Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-4/Buyanovskaya.pdf
Для цитирования:

Буяновская В.И. «Бедные люди» Ф.М. Достоевского как диалог старого и нового слова // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 4. С. 152–169.

DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-152-169

Автор: Буяновская В.И.
Сведения об авторе:

Виктория Ильинична Буяновская — студент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Старая Басманная, д. 21/4, 105066 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 27 января 2018 г.
Дата публикации: 25 декабря 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №4
Рубрика: Русская литература
Страницы: 152-169
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-4-152-169

Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)52
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, «Бедные люди», эпистолярный роман, диалогический нарратив.

Аннотация

Несмотря на то что первый роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» разносторонне и исследован, соотношение эпистолярных стилей героев остается непроясненным. Проблема языка Варвары Доброселовой обычно выносится за рамки рассмотрения, хотя ее «речевая» функция едва ли не превосходит сюжетную. Стиль Макара Алексеевича формируется в постоянном диалоге с «образцовым» стилем героини и без сопоставления с ним не может быть до конца понят. В статье прослеживаются основные различия в нарративных стратегиях героев. «Готовое» слово Варвары Алексеевны, укорененное в сентименталистской традиции, и напряженно складывающийся в сам момент писания язык Девушкина рассматриваются в качестве базовой оппозиции. Темы, выбираемые героями, временнáя ориентация писем и их стилистика подвергается пристальному сопоставительному анализу. Выявляется важная закономерность: выразительность в письмах Варвары Алексеевны достигается через умолчание, а в письмах Девушкина — наоборот, через выговаривание даже самого смутного. Язык Девушкина стремится к апроприации и комбинированию разнородных элементов чужого стиля, к освоению новых содержательных и стилистических сфер, за счет чего в письмах героя актуализируется проблематика и техника «натуральной школы». Изучение речевой стратегии Девушкина, имеющей экспансивный, агрессивный характер, дает основание утверждать, что герой не просто «изливает себя», но пытается в споре с Варварой Алексеевной, а значит, и со старой литературой утвердить себя в слове новом.

Список литературы

1 Баршт К.А. Литературный дебют Ф.М. Достоевского: творческая история романа «Бедные люди» // Достоевский Ф.М. Бедные люди. М.: Ладомир, 2015. С. 379–515.

2 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. 320 с. 3 Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 194–232.

4 Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года // Белинский В.Г. Собр. соч.: в 3 т. М.: ОГИЗ, 1948. Т. 3. С. 641–683.

5 Белинский В.Г. Петербургский сборник // Белинский В.Г. Собр. соч.: в 3 т. М.: ОГИЗ, 1948. Т. 3. С. 61–100.

6 Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.: Сов. Россия, 1985. С. 161–209.

7 [Брант Л.В.] [Рецензия на:] «Петербургский сборник», изданный Н. Некрасовым. С.-Петербург, 1846 // Достоевский Ф.М. Бедные люди. М.: Ладомир: Наука, 2015. С. 261–264.

8 Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Л.: Худож. лит., 1988. 208 с.

9 Виноградов В.В. Школа сентиментального натурализма (Роман Достоевского «Бедные люди» на фоне литературной эволюции 40-х годов) // Виноградов В.В. Избр. труды. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. С. 141–195.

10 Владимирцев В.П. Опыт фольклорно-этнографического комментария к роману «Бедные люди» // Достоевский: Материалы и исследования. Л.: Наука, 1983. Т. 5. С. 74–89.

11 Достоевский Ф.М. [Письмо М.М. Достоевскому от 1 февраля 1846 г.] // Достоев- ский Ф.М. Собр. соч.: в 15 т. СПб.: Наука, 1996. Т. 15. C. 56–58.

12 Достоевский Ф.М. Бедные люди // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972. Т. 1. С. 13–108.

13 Нечаева В.С. Ранний Достоевский. 1821–1849. М.: Наука, 1979. 287 с. 14 Печерская Т.И. Загадочная Федора (Об одной из авторских проекций в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди») // Поэтика русской литературы. К 70-летию Ю.В. Манна. М.: РГГУ, 2001. С. 264–274.

15 [Плетнев П.А. <?>.] [Рецензия на:] «Петербургский сборник», изданный Н. Некрасовым. С.-Петербург, 1846 // Достоевский Ф.М. Бедные люди. М.: Ладомир: Наука, 2015. С. 264–265.

6 Шляпкин И.А. Пятидесятилетие «Бедных людей» Ф.М. Достоевского // Достоев- ский Ф.М. Бедные люди. М.: Ладомир: Наука, 2015. С. 344–349.

17 Miller R. F. Dostoevskiy’s Poor People: Reading as if for Life. Reading in Russia // Practicies of Reading and Literary Communication. 1760–1930. Milan: Ledizioni, 2014. P. 143–164.

18 Rosenshield G. Varen’ka Dobroselova: An Experiment in the Desentimentalization of the Sentimental Heroine in Dostoevskii’s Poor Folk // Slavic Review. Vol. 45. №. 3 (Autumn, 1986). P. 525–533.

19 Simmons E.J. Dostoevsky: The Making of a Novelist. London: Lehmann, 1950 (Reprint). 395 p.

20 Terras V. The Young Dostoevskij (1846–1849): A Critical Study. The Hague: Mouton, 1969. 251 p.

21 Trubetzkoy N.S. Dostoevskij als Künstler. The Hague: Mouton, 1964. 176 p.