ХХХIV. № 2. С. 131–136.

10 Протасов Н.П. Песни забайкальских старообрядцев // Сибирская живая старина. 1926. Вып. II (VI). С. 217–230 с нот.

11 Протасов Н.П. Песни забайкальских старообрядцев. Иркутск: Изд-во Вос- точн.-Сиб. отдела Гос. Русск. географ. Общества. 1926. 16 с. с нот.

12 Хромовских И.С. О народной песне // Сибирская живая старина. 1925. Вып. 3–4. С. 309.