Аннотация
Цель статьи состоит в том, чтобы обосновать новый (функциональный) подход к изучению формульного стиля средневековых памятников в контексте развития теории устно-поэтических формул. Согласно формульной теории, восходящей к трудам Милмана Пэрри и Альберта Лорда, формула считается элементом «утилитарным», т. е. необходимым при устном сочинении или импровизации, но не имеющим художественной функции. Формулы участвуют в композиции книжно-письменных поэм, включенных в Англосаксонскую Хронику, однако их изучение до сих пор не привлекало внимания исследователей. Формулы наделяются здесь новыми функциями, позволяющими передать дополнительные смыслы. В статье приводятся аргументы в пользу того, чтобы назвать главную функцию формульного стиля в письменной поэзии «ассоциативной»: в поэмах Англосаксонской Хроники формулы используются для создания образов и мотивов при помощи ассоциаций с традиционными образами и мотивами героической и духовной поэзии. Формулы, исполняющие роль осознанно использованного художественного поэтического приема, наделяются в поэмах Англосаксонской Хроники не только новой ассоциативной функцией, но и новыми коннотациями, которые можно условно охарактеризовать как героизирующие, архаизирующие, ностальгические.
Список литературы
1 Веселовский А.И. Историческая поэтика. Л.: Худож. лит., 1940. 649 c.
2 Гуревич Е.А. Парная формула в эддической поэзии (Опыт анализа) // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. С. 61–82.
3 Жирмунский В.М. Средневековые литературы как предмет сравнительного литературоведения // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. М., 1971. Т. XXX. Вып. 3. С. 185–197.
4 Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979. 495 с.
5 Лорд А.Б. Сказитель / пер. с англ. и коммент. Ю.А. Клейнера и Г.А. Левинтона; послесловие Б.Н. Путилова. Статьи А.И. Зайцева, Ю.А. Клейнера; отв. ред. Б.Н. Путилов. М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 1994. 368 с.
6 Мелетинский Е.М. Эдда и ранние формы эпоса. М.: Наука, 1968. 367 с.
7 Смирницкая О.А. Поэтическое искусство англосаксов // Древнеанглийская поэзия / изд. подгот. О.А. Смирницкая. М.: Наука, 1980. С. 171–232.
8 Смирницкая О.А. Стих и язык древнегерманской поэзии. М.: МГУ, 1994. 484 c.
9 Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика. Л.: Изд-во Ленинградского ун.та, 1978. 176 с.
10 Acker P. Revisiting Oral Theory: Formulaic Composition in Old English and Old Icelandic Verse. London: Routledge, 1998. 154 p.
11 Amodio M.C. Writing the Oral Tradition. Oral Poetics and Literate Culture in Medieval England. Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 2004. 298 p.
12 Benson L. The Literary Character of Anglo-Saxon Formulaic Poetry // Publications of the Modern Language Association, 81. 1966. P. 334–341.
13 Brodeur A.G. The Art of Beowulf. Berkeley: University of California Press, 1959. 283 р.
14 Foley J.M. Oral-Formulaic Theory and Research: An Introduction and Annotated Bibliography. New York: Garland, 1985. xvi+718 p.
15 Frog. Alvissmal and Orality I: Formula, Alliteration and Categories of Mythic Being // Arkiv for nordisk filologi, 2011. Vol. 126. P. 17–71.
16 Fry D. Old English Formulas and Systems // English Studies, 1967. Vol. 48. P. 193–204.
17 Greenfield S.B. Grendel’s Approach to Heorot: Syntax and Poetry // Old English Poetry: Fifteen Essays / ed. R.P. Creed. Providence (Rhode Island): Brown University Press, 1967. Р. 275–284.
18 Greenfield S.B. The Formulaic Expression of the Theme of Exile in Anglo-Saxon Poetry // Essential Articles for the Study of Old English Poetry / ed. J.B. Bessinger, St.J. Karl. Hamden, Connecticut: Archon Books, 1968. P. 352–362.
19 Greenfield S.B. The Interpretation of Old English Poems. London: Routledge and K. Paul, 1972. 188 p.
20 Kendall C.B. The Metrical Grammar of Beowulf. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. xvi+318 p.
21 Dobbie E. van K. The Anglo-Saxon Minor Poems. Vol. 6 // The Anglo-Saxon Poetic Records: A Collective Edition. 6 vols. New York: Columbia University Press, 1942. clxxx + 220 р.
