Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-2/Barabash.pdf
Для цитирования:

Барабаш Ю.Я. Улица Крокодилов / Невский проспект. И за их пределами. Бруно Шульц и Гоголь — встреча на пограничье // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 2. С. 80–101. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-2-80-101

Автор: Барабаш Ю.Я.
Сведения об авторе:

Юрий Яковлевич Барабаш — доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской Академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 10 января 2018 г.
Дата публикации: 25 июня 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №2
Рубрика: Русская литература
Страницы: 80-101
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-2-80-101

Индекс УДК: 821.161.1 + 821.162.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)5 + 83.3(4Пол)6
Ключевые слова: пограничье, компаративный, модернизм, мифологизм, поэтика, текст, повествователь.

Аннотация

Концепт пограничья определяет в статье ракурс компаративного рассмотрения двух знаковых художественных текстов — описаний-образов улицы Крокодилов Б. Шульцем и Невского проспекта Гоголем. В данном случае речь идет о пограничье дистанционного — пространственного и хронологического — типа; правомерность и корректность такого подхода обосновываются во вступительной части статьи. Далее сравнительный анализ проводится на нескольких структурных, семантических и поэтологических уровнях, на которых пограничье предстает как общий для анализируемых объектов фактор. Выявление моментов сходства и различий выводит дискурс в русло проблематики модернизма в историческом аспекте, к процессам влияния и преемственности — от премодернистских элементов к собственно модернистской поэтике. Анализ поэтики Бруно Шульца в сопоставительном с Гоголем ракурсе способствует раскрытию специфики образной системы автора «Коричных лавок» и «Санатория под клепсидрой», индивидуально-неповторимой и одновременно органически включенной в систему определяющих признаков модернизма. Взгляд на Гоголя через «призму» Шульца раскрывает значение «уроков Гоголя» для модернизма, степень и конкретные «алгоритмы» их прямого либо опосредованного суггестивного влияния на процессы обновления арсенала художественных средств постижения мира.

Список литературы

1 Каменева Н. Мифологическая проза Бруно Шульца // Бруно Шульц. Библиографический указатель. Иерусалим; М.: Гешарим, ВГБИЛ, 1998. 136 с.

2 Клех И. Инцидент с классиком. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 256 с.

3 Манн Ю. Встреча в лабиринте (Франц Кафка и Николай Гоголь) // Вопросы литературы. 1999. № 2. С. 162–186.

4 Меньок В. «Особлива провінція»: шульцівська креація й інтерпретація міста // Бруно Шульц і культура Пограниччя: матеріали двох перших едицій Міжнародного Фестивалю Бруно Шульца в Дрогобичі. Дрогобич: Коло, 2007. С. 147–155.

5 Набоков В. Лекции по русской литературе. Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. М.: Независимая газета, 1996. 438 с.

6 Романишин В. Часопростір міста — «вибраної країни» Бруно Шульца // Annales Unversitatis Mariae Curie-Sclodowska. Lublin — Polonia. Vol. XXIX, 2. Sectio FF. 2011. С. 59–72.

7 Фіцовський Є. Реґіони великої єресі та околиці. Бруно Шульц і його міфологія. Київ: Дух і літера, 2014. 560 с.

8 Шерех Ю. 1860 рік у творчості Тараса Шевченка // Шерех Ю. Поза книжками
і з книжок. Київ: Видавництво «Час», 1998. С. 54–76.

9 Шульц Б. Літературно.критичні нариси. Київ: Дух і літера, 2012. 176 с.

10 Якубинский Л. Об изучении языка литературных произведений // Русская словесность:
от теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. В. Нерознака.
М.: Academia, 1997. 320 с.