Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-2/Panchenko.pdf
Для цитирования:

Панченко А.А. Почему родился черт: сюжет о коммунисте-святотатце, новорожденные монстры и границы религиозной дидактики // Studia Litterarum. 2018.

Т. 3, № 2. С. 252–287. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-2-252-287

Автор: Панченко А.А.
Сведения об авторе:

Александр Александрович Панченко — доктор филологических наук, профессор РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, набережная Макарова, д. 4, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 17 февраля 2018 г.
Дата публикации: 25 июня 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №2
Рубрика: Фольклористика
Страницы: 252-287
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-2-252-287

Индекс УДК: 398.1
Индекс ББК: 82.3
Ключевые слова: антропология святотатства, фольклорная демонология, рождение монстров, бродячие сюжеты.

Аннотация

В 1923 г. краевед, этнограф и археолог Василий Смирнов опубликовал в сборнике трудов Костромского научного общества по изучению местного края статью «Черт родился. (Творимая легенда)». Речь в ней шла о необычном демонологическом сюжете, получившем распространение в Советской России, — о черте, родившемся в семье коммуниста. В своих комментариях к публикации Смирнов указывал на ряд параллелей в европейской фольклорной прозе; на сказания о чудотворных иконах и библейскую историю о неопалимой купине; демонологические сюжеты и поверья о суккубате и инкубате; легенды о рождении антихриста, а также христианскую эсхатологию в целом. Этих наблюдений, однако, недостаточно для интерпретации рассказов о новорожденном черте. В действительности мы имеем дело не столько с «творимой легендой», сколько со случаем международной миграции устойчивого сюжета.

Список литературы

1 Антонов Д.А. Два «тела» иконы: апроприация силы у сакрального образа // Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях. Материалы научной конференции (Москва, РАНХиГС, 16–17 июня 2017 г.) / отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: Издат. дом «Дело», 2017. С. 5–13.

2 Архипова А.С. Рога и копыта генералиссимуса: демонизация Сталина в советской и постсоветской традиции // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 1 / сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2012. С. 409–433.

3 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.: Изд. К. Солдатенкова, 1869. Т. 3. VII+840 с.

4 Бергер Е.Е. «Нехорошо, что монстры живут среди нас» (Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий) // Средние века. 2004. Вып. 65. С. 147–165.

5 Богданов К.А. Врачи, пациенты, читатели. Патографические тексты русской культуры. СПб.: Азбука-Аттикус, 2017. 669 с.

6 Буйских Ю. «Кара Божья» и «Чудо Господнее» в рассказах об осквернении святынь в текстах современной украинской крестьянской традиции // Acta Baltico-Slavica. 38. Warszawa, 2014. P. 263–278.

7 Булычев А.А. Между святыми и демонами: Заметки о посмертной судьбе опальных Ивана Грозного. М.: Знак, 2005. 304 c.

8 Ветловская В.Е. Достоевский и поэтический мир древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1974. Т. 28. С. 296–307.

9 Виноградова Л.Н. Подменыш // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2009. Т. 4. С. 98–103.

10 Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. СПб.: Азбука, 1998. 672 с.

11 Делюмо Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII–XVIII вв.) / пер. с франц. И.Б. Иткина, Е.Э. Ляминой, Е.И. Лебедевой, А.Г. Пазельской; под ред. Д.Э. Харитоновича. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. 572 с.

12 Добровольская В.Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Русский фольклор: материалы и исследования. СПб., 1999. Т. XXX. C. 500–512.

13 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

14 Карначук Н.В. Новости о рождении чудовищ и английское общественное сознание второй половины XVI–XVII вв. // Диалог со временем. 2014. Вып. 47. С. 107–128.

15 Летопись Кунсткамеры. 1714–1836 / авт.-сост. М.Ф. Хартанович, М.В. Хартанович; отв. ред. Н.П. Копанева, Ю.К. Чистов. СПб.: МАЭ РАН, 2014. 740 с.

16 Львов А.Л. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб.: Изд. Европейского ун-та в С.-Петербурге, 2013. 328 с.

17 Мазалова Н.Е. Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 192 с.

18 Майзульс М. Наказание святых: благочестивое богохульство в Средние века и раннее Новое время // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 2 (35). С. 15–51.

19 Майзульс М.Р. Образ святого: quasi-присутствие и quasi-телесность // Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях. Материалы научной конференции (Москва, РАНХиГС, 16–17 июня 2017 г.) / отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: Издат. дом «Дело», 2017. С. 68–75.

