Скачать:

PDF

Для цитирования:

Никифорова А.Ю. Литургия мира: Константинополь vs Ближний Восток // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 3. С. 50–71.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-3-50-71

Автор: Никифорова А.Ю.
Сведения об авторе:

Александра Юрьевна Никифорова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, Лихов пер., д. 6, стр. 1, 127051 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 18 февраля 2019 г.
Дата публикации: 25 сентября 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, № 3
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 50-71
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2019-4-3-50-71

Индекс УДК: 821.14
Индекс ББК: 83.3(0) 4
Ключевые слова: византийская литература, гимнография, литургические свитки, чин освящения мира, патриарх Александрийский Софроний III.

Аннотация

До недавних пор была известна единственная, константинопольская, версия чина освящения мира, дошедшая с VIII в. (Barb.gr. 336) до наших дней без существенных изменений. В 1975 г. на Синае нашли греческий свиток 1156 г., Sin. gr. ΝΕ / Е 55 + E sine numero, с архиерейской «литургией мира» из Египта, как она совершалась при патриархе Александрийском Софронии III (ок. 1137/9– 1171 гг.). Свиток содержит альтернативный константинопольскому, восточный, чин, бывший с момента своего появления на рубеже VI в. и, по крайней мере, вплоть до конца XII столетия, основным в Антиохии, Иерусалиме, Александрии, что подтверждает его наличие в греческих источниках с христианского Востока, в сирийской и коптской редакциях. В отличие от простейшего последования Константинополя, церемония, описанная в новонайденном свитке, — высоко торжественная и сопровождается перформативными элементами. В статье текст ближневосточного чина освящения мира впервые в отечественном литературоведении вводится в научный оборот. Причина его своеобразия и несхожести с константинопольским объясняется существованием на Востоке особого сакрального взгляда на миро, укорененного в дохристианской и ветхозаветной культурах, что и привело к разработке богословия мира и созданию высоко торжественной «литургии мира».

Список литературы

1 Барберини Евхологий гр. 336. / изд-е, предисл. и примеч. Е. Велковской, С. Паренти; пер. с итал. С. Голованова; редакция русского перевода Е. Велков- ской, М. Живовой. Омск: Голованов, 2011. 512 с.

2 Дмитриевский А.А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иеруса- лиме IX–X вв. Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1894. 458 с.

3 Желтов М. Миро // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2017. Т. 45. С. 355–358.

4 Никифорова А. Египетский след в Тропологии Sin. Gr. ΝΕ / ΜΓ 56+5 // Вестник СПбГУ. Серия Востоковедение и африканистика. 2016. Т. 4. С. 40–54.

5 Arranz M. La consécration du saint myron (Les sacrements de l’ancien Euchologe constantinopolitain 10) // Orientalia Christiana Periodica. 1989. Vol. 55. P. 317–338.

6 Brakmann H. Neue Funde und Forschungen zur Liturgie der Kopten (1996–2000) // Coptic Studies on the Threshold of a New Millennium. Proceedings of the Seventh International Congress of Coptic Studies. Leiden, Aug. 27–Sept. 2, 2000, eds. M. Immerzeel, J. van der. Vliet Leuven. 2004. Vol. 1. P. 575–606. 

7 Brock S. Jacob of Edessa’s Discourse on the Myron // Oriens Christianus. 1979. B. 63. S. 20–36.

8 Brock S. The Holy Spirit in the Syrian Baptismal Tradition. 2 nd ed. Pune, India: Anita Printers, 1998. 221 p.

9 Chronz T., Brakmann H. Ein neuer Zeuge des Ordo der Osternacht in Jerusalemer Tradition. Edition, Übersetzung und liturgiegeschichtlicher Kommentar mit Anmerkungen zur Überlieferung der altgeorgischen Version des hagiopolitischen Lektionars // Ostkirchliche Studien. 2017. B. 66. S. 112–171.

