Аннотация
В настоящей статье вводится теоретическое понятие «единого текста» как основы специального подхода к изучению раннего периода творчества Ф.М. Достоевского. При таком подходе произведения обозначенного периода анализируются в своей взаимосвязи, а не как отдельные тексты. В работе демонстрируется, что основанием для подобного объединения произведений может служить наличие в исследуемый период глобальной философской задачи/проблемы, возникающей перед автором и захватывающей его в определенный период его жизни. Под глобальной философской задачей понимается спектр онтологических вопросов, затрагивающих самые глубокие основания мировоззрения автора. Значимость этой задачи оказывается настолько велика, что писатель неизбежно обращается к ней, ищет пути ее решения через создаваемые им в тот период произведения. Крайне важно в процессе исследования выявить авторскую задачу, ее смысловое ядро, тогда все обнаруживаемые в произведениях исследуемого периода мотивы будут «работать» на раскрытие различных аспектов этой задачи, а сформулированная задача будет верификатором того, что выделенный мотив — авторский, а не исследовательская надстройка. В статье рассматривается задача, лежащая в основе всего раннего творчества Ф.М. Достоевского, которую можно сформулировать как поиски путей преодоления косной оболочки мира.
Список литературы
1 Габдуллина В.И. Евангельская притча в авторском дискурсе Ф.М. Достоевского: дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2009. 388 с. URL: http://www.dslib.net/russkajaliteratura/ evangelskaja-pritcha-v-avtorskom-diskurse-f-m-dostoevskogo.html (дата обращения: 26.05.2019).
2 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.
3 Касаткина Т.А. О субъект-субъектном методе чтения // Новый мир. 2017. № 1. URL: http://www.zh-zal.ru/novyi_mi/2017/1/o-subekt-subektnom-metode-chteniya. html (дата обращения: 26.05.2019).
4 Ковалев О.А. Творчество Ф.М. Достоевского как единый текст // Нарративные стратегии в творчестве Ф.М. Достоевского. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. С. 70–74.
5 Кошечко А.Н. Формы экзистенциального сознания в творчестве Ф.М. Достоевско- го: дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2014. 477 с. URL: http://www.dslib.net/russkajaliteratura/ formy-jekzistencialnogo-soznanija-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo.html (дата обращения: 26.05.2019).
6 Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. 272 с.
7 Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство — СПБ, 1998. С. 14–285. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Literat/Lotman/_Index.php (дата обращения 26.05.2019).
8 Роднянская И.Б. Единый текст // Движение литературы. М.: Знак: Языки славян- ских культур, 2006. Т. 1. С. 361–376.
9 Свиридов С.В. Структура художественного пространства в поэзии В. Высоцкого. URL: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/sviridov-struktura-prostranstva/index. htm (дата обращения: 26.05.2019).
10 Седов А.Ф. Достоевский и текст (проблема текста с точки зрения поэтики пове- ствования в повестях и романах Ф.М. Достоевского 60–70-х годов). Балашов, 2002. URL: https://refdb.ru/look/2683111.html (дата обращения: 26.05.2019).
11 Фрик Т.Б. «Современник» А.С. Пушкина как единый текст. Томск: Изд-во Томско- го политехнического ун-та, 2009. 192 с.