20 Мельникова Е.А. Эсхатологические ожидания рубежа XIX–XX веков: конца света не будет? // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 250–266.

21 Морар А. Одомашнить Иного: Показ монстров в России // НЛО. 2017. № 143. URL: http://www.nlobooks.ru/node/8251. (дата обращения: 08.02.2017).

22 Мороз А.Б. Устная история русской церкви в советский период (народные предания о разрушении церквей) // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 6. М., 2000. С. 177–185.

23 Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI — начало XII века / сост. и общ. ред. Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева. М.: Худож. лит., 1978. 413 с.

24 Панченко А.А. Иван и Яков — необычные святые из болотистой местности: «Крестьянская агиология» и религиозные практики в России Нового времени. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 442 c.

25 Пигин А.В. Из истории русской демонологии XVII века: Повесть о бесноватой жене Соломонии. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. 267 c.

26 Пришвин М. Голубиная книга // Красная новь. 1924. № 2. С. 228–236.

27 Ровинский Д.А. Русские народные картинки. СПб.: Императорская Академия наук, 1881. Кн. I–V.

28 Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Посмертный труд печатан под наблюдением Н.П. Собко. СПб.: Изд. Р. Голике, 1909. Т. I. 368 стб.

29 Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М.: Индрик, 2003. 464 c.

30 Смирнов В. Чорт родился (творимая легенда) // Труды Костромского научного общества исследователей местного края. 1923. Вып. 29. С. 17–20.

31 Тогоева О.И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия. М.: Наука, 2006. 333 с.

32 Топорков А.Л. Два издания книги П.Г. Богатырева «Магические действия, обряды и верования Закарпатья» (1929/1971): научный и общественный контекст // Антропологический форум. 2011. № 14. С. 149–150.

33 Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: Изд. МГУ, 1982. 248 с.

34 Фадеева Л.В. Рассказы о разорении святыни в современной устной традиции Пинежья (К проблеме специфики сюжета и жанра) // Рябининские чтения — 2003. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск, 2003 URL: http://kizhi.karelia. ru/library/ryabinin-2003/29.html (дата обращения: 08.02.2017).

35 Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986. 706 с.

36 Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / пер. с лат. Н. Цветкова, предисл. С. Лозинского. Саранск: Саран. фил. СП «Норд», 1991. 349 с.

37 Штырков С.А. Рассказы об осквернении святынь // Традиционный фольклор Новгородской области. (Пословицы и поговорки. Загадки. Приметы и поверья. Детский фольклор. Эсхатология (по записям 1963-2002 гг.)) / сост. М.Н. Власова, В.И. Жекулина. СПб.: Тропа Троянова, 2006. С. 208–230.

38 A declaration of a strange and wonderfull monster: born in Kirkham parish in  Lancashire...London: Jane Coe, 1646. 8 p.

39 Addams J. The Long Road of Woman’ Memory. New York: Macmillan, 1916. XV+168 p. 40 Andrejev N.P. Die Legende vom Räuber Madej. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1927 (Folklore Fellows Communications, vol. 69). 335 p.

41 Anemone A. The Monsters of Peter the Great: The Culture of the St. Petersburg Kunstkamera in the Eighteenth Century // The Slavic and East European Journal. 2000. Vol. 44. № 4. P. 583–602.

42 Another Museum Attraction // Perrysburg Journal (Ohio). 1891. January 24. P. 1.

43 Astuti R. What happens after death? // Questions of anthropology / ed. by R. Astuti, J. Parry and C. Stafford. Oxford, UK: Berg Publishers, 2007. P. 227–247.

44 Bates A.W. Emblematic Monsters: Unnatural Conceptions and Deformed Births in Early Modern Europe (Clio Medica 77). Amsterdam: Rodopi, 2005. VI+334 p.

45 Baughman E.W. Type and Motif-Index of the Folktales of England and North America. The Hague: Mouton, 1966. LXXVIII+607 p.

46 Belanus B.J., Langlois J.L. Monstrous Births // Archetypes and motifs in folklore and literature: a handbook / ed. by Jane Garry and Hasan El-Shamy. Armonk, New York: M.E. Sharpe, 2005. P. 425–431.

47 Bennet G. Bodies: Sex, violence, decease, and death in contemporary legend. Jackson: University Press of Mississippi, 2005. XV+313 p.

48 Bogdan R. Freak Show: Presenting Human Oddities for Amusement and Profit. Chicago and London: University of Chicago Press, 1988. 336 p.

