Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-2/Simonova.pdf
Для цитирования:

Симонова О.А. «В этой легкой церкви — корней архиерей»: «сквозные» образы в поэзии К. Чуковского и его современников // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 2. С. 122–143. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-2-122-143

Автор: Симонова О.А.
Сведения об авторе:

Ольга Алексеевна Симонова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 25 августа 2017 г.
Дата публикации: 25 июня 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №2
Рубрика: Русская литература
Страницы: 122-143
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-2-122-143

Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)6
Ключевые слова: русская поэзия XX в., биография, сказки К.И. Чуковского, литературный портрет, пародии, автор, рассказчик, герой, неизвестное стихотворение Чуковского.

Аннотация

В статье рассматривается поэтический портрет К.И. Чуковского. Писатель, вводя фигуру рассказчика в несколько своих сказок, заложил традицию изображения себя в качестве персонажа литературных произведений. Возникающее в поэтическом тексте лирическое «я», сопровождаемое портретом Чуковского, приобретало в восприятии читателей черты автора. Еще одним способом введения фигуры автора в текст была подача ее под маской персонажа своей сказки. Нами обнаружено неопубликованное шуточное стихотворение Чуковского, в котором он отождествляет Корнея и Бармалея. Отстраненное отношение к «Корнею», создание одноименного персонажа вызвано неполным апроприированием Чуковским своего псевдонима. Такая тенденция станет характерной для восприятия образа Чуковского его современниками, имя «Корней» будет неоднократно ими обыгрываться, отрываясь от его носителя. В статье выявляется, какие грани творчества писателя были отмечены поэтами при создании его образа. Поэты-современники Чуковского, создавая пародии на его сказки, делают писателя их героем. Пародии в силу специфики жанра заостряют черты характера поэта. Объектом описания в поэзии других авторов становится биография Чуковского. Огромный рост Чуковского впоследствии трактуется как маркер его величия, показывает, что он был современником великих людей прошлого. Образ Чуковского становится «сквозным» образом в литературе XX в.

Список литературы

1 Архангельский А. Петя.детка («Петя.детка заскучал...») // Литературная газета. 1932. 23 нояб. С. 3.

2 Бабичков В.К. Чуковскому («В своих исканиях упорен...») // Литературная газета. 1963. 21 мая. С. 3.

3 Берестов В.Д. Избранные произведения: в 2 т. М.: Вагриус, Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2: Стихи, повести, рассказы, воспоминания. 606 с.

4 Берестов В.Д. Совсем недавно был Корней Иванович… // Воспоминания о Корнее Чуковском / сост. К.И. Лозовская и др. М.: Сов. писатель, 1983. С. 128–141.

5 Варковицкая Л. «Госиздатские пирожки» // Воспоминания о Корнее Чуковском / сост. К.И. Лозовская и др. М.: Сов. писатель, 1983. С. 96–99.

6 Вознесенский А. Человек с древесным именем // Воспоминания о Корнее Чуковском / сост. К.И. Лозовская и др. М.: Сов. писатель, 1983. С. 376–378.

7 Гамзатов Р.Г. Собр. соч.: в 5 т. М.: Худож. лит., 1982. Т. 5: Стихотворения. Поэмы. Верность таланту. 575 с.

8 Евтушенко Е. Паруса: Памяти К. Чуковского // Воспоминания о Корнее Чуковском / сост. К.И. Лозовская и др. М.: Сов. писатель, 1983. С. 471–472.

9 Жаботинский В. «Чуковский Корней...» // В ст. В. Глоцера «Он “Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр”» // Жизнь и творчество Корнея Чуковского. М.: Просвещение, 1978. С. 45.

10 Иванова Е. Годы известности Чуковского.критика // Чуковский К.И. Собр. соч.: в 15 т. М.: Терра-Книжный клуб, 2003. Т. 7 / предисл. и коммент. Е. Ивановой. С. 5–22.

11 Иванова Е.В. Неизвестный Чуковский // Чуковский К.И. Собр. соч.: в 15 т. М.: Терра.Книжный клуб, 2002. Т. 6 / предисл. и коммент. Е. Ивановой. С. 5–26.

12 Иванова Е.В. Чуковский — Харджиев — Маяковский: О ком был написан «Гимн критику»? // Вопросы литературы. 2014. № 6. С. 196–217.

13 Маршак С.Я. Собр. соч.: в 8 т. М.: Худож. лит., 1970. Т. 5 / подг. текста и прим. В.Г. Титовой. 704 с.

14 Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: ГИХЛ, 1955. Т. 1 / подг. текста и прим. В.А. Катаняна. 464 с.

15 Меб (Бескин М.М.). Одно другого стоит: Чуковский — о своей лекции («Не бывало до сих пор!!!..») // Раннее утро. 1908. 1 нояб.

16 Слуцкий Б. Детская литература // Детская литература. 1993. № 1. С. 29.

17 Смирнов С., Игин И. Добро обжаловать… Пародии, шаржи, эпиграммы. М.: Мол. гвардия, 1962. 96 с.

18 Флит А. Некрасов и двое других: Чуковский и Евгеньев.Максимов // Флит А. Таланты наизнанку. Л.: ГИХЛ, 1940. 176 с.

19 Чевтаев А.А. Герой в нарративной лирике: структура и аксиология // Narratorium. 2011. № 1–2. URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2027602
(дата обращения: 20.08.2017)

20 Черный Саша. Корней Белинский (Опыт критического шаржа) («В экзотике заглавий — пол.успеха...») // Сатирикон. 1911. № 11. С. 5.

21 Чуковский К.И. Собр. соч.: в 15 т. М.: Терра — Книжный клуб, 2001–2009.

22 Чукоккала: Рукописный альманах Корнея Чуковского / коммент. К. Чуковского, сост., подгот. текста и прим. Е. Чуковской. М.: Русский путь, 2006. 584 с.