Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-4/Nesterova.pdf
Для цитирования:

Нестерова О.Е. Типология Адама и Евы в Новом Завете и в раннехристианской литературе // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 4. С. 58–75.

DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-58-75

Автор: Нестерова О.Е.
Сведения об авторе:

Ольга Евгеньевна Нестерова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 09 января 2018 г.
Дата публикации: 25 декабря 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №4
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 58-75
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-4-58-75

Индекс УДК: 821.41
Индекс ББК: 83.3(0)4+86.371
Ключевые слова: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, раннехристианская литература, экзегеза, Адам, Ева.

Аннотация

В статье на примере истории толкований библейского рассказа об Адаме и Еве обсуждается вопрос о новозаветных истоках христианской типологической экзегезы — специфического метода интерпретации Ветхого Завета, позволявшего обнаруживать в ветхозаветной истории образы («типы»), символически и пророчески предвосхищающие пришествие Иисуса Христа, торжество христианской Церкви и события, связанные с ожидаемым концом света и установлением Царства Божьего. Возникновение этого метода было тесно связано со складывавшимися в иудаизме эпохи Вавилонского плена представлениями о грядущем Царстве Божием, описания которого в ветхозаветных пророческих книгах строились на мотивах и образах, заимствованных из рассказа кн. Бытия о земном рае. Для новозаветных авторов, веровавших в состоявшееся пришествие ожидаемого Мессии и в то, что Царство Божье уже «близко, при дверях» (Мк. 13: 29), было естественным развить и продолжить эти аналогии, установив параллелизм между Адамом — первым человеком и Иисусом Христом — первым воскресшим из мертвых и тем самым явившимся «первенцем» нового творения. Однако попытки исследователей выявить следы типологического отождествления Адама и Христа в канонических Евангелиях не всегда убедительны. О типологии Адама-Христа можно с полной определенностью говорить только применительно к посланиям апостола Павла. Впоследствии такая модель антитетического параллелизма использовалась христианскими экзегетами при установлении типологической связи между образами Евы и Девы Марии.

References

1 Bloch J. Some Christological Interpolations in the Ezra-Apocalypse. The Harvard Theological Review, vol. 51 (1958), pp. 87–94. (In English)

2 Burkett D.R. The Son of Man Debate: A History and Evaluation. Cambridge, Cambridge University Press, 2007. xiv, 176 p. (In English)

3 Casey M. Son of Man: The Interpretation and Influence of Daniel 7. London, SPCK, 1979. xv, 272 p. (In English)

4 Coppens J. La relève apocalyptique du messianisme royal. Vol. 2: Le fils d’homme vétéro- et intertestamentaire. Vol. 3: Le Fils de l’homme néotestamentaire. Leuven, Peeters, 1983. xvii, 272 p. + xiv, 197 p. (In French)

5 Cortés J.B., Gatti F.M. The Son of Man or the Son of Adam. Biblicа, vol. 49 (1968), pp. 457–502. (In English)

6 Daniélou J. Etudes d’Exégèse Judéo-chrétienne (Les Testimonia). Paris, Beauchesne, 1966. 188 p. (In French)

7 Daniélou J. Sacramentum futuri. Études sur les origines de la typologie biblique. Paris, Beauchesne, 1950. xvii, 265 p. (In French)

8 Fascher E. Jesus und die Tiere. Theologische Literaturzeitung, Vol. 90 (1965), S. 561–570. (In German)

9 Fitzmyer J.A. The Semitic Background of the New Testament. Missoula, Scholars Press, 1979. Vol. 2: A wandering Aramean: Collected Aramaic Essays. xvii, 290 p. (In English)

10 Gnilka J. Die Erwartung des messianischen Hohenpriesters in den Schriften von Qumran und im Neuen Testament. Revue de Qumrân, Vol. 2 (1960), S. 395–426. (In German)

11 Goppelt L. Typos. Die Typologische Deutung des Alten Testaments im Neuen. Gütersloh, C. Bertelsmann, 1939. 255 S. (In German)

12 Hamidović D. (Ed.) Aux origines des messianismes juifs : actes du colloque international tenu en Sorbonne, à Paris, les 8 et 9 juin 2010. Leyden; Boston, Brill, 2013. xi, 240 p. (In French)

13 Higgins A.J.B. The Son of Man in the Teaching of Jesus. Cambridge, Cambridge University Press, 1980. 177 p. (In English)

14 Jeremias J. Ἀδάµ. Theological Dictionary of the New Testament, vol. I, pp. 141–143. (In English)

15 Kearns R. Das Traditionsgefüge um den Menschensohn Ursprünglicher Gehalt und älteste Veränderung im Urchristentum. Tübingen, Mohr, Siebeck, 1986. iv, 202 S. (In German)

16 Kearns R. Die Entchristologisierung des Menschensohnes: die Übertragung des Traditionsgefüges um den Menschensohn auf Jesus. Tübingen, Mohr, Siebeck, 1988. v, 209 S. (In German)

17 Kraeling C.H. Anthropos and the Son of Man: A study in the Religious Syncretism of the Hellenistic Orient. New York, Columbia University Press, 1927. 191 p. (In English) Мировая литература / О.Е. Нестерова

18 Mimouni S. Jésus Messie “fils de David” et Messie “fils d’Aaron”. Aux Origines des Messianismes Juifs, ed. D. Hamidović. Leyden; Boston, Brill, 2013, pp. 145–172. (In French)

19 Mimouni S. Le “grand prêtre” Jésus “à la manière de Melchisédech” dans l’Épître aux Hébreux. Annali di storia dell’esegesi, vol. 33 (2016), pp. 79–105. (In French)

20 Müller M. The Expression ‘Son of Man’ and the Development of Christology: A History of Interpretation. London; Oakville, Equinox, 2008. xv, 518 p. (In English)

21 Perrin N. A modern pilgrimage in New Testament Christology. Philadelphia, Fortress Press, 1974. x, 148 p. (In English)

22 Perrin N. Mark xiv. 62: The End Product of a Christian Pesher Tradition? New Testament Studies, vol. 12 (1966), Cambridge, Cambridge University Press, pp. 150–155. (In English)

23 Schniewind J. Das Evangelium nach Markus. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1977. 225 S. (In German)

24 Small B.C. The Characterization of Jesus in the Book of Hebrews. Leyden; Boston, Brill, 2014. xvi, 401 p. (In English)

25 Strack H.L., Billerbeck P. Kommentar zum Neuen Testament: aus Talmud und Midrasch. Bd. 1–4. München, Beck, 1922–1928. viii, 1065 S. + viii, 869 S. + vii, 857 S. + viii, 1323 S. (In German)

26 Walker W.O. The Origin of the Son of Man Concept as Applied to Jesus. Journal of Biblical Literature, vol. 91 (1972), pp. 482–490. (In English)