Аннотация
При изучении фольклора особую значимость имеет знание контекста его бытования, связей с окружающей действительностью, социальных функций. Изучая фольклорные явления прошлого, особенно те из них, в которых исполнительское начало играло заметную роль, мы можем обратиться к русскому реалистическому изобразительному искусству XIX в. В статье рассматриваются картины художника Л.И. Соломаткина, посвященные святочным обрядам (христославью и ряженью) в урбанистической среде. Анализ полотен, изображающих христославье, позволяет сделать вывод, что в городской среде 1870-х гг. данная традиция предстает как в значительной степени формализованная и помещенная в «рамки» товарно-денежных отношений. Поэзия народного праздника-обряда, захватывающего и объединяющего всех его участников, уступает место привычной процедуре, требующей денежного расчета. В то же время традиция христославья оставалась важной частью городских рождественских празднеств не только для вознаграждаемой, но и для вознаграждающей стороны, поскольку для последней приход славильщиков служил знаком определенного общественного статуса. Полотно, изображающее святочное ряженье, напротив, свидетельствует о том, что и в городской среде второй половины XIX в. этот обряд сохранял свойственную ему «страшно- веселую» атмосферу.
Список литературы
1 Асафьев Б.[В.] Русская живопись. Л.; М.: Искусство, 1966. 243 с.
2 Бурцев А.Е. Леонид Иванович Соломаткин и его художественное творчество. Из собрания А.Е. Бурцева // Бурцев А.Е. Мой журнал для немногих. Вып. 10. СПб.: Тип. Е. Вейрман и Ко, 1914. С. 2–15.
3 Жабрева А.Э. Письменные и изобразительные источники по истории русского костюма XI–XVII веков. М.: Петербургское востоковедение: БАН, 2016. 479 с.
4 Иванова Т.Г. Василий Максимович Максимов — художник и собиратель фольклорно-этнографических материалов // Традиционная культура. 2018. Т. 19, № 2. С. 19–27.
5 Ивлева Л.[М.] Ряженье в русской традиционной культуре. СПб.: Российский ин-т истории искусств, 1994. 233 с.
6 [Курочкин Н.С.] «Царь Максимилиан» // Искра. 1863. № 6. С. 83–85.
7 Ледаков А.З. Памяти Соломаткина // Санкт-Петербургские ведомости. 1883. 6 августа. № 211.
8 Некрылова А.Ф. Значение Петербурга и солдатской среды в становлении русской народной драмы // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб.: Наука: Санкт-Петербург. отд-е, 1992. С. 195–206.
9 Нестерова Е.В. Леонид Иванович Соломаткин. Жизнь и творчество. СПб.: Алетейя, 1998. 181 с.
10 Нестерова Е.В. Леонид Иванович Соломаткин. СПб.: Золотой век, Художник России, 2006. 200 с.
11 Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй полови- ны XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1987. 282 с.
12 Прыжов И.[Г.] Нищие на Святой Руси. М.: Тип. М.И. Смирновой, 1862. 83 с.
13 Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. М.: Искусство, 1989. 430 с.
14 Савицкая Т.А. Леонид Иванович Соломаткин (1837–1883). М.: Изобразительное искусство, 1971. 99 с.
15 Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М.: Сов. художник, 1980. 261 с.
16 Сорокина С.П. Петрушка на картинах В.Г. Перова и К.Е. Маковского // Традици- онная культура. 2015. № 4. С. 147–154.
17 Сорокина С.П. Петрушка в русской живописи второй половины XIX века: фольклорное явление в «тексте» изобразительного искусства // Текст, контекст, интертекст. Сборник научных статей. XIV Виноградовские чтения. Т. 4: Русская литература. М.: ВО МГПУ; ВивидАрт, 2016. С. 214–230.
18 Тарасов Л.[М.] Леонид Иванович Соломаткин. М.: Искусство, 1968. 179 с.
19 Топоров В.Н. Проза будней и поэзия праздника («Петербургские шарманщики» Григоровича) // Топоров В.Н. Петербургский текст. М.: Наука, 2009. С. 152–207.