Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2019-4-1/New.pdf
Для цитирования:

Нью К.А. Римская комедия на русской сцене: комедия А.Н. Островского «Не было ни гроша да вдруг алтын» и «Кубышка» Плавта // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 1. С. 138–159.
DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-138-159

Автор: New K.A.
Сведения об авторе:

Катерина Анна Нью — BA Oxon (классическая филология), Mst Oxon (средневековые и современные языки), аспирант, факультет средневековых и современных языков, Оксфордский университет, Holywell St., Oxford OX1 3BN, Оксфорд, Великобритания.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 20 ноября 2018 г.
Дата публикации: 25 марта 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №1
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 138-159
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2019-4-1-138-159

Индекс УДК: 821.161.1 + 821’01
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)52 + 83.3(0)3
Ключевые слова: комедия, рецепция, адаптация, ассимиляция, реконструкция, структура, сюжет, развязка, персонаж.

Аннотация

Статья посвящена исследованию литературных источников комедии А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Текстуальный анализ пьесы на двух уровнях (микро- и макроструктурном), предлагаемый в статье, позволяет оценить степень ассимиляции комедии Плавта «Кубышка» и способы освоения комедийных законов избранного Островским литературного образца. Изучение микроструктурного уровня организации пьесы Островского удостоверяет системность диалога с комедией Плавта «Кубышка» на примере пяти драматических сверхфразовых единиц. Исследование макроструктурного уровня комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» — композиции, обусловленной развитием двух главных тем; бинарных сюжетных линий с идентичной завязкой, развитием и завершением; системы взаимозависимых персонажей; оригинальной реконструкции утраченного окончания «Кубышки» Плавта — показывает глубину освоения римской комедии в пьесе Островского. Развязка обеих комедий наделяется гармонизирующей функцией, объединяя обе сюжетные линии и достигая относительной стабильности в разрешении романической темы. Хотя Островский использует «Кубышку» Плавта как драматическую модель, следуя ее микро- и макроструктуре, в русской пьесе появляется психологическая убедительность и эмоциональная глубина, нехарактерная для римской комедии.

Список литературы

1 Авсеенко В.Г. Очерки текущей литературы // Русский Мир. № 27. 29 января 1872 г.

2 Андреев М.Л. Метасюжет в театре Островского. М.: РГГУ, 1995. 27 c.

3 Античная драма: пер. с древнегреч. и латин.: сб. / сост. С. Апт. М.: Худож. лит., 1970. 767 с.

4 Мольер Ж.–Б. Собр. соч. / вступ. заметки сост. Г. Бояджиевым, Е. Михлиным, С. Мокульским, Н. Рыковой. М.: Гослитиздат, 1939. Т. 3. 834 c.

5 Новский Л. [Луженовский Н.Н.] Воспоминания об А.Н. Островском // А.Н. Островский в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1966. С. 297–298.

6 Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 10 т. М.: Худож. лит., 1960. Т. 6: Пьесы 1871–1873. 486 c.

7 Петровский Ф.А. Античные мотивы в комедии Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» // Культура античного мира. М.: Наука, 1966. С. 197–204.

8 Тронский И.М. История античной литературы. Ленинград: Учпедгиз, 1946. 496 с.

9 Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М.: Искусство, 1967. 544 с.

10 Штейн А.Л. Уроки Островского. Из опыта русского и советского театра. М.: ВТО, 1984. 270 c.

11 Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. М.: Высшая школа, 1990. 144 с.

12 Allott S. Plaudite! An Introduction to Roman Comedy. London: Bell & Sons, 1970. 129 p.

13 Anderson W.S. Barbarian Play: Plautus’ Roman Comedy. Toronto: University of Toronto Press, 1993. 195 p.

14 Hoover M.L. Alexander Ostrovsky. Boston: Twayne Publishers, 1981. 155 p.

15 Konstan D. Roman Comedy. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1986. 184 p.

16 Kuiper W.E.J. The Greek Aulularia. A study of the original of Plautus’ masterpiece. Leiden: Brill, 1940. 141 p.

17 Maclennan K., Stockert W. (eds.) Plautus’ Aulularia. Liverpool: LUP, 2016. 256 p.  158

18 Melo W. de Plautus: Amphitryon. The Comedy of Asses. The Pot of Gold. The Two Bacchises. The Captives. Cambridge, MA, USA: Harvard University Press, 2011. 768 p.

19 Moore T.J. The Theatre of Plautus: Playing to the Audience. Austin: University of Texas Press, 1998. 263 p.

20 Nixon P. T. Maccius Plautus Aulularia (The Pot of Gold). Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1916. 569 p.

21 Sharrock A. Reading Roman Comedy: Poetics and Playfulness in Plautus and Terence. Cambridge: CUP, 2009. 321 p.