Аннотация
В статье рассматривается изображение разных способов физического уничтожения противника и вредителя героем в калмыцком сказочном фольклоре: разрубание, сжигание, уничтожение тела, истребление души и зашивание в шкуру. Отмечается, что зашиванию в шкуру может подвергаться как противник, так и герой сказки, все другие виды физической расправы направлены в большей степени на противника, вредителя героя. Исследование базируется на анализе калмыцких сказок «Седклин арвн хойр бѳлг» («Запомнившиеся двенадцать глав») из репертуара сказителя М. Буринова. Многократность процесса уничтожения тела противника в калмыцкой сказке ассоциируется с его «невозвратом» в социум, а истребление души — с невозможностью ее перерождения. Способ избавления вредителем от героя в виде зашивания в шкуру и выбрасывания в океан расценивается как отправление в иной мир, не исключающее возвращение в человеческом облике. На основе сравнительного анализа разных вариантов описания физической расправы противника выявляются элементы, характеризующие особенности сказительского мастерства М. Буринова.
Список литературы
1 Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1994. 128 с.; ил.
2 Гацак В.М. Фольклор — память традиции (Уровни и формы этнопоэтической константности) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2000. № 8.
3 368 3 Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Исторические исследования в поэтике. М.: Наука, 1989. 254 с.
4 Гацак В.М. Этнопоэтические константы в фольклоре: уровни, изоглассы, «мультимедийные формы» (на славянском и неславянском материале) // Литература, культура и фольклор славянских народов. ХIII Межд. съезд славистов (Любляна, август 2003 г.). Доклады российской делегации. М., 2003. C. 311–314.
5 Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков: Этнографические наблюдения 1884–1886 гг. М.: Тип. В.Г. Волчанинова, 1893. 111 с.
6 Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое ис- следование памятника. М.: Восточная лит., 1997. 320 с.
7 Санжеева Л.Ц. Культурные константы в бурятской Гэсэриаде: мифологические, религиозные и эпические параллели // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 10. С. 167–170.
8 Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 619 с.
9 Хабунова Е.Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатыр- ского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). Ро- стов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. 255 с.
10 Буутан Санҗин туульс (Сказки Санджи Бутаева). Элиста: КИГИ РАН, 2008. Кн. 1 / вступ. ст. Н.Г. Очировой; сост., подгот. текстов и прилож. Б.Х. Борлыко- вой. 307 с.
11 Седклин күр / Ясад, барт белдснь Букшан Б. Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1960. 96 x.
12 Хальмг туульс. I боть. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1961. 220 с.
13 Хальмг туульc. II боть. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1968. 267 с.
14 Roux J.-P. La mort chez les peuples altaiques anciens et medievaux d’apres les documents ecrits. Paris: Adrien-Maisonneuve, 1963. P. 35.
15 Sárközi A., Sazykin A. G. Calling the Soul of the Dead: Texts of Mongol Folk-Religion in the St. Petersburg Institute of Oriental Studies. Turnhout, 2004. Vol. 1 (Silk Road Studies; 9).