49 Boyer P. Religion Explained. The Human Instincts that Fashion Gods, Spirits and Ancestors. New York: Basic Books, 2001. VII+375 p.

50 Coleman H.J. Russian Baptists and Spiritual Revolution, 1905–1929. Bloomington: Indiana University Press, 2005. XI+304 p.

51 Crawford J. Marvelous Protestantism: Monstrous Births in Post-Reformation England. Baltimore: Johns Hopkins University, 2005. IX+270 p.

52 Dégh L., Vázsonyi A. Does the Word “Dog” Bite? Ostensive Action: A Means of Legend-Telling // Dégh L. Narratives in Society: A Performer-Centered Study of Narration. Helsinki, 1995. P. 236–262.

53 Eberly S.S. Fairies and the Folklore of Disability: Changelings, Hybrids and the Solitary Fairy // Folklore. Vol. 99. № 1 (1988). P. 58–77.

54 Ellis B. Death by Folklore: Ostension, Contemporary Legend, and Murder // Western Folklore. Vol. 48. № 3 (July, 1989). P. 201–220.

55 Favret-Saada J. An Anthropology of Religious Polemics: The Case of Blasphemy Affairs // HAU: Journal of Ethnographic Theory. Vol. 6. № 1 (2016). P. 29–45. doi: 10.14318/hau6.1.003.

56 Haffter C. The Changeling: History and Psychodynamics of Attitudes to Handicapped in European Folklore // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1968. Vol. 3–4. P. 55–61.

57 Hairy and Hoofed // St. Paul Sunday Globe (Minnesota). 1891. January 18. P. 1.

58 Halpert H. Legends of the Cursed Child // New York Folklore Quarterly. 1958.

Vol. XIV. № 3. P. 233–241. 59 Halpert H., Mitchell B., Dickason D.H. Folktales from Indiana University Students // Hoosier Folklore Bulletin. Vol. I (1942). P. 85–97.

60 Has Hoofs and Hair: An Awful Monstrosity in Minnesota // The Columbus Journal (Nebraska). 1891. January 28. P. 1.

61 Hibbard L.A. Medieval Romance in England. New York: Burt Franklin, 1963. VIII+350 p.

62 Huet M.-H. Monstrous Imagination. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993. 316 p.

63 Lightner. Many Freak Curios // Pittsburg Dispatch (Pennsylvania). 1891. April 19. P. 7.

64 Locke J. A strange and lamentable accident that happened lately at Mears-Ashby in Northamptonshire. London: Harper and Wine, 1642. 7 p.

65 Miles M. Martin Luther and Childhood Disability in 16th Century Germany: What did he write? What did he say? // Journal of Religion, Disability & Health. 2001. Vol. 5 (4). P. 5–36.

66 Park K., Daston L.J. Unnatural Conceptions: The Study of Monsters in Sixteenth-Century France and England // Past and Present. 1981. № 92. P. 20–54.

67 Park K., Daston L.J. Wonders and the Order of Nature (1150–1750). Boston: Zone Books, 1998. 512 p.

68 Rose E.H. and H.J. Quebec Folklore Notes, III // Folklore. Vol. 24. № 3 (September 1913). P. 360–362.

69 Semonin P. Monsters in the Marketplace: The Exhibition of Human Oddities in Early Modern England // Freakery: Cultural Spectacles of the Extraordinary Body / ed. by Rosemarie Garland Thompson. New York and London: New York University Press, 1996. P. 69–81.

70 Spinks J. Monstrous Births and Visual Culture in Sixteenth-Century Germany. London and New York: Routledge, 2016. IX+207 p.

71 Viola L. The Peasant Nightmare: Visions of Apocalypse in the Soviet Countryside // Journal of Modern History. 1990. Vol. 62. № 4. P. 747–770.

72 Williams W. Monsters and their Meanings in Early Modern Culture: Mighty Magic. Oxford University Press, 2011. 344 p.

73 Wilson D. Signs and Portents: Monstrous Births from the Middle Ages to the Enlightenment. New York: Routledge, 1993. 232 p.

74 Wrenshall L. Incantations and Popular Healing in Maryland and Pennsylvania // Journal of American Folklore. Vol. 15. № 59 (October–December 1902). P. 268–274.

75 Zhuk S. Russia’s Lost Reformation: Peasants, Millennialism, and Radical Sects in Southern Russia and Ukraine, 1830–1917. Baltimore: John Hopkins University Press, 2004. XX+457 p.