Скачать:

PDF

Для цитирования:

Протопопова А.В., Протопопов И.А. Сюжет о сотворении людей в мифе о Прометее у Фульгенция // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 4. С. 44–57.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-4-44-57

Автор: Протопопова А.В.
Сведения об авторе:

Анна Викторовна Протопопова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: 0000-0002-4461-3349

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Автор 2: Протопопов И.А.
Сведения об авторе 2:

Иван Алексеевич Протопопов — кандидат философских наук, доцент, Санкт- Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, ул. Большая Морская, д. 67, лит. А, 190000 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: 0000-0003-2242-5512

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Дата поступления: 10 января 2019 г.
Дата публикации: 25 декабря 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №4
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 44-57
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2019-4-4-44-57

Индекс УДК: 821'01
Индекс ББК: 83.3(0)3
Ключевые слова: Фабий Планциад Фульгенций, Прометей, сотворение человека, искусственное тело, поздняя античность

Аннотация

В статье рассматривается такой элемент мифа о Прометее, как сотворение им человека из глины. В ранних источниках данный сюжет четко засвидетельствован у Гесиода и Эзопа, в классический период — у Овидия и Проперция; в целом это довольно редкая вариация. В поздней античности сюжет становится более распространен (Павсаний, Гигин, Лукиан). Иногда место Прометея занимает Гефест, иногда ему сопутствует миф о Пандоре, но момент оживления глиняной фигурки обычно остается туманным. Основное внимание посвящено анализу трактовки данного мифа в «Мифологиях» Фульгенция (V–VI вв.), занимающей особое место в общем ряду различных версий в силу особенностей излагаемого сюжета и характера интерпретации. Миф представляет собой словно бы контаминацию всех предшествующих версий (похищение и использование огня, попадание на небо, сотворение человека из глины, помощь Афины, Пандора, наказание за кражу и т. д.). Особенно интересна цель похищения огня: оживление человека, а не помощь ему в его жизни, как в обычном варианте мифа. Рассматривается этимология имени Прометей и аллегория коршуна у Фульгенция, отдельно анализируется философский смысл, который он придаёт оживляющему человека огню.

Список литературы

1 Журбина А.В. «Толкование содержания [Энеиды] Вергилия» Фульгенция: позд- неантичная аллегорическая интерпретация // Аллегория в истории зарубежной литературы: от поздней античности до романтизма. М.: ИМЛИ РАН, 2017. С. 29–41.

2 Журбина А.В. Позднеантичный Вергилий: автор или авторитет? Казус Фульгенция // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XX (2) Мате- риалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. Институт лингвистических исследований РАН. СПб.: Наука, 2016. С. 310–319.

3 Лебедев А.В. (сост.) Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. 576 с.

4 Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. М.: Искусство, 1995. 320 с.

5 Barchiesi A. (ed.) Ovidio. Metamorfosi. Volume I. Libri I–II. Mondadori, 2005. 504 p.

6 Carter Philips, Jr., F. Narrative Compression and the Myths of Prometheus in Hesiod // The Classical Journal. Vol. 68, No. 4 (Apr. — May, 1973), pp. 289–305.

7 Hays G. The Date and Identity of the Mythographer Fulgentius // Journal of Medieval Latin. 2003. № 13. Pp. 163–252.

8 Kaiser S.I. (ed.) Die Fragmente des Aristoxenos aus Tarent. Hildesheim, Olms, 2010. 247 S.

9 Kerényi C. Prometheus: Archetypal Image of Human Existence. Archetypal images in Greek religion (vol. 1). Bollingen Series. Transl. by Ralph Manheim. Princeton University Press, 1997. 152 p.

10 Lieberg G. Sulla creazione dell’uomo in Ovidio. L’uomo imagine degli dei (Met. I 82–83) // Bollettino di Studi Latini, 1999, n. 29, p. 89–95.

11 Merkelbach R., West M.L. Fragmenta Hesiodea. Oxford: Clarendon Press, 1967. 236 p.

12 Susanetti D. Favole antiche: Mito greco e tradizione letteraria europea. Rome, Carocci, 2005 (repr. 2017). P. 291.

13 Venuti M. Il prologus delle «Mythologiae» di Fulgenzio. Introduzione, testo critico, traduzione e commento. Naples: Iniziative editoriali, 2018. 320 p.

14 Wolff E., Dain P. (eds.). Fulgence, Mythologies. Lille, Presses Universitaires du Septentrion, coll. «Mythographes», 2013. 204 p.