10 Concilia Africae, A. 345–A. 525, ed. C. Munier. Turnhout: Brepols, 1974 [= CCSL 149]. 425 p.

11 Cyrille de Jérusalem. Catéchèses mystagogiques, ed. A. Piédagnel. Paris: Ed. du Cerf, 1966 [= SC 126]. 210 p. Мировая литература / А.Ю. Никифорова 67

12 Cyrilli, archiep. Hierosolymitani. Catechesis XXI. Mystag. III, Patrologia Graeca, ed. Jacques-Paul Migne. T. 33. Parisiis: Garnier Fratres, editores et J.-P.Migne succesores, 1886. Cols. 1085–1095.

13 Das Sakrament der Myron-Weihe in der Schrift de Ecclesiastica Hierarchia des Pseudo- Dionysios Areopagita in syrischen Übersetzung und Kommentaren, ed. W. Strothmann. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1977–1978 [= GO I, Reihe Syriaca 15].

14 Dionysius Bar Salibi: Commentaries on Myron and Baptism, ed. by B. Varghese. Baker Hill, Kottayam: St. Ephrem Ecumenical Research Institute (SEERI), 2006. 180 p.

15 Documents of the Baptismal Liturgy, ed. E.C. Whitaker. London: Society for Promoting Christian Knowledge, 1970. [Alcuin Club collections. No. 42]. 256 p.

16 Engberding H. Zum Myronweihegebet des (Vat. gr. 1970) // Orientalia Christiana Periodica. 1960. Vol. 26. P. 251–274.

17 Jacob A. Cinq feuillets du “Codex Rossanensis” (Vat. gr. 1970), retrouvés à Grottaferrata // Muséon. 1974. Vol. 87. P. 48–57. 18 Jacob A. L’Euchologe de Sainte-Marie du Patir et ses sources // Atti del Congresso Internazionale su S. Nilo di Rossano, 28 sett. — 1o ott. 1986. Rossano — Grottaferrata, 1989. P. 75–118+2 taf.

19 Kranemann B. Krankenöl // Reallexikon für Antike und Christentum. Stuttgart: Hiersemann, 2006. B. 21. S. 915–964.

20 Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Paris, Arnhem, Leipzig, 1901. Vol. 2.

21 Μενεβίζογλου Π. Μελετήματα περὶ ἁγίου μύρου. Ἀθῆναι, 1999.

22 Mercati G. L’eucologio di S. Maria del Patire con uno frammento di anafora greca inedita // Revue Bénédictine. 1934. Vol. 46. P. 224–240.

23 Mercier Chr. La Liturgie de saint Jacques: édition critique du texte grec avec traduction latine. Paris: Firmin-Didot, 1946 [= PO XXVI. Fasc. 2]. P. 159–254.

24 Messling R. Die Schrift des Anton von Tagrit “Über das Myron” // Paul de Lagarde und die syrische Kirchengeschichte. Göttingen, 1968. S. 150–161.

25 Morozowich M. Holy Thursday in Jerusalem and Constantinople: The Liturgical Celebrations from the Fourth to the Fourteenth Centuries. Diss. ad doctorandum. Rome: Pontificio Istituto Orientale, 2002. 391 p.

26 Moses bar Kepha, Myron-Weihe, ed. W. Strothmann. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1973 [= GO I, Reihe: Syriaca 7].

27 Nikiforova A. The Oldest Greek Tropologion Sin. Gr. ΝΕ / ΜΓ 56+5: A New Witness to the Liturgy of Jerusalem from outside Jerusalem with First Edition of the Text // Oriens Christianus. 2015. B. 98. S. 138–173.

28 Nikiforova A. The Consecration of Holy Myron in the Near East: A Reconstruction Attempt of the Greek-Melkite Rite (with the Edition of Sinai Greek NF/ E 55 + Fragment E sine numero, A.D. 1156) // Orientalia Christiana Periodica. 2019. Vol. 85. (В печати)