Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-3/Zotova.pdf
Для цитирования:

Зотова Т.А. Сборник «Стихотворения» Л. Тика: от фрагмента к энциклопедии // Studia Litterarum. 2018.
Т. 3, № 3. С. 46–63. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-3-46-63

Автор: Зотова Т.А.
Сведения об авторе:

Татьяна Алексеевна Зотова — кандидат филологических наук, старший преподаватель, Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики, ул. Мясницкая, д. 20, 101000 г. Москва, Россия. 
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 12 января 2018 г.
Дата публикации: 25 сентября 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №3
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 46-63
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-3-46-63

Индекс УДК: 821.112.2.0
Индекс ББК: 83.3(4Гем)52
Ключевые слова: немецкая литература, романтизм, Тик, лирика, фрагмент, сборник

Аннотация

Первый поэтический сборник Л. Тика, «Gedichte» («Стихотворения»), выходит в 1821 г., через несколько лет после шеститомного сборника «Фантазус», собравшего все хоть сколько-нибудь значимые произведения автора, в период творческого кризиса Тика. Интерес представляет первая часть «Стихотворений», состоящая как из фрагментов уже изданных текстов, так и новых произведений. Особенность сборника заключается в нетипичном для Тика подходе к обработке собственных текстов: все фрагменты публикуются без указания источника. Сам же текст при фрагментации изменяется и корректируется. Фрагменты получают собственное название, краткое и суммирующее. Названия стихотворений указывают на основные романтические топосы, а редакция текстов производится в согласии с указанной в названии темой. Автор организует сборник тематически, переходя от одной группы близких другу другу тем к другой, вырывая фрагменты из привычного контекста и давая им новый. Этот нетипичный для Л. Тика сборник можно интерпретировать как способ создания автором своеобразной «энциклопедии» раннего романтизма. В отличие от универсализма сборника «Фантазус», где тексты Тика, относящиеся к разным родам и жанрам, обрамлены повествовательной рамкой, раскрывающей основные эстетические воззрения автора, энциклопедичность «Стихотворений» предполагает новый, максимально отстраненный взгляд на собственное творчество. Сборник принципиально отличается от всех прочих сборников Тика и, по-видимому, представляет собой попытку автора переосмыслить собственную роль в развитии романтического движения и маркирует начало размежевания с ним.

Список литературы

1 Грешных В.И. Художественная проза немецких романтиков: Формы выражения духа: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2001. 23 с.

2 Карельский A.B. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992. 336 с.

3 Михайлов А.В. О Людвиге Тике, авторе «Франца Штернбальда» // Странствова- ния Франца Штернбальда. М.: Наука, 1987. 360 с.

4 Михайлов А.В. Проблемы анализа перехода к реализму в литературе XIX века // Методология анализа литературного процесса. М.: Наука, 1989. 236 с.

5 Михайлов А.В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. 912 с.

6 Pikulik L. Erzähltes Welttheater. Paderborn: Mentis Verlag GmbH, 2010. 196 S.

7 Scherer S. Lyrik // Ludwig Tieck. Leben — Werk — Wirkung. Berlin/ Boston: de Gruyter Lexikon, 2011. VIII, 652 S.

8 Tieck L. Gedichte. In 3 Bde. Dresden: Hilscher, 1821. Bd. 1. 280 S.

9 Tieck L. Gedichte. In 3 Bde. Dresden: Hilscher, 1821. Bd. 2. 275 S.