22 Lord A.B. The Singer of Tales. Cambridge Massachusetts: Harvard University Press. 1960. xv + 309 p.
23 Lord A.B. Perspectives on Recent Work on Oral Literature // Oral Literature. Seven Essays / ed. J.J. Duggan. Edinburgh: Scottish Academic Press, 1975. P. 1–24.
24 Lonnroth L. Ior. fannz .va ne upphiminn: a Formula Analysis // Speculum Norroenum: Norse Studies in Memory of Gabriel Turville-Petre / ed. U. Dronke, Gu.run P. Helgadottir, G.W. Weber, H. Bekker-Nielsen. Odense: Odense University Press, 1981. P. 310–327.
25 Magoun F.P. Oral-Formulaic Character of Anglo-Saxon Narrative Poetry // Essential Articles for the Study of Old English Poetry / ed. J.B. Bessinger, St.J. Karl. Hamden, Connecticut: Archon Books, 1968. P. 319–351.
26 Mazo J.A. Compound Diction and Traditional Style in Beowulf and Genesis А // Oral Tradition, 6/1. 1991. P. 79–92.
27 Mellor Sc.A. Analyzing Ten Poems from the Poetic Edda: Oral Formula and Mythic Patterns. Lewiston: Edwin Mellen Press, 2008. 321 р.
28 Niles J. Formula and Formulaic System in Beowulf // Oral Traditional Literature: A Festschrift for Albert Bates Lord / ed. J.M. Foley. Columbus, Ohio: Slavica Publishers, 1981. P. 394–415.
29 O’Brien O’Keefe K. Deaths and Transformations: Thinking through the ‘End’ of Old English Verse // New Directions in Oral Theory / ed. M. Amodio. Tempe, Arizona: Arizona Center for Medieval and Renaissance Studies, 2005. P. 149–178.
30 Olsen A.H. Oral-Formulaic Research in Old English Studies. Part I // Oral Tradition, 1986. Vol. 1. P. 548–606.
31 Olsen А.Н. Oral-Formulaic Research in Old English Studies. Part II // Oral Tradition, 1988. Vol. 3. P. 138–190. 32 Orchard A. A Critical Companion to Beowulf. Cambridge: D.S. Brewer, 2003. 396 p.
33 Parry M. Studies in the Epic Technique of Oral Verse-Making, I: Homer and the Homeric Style // Harvard Studies in Classical Philology. 1930. Vol. 41. Р. 73–148.
34 Parry M. Studies in the Epic Technique of Oral Verse-Making, II: the Homeric Language as Language of Oral Poetry // Harvard Studies in Classical Philology. 1932. Vol. 43. Р. 1–50.
35 Renoir A. Oral-Formulaic Context: Implications for the Comparative Criticism of Mediaeval Texts // Oral Traditional Literature: A Festschrift for Albert Bates Lord / ed. by J.M. Foley. Columbus, Ohio: Slavica Publishers, 1981. P. 416–439.
36 Renoir A. Repetition, Oral-Formulaic Style, and Affective Impact in Mediaeval Poetry: A Tentative Illustration // Comparative Research on Oral Traditions: A Memorial for Milman Parry / ed. John Miles Foley. Columbus, Ohio: Slavica Publishers, 1987. P. 533–548.
37 Rogers H.L. The Crypto-Psychological Character of the Oral Formula // English Studies 47. 1966. P. 89–102.
38 Russom G. Aesthetic Criteria in Old English Heroic Style // On the Aesthetics of Beowulf and Other Old English poems / ed. Hill John H. Toronto; Buffalo: University of Toronto Press, 2010. P. 64–80.
39 Stanley E.G. Beowulf // Stanley E.G. Continuations and Beginnings: Studies in Old English Literature. London: Nelson, 1966. P. 104–140.
40 Stevick R.D. The Oral-formulaic Analysis of Old English Verse // Essential Articles for the Study of Old English Poetry / ed. J.B. Bessinger, St.J. Karl. Hamden, Connecticut: Archon Books, 1968. P. 393–403.
41 Savborg D. The Formula in Icelandic Saga Prose // Saga-Book of the Viking Society for Northern Research. London: University College London, 2018. P. 51–86.
42 Thorvaldsen B.O. Sva er sagt i fornum visindum: Tekstualiseringen av de mytologiske eddadikt. Bergen: Universitetet i Bergen, 2006. 427 p.