Скачать:

PDF

Для цитирования:

Дужина Н.И. Строительство социализма в повести А. Платонова «Котлован» // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 3. С. 252–267.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-3-252-267

Автор: Дужина Н.И.
Сведения об авторе:

Наталья Ильинична Дужина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: 0000-0003-4774-0754

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 15 января 2019 г.
Дата публикации: 25 сентября 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №3
Рубрика: Русская литература
Страницы: 252-267
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2019-4-3-252-267

Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)6
Ключевые слова: Андрей Платонов, «Котлован», строительство социализма, Павел Флоренский, «Столп и Утверждение истины», Церковь.

Аннотация

В статье анализируется последовательность связанных с центральной темой времени — строительством социализма — аллегорических образов, объединенных понятием «общепролетарский дом» и образующих одно подвижное целое. Цель статьи — понять эту аллегорическую образность повести как систему и указать на ее возможный литературный источник. Смысл множественности представлений «общепролетарского дома» в том, чтобы показать «здание социализма» с разных сторон и под разными углами зрения: как имеющего конкретную историческую форму (строящаяся башня), а также идеальный аспект (планируемые «монументальный дом» в центре города и «башня в середине мира»); возраст строящей социализм страны (девочка) и прообраз («белые светящиеся здания»). Такое построение многоликого «общепролетарского дома» в точности соответствует образу Церкви в книге П. Флоренского «Столб и Утверждение Истины», в которой Церковь предстает в трех символических образах: в виде Старицы, возраст которой указывает на сотворение Церкви прежде мира; в виде строящейся башни, которая означает исторический аспект Церкви, и в виде уже построенной башни, представляющей Церковь, ставшую единственной реальностью в конце времен. Весь этот комплекс образов имеет целью показать Церковь с разных точек зрения. Материал статьи позволяет сделать вывод о том, что одной из особенностей «Котлована» является его подчеркнутая «литературность», а строительство социализма в повести показано как прямая противоположность Божественному Промыслу о спасении мира.

Список литературы

1 Александров А. О повести «Котлован» // Грани. 1970. № 77. С. 134–143.

2 Васильева М. Котлован и Небесный город: Некоторые аспекты религиозной тема- тики в творчестве А. Платонова на рубеже 1920–1930-х гг. М., 1996. Деп. в ИНИОН РАН, № 52254.

3 Гюнтер Г. Котлован и Вавилонская башня // «Страна философов» Андрея Плато- нова: Проблемы творчества. М.: ИМЛИ РАН, 1995. С. 145–151.

4 Золотоносов М.А. «Ложное солнце»: «Чевенгур» и «Котлован» в контексте совет- ской культуры 1920-х годов // Андрей Платонов: Мир творчества. М.: Современ- ный писатель, 1994. С. 246–282.

5 Киселев А. Одухотворение мира: Н. Федоров и А. Платонов // «Страна филосо- фов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. М.: ИМЛИ РАН, 1994. С. 237–248.

6 Маркштейн Э. Дом и котлован, или мнимая реализация утопии // Андрей Плато- нов: Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. С. 284–302.

7 Меерсон О. Апокалипсис в быту: Поэтика неостранения Андрея Платонова. М.: Гранат, 2016. 256 с.

8 Платонов А. Взыскание погибших. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995. 670 с.

9 Платонов А. Котлован: Текст, материалы творческой истории. СПб.: Наука, 2000. 379 с.

10 Флоренский П.А. Столп и Утверждение Истины. М.: Изд-во «Правда», 1990. Т. 1 (I). 490 с.

11 Шеппард Дж. Любовь к дальнему и любовь к ближнему в творчестве А. Платоно- ва // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. М.: ИМЛИ РАН, 1994. С. 249–254.